Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления конфликтами в
организации 5
1.1 Понятие и сущность конфликтов 5
1.2 Классификация конфликтов 14
1.3 Методы разрешения конфликтов в организации 30
2. Анализ управления конфликтами в системе кадрового менеджмента
организации (на примере ООО "Мицуба Теклас Рус") 39
2.1 Анализ ситуации в отрасли 39
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации 45
2.3 Анализ системы управления ООО "Мицуба Теклас Рус" 55
2.4. Практика управления конфликтами в ООО "Мицуба Теклас Рус" 59
3. Совершенствование системы управления конфликтами в ООО
"Мицуба Теклас Рус" 69
3.1 Рекомендации по совершенствованию социально-психологического
климата коллектива 69
3.2 Совершенствование системы оплаты труда как способ
противодействия конфликтам в организации 74
3.3 Внедрение регламентов внутреннего трудового распорядка
организации 82
Заключение 86
Список источников и литературы
В процессе деятельности часто возникают ситуации, которые могут привести к конфликтам: любая фраза может стать предметом острого конфликта, на разрешение которого может уйти много времени.
Конфликты на предприятии имеют свою специфику, которая проявляется в причинах, динамике, видах конфликтов, а также способах их разрешения. Умение управлять конфликтами влияет на результат деятельности компании.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Считается, что конфликт — это явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и в случае, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Деструктивные конфликты негативно влияют на производительность труда и на финансово-экономические показатели деятельности предприятия в целом. Поэтому руководителю требуется умение управлять конфликтами и использовать их в позитивных целях.
Цель дипломной работы - проведение анализа конфликтности на предприятии ООО "Мицуба Теклас Рус", выработка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в коллективе.
В ходе написания дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы понятия «конфликт»;
- раскрыть сущность конфликтов;
- рассмотреть пути решения и предотвращения конфликтов;
- проанализировать результат хозяйственной деятельности ООО "Мицуба
Теклас Рус";
- рассмотреть систему управления организацией;
- проанализировать практику управления конфликтами в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию климата в ООО "Мицуба Теклас Рус";
- предложить альтернативную систему оплаты труда в качестве профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
В качестве объекта исследования выступает система кадрового менеджмента организации.
Предметом исследования является управление конфликтами в организации.
Методами исследования в работе является - совокупность методов, таких как сравнительный метод, метод наблюдения, а также аналитический метод.
Общими методологическими подходами, используемыми в работе, используемыми для анализа подсистем управления, можно считать: рационалистический, поведенческий, системный, ситуационный, процессный, синергетический.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых, таких как А.Я. Анцупов, Я.П. Карташов, А.Я. Кибанов, С.М. Емельянов, А.И. Шипилов и др.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
При написании работы был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет-источники. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Существуют различные определения понятия конфликта, но большинство из них схожи в том, конфликт - это противоречие, заключающееся в борьбе за те или иные права, ресурсы, статус и т.д. Конфликты по своей структуре, могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия.
В связи с этим можно определить конфликт как определенный процесс взаимодействия между людьми по поводу различия их интересов. Особая сторона любого конфликта состоит в первую очередь в том, чтобы правильно найти выход из сложившихся ситуаций. Факт того, что все люди разные, они по-разному думают и воспринимают различные ситуации, приводит как к возникновению конфликта, так и к его решению, выступая ключом к нахождению компромисса.
Если говорить об организациях, то конфликты в них возникают по различным причинам, но основными являются неблагоприятные условия труда и его низкая оплата, плохая организация деятельности, устарелость организационных структур, нечёткое разграничение прав и обязанностей работников и т.п.
Большинство конфликтов негативно влияют на деятельность любой организации, но бывают и исключения в ситуациях, когда конфликт может принести пользу организации, так как он способен стимулировать более эффективное решение проблем.
На сегодняшний день специалистами в данной области разработано большое количество различных рекомендаций, которые напрямую или косвенно касаются поведения людей в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликта можно представить как деятельность участников, которая напрямую направлена на решение сложившейся проблемы. Разрешение конфликта подразумевает активное участие всех сторон по устранению его причин. Разрешение конфликтов, которые возникли по каким-либо обстоятельствам в организации, может быть частью единого процесса управления внутри
коллектива. При этом все конфликты должен решать сам руководитель организации, так как он имеет возможность влиять на них при помощи своей власти. По своей структуре разрешение конфликта - это многоступенчатый процесс, который состоит из анализа и оценки ситуации, а также из выбора способа разрешения конфликта. Г лавными стратегиями разрешения конфликта следует назвать следующие:
- соперничество, основная идея заключается в навязывании другому оппоненту свое решения;
- компромисс подразумевает ситуацию, при которой желания сторон ограничиваются и завершаются какими-либо уступками;
- приспособление - это в своем роде вынужденный отказ от борьбы;
- уход от решения проблемы, попытка избежать конфликтной ситуации при минимуме затрат;
- сотрудничество, самая эффективная стратегия для разрешения любых конфликтов. Оно предполагает конструктивное обсуждение сложившихся проблем.
Главным позитивным методом разрешения конфликтов следует назвать переговоры. Переговоры представляют собой процесс поиска соглашения между людьми при помощи изучения и частичной реализации их интересов.
Для успешной работы организации необходимо обеспечить в ней атмосферу дружелюбия, благоприятной обстановки.
На предприятии ООО "Мицуба Теклас Рус" по результатам анкетирования сотрудники оценили социально-психогический климат в собственном коллективе как относительно благоприятный, однако для его улучшения было предложено ввести практику проведения корпоративных мероприятий, таких как тренинги и тимбилдинг.
Также в качестве противодействия конфликтам была предложена альтернативная система оплаты труда сотрудников компании, при которой оплата труда сотрудников становится прозрачной, что благоприятно сказывается на социально-психологическом климате в коллективе. Кроме того, более справедливая система мотивации к труду ведет к повышению экономической эффективности деятельности всего предприятия.
Для минимизации конфликтных ситуаций нами также было предложено внести в действующие правила внутреннего трудового распорядка ООО "Мицуба Теклас Рус" положения, наличие которых снизит количество конфликтов и создаст благоприятный климат в рабочем коллективе организации.
1. Трудовой кодекс РФ. Часть 3: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Информ.- правов. система «Консультант». Версия от 30.12.2015.
2. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015). Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях 2-е издание / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. Ульяновск: Аспект Пресс, 2009. - 57 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов. М.:Приор, 2000. - 115 с.
5. Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций / А.Д. Атоян. - М.: Приор-издат, 2005. - 164 с.
6. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. М.: Изд. Академия Естествознания. 2009. - 123 с.
7. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. - 471 с.
8. Бирюкова О. Антикризисное управление: конспект лекций / О.Бирюкова, Е. Бабушкина, Л. Верещагина. М.: Изд-во МГУП, 2001. - 196 с.
9. Блинов А.О. Искусство управления персоналом / А.О. Блинов, О.В. Василевская.- М.: Персона, 2011. - 175 с.
10. Блюм М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности / М.А.Блюм. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 104 с.
11. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте. Учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. СПб., Питер, 2004. - 246 с.
12. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента./ Д.Д. Вачугов. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 376 с.
13. Вершинин В.В. Конфликтология: Конспект лекций / В.В.Вершинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2001. -164 с.
14. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология / Н.Ф.Вишнякова. М.: Изд-во МГУП, 2007. - 185 с.
15. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник. / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
16. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. 2-е издание. перераб и дополнен. М.: МГУП, 2008. - 285 с.
17. Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учёб, пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т. Ф. Суслова / Под ред. А. В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
18. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии / Н.М. Демидов.
- М.: ИНФРА-М, 2004. - 210 с.
19. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие / А.В. Дмитриев.
- М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
20. Дойч М. Хрестоматия по конфликтологии / М. Дойч. М.: Изд-во МГУП, 1973. - 240 с.
21. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. М.: Аспект Пресс, 2009. - 145 с.
22. Зельдович Б.З. Практический менеджмент: Учебное пособие / Б.З. Зельдович, Н.М. Сперанская, М.И. Фаенсон. М.: Изд-во МГУП, 2005. - 196 с.
23. Кармина А.С. Конфликтология / А. С. Кармина. -СПб: Издательство «Астра», 2005. - 448 с.
24. Карташов Я.П. Конфликты в организации / Я.П.Карташов. - М., Лаборатория книги, 2010 - 354 с.
25. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я.Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 452 с.
26. Козырев Г.И. К59 Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. - 176 с.
27. Козырь Н.С. Классификация организационных структур управления предприятий. Экономика и менеджмент инновационных технологий /
H. С.Козырь, С.М. Наотова. М.: МГИУ, 2015. - 217 с.
28. Крысько В.В. Словарь-справочник по социальной психологии / В. В.Крысько. Спб: Питер, 2003. - 416 с.
29. Ламанов И.А. Рабочий учебник. Психология конфликта / И.А. Ламанов. М.: Изд-во МГУП , 2006. - 358 с.
30. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение: Учебник для ВУЗов / Г.Р. Латфуллин, О. Н. Громова. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
31. Левин К. Типы конфликтов. Психология личности: Тексты / К.Левин. - М.,1982.- 193 с.
32. Лигинчук Г.Г. Конфликтология: Учебный курс / Г.Г.Лигинчук. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. - 420 с.
33. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. М.: Издательство "Астра", 1992. - 139 с.
34. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С.Мириманова. 2-е изд., испр. —М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
35. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы. Социологические исследования / Н.Н.Могутнова. М.: Время, 2015. -136 с.
36. Моргунов Е. Б. Конфликт: предотвращение и управление / Е.Б. Моргунов. М.: Лаборатория книги, 2008. - 228 с.
37. Мощенко А.В. Курс: Конфликтология / А.В. Мощенко. М.: Юнита
I, 2004. - 148 с.
38. Пригожий А. И. Современная социология организации. / А.И. Пригожий. М.: Профи, 1995. - 123 с.
39. Проклов А.Д. Управление человеческими ресурсами предприятия. Конспект лекций / А.Д. Проклов. СПб., 2015. - 321 с.
40. Сельченок К.П. Прикладная конфликтология. Хрестоматия / К.П. Сельченок. М.:Феникс, 2008. - 152 с.
41. Солдатова И.Ю. Учебно-методический комплекс "Основы менеджмента" / И.Ю.Солдатова. Ростов-на-Дону, 2007. - 175 с.
42. Соловьев Б.Д. Большая психологическая энциклопедия / Б.Д. Соловьев. М.: Эксмо, 2007. - 454 с.
43. Сорокун П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. Псков: ПГПУ,
2005. - 312 с.
44. Стуканова И.П. Менеджмент: Учебное пособие / И.П. Стуканова. - М.: МГИУ, 2005. - 224 с.
45. Теплова Л.Е. Организационная культура: теоретические основы и
методология исследования / Л.Е.Теплова. Белгород: Кооперативное
образование. 2014. - 198 с.
46. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта. Учебное пособие / Б.И. Хасан. М.: Академия, 2006. - 115 с.
47. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая / Л.Н. Цой. - М.: Книжный дом, 2001. - 230 с.
48. Цыбульская М.В. Конфликтология / М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова.- М.: Дело, 2003. - 104 с.
49. Чередниченко И. П. Психология управления / И.П.Чередниченко, Н.В. Тельных. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
50. Шапиро С.А. Управление персоналом: курс лекций, практикум: учебно-методическое пособие / С.А.Шапиро. Издательство: Директ-Медиа,
2015. - 288 с.
51. Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Проблемы управления персоналом
на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Апрель 2013. - № 4 [Электронный ресурс].
URL: http: //ekonomika.snauka.ru/2013/04/2123
52. Востриков А.В. Проблемы и перспективы развития производства автокомпонентов на территории РФ, как звена в производстве автомобилей //Вектор науки ТГУ. - Октябрь 2011. - №3 (17) [Электронный ресурс]. URL: https://www. cyberleninka.ru/2011/10/9774
53. Карнацкая М.А. Мотивационные аспекты управления лояльностью
персонала организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Июнь 2013. - № 6 [Электронный ресурс].
URL: http: //ekonomika. snauka.ru/2013/06/2418
54. Квачко А.В. Значение поведенческой культуры // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Март 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4769
55. Пасхина А.В. Современные тенденции и анализ рынка автокомпонентов России // Материалы 77-й Международной научнотехнической конференции ААИ "Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров"- 2012 [Электронный ресурс]. URL: www.mami.ru/science/aai77
56. Скворцова В.С. Концепция обучающейся организации и ее применение в практике менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Март 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http: //ekonomika.snauka.ru/2014/03/3844
57. Таланова А.В., Владимиров С.Р. Основные подходы к управлению
персоналом организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Февраль 2014. - № 2 [Электронный ресурс].
URL: http: //ekonomika.snauka.ru/2014/02/3673
58. Тарасов К. П. Грейдирование поможет в управлении персоналом // Практический журнал по управлению человеческими ресурсами "Директор по персоналу”. - Ноябрь 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr- director.ru/article/63020-red-greydirovanie-personala