Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ В ДУХОВНЫХ ПИСЬМАХ АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА)

Работа №18528

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
802
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «ДУХОВНОЕ ПИСЬМО» 8
1. 1. Развитие теории речевых жанров и понятие речевого жанра 8
1.2. Классификации речевых жанров 13
1.3. История и особенности эпистолярных жанров 19
1.4. Жанр «духовное письмо» 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ЧАСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 29
2.1. Понятие речевого этикета 29
2.2. Характеристика этикетных речевых жанров 33
2.3. Этикетные особенности православного социолекта 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ДУХОВНЫХ ПИСЬМАХ АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА) 43
3.1. Эпистолярный зачин и жанр «приветствие» 43
3.2. Жанр «поздравление» 47
3.3. Жанр «извинение» 51
3.4. Жанр «благодарность» 54
3.5. Эпистолярная концовка и жанр «прощание» 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65


Духовное наследие архимандрита Софрония (в миру Сергея Семёновича Сахарова, 1896-1993) ещё мало исследовано лингвистами. Ученик и биограф Силуана Афонского, основатель монастыря Святого Иоанна Предтечи близ Эссекса (Англия), он автор таких обсуждаемых в православной среде книг, как «Старец Силуан» (1948), «Видеть Бога как Он есть» (1985), «О молитве» (1991), а также ряда изданных писем. Среди лингвистических работ, посвящённых его текстам, можно назвать лишь статьи А.Н. Смолиной [Смолина, 2016b] и В.И. Постоваловой [Постовалова, 2016].
Лингвистический статус языка православных верующих в современной науке также ещё не вполне определён: его рассматривают как церковно-религиозный (возможны иные термины) функциональный стиль [Крысин, 1996; Кожина, 2008; Гольберг, 2002; Ицкович, 2016; Крылова, 2000], как социолект или религолект [Бугаева, 2006], как особый тип дискурса - религиозный дискурс [Бобырева, 2007; Карасик, 2002]. Однако всеми признаётся, что это особая языковая подсистема, которую необходимо исследовать. Жанры православной коммуникации сейчас изучаются достаточно активно, однако интерес пока вызывали в основном жанры, которые специфичны для религиозной коммуникации: акафист
[Богословский, 1999; Борисова 1998; Давыдов, 2003], проповедь [Бурцев, 2012; Гольберг, 2002; Жолудь, 2002; Звездин, 2012; Крылова, 2005; Салимовский, Суслова, 2005], житие [Абрамова, 2004; Антипова, 2010; Васильев, 2008; Дмитриев, 2005; Литвинина, 2009], молитва [Берендеева, 2015; Прохватилова, 2007] и др. Существуют также попытки выстроить единую классификацию этих жанров [Ицкович, 2016; Бугаева, 2006]. Однако на жанры, которые не являются специфичными для православной коммуникации и более широко распространены, эта языковая подсистема
может оказывать влияние. Поэтому представляется необходимым изучить,каким образом этикетные речевые жанры изменяются (или не изменяются), когда используются в общении православных. Помимо этого, в науке уже отмечают необходимость изучения того, как функционируют этикетные речевые жанры в духовных письмах [Смолина, 2016c: 389]. Таким образом, актуальность работы объясняется необходимостью лингвистического осмысления наследия архимандрита Софрония, а также потребностью более пристального изучения речевых жанров православной среды.
Прежде, чем определить объект и предмет исследования, необходимо обратиться к терминам «жанр» и «субжанр». Согласно исследованиям К.Ф. Седова, субжанром является наименьшая жанровая форма, которая равняется одному речевому акту, а жанром - более крупная единица вербального оформления взаимодействия партнёров коммуникации, которая может содержать несколько сверхфразовых единств [Седов, 2007: 14-15]. Исходя из такого деления, «приветствие», «прощание», «извинение», «благодарность», «поздравление» будут считаться субжанрами, входящими в жанр «духовное письмо». В настоящем исследовании анализируются именно субжанры, по отношению к которым при дальнейшем описании для сокращения будет использоваться термин «жанр».
Объектом исследования стали жанры приветствия, прощания, благопожелания, благодарности, поздравления и извинения в духовных письмах архимандрита Софрония.
Предмет исследования - особенности функционирования этих жанров в письмах архимандрита Софрония.
Цель работы - выявить особенности употребления этикетных речевых жанров в письмах архимандрита Софрония.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть проблемные вопросы, касающиеся общей классификации речевых жанров;
2) изучить теоретический материал, посвящённый эпистолярным и этикетным речевым жанрам;
3) выяснить, какие этикетные речевые жанры используются архимандритом Софронием в исследуемых письмах и почему;
4) описать и объяснить специфику употребления этикетных речевых жанров, их функции и языковое воплощение.
Материалом послужили письма архимандрита Софрония к Марии Семеновне Калашниковой (Сахаровой), Александре Семеновне Сахаровой, протоиерею Георгию Флоровскому, Давиду Бальфуру и к семье протоиерея Бориса Старка. Всего проанализировано 183 письма.
Методологической базой работы стали труды М.М. Бахтина,В.В. Дементьева, Н.Б. Лебедевой, О.А. Леонтович, В.И. Карасика,В.В. Кашириной, А.Н. Смолиной, А.А. Акишиной, Н.И. Формановской, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Виноградовой, Т.В. Тарасенко и др.
В ходе исследования использовались методы 1) контент-анализа (служит систематичному количественному описанию содержания коммуникации); 2) дескриптивно-аналитический (направлен на описание особенностей языкового воплощения жанров, используемых синтаксических структур и готовых формул).
Структура работы. В первой главе «Теория речевых жанров. Особенности жанра духовное письмо» с опорой на монографию В.В. Дементьева кратко описывается история развития теории речевых жанров, обращается особое внимание на труд М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». Рассматриваются попытки классификации жанров (деление на первичные и вторичные, «целеориентированные» классификации Н.Д. Арутюновой, Т.В. Шмелёвой, возникшие для описания устной разговорной речи классификации М.В. Китайгородской и Н.Н. Розанова, Н.Б. Лебедевой, классификация на основе социальных ролей Л.П. Крысина). Отмечается, что по большей части канон эпистолярных жанров сложился ещё в античности; русская эпистолярная культура через восприятие опыта Византии также складывается под влиянием подобных канонов. Несмотря на разнообразие эпистолярных жанров, все они обладают некоторыми общими признаками. Духовное письмо как особый жанр отличается, в первую очередь, тем, что посвящается серьёзным мировоззренческим вопросам, имеет целью поучение, совет, наставление, а его автор обыкновенно является духовным лицом.
Во второй главе «Этикетные речевые жанры как часть православного речевого этикета» рассматриваются особенности этикета в целом и речевого этикета в частности (диалогичность, системность, связь с игрой, ритуалом, с системой ценностей, идиоматичность, ситуативность, социально-ролевая обусловленность). Приводится общая характеристика этикетных речевых жанров, указываются жанровые особенности, без которых невозможно достижение целей данных жанров, концепции автора и адресата, событийное содержание, а также отмечается, что этикетные речевые жанры зачастую реализуются как перформативные высказывания. Затрагивается проблема определения научного статуса языка православных, характеризуются некоторые специфические черты речевого этикета этой языковой подсистемы.
В третьей главе «Особенности функционирования этикетных речевых жанров в духовных письмах архимандрита Софрония (Сахарова)» представлены результаты анализа этикетных речевых жанров в 183 письмах архимандрита Софрония. Описывается жанр приветствия в тесной связи с зачином письма (написанием даты, обращением, благопожеланием), жанр поздравления (акцентируется внимание на моментах, отражающих особенности православного мировоззрения). Демонстрируется, что эпистолярная концовка (подпись, итоговые стереотипные фразы, повтор извинений и поздравлений, просьбы передать привет) в целом выполняет функцию вежливого завершения общения. Характеризуются жанры извинения и благодарности, обращается внимание на то, что эти жанры (в отличие от остальных этикетных жанров) в исследуемой переписке соответствуют общеязыковому стандарту и не отражают специфики православного социолекта.
Апробация материалов исследования. Основные результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в секции «Жанровые особенности современной коммуникации», которая проходила 25 апреля 2017 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детальный анализ этикетной рамки и этикетных речевых жанров в письмах архимандрита Софрония позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, жанры приветствие и прощание в эпистолярных текстах должны рассматриваться в связи с другими элементами этикетной рамки письма, которые могут при отсутствии типичных формул выражения этих жанров перенимать функции приветствия или прощания соответственно. Обязательными элементами этикетной рамки письма становятся не приветствие и прощание, а обращение и подпись, которые, однако, выполняют те же функции (вежливое начало и завершение контакта).
Во-вторых, в этикетную рамку писем архимандрита Софрония (можно предположить, что это будет справедливо и для духовных писем других авторов) кроме стандартных элементов (зачин - место и дата написания, обращение, приветствие; концовка - подпись, уверения в уважении, дружбе, любви, итоговые стереотипные фразы, повторные извинения, поздравления, благодарность, прощание, приветы, приписки) могут входить благопожелания, просьбы о благословении (при обращении к другим духовным лицам) и благословение, просьбы о молитве и уверения в том, что автор молится за своих адресатов.
В-третьих, этикетные речевые жанры в духовных письмах оформляются как стереотипными формулами, которые общеизвестны и широко распространены в русском языке, так и формулами, которые свойственны только православному социолекту Однако жанры извинения и благодарности, несмотря на наличие особых формул, всё же оформляются в исследуемой переписке при помощи стандартных формул и конструкций.
В-четвёртых, особенности этикетной рамки, а также жанра поздравления в исследуемых письмах отражают теоцентризм мировоззрения автора и некоторые особенности православной культуры (первостепенную значимость Пасхи как напоминания о Воскресении, признание богопознания и духовного восхождения высшим благом, веру в будущую жизнь).
Дальнейшее исследование может идти по пути расширения материала, уточнения выводов и проверки того, насколько они справедливы для духовных писем других авторов. Представляется интересным более детально изучить жанр поздравления в православной культуре, а также сравнить его форму и ценностное содержание с поздравлением в других сферах. Однако можно избрать иной путь, оставив тот же материал, но сменив угол зрения на него. Архимандрит Софроний - достаточно известный церковный писатель, тексты которого всё же ранее практически не изучались филологами, поэтому представляется актуальным описать его идиостиль.



1. Акишина А. А. Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.: ЛЕНАД, 2008. 208 с.
2. Акулова Н.Н. Поздравление // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) / Под. ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 450.
3. Акулова Н.Н. Извинение // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) / Под. ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. С. 178-179.
4. Алпатов В.М. Соссюр и Бахтин // Жанры речи. 2016. №1. С. 9-17.
5. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-56.
6. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 168 с.
7. БалаклайА.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-Пресс, 2001. 672 с.
8. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-280.
9. Бенвенист Э. Делокутивные глаголы // Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 320-328.
10. Бердникова А.Г. Речевой жанр благодарности: когнитивный и семантико-прагматический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.1. Новосибирск, 2005. 28 с.
11. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2007. 45 с.
12. Бугаева И.В. Православный социолект: проблема описания // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетникова. 2006. № 6 (13). С. 258-262.
13. Бугаева И.В. Этикет в православной среде // Русский язык в школе и дома. 2006. №4. С. 16-18.
14. Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: автореф. дне. ... д-ра филол. наук 10.02.01: М., 2010. 48. с.
15. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. М.: Терра, 1991. 413 с.
16. Вежбицка А. Речевые жанры [Электронный ресурс] // Жанры речи. Саратов. 1997. Вып. 1. URL: http://www.twirpx.com/fQe/717037/ (дата обращения: 19.09.2016).
17. Велижанина А.О., Филатова В.В. К вопросу о статусе церковно-религиозной речи // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. С. 425-428.
18. Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 1991. 20 с.
19. Ворфоломеева Д.М. Понятие речевого жанра в методическом аспекте: особенности, классификация // Перспективы развития науки и образования. 2015. С. 23-27.
20. Еольберг И.М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: дисс. ... канд. филол. наук 10.02.01. М., 2002. 157 с.
21. Еригорьева Т.М. Русская эпистолярная культура: от прошлого к настоящему [Электронный ресурс] // Наука. Мысль. 2015. № 11.URL: wwenews.esrae.ru/20-177 (дата обращения: 18.01.2017).
22. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в
современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109-121.
23. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 594 с.
24. Долинин К.А. Проблема речевых жанров через 45 лет после статьи Бахтина // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. С. 35-46.
25. Дускаева Л.Р. Типология речевых жанров журналистского дискурса // Медиалингвистика. 2014. №3. С. 21-24.
26. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 560 с.
27. Изотов А.И. Об обоснованности вычленения церковно-религиозного функционального стиля в русистике и религиозного функционального стиля в богемистике //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №2(68): Ч. 1. С. 100-103.
28. Иркабаева М.В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. 2010. №3(15). С. 636-640.
29. Ицкович Т.В. Жанровая система религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2016. 387 с .
30. Карасик В.И. Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое действие // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2010. №1. С. 123-126.
31. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Енозис, 2002a. 333 с.
32. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.
Волгоград: Перемена, 2002b. 477 с.
33. Каширина В.В. Феномен духовного письма // Русская словесность. 2007. № 1. С. 73-80.
34. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь Москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. М.: Русские словари, 1999. 396 с.
35. Ковалева Н.А. Жанровая природа извинения в русском языке // Вестник Волгоградского государственного ун-та. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1. С. 34-37.
36. Колмогорова А.В. Речевой субжанр «нигерийские письма» как одна из форм коммуникативной манипуляции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №2(19-1). С. 29-37.
37. Костомаров П.И. Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 1.№2. С. 181-185.
38. Крылова О.А. Существует ли церковно-религиозный функциональный стиль в современном русском литературном языке? // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. С. 107-119.
39. Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Сб. памяти Т.Г. Винокур. М.: Наука, 1996. С. 135-138.
40. Крысин Л.П. Попытка социально-ролевой типологии речевых жанров // Коммуникативные исследования. 2015. № 1 (3). С. 49-54.
41. Курьянович А.В. Динамика жанрово-стилистических особенностей русского эпистолярного дискурса носителей элитарного типа речевой культуры (XX-XXI ВВ.): автореф. дисс. ... канд. филол. наук 10.02.01: Томск, 2013. 39 с.
42. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник БЕПУ: Еуманитарные науки. 2001. №1-2. С. 4-10.
43. Лебедева Н.Б. Жанры естественной письменной речи // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 116-123.
44. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Енозис, 2011. 224 с.
45. Миллер Т.А. Античные теории эпистолярного стиля // Античная эпистолография. М.: Наука, 1967. С. 5-25.
46. Многая лета!.. Православные поздравления и торжественные обращения [Электронный ресурс].2004.URL: https://goo.gl/LLolW8 (дата обращения 17.02.02017).
47. Осипов А.И. В чём сущность христианства. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/v-chem-sushhnost-xristianstva (дата обращения 17. 02. 2017).
48. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. С. 22-130.
49. Пономаренко Е.А. Классификация речевых жанров институционального (медицинского) дискурса (на материале произведений русских писателей-врачей) // Жанры речи. 2015. №1(11). С. 117-121.
50. Протопопова О.В. Эпистолярный жанр // Стилистический
энциклопедический словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова,А.П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 627-631.
URL:http://uchitel-slovesnosti.m/slovari/10.pdf (дата обращения: 27. 02. 2017).
51. Протопопова О.В. Эпистолярный стиль // Стилистический
энциклопедический словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 631-634.
URL:http://uchitel-slovesnosti.m/slovari/10.pdf (дата обращения: 27. 02. 2017).
52. Рабенко Т.Е., Черепанова Е.А. Жанры приветствия и прощания в речи студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. №2(34). С. 174-179.
53. Седов К.Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С. 13-17.
54. Смолина А.Н. Благопожелание в современном российском православном телевизионном дискурсе (на материале телепередачи «Церковный календарь» с о. Евгением Попиченко) // Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 1 (1). С. 161-173.
55. Смолина А.Н. Духовное письмо как жанр русской словесности // Мир науки, культуры, образования. 2016a. №2(57). С. 384-387.
56. Смолина А.Н. Духовные письма игумена Никона (Воробьёва): особенности троепической организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. №4(53). С. 326-329.
57. Смолина А.Н. Этикет русского духовного письма: теолингвистический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016b. № 2-7 (61). С. 171-176.
58. Смолина А.Н. Языковые особенности русского духовного пимьма / А. Н. Смолина // Мир, культуры, образования. 2016c. №2(57). С. 387-390.
59. Сухотерина Т.П. «Поздравление» как гипержанр естественной письменной русской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Кемерово, 2007. 18 с.
60. Сухотерина Т.П. «Поздравление» как особый вид коммуникации // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2005. №5-3. С. 126-127.
61. Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование [Электронный ресурс] :автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Красноярск, 1999. 19 с. URL: https://goo.gl/bZeOwh (дата обращения: 14.02.2017).
62. Тенекова А.М. Формирование коммуникативной педагогической компетентности студентов на основе жанровых разновидностей предисловий и послесловий // Риторика и речеведческие дисциплины в условиях реформы образования. М.: Тезаурус, 2016. С. 253-256.
63. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). М.: Знание, 1987. 160 с.
70
64. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М.: ИКАР, 2010. 237 с.
65. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. 126 с.
66. Черванёва В.А. Речевые жанры мифологического текста: субжанр личной интерпретации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. №1. С. 76-78.
67. Чернышева А.Ю. Речевой этикет в сакральном дискурсе // Филология и культура. 2012. №2(28). С. 157-160.
68. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра [Электронный ресурс] // Жанры речи. Саратов: Изд-во Государственного учебно0научного центра «Коллежд», 1997. Вып. 1. URL: https://goo.gl/OWsndk^ara обращения:
19.09.2016) .
69. Щурина Ю.В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. №2(87). С. 39-43.
Список источников иллюстративного материала
70. Софроний (Сахаров), архимандрит. Переписка с протоиереем
Георгием Флоровским [Электронный ресурс]. Свято-Троицкая Сергиева
Лавра, 2008. 176 с. URL: https://goo.gl/XoKhZu (дата обращения: 26.01.2017).
71. Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма близким людям
[Электронный ресурс]. М.: Отчий дом, 1997. 172 с. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/pisma-blizkim-lyudjam/ (дата обращения: 26.01.2017).
72. Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма в Россию. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010a. 288 с.
73. Софроний (Сахаров), архимандрит. Подвиг богопознания. Письма с Афона [Электронный ресурс]. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010b. 368 с.
71
URL: https: //azbyka. ru/otechnik/Sofronij_Saharov/podvig-bogopoznanij а/ (дата обращения: 26.01.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ