Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №59206

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы работы по формированию синтаксического понятия «предикативная основа предложения» в начальной школе
1.1. Логические и психологические основы формирования понятий
1.2. Предикативная основа предложения как база для формирования
синтаксических понятий в начальной школе
Выводы по первой главе
Глава II. Методика формирования у младших школьников синтаксических понятий (на примере предикативной основы предложения)
2.1. Методические условия формирования синтаксических понятий в
начальной школе (на примере понятия «главные члены предложения»)
2.2. Особенности формирования понятия «главные члены предложения»
по УМК «Начальная школа XXI века»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Теоретико-методологической основой для начального общего образования в рамках ФГОС НОО становится деятельностный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Однако развивающие возможности русского языка, в частности синтаксиса, не в полной мере реализуются в современных общеобразовательных учреждениях, и, как следствие, обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков.
Именно поэтому в теории и практике преподавания русского языка постоянно ведутся поиски путей и методов как в системе совершенствования методики изучения синтаксиса, так как в системе грамматических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают синтаксические понятия. К их числу лингвисты (В .В. Виноградов, А.М. Пешковский, Г. А. Золотова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева, Т.П. Ломтев, В.Г. Гак, Т.Е, Шаповалова и др.) и методисты (Л.П. Федоренко, А.В. Дудникова, А.Ю. Купалова, Г. А. Фомичёва, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и др.) относят, прежде всего, понятие «предложение» и все его характеристики (по цели высказывания, по составу главных и второстепенных членов предложения и т.д.).
Важнейшим признаком предложения является предикативность, формирующая предложение как «грамматическую единицу языка, которая помогает оформить, выразить и передать мысль (Лекант, 1986, 14). В исследованиях В.В. Виноградова, Ф.И. Буслаева, А.М. Пешковского, А. А. Потебни, А.Х. Востокова, Г. А. Золотовой, П.А. Леканта и др., посвящённых анализу грамматических категорий предложения в их состав включаются также категории модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.
В соответствии с программой обучения русскому языку предмет синтаксиса в школьном курсе рассматриваются две синтаксические единицы - словосочетание и предложение. При анализе предложения важную роль играет усвоение его основных признаков, важнейшим из которых является предикативность, заключённая в главных членах предложения. Поэтому первостепенное значение имеет формирование у учащихся умений верно определять предикативную основу. При этом в соответствии с новыми программами для начальной школы (например, программа по русскому языку С.В. Иванова из УМК «Начальная школа XXI века») учащиеся знакомятся с простым и составным сказуемым, узнают, что в качестве сказуемого могут выступать не только глаголы, но и имена прилагательные. Поэтому анализ главных членов предложения требует серьёзного внимания со стороны учителя и остаётся на сегодня достаточно актуальным.
Разные аспекты формирования грамматических понятий, в том числе и понятий синтаксических обоснованы в педагогических и методических трудах И.Я. Лернера, И.Р. Гальперина, М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, Л.П. Федоренко, Т.Г. Рамзаевой, А.Ю. Купаловой, В.П. Озёрской.
Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между необходимостью формирования понятия «главные члены предложения» у младших школьников, с одной стороны, и недостаточным количеством и качеством методических рекомендаций к такой работе, то есть не-достаточной методической разработанностью этой проблемы в школьных учебных пособиях.
Проблема исследования: каковы методические условия формирования у младших школьников синтаксического понятия «главные члены предложения».
Решение этой проблемы стало целью исследования.
Объект исследования - методика формирования синтаксических понятий в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования у младших школьников синтаксического понятия «предикативная основа предложения» по УМК «Начальная школа XXI века»
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс усвоения учащимися синтаксического понятия «предикативная основа предложения» будет эффективным, если:
• созданы методические условия, способствующие формированию понятия: поэтапная работа над понятием, усвоение существенных отличительных признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных; наглядное изучение понятия и другие;
• разработаны и используются задания и упражнения, направленные на усвоение основных признаков главных членов предложения;
• работа над данным понятием ведётся не только при изучении темы «Главные члены предложения», но и при изучении других тем.
Цель и гипотеза исследования определили решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, и методическую литературу для определения теоретических основ исследования.
2. Проанализировать учебники и программу по русскому языку для начальной школы с целью рассмотрения последовательности изучения понятия «главные члены предложения».
3. Разработать и апробировать задания, направленные на формирование у младших школьников синтаксических понятий (на примере главных членов предложения).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность методов: 1) теоретические - изучение и теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; 2) экспериментальные и практические - педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент, 3) социолого-педагогические - анализ учебников русского языка, анализ продуктов деятельности учащихся; тестирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал 3 класс МБОУ «Алексеевская СОШ"
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования синтаксических понятий у младших школьников при изучении предикативной основы предложения» представлен анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы, определены со ссылкой на источники трактовка термина «понятие», описано современное состояние проблемы; раскрыты основные подходы к определению подлежащего и сказуемого, проанализированы различные точки зрения на роль сказуемого в системе главных членов предложения.
Во второй главе «Методика формирования синтаксических понятий у младших школьников (на примере предикативной основы предложения)» подробно изложены методические условия, необходимые для формирования у учащихся синтаксических понятий вообще и понятия «главные члены предложения», в частности. Представлен аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, проанализирован опыт работы методистов и учителей-практиков, представлены результаты проведённой в экспериментальном классе работы.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Синтаксис по праву занимает ведущее место в школьном курсе русского языка, поскольку позволяет по-новому оценить все средства языка и речи. Очень важно уже на этапе начального обучения сформировать у учащихся знания о предложении, предикативной основе предложения.
Проведённый нами анализ психолого-педагогической, лингвометодической литературы позволяет говорить о том, что тема формирования синтаксических понятий в школьном курсе русского языка является актуальной, поскольку в системе лингвистических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают именно синтаксические понятия. К числу таких понятий относится и понятие «главные члены предложения».
Анализ научно-методической литературы показал, что работе над этой проблемой уделяется большое внимание, однако у учащихся возникают трудности при определении предикативной основы предложения, особенно в случаях, когда сказуемое выражается прилагательным.
Опыт нашей работы показал, что целенаправленное и поэтапное овладение материалом, постепенная конкретизация обобщённого понятия «предложение» возможны только при усвоении и осознании дифференциальных признаков этой синтаксической единицы.
Анализ теоретического и практического материала, представленного в действующих школьных учебниках по русскому языку, убедил нас в том, объем материала в каждом классе, последовательность работы над ними обусловлены задачами изучения данной темы и возрастными особенностями младших школьников. При этом основной и первостепенной задачей, заявленной во всех программах по русскому языку для начальной школы, является формирование таких грамматических понятий, как «предложение», «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»
В учебниках предусмотрены задания, направленные на реализацию в решении этих задач, однако, на наш взгляд, мало заданий репродуктивного и продуктивного характера.
Если сравнивать, рассмотренные нами программы и учебники за курс начальной школы, то можно сделать вывод, что теоретический материал более полно, четко представлен в программе и учебниках по программе «Начальная школа XXI века». Здесь даны лингвистически грамотные определения, представлены разнообразные примеры, в начале темы большое внимание уделено наблюдению над тем или иным языковым явлением.
Важнейшим фактором успешного осуществления учебных задач, связанных с формированием понятия «главные члены предложения», является выбор методов и приёмов обучения, что возможно только при соблюдении основных методических условий, способствующих логичному и последовательному формированию понятий. Это учёт единства целей и задач обучения русскому языку на всех этапах, использования системы поэтапного формирования умственных действий, ориентация на постепенное усложнение мате-риала, использование наглядного метода изучения понятия, разработанная система упражнений.
Результаты выполнения учащимися заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента убедили нас в целесообразности и необходимости поэтапно и целенаправленно работать над усвоением учащимися понятия «сказуемое». Мы пришли к выводу, что соблюдение методических условий (активная умственная деятельность учащихся; целенаправленная работа по развитию лингвистического отношения к слову и предложению; осознание существенных признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных; наглядное изучение понятия; использование эффективной системы упражнений) дало положительный результат.
Проведённый обучающий эксперимент и его результаты доказали правильность выдвинутой рабочей гипотезы, позволили разработать систему заданий, позволяющих вести эффективную работу по усвоению младшими школьниками синтаксического понятия «главные члены предложения».
Наиболее эффективными типами упражнений мы считаем следующие: упражнения рецептивного типа (найти грамматическую основу, определить сказуемое и способы его выражения, определить синтаксическое время и синтаксическое лицо); упражнения репродуктивного типа (тесты, классификации, переконструирование предложений); упражнения продуктивного типа (составление схем, работа с таблицами и т.д.)
Наше исследование не претендует на всю полноту анализа заявленной темы, перспективность его связана с дальнейшим изучением вопроса формирования синтаксических понятий при изучении других членов предложения.



1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку: книга для учителя /Л.И. Айдарова - М.: Просвещение, 1987. - 126с.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. статей /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. - М.: Просвещение, 1977. -248с.
3. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке / В.В. Бабайцева - М.: Знание, 1988. - 169с.
4. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация: учебник для пед. вузов /В .В. Бабайцева - М.: Просвещение, 2010. - 346с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение. - 1985. - 208с.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: уч. пособие /В .А. Белошапкова - М.: «Наука», 2004. - 412с.
7. Буланова С.Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка /С.Ю. Буланова //Начальная школа. - 2015. -№ 2. С. 27- 30.
8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов. 3-е изд., испр.: учебник /Н.С. Валгина - М.: Высшая шк., 2010 - 432с.
9. Валгина Н.В. Активные процессы в русском языке конца 20 века. - М: Логос 2001.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебник /Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 498с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский //Избранные психологические исследования. - М., 1995. - С.129 - 281.
12. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий /П.Я. Гальперин - М.: АНП РСФСР, 1986.-86с.
13. Гетманова А.Д. Учебник по логике: учебник /А.Д. Гетманова - М.: Владос, 1994. - 389с.
14. Горбачевская М.В. Формирование грамматического понятия /М.В. Горбачевская //Русский язык в школе. - 1984. - №3. - С. 21-28.
15. Грамматика русского языка Т.2. Синтаксис. - М.: АПН СССР, 1954, - 587с.
16. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: АПН СССР, 1970 - 578с.
17. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов: традиционно возможные принципы обучения ближайшего будущего /В.В. Давыдов //Возрастная педагогическая психология. - М: МГУ, 1992. - С.109-118.
18. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. / С.Ф. Жуйков - М.: Просвещение, 1964. - 468с.
19. Канакина Г.И. Работа над понятиями односоставность - двусоставность, понтона - неполнота предложения / Г.И. Канакина //Сб. учебно-методических статей, посвящённый 100-летию со дня рождения М.С. Лапатухина. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. - С.35-40.
20. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе / А.Ю. Ку- палов - М.: Дрофа, 2002. - 256с.
21. Ларских М.И. Этап объяснения как важное звено процесса формирования логических действий при усвоении младшими школьниками грамматических понятий /М.И. Ларских //Языковое и литературное образование в современном обществе - 2012 /Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции - СПб: САГА, 2012.-С. 106 - 110.
22. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке /П.А. Лекант - М.: Наука, 2010. - 176с.
23. Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка: очерки /П.А. Лекант - М.: Изд-во МГОУ, 2002. - 312с.
24. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие /И.Я. Лернер - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
25. Лернер И.Я. Методы обучения: Учебное пособие /под ред. Скаткина /И.Я. Лернер - М.: Просвещение, 1982. - С.181 - 216.
26. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности: очерк /А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 1986. - 43с.
27. Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников /М.Р. Львов //Начальная школа, 1991, № 11, С. 23 - 27.
28. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: словарь /М.Р. Львов - М.: Академия, 2007. - 240с.
29. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. уч. заведений /М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 546с.
30. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для пед. вузов. Издание 6. - дополн. /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 487с.
31. Менчинская П.А. Психология усвоения понятия /П.А. Менчинская //Известия АНП РСФСР. Вып. 28. - 1950. - С.3-16.
32. Мирошниченко А.Г. К вопросу о типологии сказуемого /А.Г. Мирошниченко //Сб. Актуальные проблемы современной русистики. - Тамбов, 2001. С. 126 - 129.
33. Московкина Г. А. Методы изучения синтаксиса в школе: учебник /Г.А. Московкина - Краснодар, 1978. - 196 с.
34. Озёрская В.П. Методические основы совершенствования школьного курса синтаксиса. Лингвистические знания - основа умений и навыков /В.П. Озёрская //Сборник научных статей. - М.: Просвещение, 1985. - 254с.
35. Орлова А.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися: Книга для учителя /А.М. Орлова - М.Просвещение, 1970. - 326с.
36. Павлюкович В.Б. Синтаксис русского языка: Учебное пособие для студентов пед. факультета: учебное пособие /В.Б. Павлюкович, В.В. Демичева - Белгород, 2013. - 281с.
37. Петерсон Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000...» / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. - Методическое пособие. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2009. - 112с.
38. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении /А.М. Пешковский - М.: «Академия», 2010.
39. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике Т. 1. /А.А. Потебня - М., 1958. - 536с.
40. Сборник программ четырехлетней начальной школы («Начальная школа XXI века») / Под ред. проф. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2012 - 82 с.
41. Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений В 2ч. - Ч.1. /С.В. Иванов [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2013.-160 с.
42. Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений В 2 ч. - Ч. 2 / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Вентана-Граф,2013.- 160 с.
43. Современный русский язык: учебное пособие / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; /Под ред. П.А. Леканта. - М.: Академия,2012.- 198 с.
44. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - Ч. 1; Под. ред. Е.И. Дибровой.
- М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 704 с.
45. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. /Н.Ф. Талызина - М.: Знание, 1983. - 96с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М., 2011. - 54с.
47. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку /Л.П. Федоренко - М.: Просвещение, 1973. - 160с.
48. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Уч. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. /Л.П. Федоренко - М.: Просвещение, 1981. - 160с.
49. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие. /Л.П. Федоренко - Курск, Изд-во КГПИ,
1994. - 205с.
50. Фомичёва Г. А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников /Г.А. Фомичёва //Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 15¬29.
51. Фомичева Г.А. Упражнения по синтаксису /Г.А. Фомичёва, Л.А. Калмыкова // Начальная школа. - 2001. - № 12. С. 32-36.
52. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: актуальные проблемы и возможности решения /Н.М. Шанский //Русский язык в школе. - 1993. - №5. - С.3 -8.
53. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов - Л.: Уч-педгиз. - 620с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ