Введение - 3 -
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. - 5 -
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии - 5 -
1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии - 9 -
1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии - 12 -
Выводы по I главе - 16 -
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии - 18 -
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования - 18 -
2.2 Анализ и интерпретация результатов - 20 -
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию - 21 -
Выводы по II главе - 23 -
Заключение - 24 -
Список используемой литературы - 25 -
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1-го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются:
25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;
17% по совету родителей;
9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения);
10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;
остальные руководствуются интересом к содержанию труда.
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.
Целью нашей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Именно личностные характеристики и будут являться предметом изучения нашей работы.
Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии;
2. экспериментально изучить самооценку учащихся, как личностную характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработать рекомендации для выбирающих профессию.
Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.
Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы.