Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы историко-лингвистического комментирования традиционных написаний на уроках русского языка в начальной школе 9
1.1. Сущность историко-лингвистического комментирования языковых явлений 9
1.2. Традиционные написания как объект историко-лингвистического комментирования 16
Глава 2. Содержание работы по использованию историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в начальной школе (на материале традиционных написаний) 23
2.1. Проблема использования историко-лингвистического
комментирования на уроках русского языка (обзор методической литературы) 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по использованию историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка (на материале традиционных написаний) 34
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 66
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся, поскольку орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем обстоятельством, что проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остается нерешенной в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи. И поэтому одна из основных задач современной методики преподавания орфографии заключается в постоянной модернизации методов и приемов обучения с целью повышения уровня грамотности школьников.
Написания, основанные на традиционном (историческом) принципе орфографии, представляют для младших школьников наибольшую трудность. Существование в современном русском языке таких написаний объясняется тем, что русская орфография складывалась в течение длительного времени, и в ней возникло довольно много написаний, не отражающих современное состояние языка. Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закреплённое традицией. Выбор буквы не мотивирован с точки зрения современного русского языка и осуществляется не на основе проверки сильной позицией (такой проверки нет), а на основе этимологии и традиции, определяемой в словарном порядке.
В начальной школе изучается большое количество слов, написание которых основано на традиционном (историческом) принципе орфографии. По словам М.Р. Львова, «не определяемые правилами слова многочисленны, а в письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен» (Львов, 2001, 16). Правила, а также отдельные слова, правописание которых основано на традиционном принципе орфографии усваивается запоминанием, а также с помощью орфографического словаря, что, конечно, создает для учащихся определенные трудности при их изучении. Сделать усвоение таких слов осознанным может использование историко-лингвистического комментирования, обращение к этимологии отдельных слов.
Многие лингвисты и методисты прошлого (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов и др.) настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с его историей. Еще в 1901 г. академик А.А. Шахматов, выступая за изучение в школе истории русского языка, писал, что она дает в руки преподавателя превосходный материал для правильного изложения истории умственного и культурного развития русского народа в тесной связи с другими славянскими народами, для всестороннего изучения России.
В последнее время снова активно заговорили об историческом аспекте в процессе преподавания родного языка. Обращение к истокам слова, внимание к его словообразовательной структуре при усвоении орфографии в конце XX - начале XXI вв. стало достаточно популярным методическим приемом при обучении русскому языку. Лингвометодические концепции реализации исторического подхода в языковом образовании разрабатываются такими учеными, как В.В. Бородаева, Т.В. Ванюшечкин, Л.А. Глинкина, Н.Н. Зубарева, З.А. Леденева, Л.К. Лыжова, Е.И. Никитина, С.И. Ольгович, З.А. Поти- ха, И.В. Пронина, Т.В. Собанская-Петрова, Н.М. Шанский и др. Различные аспекты применения сведений по истории языка на уроках в начальной школе рассматриваются в работах В.Н. Дроновой, В.П. Дунаевой, О.И. Еременко, А.Н. Кохичко, О.Н. Левушкиной, Ю.И. Орлова, Г.Н. Приступы, Н.Ю. Штрекер и др. По мнению ученых, исторические экскурсы в процессе изучения русского языка помогают учащимся сознательно усваивать учебный материал и показывают им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования. Применение историко-лингвистического комментирования дает возможность учителю в доступной форме объяснить школьникам происхождение и природу того или иного современного языкового явления, создать условия, при которых учащиеся будут иметь возможность делать на уроках свои собственные маленькие филологические открытия. Однако в основном речь идет о средней школе. Применительно к начальной школе проблема реализации исторического аспекта в процессе изучения русского языка практически не разрабатывается. В связи с этим мы решили остановить свой выбор на следующей теме исследования: «Историко-лингвистическое комментирование традиционных написаний на уроках русского языка в начальной школе».
В процессе анализа лингвометодической литературы было выявлено следующее противоречие. В системе русской орфографии существует значительное количество фактов (написаний слов и грамматических форм), которые являются «реликтами» прошлых лет и требуют обращения к истории языка. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, системы заданий и упражнений, которые позволяли использовать историко-лингвистическое комментирование на уроках русского языка в начальной школе в процессе изучения традиционных написаний.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности использования историко-лингвистического комментирования в процессе изучения традиционных на-писаний на уроках русского языка в начальной школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка нами были выбраны правила, опирающиеся на традиционный принцип орфографии, поскольку исторические сведения будут способствовать осознанному усвоению таких орфографических правил. Понять природу таких написаний нельзя без обращения к историко-лингвистическому комментированию, которое может быть включено в курс русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс использования историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - содержание работы по использованию историко-лингвистического комментирования при изучении традиционных написаний на уроках русского языка в начальной школе.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что использование историко-лингвистического комментирования в процессе изучения традиционных написаний в начальной школе будет эффективным, если:
1) работа будет носить систематический характер;
2) будут использоваться разнообразные методы и приемы работы;
3) отбор исторических сведений для комментирования традиционных написаний будет осуществляться с учетом принципа доступности.
Задачи исследования:
- выявить сущность понятия «историко-лингвистическое комментирование языковых явлений»;
- рассмотреть историю становления традиционных написаний;
- изучить методический опыт использования историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка;
- охарактеризовать методы и приемы изучения традиционных написаний;
- разработать систему упражнений, включающую историко-лингвистическое комментирование традиционных написаний, изучаемых в начальной школе.
Для реализации поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: анализ лингвистической и методической литературы с целью выявления лингводидактических основ исследования; анализ программ и учебной литературы по русскому языку для начальной школы, методы экспериментального исследования (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке историко-лингвистического комментария к школьному курсу русского языка на материале традиционных написаний, в разработке системы заданий и упражнений, позволяющей на практике реализовать принцип историзма в процессе орфографической работы с младшими школьниками.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных славистов и историков языка: И.И. Срезневского, П.Я. Черных, А.А. Шахматова, Н.М. Шанского и др. Методологической базой исследования являются труды методистов: Ф.И. Буслаева, Л.К. Лыжовой, В.Н. Дроновой, О.Н. Левушкиной и др.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступлений на конференциях различного уровня: региональной, областной. По проблеме исследования опубликовано три статьи.
Базой экспериментального исследования стал 3 класс МОУ «СОШ № 43» г. Белгород.
Процесс исследования включал следующие этапы:
1. Теоретико-поисковый. Изучение литературы по теме исследования; наблюдение за учебным процессом; обоснование выбранной темы и постановка задач исследования, составление плана исследования (2015 г.).
2. Опытно-экспериментальный. Констатирующий этап эксперимента; количественный и качественный анализ полученных данных; начало формирующего этапа эксперимента (2016 - 2017 г.г.).
3. Теоретико-обобщающий. Разработка методических основ формирующего этапа эксперимента; завершение опытного обучения и анализ его результатов, оформление магистерской диссертации (2017 г.).
Цель и указанный круг задач обуславливают структуру работы. Диссертация работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается научная гипотеза, формулируются цели и задачи, описываются применяемые в работе методы исследования, указывается практическая и теоретическая значимость.
В первой главе «Лингвометодические основы историко-лингвистического комментирования традиционных написаний на уроках русского языка в начальной школе» выявляется сущность понятия «историко-лингвистическое комментирование», дается характеристика традиционного принципа орфографии, который является теоретической основой использования историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка. Здесь описана история возникновения традиционных написаний в современном русском языке.
Во второй главе «Содержание работы по использованию историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в начальной школе (на материале традиционных написаний)» представлен, во-первых, обзор методической литературы по проблеме исследования, во-вторых, описывается экспериментальная работа по использованию историко-лингвистического комментирования в процессе изучения традиционных написаний в начальной школе.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы, обозначаются перспективы дальнейшего исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментально-методической работы (дидактический материал, планы- конспекты уроков).
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов формирования орфографического учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Традиционные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. В начальных классах такие орфографические правила обычно заучиваются без какого-либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия «орфографическая система».
Актуальность заявленной темы определяется прежде всего тем обстоятельством, что проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остается нерешенной в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невниманием учащихся к слову, к родной речи. И поэтому одна из основных задач современной методики преподавания орфографии заключается в постоянной модернизации методов и приемов обучения с целью повышения уровня грамотности школьников.
Значительным потенциалом в плане совершенствования методики орфографической работы обладает исторический подход, поскольку в начальной школе изучается значительное количество слов, опирающихся на традиционный принцип написания. Орфография таких слов не мотивирована с точки зрения современных словообразовательных отношений и рекомендуется для механического заучивания. Однако такое запоминание без понимания, без осмысления является самой трудной формой получения знаний.
Обзор лингвометодической литературы, в которой затрагиваются проблемы исторического комментирования на уроках русского языка, свидетельствует о том, что обращение к истории формирования и развития национального русского языка, системное и целенаправленное включение в уроки упражнений, связанных с историческим комментированием, будет способствовать объяснению, а не простому запоминанию многих фактов современного русского языка. Проблеме использования исторических сведений в практике школьного преподавания посвящены работы О.Н. Левушкиной, О.И. Еременко, А.Н. Кохичко, В.Н. Дроновой. Ученые-методисты и учителя- практики отмечают, что системное и целенаправленное включение в уроки упражнений, связанных с историческим комментированием, исторических сведений даст учащимся возможность уяснить природу того или иного явления в современном русском языке, будет способствовать осознанному запоминанию правописания лексических единиц и формированию прочных орфографических навыков.
Контрольный срез, проведенный в экспериментальном классе, показал, что орфографический навык написания слов, опирающихся на традиционный принцип русской орфографии, находится на низком уровне. Большое количество ошибок, допущенных в словарном диктанте и при выполнении тестового задания, свидетельствуют о том, что уровень сформированности орфографического навыка у большинства младших школьников находится на низком уровне.
В процессе экспериментально-методической работы использовались следующие методы: беседа, рассказ учителя, выполнение тренировочных упражнений, работа с этимологическим словарем, различные виды диктантов. Отбор исторических сведений и подбор дидактического материала для исторического комментирования осуществлялся с опорой на принцип доступности обучения. Теоретические сведения исторического характера адаптировались с учетом возрастных особенностей младших школьников. При подборе дидактического материала к урокам использовались данные школьных этимологических словарей. Для того, чтобы придать орфографической работе осознанный характер, было введено понятие «исторический корень слова», что обусловило использование определенной схемы орфографической работы. В процессе закрепления исторических знаний, умений и навыков использовались следующие виды работ: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?» (разграничивание слов, сходных по звучанию, но различных по значению), словарные диктанты с опорой на этимологию.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень сформированности орфографического навыка в результате использования историко-лингвистического комментирования повысился. Кроме того, повысилась общая грамотность учащихся, так как они стали более внимательны к установлению «родственников» слов. Сравнение данных констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствует, что упражнения и задания с использованием историко-лингвистического комментирования способствовали повышению орфографической грамотности учащихся, осознанному усвоению написания слов, опирающихся на традиционный принцип орфографии.
Цели и задачи работы, заявленные во введении, были выполнены. Про-веденная нами опытно-экспериментальная работа по использованию историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка показала, что системное и целенаправленное включение в уроки упражнений, исторических сведений о происхождении слов дает учащимся возможность уяснить природу таких написаний, и, следовательно, способствует формированию прочных орфографических навыков.
Проведенное исследование позволило нам увидеть и некоторые перспективы дальнейшей работы. Историко-лингвистическое комментирование может быть использовано и при изучении других явлений современного русского языка. Так, при изучении разделов «Фонетика» и «Графика» можно познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности, с судьбой отдельных букв. В процессе освоения лексики исторический комментарий может сопровождать историю отдельных слов и выражений; можно показать, как развиваются новые значения у слов, как жизнь слова связана с жизнью народа.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987. - 141 с.
2. Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе / Т.В. Бабушкина // Начальная школа плюс До и После.- 2001. - № 2. - С. 27-30.
3. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе: пособие для учителей / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1984. - 145 с.
4. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфогра¬фии / Д.Н. Богоявленский // Русский язык в школе. - 1976. - №4. - С. 12-16.
5. Бородаева О.В. О применении этимологии в обучении орфографии учащимися / О.В. Бородаева // Русский язык в школе. - 1971. - № 3. - С. 29-34.
6. Бородаева О.В. О применении этимологии в обучении орфографии учащимися / О.В. Бородаева // Русский язык в школе. - 1971. - № 3. - С. 29-34.
7. Ванюшечкин Т.В. Из опыта применения этимологического анализа в процессе словарно-орфографической работы с учащимися /
8. Ванюшечкин Т.В. Изучение иноязычных слов с помощью этимологического анализа / Т.В. Ванюшечкин // Русский язык в школе. - 1969. - № 4. - С. 47-50.
9. Варбот Ж.Ж. Праславянская морфология, словообразование и этимология / Ж.Ж. Варбот. - М.: Наука, 1984. - 115 с.
10. Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников / Учебное пособие. - Спб.: Издательский дом «Питер», 2004. - 221 с.
11. Волина В.В. Этимологический словарик / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 2000. - 125 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1966. - С. 56¬71.
13. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: словарь-справочник / Л.А. Глинкина. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 381 с.
14. Грушников П.А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов / П.А. Грушников. - М., 1996. - 80 с.
15. Дронова В.Н. Новые подходы к организации изучения младшими школьниками родного языка как культурно-исторической среды / В.Н. Дронова // Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. -2004.- № 2 (6). - С. 127-136.
16. Дронова В.Н. Основные направления работы по изучению младшими школьниками истории родного языка / В.Н. Дронова // Образование в регионе. Научно-методический журнал. - 2002. - № 2. - С. 92¬97.
17. Дунаева В.П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка / В.П. Дунаева // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 28-30.
18. Еременко О.И. Возможности использования историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в начальной школе / О.И. Еременко // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. - СПб.: Сага, 2007. - С. 137¬141.
19. Еременко О.И. Историческое комментирование как одно из условий реализации принципа преемственности в процессе изучения родного языка / О.И. Еременко / Проблемы преемственности между начальными и средними звеньями общеобразовательной школы в воспитании, обучении и развитии учащихся: приложение № 3 к журналу
«Начальная школа». - М., 2004. - С. 181-188.
20. Еременко О.И. История языка и младший школьник / О.И. Еременко // Историко-культурное освещение слова и языковая экология. - Липецк: ЛГПУ, 2002. - С. 111-116.
21. Зубарева Н.Н. Использование этимологического анализа в работе над трудными словами / Н.Н. Зубарева // Формирование гражданского сознания современного учителя: материалы Герценовских чтений. - СПб.: РГПУ, 2005. - С. 94-100.
22. Зубарева Н.Н. Этимология на занятиях по орфографии в 6 классе: пособие для учащихся / Н.Н. Зубарева. - Белгород: БелГУ, 2007. - 120 с.
23. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах: пособие для учителя / В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 1991. - 111 с.
24. Китаев Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами / Н.Н. Китаев. - М., 1969. - 171 с.
25. Кохичко А.Н. Использование этимологических справок в процессе системного изучения непроверяемых и труднопроверяемых слов / А.Н. Кохичко // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. - СПб.: Сага, 2007. - С. 89-101.
26. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии / А.Е. Кохичко // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 23-27.
27. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии: пособие для учителя 1-4 классов / А.Н. Кохичко. - Мурманск, 1995. - 129 с.
28. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка / В.Д. Купров // Начальная школа. - 1990. - № 3. - С. 21-26.
29. Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа / О.Н. Левушкина // Начальная школа - 2001. - № 5. - С. 47-52.
30. Левушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления школьников с помощью элементов этимологического анализа / О.Н. Левушкина // Преподаватель. - 1999а - № 2-3. - С. 45-52.
31. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: пособие для учителя / О.Н. Левушкина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 96 с.
32. Левушкина О.Н. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ / О.Н. Левушкина // Русский язык в школе. - 1999б. - № 6. - С. 22-26.
33. Леонова И.Г. Словарная работа на уроках / И.Г. Леонова // Начальная школа. - 1997. - № 1. - С. 60-61.
34. Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2008. - № 11. - С. 18-21.
35. Львов М.Р. Правописание в начальных классах: методические указания ко всем темам программ по русскому языку / М.Р. Львов. - Тула, 2001. - 256 с.
36. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 1997. - 256 с.
37. Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку/ С.И. Львова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 41-45.
38. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. - М.: Издательский цент «Академия», 2012. - 464 с.
39. Окулова Г.В. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Г.В. Окулова // Методическое пособие для учителей начальных классов. - Оса: Росстани, 1992. - 40 с.
40. ОЛЕГОВИЧ С.И. Этимология и орфография: учебное пособие / С.И. ОЛЕГОВИЧ. - М.: Дрофа, 1996. - 98 с.
41. Орлов Ю.И. Этимологический анализ слова. Материал для учебно-творческих работ / Ю.И. Орлов // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 36-38.
42. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы О науке этимологии: книга для учащихся / Ю.В. Откупщиков. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
43. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы О науке этимологии: книга для учащихся / Ю.В. Откупщиков. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
44. Пизани В. Этимология / В. Пизани. - М.: Наука, 1966. - 247 с.
45. Пиче-Оол Т.С. Исторические знания как обязательная часть начального филологического образования / Т.С. Пиче-Оол // Начальная школа. - 2017. - № 1. - С. 66-68.
46. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка / А. Преображенский. - М.: Просвещение, 1910-1914.
47. Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка / Г.Н. Приступа // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 67-73.
48. Программа четырехлетней начальной школы («Начальная школа XXI века») / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2016. - 78 с.
49. Пронина И.В. Изучение трудных СЛОВ с применением этимологического анализа: пособие для учителя / И.В. Пронина. - М.: Просвещение, 1964. - 56 с.
50. Пронина И.В. Изучение трудных СЛОВ с применением этимологического анализа: пособие для учителя / И.В. Пронина. - М.: Просвещение, 1964. - 56 с.
51. Пряхина Р.Г. Компас В мире СЛОВ / Р.Г. Пряхина // Начальная школа.
- 1989. - № 3. - С. 8-10.
52. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образований и ее реализация в начальной школе / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. -1999.-№ 1. - С. 14-17.
53. Репкин В.В. Развивающее обучение русскому языку и проблема ор-фографической грамотности / В.В. Репкин // Начальная школа. -1999.- №7 - С. 35 - 48.
54. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1978. - 131 с.
55. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. - М.: Академия, 1997. - 703 с.
56. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 160 с.
57. Русский язык: Учебник для учащихся 2-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
58. Русский язык: Учебник для учащихся 2-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
59. Русский язык: Учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
60. Русский язык: Учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч.2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
61. Русский язык: Учебник для учащихся 4-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
62. Русский язык: Учебник для учащихся 4-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 160 с.
63. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2002. №7. - С. 39-46.
64. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / Л.С. Филиппова. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 248 с.
65. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский // Родное слово. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1986. - 173 с.
66. Топоров В.Н. О некоторых теоретических основаниях этимологического анализа / В.Н. Топоров // Вопросы языкознания. - 1960.- № 3.-С. 45-51.
67. Топоров В.Н. Этимологические исследования по русскому языку / В.Н. Топоров // Вып. 1-10. - М.: Наука, 1976. - 211 с.
68. Трубачев О.Н. Задачи этимологических исследований в области славянских языков / О.Н. Трубачев / Актуальные проблемы славяноведения. - М., 1961.
69. Трубачев О.Н. Приемы семантической реконструкции / О.Н. Трубачев / Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Теория лингвистической реконструкции. - М.: Наука, 1988. - 211 с.
70. Ушинский К.Д. Родное Слово: книга для детей и родителей /
К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Мангазея, Детская литература, 1999.-448 с.
71. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: пособие для учителя / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
72. Христозова Г.М. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальных классах / Г.М. Христозова // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 118-120.
73.Чернышев В.И. Живой язык в первоначальном преподавании / В.И. Чернышев / Избранные произведения в 2-х т. / Т. 2. - М.: Просвещение, 1970. - 718 с.
74. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Дрофа, 2003. - 400 с.
75. Шанский Н.М. Этимологический анализ слова / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - С. 55-64.
76. Шелепова Л.И. Русская этимология: теория и практика: учебное пособие / Л.И. Шелепова. - М.: Академия, 2007. - 128 с.
77. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Дрофа, 2003. - 400 с.
78. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование современного русского языка: учебное пособие / Н.Ю. Штрекер. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
79. Штрекер Н.Ю. Элементы исторического комментирования на уроках русского языка и чтения / Н.Ю. Штрекер // Начальная школа. -
2005. - № 4. - С. 23-26.