Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистическое разнообразие речевых жанров в рамках эпистолярного единства (на материале переписки П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым)

Работа №59295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы исследования
1.1 Понятие речевого жанра
1.2 Стилистический аспект изучения речевых жанров
1.3 Эпистолярное творчество писателей как факт культуры начала XIX века
Глава II. Практическая
2.1 Подход к материалу
2.2 Классификация речевых жанров
2.3 Описание материала
2.4. Классификация художественных тропов
2.5 Речевые жанры в письмах Вяземского
3. Стилистический анализ групп речевых жанров
3.1 Этикетное прощание и этикетное приветствие
3.2 Мотивация к скорейшему ответу
3.3. Благодарность
3.6 Выводы по анализу материала
Заключение
Библиография

Цель исследования: описать языковые средства оформления различных речевых жанров в пределах единого эпистолярного текста.
Гипотеза: в рамках текстового единства дружеского письма можно выделить элементы, соответствующие разнообразным речевым жанрам, причём они будут отличаться друг от друга не только по тематике, но и по стилистическому оформлению.
В задачи исследования входит:
1) Определить понятие речевого жанра.
2) Теоретически осветить проблему связи речевого жанра со стилистическим аспектом речи.
3) Классифицировать материал по типам речевых жанров.
4) Описать связь между стилистическим и прагматическим аспектами выделенных единиц.
В эпистолярное творчестве П. А. Вяземского объединяются особенности разговорной и письменной речи. Из особенностей письменной речи можно выделить продуманность и материальную фиксацию текстов; от устной — сравнительную общность речевого контекста собеседников, относительную импровизационность, ориентацию на свободу и экспериментальность использования языка.
Благодаря диалоговому характеру эпистолярного типа текстов письма насыщены поддающимися выявлению речевыми жанрами, как первичными, так и вторичными. Сюда относятся жанры благодарности, просьбы, поздравления, и подобные, а также более сложно устроенные описания событий, изложение новостей, дружеский обмен идеями и взглядами. Разумеется, данные речевые жанры входят в единство жанра дружеского письма, однако исследователи подчёркивают неоднородность эпистолярного типа текстов, распадающегося на различные по стилю и прагматике пласты.
Выделяемые речевые акты носят различные характерные особенности стилистического оформления. Предметом исследования являются приёмы синтаксиса, лексики и фонетики, образующие форму того или иного тематического блока. Исследование поэтической формы данных текстов возможно по той причине, что известен факт сознательной работы авторов писем над художественным слогом писем.
Таким образом, на примере данного корпуса текстов можно проследить особенности оформления различных речевых жанров в их стилистическом аспекте. Сочетание диалоговой прагматики текстов с присутствием у автора художественной задачи даёт возможность наблюдать за изменениями языка в условиях разных речевых жанров, открывая многообразие возможностей языкового материала в руках умелого мастера слова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования можно подвести следующие итоги:
1) Понятие речевого жанра имеет в современной науке различные толкования, однако бесспорна близость теории речевых жанров к прагматике и стилистике речи.
2) Речевой жанр глубоко связан со своей оболочкой, в том числе стилистической формой высказывания.
3) На основании выбранной типологии произведена классификация различных по прагматике фрагментов речи Вяземского и произведен их стилистический анализ.
4) Обнаружена и описана связь между прагматическим аспектом речевого жанра и его стилистическим оформлением.
На основании полученных данных можно судить, с одной стороны, о специфике речи П. А. Вяземского, его приемах оформления тех или иных речевых жанров. С другой стороны, можно сделать вывод о широких возможностях языка гибко варьировать стилистические средства в зависимости от нужд говорящего. Также стоит подчеркнуть, что степень художественной выразительности оказывает влияние на степень суггестивности и убедительности формируемого высказывания.
Результаты исследования важны не только для представления о характеристиках речи русской аристократии начала XIX века: они раскрывают и возможности современного русского языка.



1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.
2. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. Краснодар, 2000.
3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М., 1996.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 2009.
6. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
7. Габидуллина А. Л. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие. Дисс. ... д. филол. наук. Донецк, 2009.
8. Грамматика русского языка: в 2 т. Гл. ред. В. В. Виноградов. Т. 1. М., 1952
9. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов
10. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 3. 2002.
11. Демьянков В. З., Основы теории интерпретации и её приложения в вычислительной лингвистике. М., 1985.
12. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М., 2010.
13. Жаткин Д. Н., Васильев Н. Л. К вопросу об источниках «Словаря поэтического языка П. А. Вяземского» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №3 (11).
14. Словарь социолингвистических терминов. Ответственный редактор: доктор филологических наук В. Ю. Михальченко. М., 2006.
15. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи (Language), 1921.
16. Словарь лингвистических терминов. / Под ред. Жеребило Т. В. Нарзань, 2010.
17. Степанов Н. Л. Дружеское письмо начала XIX в. // Русская проза. Вопросы
поэтики: сб. статей. Л.,1926. С. 74-101.
18. Степанов Ю. Н. Стилистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. Н. М., 1990.
19. Bally Ch., Traite de stylistique fran^aise, t. 1-2, Hdlb., 1909.
20. Hill A. A. Introduction to linguistic structures. N. Y., 1958.
21. Whorf L. B. Language Mind and reality. «Etc., a Review of General Semantics», 9. - NY, 1952.
22. Степанов Ю. Н. Стилистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. Н. М., 1990.
23. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
24. Хендрикс У Стиль и лингвистика текста. Пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 9. М., 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ