Введение 3
1. Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 7
1.1. Сущность и функции цены, ее место и роль в
формировании финансовых ресурсов 7
1.2. Ценовая политика предприятия, ее модели и основные методы
расчета цен 17
2. Анализ ценовой политики предприятия на примере ОАО
«Чебоксарский хлебозавод №2» 33
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО
«Чебоксарский хлебозавод №2» 33
2.2. Порядок разработки ценовой стратегии в
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» 42
2.3. Оценка влияния ценовой политики на рост прибыли
предприятия 50
3. Совершенствование ценовой политики на предприятии 59
3.1. Пути изменения и улучшения ценовой политики в
ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» 59
3.2. Направления совершенствования ценовой политики
на предприятии 65
Заключение 69
Список использованных источников 72
В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга предприятия. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование предприятия. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
В настоящее время практически исчезли предприятия, недооценивающие преимущества грамотного ценообразования; большинство предприятий уже давно отошли от практики использования исключительно затратных методов и пользуются всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.
Каждое предприятие подходит к проблемам ценообразования по- своему. В малых предприятиях цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль, предприятия зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование влияния ценовой политики предприятия на рост ее прибыли.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- Ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
- Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
- Проанализировать ценовую политику, действующую в ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»;
- Выявить пути изменения и улучшения ценовой политики ОАО
«Чебоксарский хлебозавод №2».
- Предложить основные направления совершенствования ценовой
политики на предприятии.
Объектом исследования является ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» г. Чебоксары.
Предмет исследования - влияние ценовой политики предприятия на рост ее прибыли.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды ученых-экономистов, занимающимися исследованием и разработкой ценовой политики предприятия, таких как Салимжанов И.К.,Уткин Э.А.,Чибинев В.М, Шуляк П.Н.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения результатов исследования для улучшения деятельности рассматриваемого предприятия.
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара.
Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента предприятия за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами.
Под ценовой политикой понимают определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых предприятием в краткосрочном плане и в перспективе.
Основные этапы ценообразования включают:
- этап постановки задач и разработки целей ценовой политики;
- этап поиска путей решений и альтернатив;
- этап согласования и обобщения информации;
- этап принятия ценовых решений;
- этап реализации и контроля.
Под инструментами ценовой политики предприятия понимают все те направления его деятельности, которые используются для установления цен и достижения целей ценовой политики. В работе были рассмотрены стратегические и оперативно-тактические инструменты ценовой политики.
В числе важнейших целей ценовой политики, встречающихся сегодня в предпринимательской практике, можно выделить следующие:
- долгосрочная или краткосрочная максимизация прибыли;
- снижение чувствительности потребителя к ценам;
- сохранение существующего лидерства в ценах;
- ограничение потенциальной конкуренции;
- ускорение ухода с рынка слабых конкурентов;
- повышение имиджа предприятия или продукта;
- стремление возбудить внимание и интерес покупателя;
- стимулирование продаж тех товаров из своего ассортимента, которые занимают слабые позиции на рынках;
- расширение спроса и ускорение его роста;
- доминирование на рынке и др.
Исходя из данной дипломной работы установлено, что процесс ценообразования характеризуется конкретизацией задач: получение
максимальной прибыли, завоевание рынка сбыта, снижение затрат, борьба с конкурирующими товарами, рост объема производства и продаж.
Анализ ценовой политики ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» выявил существенные недостатки применяемых на предприятии методов ценообразования (затратный метод): Цена может не совпасть с ценой, которую покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, конкуренция, потребительские свойства товара и его заменителей, спрос на товар; производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства.
Поэтому фирме целесообразно уделить большее внимание рыночному методу ценообразования. Такой метод в большей степени соответствует задачам маркетингового позиционирования продукта. Для того чтобы правильно установить цену, необходимо руководствоваться не только произведенными затратами, но и спросом на данную продукцию, используя маркетинговые методы определения цены (опросы, наблюдения, маркетинговые пробы). Также были даны рекомендации по совершенствованию ценовой тактики ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
Таким образом, ценовая стратегия на относительно длинный период служит основой принятия решений в отношении цены продажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения позволяют определить объемы прибыли и рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечивают известный резерв финансовых ресурсов и времени для эффективного использования маркетингового инструментария для прицельного воздействия на рыночную ситуацию.
Подводя общий итог исследованию, можно отметить, что в настоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой политики, так как отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия. Ценообразование должно быть систематическим и стратегическим. Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение и углубление знаний в этой области, на основе изучения мирового опыта и специфики экономики.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 453 с. - (Российское федеральное законодательство).
2. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
3. Устав ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
4. Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Анк Х. Маркетинг. - м.: Экономика, 2011. - 625 с.
5. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М. Высшая школа, 2011. - 390 с.
6. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2011. - 569 с.
7. Глушенко В.В. Менеджмент. Системные основы. - М.: Крылья, 2011. - 281 с.
8. Глушакова Т. Маркетинг как философия предпринимательства и эффективный подход к управлению / Практический маркетинг, №2, 2011.
9. Данченок Л. Ценовая политика фирм. // Человек и труд. - 2002. - №12. -
С. 33.
10. Дойл П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/ Пер с анг. - Спб.: Питер, 2011. - 428 с.
11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М: Высшая школа, 2013. - 255 с.
12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ. - М.: Инфра-М, 2011. - 425 с.
13. Иванова Н.В. Ценообразование // Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - с. 76.
14. Князева И.В. Маркетинг. УМК - Новосибирск: СибАГС, 2013. - 230 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2011. - 1056 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Изд-во Питер, 2011. - 240 с.
17. Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: ДИС, МВ-Центр, 2011. - 453 с.
18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство БЕК, 2011. - 576 с.
19. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема и политика. - М.: Республика, 2011. - 297 с.
20. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. - М.: Экзамен, 2011. - 192 с.
21. Михайлов П. Проблемы ценообразования в розничной торговле // Управление продуктом. - 2005. - №4. - с. 7.
22. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - Внешторгиздат, 2011. - 232 с.
23. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. - М.: Юнити, 2011. - 285 с.
24. Пашутин С.Б. Анализ ценовой и поведенческой политики фармацевтических структур // Управленческий учет. - 2006. - №5. - с. 13.
25. Петросян А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №3. - с. 25 - 28.
26. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 256 с.
27. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. - М.: Международные отношения, 2011. - 345 с.
28. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации // Финансы. - 2011.
- №8. - с. 10.
29. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. - М.: Ид ФБК - ПРЕСС, 2013. - 152 с.
30. Терехин К. Ценовая политика в условиях демпинга // Консультант. -
2006. - №9. - с. 13.
31. Трацевский И.П., Грекова И.И. Ценообразование. Учебное пособие. - Мн.: «Новое знание», 207. - 152 с.
32. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2010. - 123 с.
33. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая стратегия. - М.: ЭКМОС, 2011. - 254 с.
34. Уткин Э.А., Арбиев Е.Т. Практический маркетинг. - М.: Теис, 2011. - с. 192.
35. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой. -
4- е изд., перераб. и доп. М.:Перспектива, 2011. - 386 с.
36. Финансовое управление компанией. Под ред. Е.В. Кузнецовой. - М.: Правовая культур, 2011. -390 с.
37. Ценовая политика предприятия. Учебник для вузов. 3 изд. / Тарасевич В.М. - изд.дом Питер, 2009г., 76 - 88с.
38. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.К. - М.: Прогресс, 2011. - 145 с.
39. Цены и ценообразование. Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: Финстатинформ, 2012.-304 с.
40. Чибинев В.М., Очередко В.П., Чибинев А.М. Ценообразование. Учеб. пособие / Под ред. Сальникова В.П. - СПб.: Лексикон, 2011. - 176 с.
41. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой стратегии предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 265 с.
42. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие, 3-е изд.
- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2011. - 152 с.
43. Экономика и менеджмент на предприятии: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. С.Ю. Вайнштейна. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2011. - 317 с.