Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь и особенности педагогов в связи с уровнем креативности

Работа №59425

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей педагогов в связи с уровнем креативности.
1.1. Личностные особенности педагогов в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологическая характеристика понятия креативность 23
1.3. Взаимосвязь личностных особенностей педагогов с креативностью 39
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей педагогов в связи с уровнем креативности.
2.1. Организация и методы исследования личностных особенностей педагогов в
связи с уровнем креативности 51
2.2. Результаты исследования личностных особенностей педагогов в связи с
уровнем креативности 56
2.3. Анализ результатов исследования личностных особенностей педагогов в
связи с уровнем креативности 72
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения 87


«Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем» - пишет Зимняя И.А. Экономическое и социально-политическое развитие нашей страны требует новых высококвалифицированных специалистов во всех сферах. Будущее России зависит и от того, насколько личностно и нравственно развитыми будут выпускники. И огромная роль в формировании такой высокоразвитой личности принадлежит учителю. Поэтому общество не только сегодня, но и во все времена предъявляла к учителю особые требования. Современное образование требует от педагогов высоких профессиональных знаний и педагогических умений. Но самая главная обязанность каждого учителя - это быть образцовой Личностью. Ведь только личность воспитывает другую личность. Поэтому вопрос о том, какими же личностными особенностями должен обладать педагог, остается актуальным во все времена. Проблему личностных качеств учителя рассматривали многие исследователи. (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, П.Ф. Каптерев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Ф.Н. Гоноболин, В. А. Крутецкий, А.И. Щербаков и другие). И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у ученых наблюдаются разные точки зрения и подходы,
взгляды на значимость этих качеств совпадают. Ведь благодаря профессионально значимым личностным качествам можно добиться больших успехов и высокого педагогического мастерства. Педагога мастера отличает особое сочетание личностных черт. И среди них важное место в настоящий период времени занимает креативность. Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Креативность активно изучается социологами, психологами и
педагогами. Первоначально её отождествляли с интеллектом. Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана прежде всего с именами известных американских психологов Дж. Гилфорда и Э. Торренса. С этого периода креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениям. Креативность тесно связана с творчеством. Эти понятия, ранее синонимичные, в настоящее время разделены. Большинство ученых считают креативность способностью к творчеству.
Проблеме педагогического творчества, креативности, повышения
профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (ДБ. Богоявленская, В.И. Андреев, Загвязинский,
В.А.Сластенин, Я.А. Пономарев, Маслоу, С.Медник, Е.П. Ильин др.).
При выполнении своей профессиональной деятельности педагог приходит к осознанию необходимости ее улучшения. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному. Различия в освоении инновационной деятельности определяются, в том числе и уровнем креативности личности. Чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет ее созидательный труд. Только такого учителя с высоким уровнем креативности, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов,
оптимально использует профессиональные средства, отличается
индивидуальным стилем деятельности и обладает определенными личностными качествами можно назвать педагогом творцом или учителем с большой буквы. В данных условиях наиболее актуальной является проблема подготовки педагогических кадров и воспитания в них такого качества как креативность. Именно этим обуславливается актуальность исследуемой темы.
Объект исследования: психологические качества педагогов.
Предмет исследования: личностные особенности педагогов в связи с уровнем креативности.
Цель исследования - выявить взаимосвязь уровня креативности педагогов с их личностными особенностями.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу, необходимую для изучения темы и проанализировать точки зрения зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и основные характеристики понятий «личностные особенности педагогов», «креативность».
3. Выявить личностные особенности у педагогов и их уровень креативности.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по изучению взаимосвязей личностных особенностей педагогов с уровнем их креативности.
Гипотеза исследования:
Существует связь между личностными особенностями педагогов и их уровнем креативности.
Теоретико-методологической основой для исследования этой проблемы послужили работы Е.П. Ильина, Т.Г. Митиной, Т. Любарта,
Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, К.А. Торшиной.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: беседа, тестирование с использованием методик (16факторный личностный опросник Р. Б. Кеттела (105 вопросов), опросник для определения уровня креативности Е. П. Ильина. Опросник «Каков ваш творческий потенциал» А. В. Батаршева);
•статистические: метод количественного анализа полученных данных (дисперсионный анализ с использованием критерия ), метод математической статистики (коэффицент корреляции Пирсона).
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Селенгушская ООШ» и МБОУ « Мамыковская СОШ» Нурлатского района республики Татарстан.
Выборка. В эксперименте приняли участие 25 педагогов со стажем работы от 15 до 25 лет.
Научная новизна. В Нурлатском районе впервые осуществлен сопоставительный анализ личностных особенностей педагогов с уровнями креативности, что подтверждено эмпирическими данными.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, данные о личностных особенностях и креативности педагогов могут быть использованы ими в процессе профессионального развития и совершенствования, а также повышения эффективности учебного процесса. Результаты могут быть применены и психологами в процессе разработки программ, тренингов, способствующих личностному и профессиональному росту и творческому развитию педагогов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование взаимосвязи личностных особенностей педагогов с уровнем креативности. В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы различные точки зрения зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. На основе анализа психологопедагогической литературы можно сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать своеобразными профессиональными и личностными особенностями. Только в сочетании этих качеств, а также в их развитии и совершенствовании можно добиться педагогического мастерства, так необходимого в современном образовании. Одной из главных черт, которой должен обладать педагог мастер в настоящее время, является креативность. Несмотря на то, что это понятие относительно новое и еще не до конца изученное в психологии, оно имеет огромное значение в педагогической деятельности, так как основной задачей учителя является воспитание креативной личности. Вопрос о том, какой должна быть креативная личность, какова сущность креативности и как решить ряд проблем, связанных с ней, остается спорным, и в настоящее время. Исходя из работ разных авторов, было выявлено разнообразие определений понятия креативности. Самым же распространенным является определение креативности как способности к творчеству. К настоящему моменту создано и огромное количество теорий, рассматривающих креативность как независимый фактор и исследующих ее взаимосвязь с различными факторами. Однако эти исследования не имеют завершенного характера. Поэтому проблема взаимосвязи креативности и особенностей личности остается интересной, а также актуальной и по сегодняшний день. В практической части работы, используя методики разных авторов, было проведено исследование креативности учителей со стажем работы от 15 до 25 лет и их личностных особенностей. В результате анализа полученных данных проверялась выдвинутая гипотеза о взаимосвязи личностных особенностей и уровня креативности у педагогов.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате исследования, было выявлено, что у педагогов отмечается разнообразие личностных особенностей.
2. При исследовании уровней креативности было установлено, что большинство педагогов обладают средним уровнем креативности. Для таких педагогов характерно разнообразие интересов, знаний, автономность мышления, творческая активность, но креативность проявляется только в определенных видах деятельности.
3. При рассмотрении творческого потенциала педагогов были выявлены высокий, средний и низкий уровни. Для большей части педагогов характерен средний уровень творческого потенциала. Это означает, что такие педагоги имеют достаточное количество качеств, необходимых для осуществления творческого процесса, но из-за определенных факторов творческие возможности не всегда реализуются, что приводит к замедлению процесса творчества.
4. В результате дисперсионного анализа выяснилось, что у педагогов с высоким, средним и низким уровнями креативности личностные особенности отличаются.
5. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи личностных особенностей педагогов с их креативностью и творческим потенциалом. Выяснилось, что у педагогов отмечается взаимосвязь уровней креативности с личностными особенностями.
Таким образом выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.


1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Изд-во “Наука”, 2000. 335 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики и творчества. - Казань: Изд-во Каз.Ун-та, 1988. 238 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б.
Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
4. Боно Э. Серьёзное творческое мышление. - М.: Изд-во Попурри, 2005. 416 с.
5. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. - Ленинград: СПБ: РАО ИОВ, 1996. 61 с.
6. Брякова И.Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования //Человек и образование. - М., 2009. № 1. - с. 41-46.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. Под редакцией А.М. Матюшкина. - М.: Изд-во Прогресс, 2000. 14 с.
8. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / / Способности и интересы / Под ред Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого. - М: Изд- Во АПН РСФСР, 1962. 274 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.: (Серия “Мастера психологии”)
10.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Знание, 2001. 160 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. 384 с.
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер 2012. 448 с.
13. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990. 250 с.
14. Каптерев П. Ф. Избр. Ред. Соч. - М.: 1982. 703 с.
83
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005. 448 с.
16. Козлов В.В. Психология творчества: свет, сумерки и темная ночь души / В. В. Козлов - М.: ГАЛА - Издательство, 2008. 112 с.
17 Коменский ЯА. "Великая дидактика": избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. - М.: Уч. Пед. Изд., 1955. 655 с.
18. Красило Т.А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности [Текст] /Т. А. Красило // Психологическая наука и образование. - М., 2005. - № 3 - с. 56-67.
19. Крупская Н.К. «Об учителе».- Москва: Издательство академии
педагогических наук, 1960.
20. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. - М.: Просвещение, 1980. 352 с.
21. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008. 432 с.
22. Левко А.И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания// Образование и воспитание. - М., 2004. - № 9. - с. 33
23. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /сост., общ. Ред. Г.А. Дубровской. - М.: Дет. лит. 3-е изд., 1989. 207 с.
24. Лук А.Н. Психология творчества. - Москва: «Наука», 1978. 126 с.
25. Любарт Т. Психология креативности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. - Электрон. Текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.
26. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности// Педагогическое обозрение, 1994. № 2.
27. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. 246 с.
28. Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. - Елец, 2005.
29. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.
30. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998. 200 с.
31. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994. 215 с.
32. Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т. В. Огородовой. - Ярославль: ИПК “Индиго”, 2013. 392 с.
33. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. 93 с.
34. Новиков Н.И. Избранные произведения. - М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. 768 с.
35. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Изд-во «Наука», 1990. 241 с.
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
37. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
38. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990. №
1. с. 164-168.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: "Питер", 1999. 720 с.: ( Серия “Мастера психологии).
40. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). - М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
41. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности / Савенков
А. И. Наука и школа, 2014. - № 4. - с. 117-127.
42. Симоненко В.Д., М.В. Ретивых. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, /в 2-х книгах/. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
43. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей: уч. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.
44. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. 224 с.
45. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От
деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 5е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.
46. Сосновский Б.А. Психология: учебник для педагогических вузов / Сосоновский Б. А. - М.: Юрайт - Издат, 2005. 660 с.
47. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению // Сб. научных трудов Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Издательство Молодая гвардия, 1997. 213 с.
48. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1985.
49. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. 362 с.
50. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4. - с. 123 - 132.
51. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. С. 32.
52. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - Москва: Изд-во
“Университетская книга”, 2010. 320 с.
53. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 1456 с.
54. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997. 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ