БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ТАЙЦЕВ
|
Введение
Глава I Монастырь в истории тайского буддизма
Глава II Монастырь в социальной культуре Таиланда:
традиционные основы и исторический контекст
Глава III Современный тайский монастырь: трансформация традиций и адаптация к изменениям
Заключение
Список использованной литературы
Глава I Монастырь в истории тайского буддизма
Глава II Монастырь в социальной культуре Таиланда:
традиционные основы и исторический контекст
Глава III Современный тайский монастырь: трансформация традиций и адаптация к изменениям
Заключение
Список использованной литературы
Особенное место в ряде исследований, посвященных Юго-Восточной Азии, занимает Таиланд. Во многом это объясняется определенной спецификой тайской культуры. Прежде всего, выявляется большая значимость религии - свыше 90% населения являются приверженцами буддизма. Буддийское учение постепенно начало встраиваться во все сферы жизни общества. Особую роль буддийское учение приобретает в контексте сохранения королевской власти. Помимо этого, исследователями все больше обращалось внимание на социальную структуру общества. В 1950-м году, американским антропологом Джоном Эмбри была представлена работа, где тайская социальная структура была охарактеризована как «рыхлая». В частности, выделялась слабая роль различных родственных структур, половозрастных групп, общины в традиционной социокультурной среде Таиланда. Данная работа вызвала широкую и длительную дискуссию, которая продлилась вплоть до конца XX века, но в ее рамках так и не был обнаружен ответ, было ли тайское общество действительно рыхлым или нет, было изначально приковано к изучению буддийского учения, где, в результате поисков неких глубинных смыслов, исследователи волей или неволей уходили от поставленного вопроса. Так же, активно изучалась традиционная сельская среда, где многими исследователями было обнаружено множество различных фактов, как «за», так и «против». В контексте данных исследований все более очевидным проступало значение тайского монастыря (вата) в тайской культуре, рассматривались некоторые аспекты взаимодействия людей на его базе, однако его место именно в социальной культуре не являлось отдельным предметом исследования ни зарубежных, ни отечественных антропологов.
Актуальность исследования и его научная новизна заключается в том, что тайский буддийский монастырь являет собой не только религиозный, но и социальный институт, который играет заметную роль в современном тайском обществе. Однако, исследования, посвященные его рассмотрению в социальном контексте крайне малочисленны. Более того, исследования русскоязычные полностью отсутствуют.
Объектом исследования выступает буддизм и выстраиваемая на его основе религиозная и социальная жизнь населения Таиланда. Предметом исследования является буддийский монастырь - ват и локальное сообщество.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, перед нами стояли следующие задачи:
1) Определить историческую специфику развития буддизма в Таиланде
2) Рассмотреть место вата в традиционной культуре тайцев, акцентируя внимание на его социальной значимости и влиянии на формирование социальной структуры
3) Выявить трансформацию взаимодействия монастыря и общества,
4) Определить место вата в современном Таиланде
Хронологические рамки исследования
Хронологические рамки исследования в целом охватывают период с древности и до конца XX века, однако, в соответствие с предметом исследования, нами в основном прослеживается период с конца XVIII - начала XIX века (с начала формирования единого и централизованного государства, где буддийский монастырь уже может наблюдаться как институт) до конца XX века.
Историографическая база исследования
Проблемой источниковедческого характера в данном исследовании является фактически полное отсутствие источников по данной теме на русском языке. В основном, все исследования, касающиеся как в целом религии Таиланда, так и социального устройства тайского общества, можно встретить только при обращении к иностранным изданиям и журналам. Также стоит отметить и то, что большинство работ написано на базе исследований, проведенных в 60-70-х годах XX века.
Следующей сложностью выступает то, что, несмотря на большое количество работ, посвященных тайскому буддизму и различным аспектам его религиозной практики, работ по исследованию вата и локального сообщества в их взаимодействии, довольно мало. Наиболее комплексным и важным источником является монография Джейн Буннаг «Buddhist Monk, Buddhist Layman: A Study of Urban Monastic Organization in Central Thailand». На основе исследования 1966-1967 года в Аютхае, автором детально рассматриваются отношения между буддийским монастырем и общиной, а также различные социальные, этические, экономические и другие процессы, возникающие на базе данных взаимоотношений. Поэтому, для исследования потребовался ряд различных работ, которые, так или иначе, касаются данного вопроса или какого-либо его аспекта.
Из немногочисленных отечественных работ, наиболее важными являются Е.В.Ивановой «Тайские народы Таиланда»(1970), В.И. Корнева «Тайский буддизм»( 1973), Э.О. Берзина «История Таиланда (краткий очерк)»(1973), которые позволяют позволяющие нам выявить общую картину истории народа, развития буддийского учения и его особенностей в Таиланде. Зарубежными вариантами работ по истории Таиланда являются «Thailand: A Short History» (2003)известного американского историка Таиланда Дэвида Уайетта, также «A history of Thailand» (2014) - совместная работа американского антрополога Криса Бэйкера и тайского профессора Чулалонгорнского университета Пасук Пхонгпайчит.
Что касается истории буддизма в Таиланде, то здесь следует отметить монографию Камалы Тийяванич «Forest recollections: wandering monks in twentieth-century» (1997) - наиболее комплексный труд по традиционному буддизму и лесной практике. Помимо этого, по традиционному буддизму стоит упомянуть о работе Стэнли Тамбайи «Buddhism and Spirit Cults in North-East Thailand»(1970), более современной статье Каруны Кусаласайя «Buddhism in Thailand: Its Past and Its Present» (2013), а также наиболее крупной работе, посвященной монашеству, австралийского историка Крейга Рейнольда «The Buddhist Monkhood in Nineteenth Century Thailand»(1972), О современных этапах развития буддизма в Таиланде и развитии монастыря в контексте государства можно выделить «Church and State in Thailand»(1968) Йонео Иши, «New Directions in Thai Buddhism» (1980 г.) Lэвида Гослинга, «Buddhist Kingdom as Modern Nation-State») (1987) Чарльза Кейса. Interpreting Thai Religious Change: Tempels, Sangha Reform and Social Change» (1993 г.) О’Коннора.
Также, особое место занимают источники по теме женского монашества, к которым относятся статья Чарльза Кейса «Mother or Mistress but Never a Monk: Buddhist Notions of Female Gender in Rural Thailand»(1983), Марджори Мюк «Female Sexuality in Thai Discourses about Maechii (O^ 'Lay Nuns')»(2004), Эммы Томалин «The Thai Bhikkhuni Movement and Women's Empowerment»(2006).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Содержание глав определяется поставленной целью и задачами. Общие выводы структурированы в заключении текущего исследования.
Актуальность исследования и его научная новизна заключается в том, что тайский буддийский монастырь являет собой не только религиозный, но и социальный институт, который играет заметную роль в современном тайском обществе. Однако, исследования, посвященные его рассмотрению в социальном контексте крайне малочисленны. Более того, исследования русскоязычные полностью отсутствуют.
Объектом исследования выступает буддизм и выстраиваемая на его основе религиозная и социальная жизнь населения Таиланда. Предметом исследования является буддийский монастырь - ват и локальное сообщество.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, перед нами стояли следующие задачи:
1) Определить историческую специфику развития буддизма в Таиланде
2) Рассмотреть место вата в традиционной культуре тайцев, акцентируя внимание на его социальной значимости и влиянии на формирование социальной структуры
3) Выявить трансформацию взаимодействия монастыря и общества,
4) Определить место вата в современном Таиланде
Хронологические рамки исследования
Хронологические рамки исследования в целом охватывают период с древности и до конца XX века, однако, в соответствие с предметом исследования, нами в основном прослеживается период с конца XVIII - начала XIX века (с начала формирования единого и централизованного государства, где буддийский монастырь уже может наблюдаться как институт) до конца XX века.
Историографическая база исследования
Проблемой источниковедческого характера в данном исследовании является фактически полное отсутствие источников по данной теме на русском языке. В основном, все исследования, касающиеся как в целом религии Таиланда, так и социального устройства тайского общества, можно встретить только при обращении к иностранным изданиям и журналам. Также стоит отметить и то, что большинство работ написано на базе исследований, проведенных в 60-70-х годах XX века.
Следующей сложностью выступает то, что, несмотря на большое количество работ, посвященных тайскому буддизму и различным аспектам его религиозной практики, работ по исследованию вата и локального сообщества в их взаимодействии, довольно мало. Наиболее комплексным и важным источником является монография Джейн Буннаг «Buddhist Monk, Buddhist Layman: A Study of Urban Monastic Organization in Central Thailand». На основе исследования 1966-1967 года в Аютхае, автором детально рассматриваются отношения между буддийским монастырем и общиной, а также различные социальные, этические, экономические и другие процессы, возникающие на базе данных взаимоотношений. Поэтому, для исследования потребовался ряд различных работ, которые, так или иначе, касаются данного вопроса или какого-либо его аспекта.
Из немногочисленных отечественных работ, наиболее важными являются Е.В.Ивановой «Тайские народы Таиланда»(1970), В.И. Корнева «Тайский буддизм»( 1973), Э.О. Берзина «История Таиланда (краткий очерк)»(1973), которые позволяют позволяющие нам выявить общую картину истории народа, развития буддийского учения и его особенностей в Таиланде. Зарубежными вариантами работ по истории Таиланда являются «Thailand: A Short History» (2003)известного американского историка Таиланда Дэвида Уайетта, также «A history of Thailand» (2014) - совместная работа американского антрополога Криса Бэйкера и тайского профессора Чулалонгорнского университета Пасук Пхонгпайчит.
Что касается истории буддизма в Таиланде, то здесь следует отметить монографию Камалы Тийяванич «Forest recollections: wandering monks in twentieth-century» (1997) - наиболее комплексный труд по традиционному буддизму и лесной практике. Помимо этого, по традиционному буддизму стоит упомянуть о работе Стэнли Тамбайи «Buddhism and Spirit Cults in North-East Thailand»(1970), более современной статье Каруны Кусаласайя «Buddhism in Thailand: Its Past and Its Present» (2013), а также наиболее крупной работе, посвященной монашеству, австралийского историка Крейга Рейнольда «The Buddhist Monkhood in Nineteenth Century Thailand»(1972), О современных этапах развития буддизма в Таиланде и развитии монастыря в контексте государства можно выделить «Church and State in Thailand»(1968) Йонео Иши, «New Directions in Thai Buddhism» (1980 г.) Lэвида Гослинга, «Buddhist Kingdom as Modern Nation-State») (1987) Чарльза Кейса. Interpreting Thai Religious Change: Tempels, Sangha Reform and Social Change» (1993 г.) О’Коннора.
Также, особое место занимают источники по теме женского монашества, к которым относятся статья Чарльза Кейса «Mother or Mistress but Never a Monk: Buddhist Notions of Female Gender in Rural Thailand»(1983), Марджори Мюк «Female Sexuality in Thai Discourses about Maechii (O^ 'Lay Nuns')»(2004), Эммы Томалин «The Thai Bhikkhuni Movement and Women's Empowerment»(2006).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Содержание глав определяется поставленной целью и задачами. Общие выводы структурированы в заключении текущего исследования.
Таким образом, при рассмотрении специфики буддизма Таиланда, мы выявили особую значимость буддийского монастыря в социальной культуре тайцев, которая прослеживалась изначально и существенно трансформировалась в рамках современного общества.
Политика по унификации, проводимая королями династии Чакри, привела к трансформации религии, следствием которой было формирование городского типа монастыря, где его новый формат взаимодействия с общиной привел к изменению социальной структуры населения. Возник новый тип взаимодействия, при котором происходило разделение общества по новым стандартам, экономические формы взаимодействия выдвигались на передний план, а ват стал проводником социальной мобильности.
В конце XX - начале XXI века, произошли религиозные изменения, вызвавшие упадок Сангхи и попытки перестройки буддизма в Таиланде под новые требования, которые выдвигало и продолжает выдвигать по сей день современное тайское общество. Однако, на передний план выступила социальная функция монастыря, которая продемонстрировала свою эффективность и важность для общества. Очевидно то, что данная тема является актуальной и необходимо ее дальнейшее исследование.
Политика по унификации, проводимая королями династии Чакри, привела к трансформации религии, следствием которой было формирование городского типа монастыря, где его новый формат взаимодействия с общиной привел к изменению социальной структуры населения. Возник новый тип взаимодействия, при котором происходило разделение общества по новым стандартам, экономические формы взаимодействия выдвигались на передний план, а ват стал проводником социальной мобильности.
В конце XX - начале XXI века, произошли религиозные изменения, вызвавшие упадок Сангхи и попытки перестройки буддизма в Таиланде под новые требования, которые выдвигало и продолжает выдвигать по сей день современное тайское общество. Однако, на передний план выступила социальная функция монастыря, которая продемонстрировала свою эффективность и важность для общества. Очевидно то, что данная тема является актуальной и необходимо ее дальнейшее исследование.



