Введение 3
1. Теоретические основы стратегии расширения рынка сбыта продукции 6
1.1. Понятие, сущность стратегии расширения рынка сбыта 6
1.2. Методы расширения рынка сбыта 11
1.3. Оценка эффективности сбытовой деятельности 20
2. Анализ стратегии расширения рынка сбыта продукции в условиях
экономического кризиса 31
2.1. Комплексный анализ деятельности ООО «Пестречинка» 31
2.2. Изучение сбытовой деятельности компании 38
2.3. Оценка эффективности сбытовых стратегий компании 45
3. Основные направления стратегии расширения рынка сбыта продукции 54
3.1. Разработка новой сбытовой стратегии предприятия ООО
"Пестречинка" 54
3.2. Внедрение новых методов ценообразования ООО "Пестречинка" 69
Заключение 76
Список использованных источников
Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. В процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
При проведении сбытовых мероприятий происходит непосредственный контакт с потребителем, что позволяет получить информацию о потребностях.
Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей организации, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия. Особое место в целенаправленном процессе создания условий для мотивированного выбора занимает благоприятная цена.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время направленность торговой деятельности любой фирмы стала более разносторонней и сложной в виду огромного разнообразия товаров и желаний покупателя.
Сегодняшний мир - мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения.
Динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами стало столь разнообразным и большим, что предприятиям приходится буквально биться за покупателей, что так же приводит к пониманию исключительной роли сбыта в деятельности предприятия. Продукция или
услуга, произведенная предприятием, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предпринимателя - идеальным образом совместить желания клиентов и собственные производственные возможности. В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара или услуги.
Именно поэтому сбыт является центральной в системе экономической устойчивости работы предприятия. И это не лишено обоснования - именно в процессе сбыта готовой продукции выяснится, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль - конечная цель любой деятельности - не заставит себя ждать.
Целью дипломной работы является анализ и оценка эффективности сбытовой деятельности на предприятии, а так же разработка предложений по повышению сбытовой деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов сбытовой деятельности оптового предприятия;
- общая характеристика предприятия ;
- анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
- проанализировать сбытовую деятельность предприятия;
- разработка предложений по совершенствованию сбытовой деятельности предприятия.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ООО "Пестречинка"
Предметом исследования является сложившаяся система сбыта продукции на данном предприятии. Таким образом, в данной работе на основе выявленных проблем деятельности сбытовой системы на предприятии проведена оценка современного состояния предприятия ООО "Пестречинка", обоснованы предложения и рекомендации по ее совершенствованию.
Практическая значимость заключается в том, что была проведена оценка состояния сбытовой деятельности, в процессе которой были разработаны предложения по повышению эффективности сбытовой деятельности, использование которых даст положительные результаты в работе не только службы сбыта, но и всей деятельности фирмы.
В качестве исходной информации была использована бухгалтерская и оперативная отчетность предприятия ООО "Пестречинка", также источниками информации для написания дипломной работы по данной теме послужили законодательные материалы, стандарты и интернет-ресурсы, учебная, справочная и методическая литература.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, содержащей теоретическую, аналитическую и проектную главы, заключения, библиографического списка и приложений.
Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.
Существуют две трактовки понятия сбыта - узкая, охватывающая лишь финальную его фазу - непосредственное общение продавца и покупателя по поводу купли-продажи товара, и широкая, характеризующая сбыт как распределение и движение товара от мест производства к местам реализации, а также процесс купли-продажи [13, с. 21].
Расширение рынка сбыта понимается как нахождение для выпускаемого товара новых рынков, так и охват новых сегментов существующего рынка. В первом случае расширение рынка сбыта может проводиться путем выхода на рынки других уровней - на региональный, национальный, международный. Во втором случае расширение рынка сбыта осуществляется путем выпуска модернизированных версий товара, которые ориентированы на конкретные группы потребителей.
Эффективное управление сбытом продукции является одним из главных факторов успеха фирмы. Проблемы, возникающие со сбытом продукции, могут привести к значительным финансовым потерям и частичной или полной остановке производства. Система сбыта продукции любого предприятия должна быть предельно эффективна и ориентирована на потребности рынка. Для того чтобы наиболее полно адаптировать данную систему к потребностям рынка, необходимо использовать специфическую экономическую категорию, которая бы, учитывая внешнюю и внутреннюю среды предприятия, помогла оценить текущую деятельность в области продаж и выявить потенциальные возможности в области совершенствования управления сбытом продукции. [1, с.358].
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия расширения рынка принимается фирмой при увеличении числа потенциальных потребителей за счет действий, направленных на захват менее развитых региональных рынков или сегментов рынка, отличающихся спецификой запросов. При этом рынок неоднороден, с большим числом разнообразных сегментов: имеются региональные и зарубежные рынки, где товара фирмы весьма мало: некоторые модификации товаров, способные вызвать интерес потребителей, еще не запущены в производство.
В тех случаях, когда рынок неоднороден и сильно фрагментирован, а степень развития отдельных его сегментов неодинакова, для успешной конкурентной борьбы целесообразно расширение сферы продаж за счет новых региональных рынков. Хотя вначале это может и не дать того улучшения финансовых результатов, которое оправдывало бы
предпринимаемые усилия, но затем больший объем реализации позволяет увеличить объемы производства и тогда начнут сказываться эффекты масштаба производства и обращения. Именно они при эффективном менеджменте принесут снижение удельных затрат, а значит и рост прибыльности, окупающие усилия и издержки по овладению новыми сегментами рынка.
ООО «Пестречинка» - специализированное предприятие торговли в составе Холдинговой компании «Ак Барс.
ООО «Пестречинка» реализует продукцию из мяса птицы, произведенную Птицеводческим блоком ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (ОАО «Птицефабрика «Казанская», ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс»), и является значимым звеном в вертикально-интегрированной агропромышленной цепочке «Ак Барс» Холдинга.
Организация имеет как краткосрочные цели и задач, так и долгосрочные.
Цели: нахождение новых рынков сбыта продукции; извлечение прибыли; поддержание статуса торговой марки; наиболее полное удовлетворение потребителей и постоянных клиентов; поддержание сотрудничества с постоянными клиентами; стать безоговорочным лидером на региональном рынке; постоянное развитие и повышение уровня профессионализма персонала
Задачи: поиск новых крупных клиентов; обеспечение информирования потенциальных клиентов в регионе; формирование имиджа Фирмы как хорошего и регулярного поставщика; обеспечение надежности связей с партнерами;
Важнейшим инструментом в улучшении работы предприятия становится логистика. Логистика предлагает новый подход к организации эффективного функционирования системы обслуживания потребителей.
На практике не всегда удается воспользоваться эффектом, достигаемым от объединения технологически взаимосвязанных предприятий в единую логистическую цепь. Для реализации всего потенциала возможностей применения логистического подхода к организации деятельности предприятий необходимо четкое и скоординированное руководство всеми звеньями логистической цепи. Повышение качества обслуживания требует, как правило, несения дополнительных затрат. Однако, необходимость снижения общих логистических затрат требует достижения высокого качества при одновременном снижении уровня себестоимости предоставляемого обслуживания. Основной задачей сегодняшнего дня для устойчивости цепочек поставок является достижение наиболее высокой прозрачности логистической цепи. Это влечет за собой проблему дисбаланса между предложением и спросом на различных участках цепочки поставок.
Предприятие при снижении себестоимости и повышение цены на три группы товаров концу 2016 года имеет возможность повысить прибыль от продаж на 220 тыс. руб., рентабельность продаж на 2,3%, рентабельность продаж по чистой прибыли на 2,5%, рентабельность собственного капитала на 7,5%.
В результате анализа поставщиков было принято решение работать с потенциальными поставщиками, в результате предприятие снизит себестоимость товаров за счет новых поставщиков на 45 055.
Рассматриваемое предприятие, в результате своей деятельности повысит чистую прибыль до 1 575 753,5 руб. или на 1,17%. В результате своей деятельности предприятие ООО «Пестречинка», изменит положительную сторону рентабельность предприятия и деловую активность.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант плюс»
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Консультант плюс»
3. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков, 2013. - 400.
4. Аксенов,А.П. Экономика предприятия:Учебник / А.П.Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г.Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 с.
5. Акулич, И. Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. - Учебник. - Мн.: Выш.шк.,
2010.
6. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. -
Мн.: Выш. шк., 2011.
7. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
8. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 235 с.
9. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков, 2013. - 372 с.
10. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности организации: учебное пособие / Т.Б. Бердникова - М.
ЮНИТИ, 2010. - 391 с.
11. Береза, Е.Н. Формирование маркетинговой стратегии предприятия: Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 128 с.
12. Быстров, О.Ф. Экономика предприятия (фирмы).Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Л.П. Афанасьева, Г.И. Болкина, О.Ф. Быстров. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 319 с.
13. Вайсман, Е.Д., Соловьева И.А. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы / Вайсман Е.Д.// Маркетинг - 2010. - № 1
14. Виноградова , С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие / С.Н. Виноградова. - Мн.: Выш. шк., 2010.
15. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии/П. Дойль. - 5-е изд. - СПб. и др.: ПИТЕР, 2013. - 538 с.
16. Жих, Е.М. Маркетинг: как завоевать рынок? / Жих Е.М., Панкрухин А.П., Соловьев В.А. - СПБ.: Питер, 2012. -125 с.
17. Звездова, А.Б., Туровская, М.С. Маркетинг: стратегия и
организация: Учебное пособие. Часть 1. - СПб.: Институт дополнительного профессионального образования службы занятости, 2012. - 91 с.
18. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра-М, 2011. - 393 с.
19. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
20. Котлер, Ф. Армстронг, Г., Сондерс, Д., Вонг, В. Основы маркетинга: Пер. с анг. - 2-е Европ. изд. - М.; СПб. Издательский дом «Вильямс», 2010 - 944 с.
21. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 328 с.
22. Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие / Г.Н. Лиференко. - М.: Издательство «Экзамен». 2014. - 160 с.
23. Маслова, Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг: Учебник. - Спб. и др.: ПИТЕР, 2012. - 400 с.
24. Мездриков, Ю. В. Анализ источников формирования оборотного капитала // Экономический анализ: теория и практика. 2012. - №8. - С. 24.
25. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 2 изд. - М.: «Дело», 2014. - 702 с.
26. Моисеева, А.К. Современное предприятие,
конкурентоспособность, маркетинг, обновление/ А.К. Моисеева, Ю.П. Аниськин. - М.: 2010. - 567 с.
27. Наумова, Л.М. Маркетинг: Технология рыночного успеха в таблицах, рисунках, афоризмах: Учебное пособие. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. - 264 с.
28. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта. [Электронный ресурс]
29. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и
практики: учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. - 6 изд., перераб. и доп. - М.: «Дело и Сервис», 2013. - 288 с.
30. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 с.
31. Панков, Д. А. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Профи. - 2014. - 392 с.
32. Романов, Л.Е. Методы построения стратегии сбыта продукции // Вопросы экономики, №6, 2011.
33. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 с.
34. Семенов, И.В. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ/Семенов И.В.// Маркетинг - 2011. - № 1
35. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. 3- е изд. - М.: «Финансы и статистика», 2011.
36. Фатхудинов, Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.
37. Федоркова,Н.В. Направление достижения конкурентоспособности на основе повышения уровня гибкости / Н.В. Федоркова // Вестник ВГТУ. - Воронеж, 2011. Вып. 5.2. - С. 146-149.
38. Федорова, М.С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия [Текст] / М. С. Федорова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.1. - С. 232-234.
39. Феоктистова, Е.М., Краснюк И.Н. «Маркетинг: теория и
практика», Москва, «Высшая школа», 2011.
40. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. - 600 с.