ПРОБЛЕМА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КАТЕГОРИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ 8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО 25
2.1 Этапы развития лирического героя И. Бродского 25
2.2. Соотношение биографического и поэтического «Я» поэта 54
Заключение 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КАТЕГОРИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ 8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО 25
2.1 Этапы развития лирического героя И. Бродского 25
2.2. Соотношение биографического и поэтического «Я» поэта 54
Заключение 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Иосиф Александрович Бродский (1940 - 1996) - один из виднейших поэтов в истории русской литературы XX века. Многогранное творчество И. Бродского заключено не только в стихотворных произведениях и пьесе «Мрамор» на русском языке, а также в книге эссе на английском языке. В связи с этим, его фигура как писателя всегда вызывала бурный интерес в обществе и привлекала внимание немалого количества критиков и литературоведов. Основной темой становится условное разделение литературной деятельности Бродского на творчество в России и эмиграции.
Этот переломный момент в жизни поэта справедливо прокомментировал шведский писатель и близкий друг Бродского Бенгт Янгфельдт: «К моменту, когда 4 июня 1972 года самолет Аэрофлота с Иосифом Бродским на борту пересек воздушное пространство между Востоком и Западом, имя Бродского уже давно проделало этот маршрут, хотя и на других крыльях. Его уже несколько лет знали на Западе и как крупную величину в русской поэзии, и как жертву политической системы, каравшей его именно за то, что он поэт» . Проведя практически всю вторую половину своей жизни в вынужденной эмиграции, Иосиф Александрович не только не забывал родной язык, но и продолжал использовать его в качестве основного орудия для создания огромного количества великих поэтических произведений, за что и был удостоен высшей награды за свой жизненный труд - Нобелевской премии.
Поэт неоднократно затрагивает тему творчества и судьбы творца, пишет о своем предназначении, сходствах биографий своей и Овидия, называя себя «писателем в изгнании». Как и древнеримский творец, Бродский был вынужден навсегда покинуть свой родной город и страну, что не могло не стать тяжелым внутренним переживанием для него. Однако Бродский, как и Овидий, отказывается прощаться с поэзией. Свободно овладев английским языком, к родному языку поэт действительно продолжал относиться с трепетом. Откровенно о своих чувствах в день отъезда он писал в письме генеральному секретарю ЦЛ ЛПСС Леониду Ильичу Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге» . Несмотря на откровенность и чувственность этих слов, «Брежнев, разумеется, не ответил на письмо вышвырнутого из страны поэта».
Таким образом, спустя многие годы, проведенные вдали от родины, в своем эссе «Состояние, которое мы называем изгнанием, или попутного ретро» Бродский говорил, что «писатель в изгнании похож на собаку или человека, запущенных в космос в капсуле», а затем добавлял: «и ваша капсула - это ваш язык». Если и можно лишить человека земли и дома, но его нельзя лишить того, что всегда будет оставаться при нем - и для Бродского это стал русский язык. Можно предположить, что этот факт становится в некотором роде одержимостью для писателя-изгнанника, ведь это единственная крупинка, связывающая его с землей, именуемой Родиной. Отождествляя свою эмиграцию с изгнанием, Бродский акцентирует внимание на ту душевную боль, которую причиняет насильственный разрыв для любого человека со всем тем, что ему было так дорого: родные, друзья, места, воспоминания...
Для Бродского действительно ни одна жизненная трудность не могла стать преградой на пути к творчеству. Он вел активную общественную деятельность, читал лекции по литературе иностранным студентам, встречался с поэтами и писателями. Немаловажно, что Бродский внес свой вклад в литературное наследие как переводчик мировой поэзии на русский язык. Авторами, чьи произведения переводил Бродский, стали такие мастера слова, как Джон Донн, Энрю Марвелл, Уистен Хью Оден, Еврипид и другие. В эмиграции Бродский начинает активно заниматься эссеистикой, которую ведет на английском языке. В результате такого труда, было выпущено три книги его эссе: «Less Than One», «Watermark» и «On Grief and Reason». Таким образом, личность Бродского действительно можно назвать всесторонней фигурой. Это подтверждают слова известного литературоведа Льва Лосева о том, что «в языковом и культурном отношении Бродский был русским, а что касается самоидентификации, то в зрелые годы он свел ее к лапидарной формуле. Говоря о том, что он еврей, Бродский скорее имеет в виду происхождение, чем иудейское вероисповедание. Относительно религиозной принадлежности он все-таки ближе к христианству, и это абсолютно достоверное утверждение. Об этом можно смело утверждать, приняв во внимание хотя бы факт существования целого ряда рождественских стихотворений Бродского, в центре которых неизменно лежит евангелийский сюжет. Кроме того, Бродский неоднократно подчеркивал свою принадлежность именно к русской культуре, которую невозможно рассматривать вне христианского контекста. В изучении философских и религиозных основ поэзии Бродского особенно выделяются работы такого исследователя, как А. М. Ранчин. Его книга «"На пиру Мнемозины”: Интертексты Иосифа Бродского» (2001 г.) посвящена изучению интертекстуальных связей стихотворений Бродского по отношению к европейской философии и русской поэзии, таким образом, автор подвергает творчество поэта подробному мотивному и реминисцентному анализу.
Что касается литературной идеологии, Иосиф Бродский был тесно связан с античной культурой. Его поэзия практически полностью пропитана древнегреческими и древнеримскими традициями, многие стихотворения наполнены реминисценциями и аллюзиями на Гомера, Овидия, Горация и т.д. «Я заражен нормальным классицизмом» - говорит поэт в одном из своих стихотворений. Классицизм - это первоисточник, на котором базируется любой деятель слова, и он, Бродский, «зараженный» этой идеей, распространяет вирус классицизма на все свое творчество. Таким образом, культура античного мира становится фундаментом для его поэтического мышления. «Античный текст» Бродского также не остается без внимания со стороны исследователей, в число которых входят такие литературоведы, как Я. А. Гордин, И. Ковалева, Е. В. Мищенко и др.
Несомненно, основной объем материалов по исследованию творчества И. Бродского заключен в определении места поэта в русской поэтической традиции. Основным объектом изучения в таких исследованиях стала связь поэзии Бродского не только с пушкинской или лермонтовской моделями лирического мышления, но и с лирикой Е. А. Баратынского, М. Цветаевой, О. Э. Мандельштама. В первую очередь, это говорит о том, что Бродский глубоко укоренен в русской поэтической традиции. Первой монографией о И. Бродском как о русском поэте стала книга М. Крепса «О поэзии Иосифа Бродского» (1984 г.). Кроме того, говоря о критическом осмыслении жизни и творчества Бродского, нельзя не обратить внимание на таких авторов, как Л. Лосев и С. Волков.
Любовь к России, малой родине и русской деревне удалось Бродскому запечатлеть во многих своих лирических произведениях. Особенно выделяется период ссылки поэта в Архангельскую область, где он обрел вдохновение и написал немало стихотворений, в числе которых «В деревне Бог живет не по углам», «Новые стансы к Августе» и др. Так как Бродский тесно связывал творчество с происходящими в его жизни событиями, переживания самого автора не могли не отразиться на характере его произведений. Именно поэтому нелегкий жизненный путь Бродского органично переплетался с его многогранным творческим путем. В своей работе «Автор и лирический текст» С. Н. Руссова очень точно заметила, что соотношение автора и создаваемого им текста остается одной из остро дискуссионных проблем современного литературоведения, разрешение которой позволит существенно изменить систему традиционных понятий относительно литературного произведения и историко-литературного процесса.
Несмотря на многочисленные работы по биографии и творчеству И. Бродского, наблюдается нехватка исследований, посвященных изучению проблемы лирического героя Бродского. Присутствие в текстах Бродского лирического героя является яркой и отличительной чертой его поэзии, благодаря чему произведения становятся такими чувственными и близкими читателю.
Цель настоящей работы - исследование эволюции лирического героя И. Бродского до и после эмиграции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать историю изучения категорий лирического героя, автора, их взаимоотношение;
- определить этапы развития лирического героя Бродского и выявить уровень влияния самого поэта;
- выявить индивидуальные особенности характера лирического героя Бродского;
- выявить соотношение биографического и поэтического «Я» поэта;
- определить художественные средства, которые раскрывают духовный мир лирического героя Бродского.
Научная новизна данной работы обусловлена поставленными в ней задачами.
Этот переломный момент в жизни поэта справедливо прокомментировал шведский писатель и близкий друг Бродского Бенгт Янгфельдт: «К моменту, когда 4 июня 1972 года самолет Аэрофлота с Иосифом Бродским на борту пересек воздушное пространство между Востоком и Западом, имя Бродского уже давно проделало этот маршрут, хотя и на других крыльях. Его уже несколько лет знали на Западе и как крупную величину в русской поэзии, и как жертву политической системы, каравшей его именно за то, что он поэт» . Проведя практически всю вторую половину своей жизни в вынужденной эмиграции, Иосиф Александрович не только не забывал родной язык, но и продолжал использовать его в качестве основного орудия для создания огромного количества великих поэтических произведений, за что и был удостоен высшей награды за свой жизненный труд - Нобелевской премии.
Поэт неоднократно затрагивает тему творчества и судьбы творца, пишет о своем предназначении, сходствах биографий своей и Овидия, называя себя «писателем в изгнании». Как и древнеримский творец, Бродский был вынужден навсегда покинуть свой родной город и страну, что не могло не стать тяжелым внутренним переживанием для него. Однако Бродский, как и Овидий, отказывается прощаться с поэзией. Свободно овладев английским языком, к родному языку поэт действительно продолжал относиться с трепетом. Откровенно о своих чувствах в день отъезда он писал в письме генеральному секретарю ЦЛ ЛПСС Леониду Ильичу Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге» . Несмотря на откровенность и чувственность этих слов, «Брежнев, разумеется, не ответил на письмо вышвырнутого из страны поэта».
Таким образом, спустя многие годы, проведенные вдали от родины, в своем эссе «Состояние, которое мы называем изгнанием, или попутного ретро» Бродский говорил, что «писатель в изгнании похож на собаку или человека, запущенных в космос в капсуле», а затем добавлял: «и ваша капсула - это ваш язык». Если и можно лишить человека земли и дома, но его нельзя лишить того, что всегда будет оставаться при нем - и для Бродского это стал русский язык. Можно предположить, что этот факт становится в некотором роде одержимостью для писателя-изгнанника, ведь это единственная крупинка, связывающая его с землей, именуемой Родиной. Отождествляя свою эмиграцию с изгнанием, Бродский акцентирует внимание на ту душевную боль, которую причиняет насильственный разрыв для любого человека со всем тем, что ему было так дорого: родные, друзья, места, воспоминания...
Для Бродского действительно ни одна жизненная трудность не могла стать преградой на пути к творчеству. Он вел активную общественную деятельность, читал лекции по литературе иностранным студентам, встречался с поэтами и писателями. Немаловажно, что Бродский внес свой вклад в литературное наследие как переводчик мировой поэзии на русский язык. Авторами, чьи произведения переводил Бродский, стали такие мастера слова, как Джон Донн, Энрю Марвелл, Уистен Хью Оден, Еврипид и другие. В эмиграции Бродский начинает активно заниматься эссеистикой, которую ведет на английском языке. В результате такого труда, было выпущено три книги его эссе: «Less Than One», «Watermark» и «On Grief and Reason». Таким образом, личность Бродского действительно можно назвать всесторонней фигурой. Это подтверждают слова известного литературоведа Льва Лосева о том, что «в языковом и культурном отношении Бродский был русским, а что касается самоидентификации, то в зрелые годы он свел ее к лапидарной формуле. Говоря о том, что он еврей, Бродский скорее имеет в виду происхождение, чем иудейское вероисповедание. Относительно религиозной принадлежности он все-таки ближе к христианству, и это абсолютно достоверное утверждение. Об этом можно смело утверждать, приняв во внимание хотя бы факт существования целого ряда рождественских стихотворений Бродского, в центре которых неизменно лежит евангелийский сюжет. Кроме того, Бродский неоднократно подчеркивал свою принадлежность именно к русской культуре, которую невозможно рассматривать вне христианского контекста. В изучении философских и религиозных основ поэзии Бродского особенно выделяются работы такого исследователя, как А. М. Ранчин. Его книга «"На пиру Мнемозины”: Интертексты Иосифа Бродского» (2001 г.) посвящена изучению интертекстуальных связей стихотворений Бродского по отношению к европейской философии и русской поэзии, таким образом, автор подвергает творчество поэта подробному мотивному и реминисцентному анализу.
Что касается литературной идеологии, Иосиф Бродский был тесно связан с античной культурой. Его поэзия практически полностью пропитана древнегреческими и древнеримскими традициями, многие стихотворения наполнены реминисценциями и аллюзиями на Гомера, Овидия, Горация и т.д. «Я заражен нормальным классицизмом» - говорит поэт в одном из своих стихотворений. Классицизм - это первоисточник, на котором базируется любой деятель слова, и он, Бродский, «зараженный» этой идеей, распространяет вирус классицизма на все свое творчество. Таким образом, культура античного мира становится фундаментом для его поэтического мышления. «Античный текст» Бродского также не остается без внимания со стороны исследователей, в число которых входят такие литературоведы, как Я. А. Гордин, И. Ковалева, Е. В. Мищенко и др.
Несомненно, основной объем материалов по исследованию творчества И. Бродского заключен в определении места поэта в русской поэтической традиции. Основным объектом изучения в таких исследованиях стала связь поэзии Бродского не только с пушкинской или лермонтовской моделями лирического мышления, но и с лирикой Е. А. Баратынского, М. Цветаевой, О. Э. Мандельштама. В первую очередь, это говорит о том, что Бродский глубоко укоренен в русской поэтической традиции. Первой монографией о И. Бродском как о русском поэте стала книга М. Крепса «О поэзии Иосифа Бродского» (1984 г.). Кроме того, говоря о критическом осмыслении жизни и творчества Бродского, нельзя не обратить внимание на таких авторов, как Л. Лосев и С. Волков.
Любовь к России, малой родине и русской деревне удалось Бродскому запечатлеть во многих своих лирических произведениях. Особенно выделяется период ссылки поэта в Архангельскую область, где он обрел вдохновение и написал немало стихотворений, в числе которых «В деревне Бог живет не по углам», «Новые стансы к Августе» и др. Так как Бродский тесно связывал творчество с происходящими в его жизни событиями, переживания самого автора не могли не отразиться на характере его произведений. Именно поэтому нелегкий жизненный путь Бродского органично переплетался с его многогранным творческим путем. В своей работе «Автор и лирический текст» С. Н. Руссова очень точно заметила, что соотношение автора и создаваемого им текста остается одной из остро дискуссионных проблем современного литературоведения, разрешение которой позволит существенно изменить систему традиционных понятий относительно литературного произведения и историко-литературного процесса.
Несмотря на многочисленные работы по биографии и творчеству И. Бродского, наблюдается нехватка исследований, посвященных изучению проблемы лирического героя Бродского. Присутствие в текстах Бродского лирического героя является яркой и отличительной чертой его поэзии, благодаря чему произведения становятся такими чувственными и близкими читателю.
Цель настоящей работы - исследование эволюции лирического героя И. Бродского до и после эмиграции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать историю изучения категорий лирического героя, автора, их взаимоотношение;
- определить этапы развития лирического героя Бродского и выявить уровень влияния самого поэта;
- выявить индивидуальные особенности характера лирического героя Бродского;
- выявить соотношение биографического и поэтического «Я» поэта;
- определить художественные средства, которые раскрывают духовный мир лирического героя Бродского.
Научная новизна данной работы обусловлена поставленными в ней задачами.
Изучение категории автора и героя на теоретической основе ведущих литературоведов дает нам основание установить следующие положения об особенности их структуры и предназначении в лирическом произведении, и впоследствии особенностей лирического героя в поэтапной системе творчества Иосифа Бродского, а также в рамках лирического цикла, что позволило выявить индивидуальные особенности характера лирического героя поэта.
По мнению большинства исследователей, лирика является наиболее субъективной из трех литературных родов. Именно поэтому для понимания природы поэтического творчества определенного автора необходимо изучить вопрос о соотношении категории автора и героя, которые тем или иным образом проявляются в художественном тексте.
Лирический герой - это в некоторой степени двойник автора произведения, который традиционно имеет определенное сходство с личностью самого поэта. Автобиографическая близость героя Бродского самому поэту раскрывается в его изображении в образе изгнанника, одиночки.
Уже с наиболее ранних произведений лирический герой Иосифа Бродского начинает чувствовать себя одиноким, непризнанным, ненужным окружающему его обществу человеком. На это повлияла, в первую очередь, биографическая сторона самого поэта. Произведения Бродского, как и всех литературных деятелей того времени, поддавались жесткой идеологической цензуре, не допускавшей ни единого слова, которое могло бы быть двусмысленно воспринято читателем. Неготовность государственных деятелей мириться со свободомыслием юного поэта в желании творить так, как он сам этого хочет, повлекла к многочисленным изнуряющим гонениям Бродского, что не могло не отразиться на эмоциональном состоянии его лирического героя. Именно поэтому мы часто видим лирического героя разочарованным, неудовлетворенным, а также размышляющим на тему смысла жизни.
С началом судебных тяжб над Бродским, лирический герой начинает испытывать на себе влияние остросоциальных конфликтов, которые послужили ему причиной желания отгородиться от всего мира. Отсюда в поэзии Бродского возникает мотив отчужденности: лирический герой ощущает себя изгоем, чужим среди своих. Именно поэтому он стал идентифицировать себя в качестве скитальца и изгнанника задолго до вынужденной эмиграции самого поэта.
Характерной особенностью для лирического героя Бродского становится «вненаходимость» в рамках фактического времени: он либо погружен в воспоминания о прошлой жизни, которую уже не вернуть, либо размышляет о несбыточном будущем. Из этого следует, что герой постоянно стремится сбежать от реальности, спрятаться, исчезнуть. Мотив поиска укрытия встречается нам практически в каждом стихотворении Бродского.
В мировоззрении лирического героя Бродского есть место и для осмысления судьбы художника в этом мире. Так, герой нередко изображается непризнанным его окружением, но верным своим принципам и готовым идти ради них до конца, чего бы ему это не стоило.
Для лирического героя Бродского не чужды и романтические чувства. Как и у большинства поэтов, любовная тема становится одним из определяющих факторов существования лирики Бродского, ведь это самое сильное из всех чувств, вдохновляющих человека на творчество. Одновременно с этим любовь у Бродского приобретает драматический характер. По причине того, что в мировоззрении лирического героя не существует понятие «здесь и сейчас», мы всегда видим его в подавленном состоянии, ностальгирующим по прошедшим сердечным делам. Следовательно, чувство любви у лирического героя Бродского - это всегда трагичное, всепоглощающее состояние души.
Лирический герой Бродского это воплощение душевного одиночества, критического отношения к земной реальности и отрицания возможности самому изменить что-либо в лучшую сторону. Эту ответственность ему оказывается проще переложить на того, в чьей компетенции заниматься вопросами мироздания. Таким образом, герой часто обращается к Богу, видя в нем единственную поддержку и родственную душу, из-за чего образ Бога для него становится не чем-то невероятно совершенным и абсолютно недосягаемым, а человекоподобным. Для героя Бог - это мудрец, с которым можно по-дружески побеседовать и который будет сопровождать тебя во время самых бытовых дел. Именно поэтому такие отношения между героем и Богом не имеют ничего общего с вероисповеданием, о чем и говорит сам лирический герой, называя себя в одном из рассмотренных нами стихотворений «атеистом».
Для раскрытия эмоционального состояния своего лирического героя Бродский использует большое количество разнообразных стилистических приемов, жанровых своеобразий произведения, художественных выразительных средств. В процессе формирования лирического произведения поэт обращается к таким жанрам как сонет, элегия, послание и эпиграмма, что еще раз подчеркивает важность для автора выражение чувственного познания героя и передача его психологизма в создании стихотворения. Также для поэтики Бродского свойственна возможность ухода от определенных литературных канонов не в ущерб содержательной части произведения. Так, например, появляются стихотворения без традиционной для лирики рифмовки.
Время, ставшее центральной темой в творчестве Бродского, проявляется в стихотворениях разрушающей силой, от которой так отчаянно пытается спастись лирический герой. Именно поэтому специфика лирического героя Бродского заключается в том, что при высоком уровне совпадения с реальной личностью автора его образ всегда изображается как пожилой, повидавший жизнь человек, который, к тому же, наделен пророческим голосом будущего. Для Бродского, однако, был важен лишь сам факт этого пророчества, а не обязательное его исполнение.
Таким образом, основной функцией времени в мире лирического героя Бродского становится возможность фиксации прошлого в памяти, в попытке избежать полного забвения в будущем.
По результатам настоящей исследовательской работы, целью которой являлось изучение развития лирического героя Иосифа Бродского на разных этапах его творческого пути, мы пришли к выводу, что близкая взаимосвязь биографического и поэтического «Я» поэта является характерной, можно даже сказать, определяющей чертой в формировании образа лирического героя Бродского.
По мнению большинства исследователей, лирика является наиболее субъективной из трех литературных родов. Именно поэтому для понимания природы поэтического творчества определенного автора необходимо изучить вопрос о соотношении категории автора и героя, которые тем или иным образом проявляются в художественном тексте.
Лирический герой - это в некоторой степени двойник автора произведения, который традиционно имеет определенное сходство с личностью самого поэта. Автобиографическая близость героя Бродского самому поэту раскрывается в его изображении в образе изгнанника, одиночки.
Уже с наиболее ранних произведений лирический герой Иосифа Бродского начинает чувствовать себя одиноким, непризнанным, ненужным окружающему его обществу человеком. На это повлияла, в первую очередь, биографическая сторона самого поэта. Произведения Бродского, как и всех литературных деятелей того времени, поддавались жесткой идеологической цензуре, не допускавшей ни единого слова, которое могло бы быть двусмысленно воспринято читателем. Неготовность государственных деятелей мириться со свободомыслием юного поэта в желании творить так, как он сам этого хочет, повлекла к многочисленным изнуряющим гонениям Бродского, что не могло не отразиться на эмоциональном состоянии его лирического героя. Именно поэтому мы часто видим лирического героя разочарованным, неудовлетворенным, а также размышляющим на тему смысла жизни.
С началом судебных тяжб над Бродским, лирический герой начинает испытывать на себе влияние остросоциальных конфликтов, которые послужили ему причиной желания отгородиться от всего мира. Отсюда в поэзии Бродского возникает мотив отчужденности: лирический герой ощущает себя изгоем, чужим среди своих. Именно поэтому он стал идентифицировать себя в качестве скитальца и изгнанника задолго до вынужденной эмиграции самого поэта.
Характерной особенностью для лирического героя Бродского становится «вненаходимость» в рамках фактического времени: он либо погружен в воспоминания о прошлой жизни, которую уже не вернуть, либо размышляет о несбыточном будущем. Из этого следует, что герой постоянно стремится сбежать от реальности, спрятаться, исчезнуть. Мотив поиска укрытия встречается нам практически в каждом стихотворении Бродского.
В мировоззрении лирического героя Бродского есть место и для осмысления судьбы художника в этом мире. Так, герой нередко изображается непризнанным его окружением, но верным своим принципам и готовым идти ради них до конца, чего бы ему это не стоило.
Для лирического героя Бродского не чужды и романтические чувства. Как и у большинства поэтов, любовная тема становится одним из определяющих факторов существования лирики Бродского, ведь это самое сильное из всех чувств, вдохновляющих человека на творчество. Одновременно с этим любовь у Бродского приобретает драматический характер. По причине того, что в мировоззрении лирического героя не существует понятие «здесь и сейчас», мы всегда видим его в подавленном состоянии, ностальгирующим по прошедшим сердечным делам. Следовательно, чувство любви у лирического героя Бродского - это всегда трагичное, всепоглощающее состояние души.
Лирический герой Бродского это воплощение душевного одиночества, критического отношения к земной реальности и отрицания возможности самому изменить что-либо в лучшую сторону. Эту ответственность ему оказывается проще переложить на того, в чьей компетенции заниматься вопросами мироздания. Таким образом, герой часто обращается к Богу, видя в нем единственную поддержку и родственную душу, из-за чего образ Бога для него становится не чем-то невероятно совершенным и абсолютно недосягаемым, а человекоподобным. Для героя Бог - это мудрец, с которым можно по-дружески побеседовать и который будет сопровождать тебя во время самых бытовых дел. Именно поэтому такие отношения между героем и Богом не имеют ничего общего с вероисповеданием, о чем и говорит сам лирический герой, называя себя в одном из рассмотренных нами стихотворений «атеистом».
Для раскрытия эмоционального состояния своего лирического героя Бродский использует большое количество разнообразных стилистических приемов, жанровых своеобразий произведения, художественных выразительных средств. В процессе формирования лирического произведения поэт обращается к таким жанрам как сонет, элегия, послание и эпиграмма, что еще раз подчеркивает важность для автора выражение чувственного познания героя и передача его психологизма в создании стихотворения. Также для поэтики Бродского свойственна возможность ухода от определенных литературных канонов не в ущерб содержательной части произведения. Так, например, появляются стихотворения без традиционной для лирики рифмовки.
Время, ставшее центральной темой в творчестве Бродского, проявляется в стихотворениях разрушающей силой, от которой так отчаянно пытается спастись лирический герой. Именно поэтому специфика лирического героя Бродского заключается в том, что при высоком уровне совпадения с реальной личностью автора его образ всегда изображается как пожилой, повидавший жизнь человек, который, к тому же, наделен пророческим голосом будущего. Для Бродского, однако, был важен лишь сам факт этого пророчества, а не обязательное его исполнение.
Таким образом, основной функцией времени в мире лирического героя Бродского становится возможность фиксации прошлого в памяти, в попытке избежать полного забвения в будущем.
По результатам настоящей исследовательской работы, целью которой являлось изучение развития лирического героя Иосифа Бродского на разных этапах его творческого пути, мы пришли к выводу, что близкая взаимосвязь биографического и поэтического «Я» поэта является характерной, можно даже сказать, определяющей чертой в формировании образа лирического героя Бродского.
Подобные работы
- Функции античных образов в творчестве И. Бродского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В.С. ВЫСОЦКОГО (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ И. БРОДСКОГО «ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ И ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ Ю. КУБЛАНОВСКОГО
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Мотивы распада в творчестве Г. Иванова эмигрантского периода
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИРИКИ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



