Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования рынка труда 7
1.1 Рынок труда и занятость: экономическая сущность 7
1.2 Становление и развитие рынка труда в России 16
1.3 Государственное регулирование занятости населения 20
Глава 2 Современное состояние рынка труда и занятости в регионах Приволжского федерального округа 28
2.1 Факторы, влияющие на рынок труда 28
2.2 Анализ современного состояния рынка труда и занятости в регионах
Приволжского федерального округа 43
2.3 Особенности системы управления занятостью в регионах ПФО 50
Глава 3 Перспективы развития рынка труда и системы его регулирования в ПФО 60
3.1 Предложения по оптимизации структуры рынка труда 60
3.2 Совершенствование системы регулирования занятости 68
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 82
Актуальность. В настоящее время рынок труда в нашей стране испытывает массу проблем:
— во-первых, нынешняя система образования и рынок труда работают в разнобой: высшие профессиональные образовательные учреждения готовят специалистов, для которых фактически нет рабочих мест, сегодня России нужны квалифицированные рабочие кадры, не безграмотные мигранты из Средней Азии;
— во-вторых, высокий уровень безработицы среди молодежи, которая составляет среди прочих 25.4% от общего количества нетрудоустроенных. От многих молодых специалистов зачастую требуют опыт работы, которого у них быть не может, если они учились на дневном отделении. Как правило, многие трудоустраиваются по знакомству или начинают работать с ранних лет, учась при этом на заочной форме обучения;
— в-третьих, проблема женской безработицы. В настоящее время многие женщины в сфере трудовых отношений сталкиваются с разными формами дискриминации: недавно вышедших замуж стараются не брать, вынуждают увольняться, в случае беременности, женщинам тяжелее продвинуться по карьерной лестнице, уровень заработной платы у них в 2-3 раза меньше, нежели у мужчин;
— в-четвертых, проблема работы учреждений занятости. Сегодня необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру прежде, чем органы занятости поставят на учет. Также вакансии, которые учреждения занятости предлагают чаще всего не соответствуют уровню квалификации безработного, также размер пособия по безработице.
Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик являются важными предпосылками экономического развития страны. В связи с этим экономически развитые страны и международные организации относят проблемы занятости к тем, решение которых влияет на обеспечение социально-экономической стабильности общества. Однако в разных странах существуют свои отличия в реализации политики занятости населения. На настоящее время в Республике Татарстан необходимо совершенствовать механизмы регулирования занятости населения, которое побуждает к необходимости адаптации политики занятости к необходимым требованиям, обеспечению согласованности и сбалансированности интересов в обществе, формирования постоянной финансовой основы и реформирования законодательно-нормативной базы.
Недооценка сферы занятости в последние годы относительно ее влияния на развитие экономики, уровень и качество жизни населения привела к тому, что механизм занятости был не столько катализатором, сколько тормозом экономических реформ.
Таким образом, тема достаточно актуальна и требует более детального изучения.
Разработанность темы исследования. Отечественная наука всегда уделяла большое внимание вопросам занятости населения. До начала рыночных преобразований в экономике они рассматривались в основном как использование и распределение трудовых ресурсов (рабочей силы). В 90-е годы 20 в. приоритетный характер носили исследования рынка труда. Достижением российских (и советских) экономистов является разработка теоретико-методологических проблем рабочей силы, её воспроизводства, распределения и использования трудовых ресурсов, выполненные Н. А. Гореловым, А. Э. Котляром, Л. А. Костиным, И. С. Масловой, В. Н. Якимовым1.
По актуальным вопросам занятости и рынка труда опубликованы труды Е. Д. Катульского, И. Д. Мацкуляка, Р. М. Султановой, В. Г. Ярмольчука .
Региональным проблемам занятости посвящены труды А. 3. Дадашева,
В. Н. Овчинникова .
Сущность рынка труда и занятости рассмотрены В. А. Павленковым . Регулирование рынка труда, как неотъемлемая часть государственной политики изложила Е. И. Холостова . Формирование и прогрессивное развитие рынка труда, как показатель эффективной внутренней политики государства рассмотрел В. Д. Зотов . В монографии И. Н. Шерера были рассмотрены вопросы занятости на региональном и федеральном уровнях, описана специфика рынка труда, изложены методы решения безработицы .
Однако ряд проблем занятости нуждается в дальнейших исследованиях; нет единства в понимании некоторых теоретико - методологических вопросов, слабо изучены региональные особенности занятости, требующие иногда нетрадиционных способов регулирования использования трудовых ресурсов. Также незначительно представлен аналитический материал, содержащий сведения о деятельности органов и служба занятости.
Объект исследования - рынок и труда и занятость населения в регионах Приволжского федерального округа (ПФО).
Предмет исследования - механизм государственного регулирования рынка труда и занятости населения в регионах Приволжского федерального округа.
Цель исследования - разработать предложения по оптимизации структуры рынка труда и системы регулирования занятости.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретико-методологические основы исследования рынка труда;
2. проанализировать проблемы государственного регулирования занятости населения;
3. раскрыть факторы, влияющие на рынок труда;
4. исследовать современное состояние рынка труда и занятости в регионах ПФО;
5. проанализировать особенности системы управления занятостью в регионах ПФО;
База исследования. В число нормативно-правовых актов, которые были использованы при написании, вошли: Конституция РФ, ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, ФЗ « О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в РТ».
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные теоретические разработки и методические положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейшего решения проблем рынка труда и занятости.
Трудовая занятость — это занятость граждан в области общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.
Таким образом, нужно различать как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Первый вид трудовой занятости — это деятельность, направленная на получение заработка (дохода). Второй вид — деятельность, не преследующая цели получения заработка (дохода).
Эффективная государственная политика занятости должна иметь упреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, которые направлены на предотвращение роста безработицы и ее перехода в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.
Приволжский федеральный округ располагается на 6,1% территории России. Приволжский федеральный округ состоит из 14 субъектов Российской Федерации, одним из которых является РТ.
Сравнительный анализ уровня занятости в регионах Приволжского федерального округа проиллюстрировал, что самая благоприятная ситуация в 2016 г. была в Татарстане и Нижегородской области, поскольку в указанных регионах показатель занятости достигал 67,5%. Среди регионов, у которых рынок труда не отличается стабильностью показателей, целесообразно выделить Саратовскую область (62,2%), Республику Башкортостан (62,5%), Пензенскую область (62,3), а в Республика Марий Эл показатель занятости был ниже среднего по ПФО на 0,8%.
Сравнительный анализ показателей уровня безработицы среди регионов ПФО показал, что в 2016 году в Самарской области (3,4%) и Республике Татарстан (4,1%), а также Республике Мордовии (4,9). В
Нижегородской, Саратовской, Оренбургской области показатели безработицы самые незначительные. В Кировской области был зафиксирован самый высокий показатель безработицы среди регионов Приволжского федерального округа - 7,1%. Стоит отметить, что такая диспропорция в показателях уровня занятости населения объясняется трансформацией структуры занятости по видам экономической деятельности.
Снижение числа занятых в 2016 г. в сравнении с 2006 г. отмечается в 5 из 13 основных видах экономической деятельности: образование (02,2); обрабатывающие производства (-362,5); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; здравоохранение и предоставление социальных услуг (-60,7); рыболовство, рыбоводство (-255,2 тыс. человек); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-4,6). Самые значительные сокращения трудовых ресурсов отмечались в сельскохозяйственном секторе экономики, так, суммарно в сельском хозяйстве, рыболовстве, охоте и добыче полезных ископаемых количество работников снизилось на 12,2% (253,8 тыс. человек). При этом, сокращения персонала в первичном секторе экономике проявилась в регионах ПФО по-разному. Так, в Марий Эл сокращению подверглись практически 28% сотрудников предприятий первичного сектора, в Кировской области - 24.7%, Нижегородская область также была вынуждена произвести сокращения в рядах сотрудников первичного сектора экономики, но лишь на 3,9%, вместе с тем, показатели потерь в сельском хозяйстве были на одном уровне с Республикой Марий Эл и Кировской областью - свыше 36%. При этом, нельзя однозначно оценить отток персонала из сельского хозяйства как крах отрасли.
В сравнении с первичным сектором, где снижение количества занятых в среднем во всех регионах ПФО составило 14,3%, здесь число рабочих мест уменьшилось гораздо меньше - в среднем на 6,3%. Негативные показатели занятости вторичного сектора экономики обусловлены серьезными сокращениями занятого населения в обрабатывающих производствах (12,1%). Данные сокращения вызваны информатизацией, автоматизацией производства. При этом, на фоне общего сокращения численности занятого населения во вторичном секторе, Республикам Татарстан, Башкортостан и Саратовской области увеличивали количество кадров. Татарстану, Башкортостану и Саратовской области удалось достичь этого благодаря реализации « политики «мягкого вхождения в рынок». Данная политика заключалась в использовании существенных экономических ресурсах и особых финансово-бюджетных отношениях с федеральным центром. Снижение объемов промышленного производства здесь был менее значительным, недели в иных субъектах РФ. Многим предприятиям машиностроения (ВПК и моторостроения) удалось перейти на выполнение заказов нефтяников и газовиков.
Развитие третичного сектора экономики за период 2006-2016 гг. стало причиной роста числа занятых в третичном секторе экономики. В самый большой рост занятости был отмечен в оптовой и розничной торговлях, а также в операциях с недвижимым имуществом, аренде и оказании услуг, где показатель занятости достиг 8,7% и 21,9% показателей соответственно. При этом, самый большой рост численности занятости в третичном секторе был отмечен в Пермском крае - 21,2%. Анализ региональных особенностей развития третичного сектора экономики показал, что самыми быстрыми темпами численность занятых в торговле росла в Пермском крае - 21,2%. Республика Марий Эл и Нижегородской области - 16%. В Удмуртской республике данный показатель занятости в третичном секторе остался неизменным, незначительное сокращение произошло лишь в Саратовской области.
Дальнейшие перспективы рынка труда во многом обусловлены изменениями демографических показателей, определяющих потенциальный объем предложения трудовых ресурсов и их возрастную структуру. Уже сейчас становится очевидным, что в перспективе ограничивающим фактором экономического развития регионов ПФО станет сокращение экономически
активного населения, а именно наиболее активной её части, находящейся в трудоспособном возрасте.
На основании проведенного исследования в работе были предложены рекомендации, направленные на решение проблем рынка труда в регионах ПФО, среди которых в том числе:
На региональном уровне необходимо разработать стандарт взаимодействия организаций любой формы собственности с ВУЗами. Например, в таком стандарте можно прописать, что организация обязывается набрать со старшего курса 3-5 студентов-отличников, которые желают работать у них, у таких студентов помимо отличной учебы должна быть четкая жизненная позиция, они должны быть общественно активными. При этом нужно учитывать мнение преподавателей. Также в стандарте необходимо прописать, сколько и какие специалисты нужны будут организации в течение следующих 2-3 лет. Предусмотреть возможность преподавателей ВУЗов повышать свою квалификацию в соответствующей организации.
Решить проблемы профессиональных училищ (ПУ). Прежде всего, нужно улучшить материально-техническое оснащение. Здесь необходимо: построить бассейн, тренажерный зал, которые могут бесплатно посещать все студенты ПУ. В зданиях должен быть проведен капитальный ремонт, должно быть закуплено новое оборудование, на котором будут обучаться студенты. Провести информатизацию обучения. Например, посредством видеоконференцсвязи или скайпа можно провести обучение при участии международных специалистов. Нужно разработать проект республиканского конкурса, который будет выявлять талантливых рабочих, здесь можно взять за образец опыт Германии, которая уже более 40 лет работает в этом направлении.
Должна быть налажена связь между профессиональными училищами и работодателями. Например, работодатели могут приходить и агитировать
студентов приходить на работу к ним, составлять списки студентов, которые пойдут на собеседование, приглашать к себе на практику и др.
Предлагается на республиканском уровне создать общереспубликанский кадровый резерв как для государственно-гражданской и муниципальной служб, бюджетных учреждений: здравоохранение,
образовательные организации и т.п., а также представителей инженерных и рабочих профессий. Целесообразность создания такого масштабного проекта заключается в том, что на уровне республики будут собраны специалисты в своей области для замещения вакантных должностей. Этот кадровый резерв будет неким механизмом отбора самых лучших претендентов на замещение вакантной должности, вне зависимости от организационно-правовой формы организации - нанимателя.
Выступить с инициативным письмом о необходимости изменения статуса молодых ученых, они должны быть не работниками ВУЗов, а молодыми учеными, также в инициативном письме необходимо представить проект ФЗ «О молодых ученых в РФ», где будет закреплен порядок научной деятельности, основные понятия и другие важные организационные вопросы.
Ннеобходимо привлечь внимание руководства РТ и руководства РФ необходимости переоборудования всех ВУЗов в РТ. Нужно представить перспективный проект с рассчитанным бюджетом, оборудованием, которое необходимо. На базе ВУЗовских лабораторий молодые ученые и аспиранты могут разрабатывать новые технологии по заказу госкорпораций, и других участников рынка. Опять же такой опыт известен в Германии, где «БМВ» очень часто прибегает к услугам лабораторий в Гамбурге и Кельне, там студенты трудятся, создавая новые предложения по модификации автомобилей, при этом ВУЗ неплохо зарабатывает на этом, а аспиранты и студенты получают колоссальную практику;
Решение организационно-правовых проблем:
- повышение статуса профессии ученого посредством использования PR-технологий, а также решения социальных, финансовых и
организационно-правовых проблем ученых. Это позволит привлечь внимание к науке, заставит задуматься старшекурсников, абитуриентов, студентов о том, чтобы заняться научной деятельностью. Также привлечение молодых специалистов позволит урегулировать дисбаланс в структуре научных кадров;
- необходимо создать профессию инновационный менеджер; создать специальные организации, которые бы продвигали научные идеи в ту или иную отрасль экономики, как это делается во всем мире. Это позволит состыковать молодых ученых и аспирантов с их изделиями с потенциальными покупателями;
- активное вовлечение аспирантов, перспективных старшекурсников в науку это должен будет делать ВУЗ после того, как действительно будут созданы приемлемые условия для занятия наукой;
Итак, главная задача кадрового резерва - аккумуляция и перераспределение на вакантные должности квалифицированные кадры. При этом организации и учреждения, работающие на территории РТ, должны будут брать оттуда сотрудников не менее 2-5 человек. Обязательное количество резервистов, подлежащих трудоустройству в ту или иную отрасль или компанию, будет зависеть от штата сотрудников компании, потребности отрасли в данном сотруднике.
1. Об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: Международный пакт от 19.12.1966. - Справочноправовая система «Гарант». Версия Проф. - Последнее обновление 2017.
2. Конституция Российской Федерации: по состоянию на
01.01.2017. - 64 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. - Справочно-правовая система Гарант. - Версия Проф. - Последнее обновление 2015.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2014. - №293
5. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по
безработице [Электронный ресурс]: Постановление Правительства
Российской Федерации от 09.10.2012 № 1031. -
URL:http://www.garant.ru/news/423938/ (дата обращения: 14.09.2016)
6. Анализ рынка труда // Архив Центра занятости Высокогорского района РТ.
7. Амельченко С. Г. Рынок труда. Занятость и безработица / С. Г. Амельченко. - М.: А-Приор, 2014. - 386 с.
8. Ахинов Г. А. Социальная политика / Г. А. Ахинов, С. В. Калашников. - М.: Инфра - М, 2013. - 388 с.
9. Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования / И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 25. - С. 2-11.
10. Вечканов Г. С. Экономическая теория / Г. С. Вечканов. - Спб.: Питер, 2014. - 479 с.
11. Горелов Н. А. Антикризисное управление трудом: реструктуризация и реинжиниринг персонала / Н. А. Горелов С. С. Бузановский. - 3-е изд., доб. и перераб. - СПб: СПбГУЭиФ, 2013. - 450 с.
12. Горелов Н. А. Кризис и труд / Н. А. Горелов, С. С. Бузановский. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: СПбГУЭиФ, 2015. - 340 с.
13. Горелов Н. А. Энциклопедия труда и занятости / Н. А. Горелов, А. И. Тучков. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: СПбГУЭиФ, 2015. - 300 с.
14. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования / А. Дадашев // Вопросы экономики. - 2016. - №1. -
С.76-82.
15. Елисеева С. И. Занятость населения в РФ: Учебник / С. И. Елисеева. - М.: Инфра-М, 2016. - 312 с.
16. Иванова В. Н. Управление занятостью населения в России: Учебное пособие / В. Н. Иванова, Т. И. Безденежных. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 376 с.
17. Карасев О. Ю. Основные проблемы политики занятости в МО г. Казани / О. Ю. Карасев // Труд и социальные отношения. - 2015. - №16. - С. 29-38.
18. Катульский Е. Д. Основные направления государственной
политики на российском рынке труда / Е. Д. Катульский // Человек и труд. - 2016. - № 1. - С. 47-52.
19. Карлова Ю.С. Содержательная сущность конкуренции на рынке труда / Ю.С. Карлова// Мир науки. - 2016. - №3. - С. 6-7.
20. Катульский Е. Д. Основные направления государственной
политики на российском рынке труда / Е. Д. Катульский // Человек и труд. - 2016. - № 1. - С. 47 - 49.
21. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы /А. Кашенов // Социальная политика и социальное партнёрство. - 2016. - № 8. - С.7-21.
22. Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения: монография / А.В. Кашепов, С.С. Сулакшин, А.С. Малчинов. - М.: Научный эксперт, 2015. - 322 с.
23. Кирпичев В.В. Высокая территориальная мобильность трудовых ресурсов как основа для создания современной экономики России / В.В. Кирпичев // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 2. -С. 125135.
24. Костин Л. А. Российский рынок труда / Л. А. Костин. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2015. - 388 с.
25. Костин Л. А. Рынок труда и теории занятости / Л. А. Костин, Г. М. Зущина, Р. М. Султанова. - М.: Наука, 2014. - 465 с.
26. Котляр А. Э. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике: Учебное издание / А. Э. Котляр, И. Н. Кирпа. - М.: РГАТиЗ, 2015. - 428 с.
27. Лобанова В.В. Современные модели и технологии кадрового менеджмент, учитывающие особенности конкуренции на рынке труда /В.В. Лобанов// Система ценностей современного общества. - 2016. - № 21. - С. 189-192.
28. Маслова И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости / И. Маслова // Человек и труд. - 2016. - № 6. - С. 230-242.
29. Маслова И. С. Рабочая сила в пореформенной России / И. С. Маслова // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2016. - № 12. - С. 151 - 160.
30. Маслова И. С. Российский рынок труда на современном этапе: тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования / И. С. Маслова. - М.: Инфра-М, 2014. - 288 с.
31. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение
безработицы (Политико-экономический аспект) / И. Д. Мацкуляк. - М.: Экономика, 2015. - 436 с.
32. Мацкуляк И. Д. Хозяйственный механизм аграрной экономики / И. Д. Мацкуляк. - М.: Инфра-М, 2014. - 437 с.
33. Мурзина Р. И. Проблемы содействия занятости населения на рынке / Р. И. Мурзина // Экономика и учет труда. - 2016. - №19. - С. 43-47.
34. Овчинников В. Н. Стратегические приоритеты экономического развития Поволжья России / В. Н. Овчинников. - М: Инфра-М, 2015. - 489 с.
35. Сергиенко Е.С. Концептуальная сущность социальных услуг: маркетинговая трактовка их значимости /Е.С. Сергиенко// Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 5. - С. 131-135.
36. Смоленская С. В. Рынок труда: управление человеческими ресурсами: учебное пособие / С. В. Смоленская. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 80 с.
37. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Изд-во Дашков и Ко, 2014. -299 с.
38. Султанова Р. М. Социальная защита женщин в период рыночных преобразований / Р. М. Султанова // Человек и труд. - 2016. - № 1. - С. 14 - 17.
39. Толоконникова Е. А. Занятость. Трудовые отношения.
Безработица / Е. А. Толоконникова // Человек и труд. - 2016. - №7. - С. 18-23.
40. Холостова Е. И. Государственная политика: проблемы,
перспективы / Е. И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2015. - 214 с.
41. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева. - 5-е изд., испр. и доп. - Киров: АСА, 2013. - 487 с.
42. Чижова Л.С. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии / Л.С. Чижова // Человек и Труд. - 2016. - №10. - С. 21-27.
43. Шерер И. Н. Социально-экономическая трансформация регионального рынка труда: монография / И. Н. Шерер. - М.: Зерцало-М,
2014. - 192 с.
44. Шершова Л.В. Модель регулирования рынка труда через включение тендерных приоритетов: монография / Л.В. Шершова, М.В. Малаховская. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2016. - 633 с.
45. Ширнова С. А. Экономика труда: Учебник / С. А. Ширнова. - М.: Инфра-М, 2014. - 290 с.
46. Якимов В. Н. Непрерывное образование всеобщий закон развития современной цивилизации / В. Н. Якимов // Научные труды аспирантов и докторантов. - 2017. - № 6 (16). - С. 3 - 19.
47. Якимов В. Н. Проблемы трудовых ресурсов колхозов / В. Н. Якимов. - М.: Экономика, 2016. - 549 с.
48. Ярмольчук В. Г. Рынок новой рабочей силы / В. Г. Ярмольчук. - М.: Социум, 2013. - 358 с.
49. Интервью Заместителя министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Любови Ельцовой «Российской газете» о предстоящей разработке профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/20/2 (дата обращения 19.09.2016)
50. ОЭСР, Росстат. - URL: http://www.ng.ru/economics/2012-05-
21/4_work.html_ (дата обращения: 14.09.2016)
51. Росстат. Официальная статистика. Трудовые ресурсы. - URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labou r_force/# (дата обращения: 14.01.2015)
52. Федеральная служба по труду и занятости. - URL:
http://www.rostrud.ru/documents/25/xPages/item.4239.html (дата обращения:
20.09.2016)