Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных способностей детей раннего возраста через организацию сенсомоторной деятельности

Работа №59205

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность и характеристика понятий «познавательная» и «сенсомоторная» деятельность в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования познавательных способностей детей раннего возраста 12
1.3. Содержание работы по формированию познавательных способностей с детьми раннего возраста посредствам сенсомоторной
деятельности 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ПРАКТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Выявление уровня сформированности познавательных способностей детей раннего возраста 27
2.2. Организация работы по формированию познавательных способностей детей посредством сенсомоторной деятельности для детей
раннего возраста 37
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы на заключительном этапе 43
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Актуальность исследования выпускной бакалаврской работы заключается в том, что формирование познавательных способностей детей раннего возраста крайне значимо в развитии детей и легко достигаться в условиях дошкольного учебного заведения с помощью внедрения в процесс обучения сенсомоторной деятельности.
В настоящее время в Чистопольском муниципальном районе функционирует 33 детских садов, в которых обучаются дети разного дошкольного возраста, процесс формирования их и внедрение в процесс обучения сенсомоторной деятельности будет способствовать развитию их познавательных способностей.
На сегодняшний день в работе дошкольных учреждений большое место занимает сенсомоторная деятельность, она используются на занятиях в дошкольных образовательных организациях и в самостоятельной деятельности детей.
Выбор проблемы и темы обусловлены противоречием между объективной необходимостью введение в процесс обучения дошкольников сенсомоторной деятельности для формирования познавательных способностей детей и не разработанностью содержания, форм, методов, технологий ее реализации в условиях детских садов г. Чистополя.
Таким образом, формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста с пользованием сенсомоторной деятельности требует профессиональных навыков педагога и психолога, основной целью которых является создание благоприятных условий и подбор
эффективных методик формирования познавательной деятельности детей.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использование сенсомоторной деятельности в формировании познавательных способностей детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
способностей детей раннего возраста.
Предмет исследования: формирование познавательных способностей посредством сенсомоторной деятельности детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: уровень сформированности познавательных способностей детей посредством использования сенсомоторной деятельности повысится, если:
- учитывается в работе с детьми в детской образовательной организации уровень сформированности познавательных способностей;
- в воспитании опирается на проблемный метод обучения,
способствующий формированию познавательных способностей;
- организуются и проводятся с детьми игры, упражнения, ООД по сенсомоторной деятельности, развивающие познавательные способности детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность и содержание понятий «познавательная» и «сенсомоторная деятельность».
2. Выявить уровень сформированности познавательных способностей детей в дошкольной образовательной организации.
3. Описать методы сенсомоторной деятельности и проверить в опытно-экспериментальной работе влияние их использования на формирование познавательных способностей детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации .
Методы исследования:
- теоретические - изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, сопоставление,
систематизация;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, количественная и качественная оценка полученных результатов.
- экспериментальные - диагностический, формирующий и контрольный этапы опытно - экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования является «Детский сад № 20 «Мозаика» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, выборку исследования составили дети в количестве 20 человек в возрасте от 2 до 3 лет.
Методологическая основа работы опирается на труды авторов, посвященные познавательным способностям детей раннего возраста, таких как Гальперин Л.Я. [13], Забрамная С.Д. [19], Попова С.В. [37]. Вопросы, связанные с формированием познавательных способностей посредством сенсомоторной деятельности детей раннего возраста в своих трудах описывают такие авторы как Тихомирова Л.Ф. [43], Выготский Л.С. [10], Пилюгина В.А. [32], Галанова Т.В. [11], Венгер Л.А. [5].
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные методические материалы и результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы воспитателем в дошкольных образовательных организациях во время педагогической деятельности в целях формирования познавательных способностей детей раннего возраста.
Структура бакалаврской работы:
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении отметим, что формирование познавательных способностей детей раннего возраста на практике посредством организации сенсомоторной деятельности легко достигаться в условиях дошкольного учебного заведения с помощью внедрения в процесс обучения развивающих игр.
Цель исследования достигнута. Нами теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность использования сенсомоторной деятельности в формировании познавательных способностей детей раннего возраста.
Для этого нами выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература и раскрыта сущность и содержание понятия познавательной и сенсомоторной деятельности.
Обзор литературы показал, что на современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Это индивидуальная особенность человека, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий.
На формирование познавательных способностей детей раннего возраста оказывает существенное влияние сенсомоторная деятельность. Следует отметить, что формирование мелкой моторики в дошкольном возрасте осуществляется по нескольким направлениям. Моторное формирование связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их меиленизацией и налаживанием работы координационных уровней. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций.
Сенсомоторика представляет собой умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе формирования познавательной деятельности.
Таким образом, отметим, что методы формирования познавательных способностей у детей раннего возраста посредствам сенсомоторной деятельности включают в себя специальные игры -занятия.
2. Выявлен уровень сформированности познавательных способностей детей в дошкольной образовательной организации.
Анализ формирования познавательных способностей детей раннего возраста на практике посредством организации сенсомоторной деятельности проводился на базе МАДОУ «Детский сад № 20 «Мозаика» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Для исследования взяли группу детей из 20 человек младшего дошкольного возраста (2 - 3 года).
В исследовании использовались следующие методики на диагностику познавательных способностей: методика «Задания с кубиками»; методика «Задания с геометрическими формами»; методика «Задания с
соотнесением предметов»; методика «Задания с предметами быта».
Анализ результатов диагностического эксперимента на констатирующем этапе выявил, что в целом по выбранным методикам свидетельствует о том, что формирование познавательных способностей у детей диагностической группы ниже среднего уровня. Проведенный анализ так же показал, что есть резервы увеличения познавательных способностей детей посредством сенсомоторной деятельности.
3. Описаны методы сенсомоторной деятельности и проверено в опытно-экспериментальной работе влияние их использования на формирование познавательных способностей детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе реализации методики формирования познавательных способностей детей раннего возраста посредством организации сенсомоторной деятельности был разработан и проведен комплекс занятий и упражнений с детьми направленный на формирование познавательных способностей дошкольников.
Отметим, что развивающие игра представляет собой доступный, полезный, эффектный метод формирования познавательных способностей детей. Она требует определенных условий и знаний воспитателя самой игры. Игры - занятия крайне разнообразны, подбираются с учетом возвратных особенностей детей. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности ребенка в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Повторное исследование по представленным методикам подчеркивает положительную динамику формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста. Как показал анализ диагностики на контрольном этапе эксперимента по представленным методикам уровень сформированности познавательных способностей посредством организации сенсомоторной деятельности у детей диагностической группы выше среднего.
Отметим применимость данной методики не только в условиях МАДОУ «Детский сад № 20 «Мозаика» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, но и в аналогичных дошкольных образовательных организациях.



1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз / Пер. с нем.; под ред. В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
2. Бауэр Т. Психическое формирование ребенка / Т. Бауэр / Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд.- М.: Прогресс, 2009. - 319 с.
3. Башаева Т.В. Формирование восприятия у детей. Форма, цвет,
звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. / Т.В. Башаева. -
Ярославль: Академия формирования, 2007. - 237 с.
4. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине / Пер. с франц.- СПб.: Дельта, 2009. - 431 с.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
6. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в
процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М.:
Педагогика, 2001. - 224 с.
7. Велигузова Л.Н. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Велигузова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 158 с.
8. Вунарёв Т.М. Воспитание и обучение детей раннего возраста:
Кн. для воспитателя дет. сада / Т.М. Вунарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан [и др.]; под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006 г. - 176 с.
9. Вербова В.В. Воспитание и формирование детей раннего
возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Вербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова [и др.]; под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. -
224 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.
11. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова. -
Ярославль: Академия формирования, 2006. - 240 с.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова. - М.: Просвщение, 2002. - 142 с.
13. Гальперин Л.Я. Обучение и умственное формирование в дошкольном возрасте // Психология как объективная наука / Л.Я. Гальперин. - М.: 2008. - с. 357-389.
14. Дворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.В. Дворыгина [и др.]; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
15. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед.
учебн. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 464 с.
16. Доронова Т.Н. Радуга: Программа и руководство для воспитателей 1-й младшей группы детского сада. / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
17. Дьяченко О.В. Дошкольный возраст: психологические
основания образовательной работы по развитию способностей / О.В. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1 - с. 46-50.
18. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека / А Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - с 2-6.
19. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. / С.Д. Забрамная. - М.: Новая школа, 2008. - 64 с.
20. Запорожец А.В. Формирование восприятия в раннем дошкольном детстве / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2006. - 302 с.
21. Ильина М.Н. Формирование ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. / М.Н. Ильина. - СПб.: Дельта, 2001. - 159 с.
22. Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений / С.А. Козлова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
23. Котлевская В.В. Дошкольная педагогика. Формирование речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котлевская. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 247 с.
24. Кочетова Н.П. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова [и др.] - 3-е изд., стереотипное. - М.: Просвещение, 2000. - 256 с.
25. Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2006. - 336 с.
26. Мухина В.С. Математика для обучения детей в детском саду и дому / В.С. Мухина. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2008. - 135 с.
27. Мухина В.С. Игрушка как средство психического формирования ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2009. - с. 211-218.
28. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
30. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 234 с.
31. Пере-Клерман А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / Пер. с фр. А.Л. Шаталова / А.Н. Пере -Клерман - М.: Педагогика, 2004. - 284 с.
32. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на формирование восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / В.А. Пилюгина. - М.: Просвещение: АО «Учебн. мет.», 2006. - 112 с.
33. Плеханов А., Писарев Д.И. Уважать человеческую личность в своём ребёнке / А. Плеханов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1 - с. 54-57.
34. Поддъяков Н. Ребёнок-дошкольник: проблемы психического формирования и самоформирования / Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание - 2015 - №12 - с. 68-74.
35. Подрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Подрикова, Н.П. Анисимова [и др.] - М.: Просвещение, 2000. - 142 с.
36. Попова С.В. Воспитание и формирование детей раннего возраста: Учеб. метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов - заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов / С.В. Попова - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
37. Попова С.В. Психология дошкольника. Хрестоматия для сред. пед. учеб. заведений / С.В. Попова, Р.А. Урунтаева. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 337 с.
38. Поддъякова Н.Н. Формирование мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 2003. - 200с.
39. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
40. Рогов Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2002.
- 448 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 5-е изд. переработанное. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 236 с.
42. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Формирование познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова
- Ярославль: Академия формирования, 2006. - 192 с.
44. Толлингерова Д. Психология проектирования умственного формирования детей / Д. Толлингерова [и др.] - М.: Прага, 2004. - 48 с.
45. Уайт Б. Первые три года жизни / Б. Уайт / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений / Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.- М.: изд. центр "Академия", 2007. - 335 с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
48. Чуприкова Н.И. Умственное формирование и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. - М.: АО «Столетие», 2005. - 192 с.
49. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и
практический курс: учебн. пособие для студентов высш. учебн. Зведений / О.А. Шаграева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
50. Щелованов Н.М. Особенности детской психологии / Н.М. Щелованов. - М.: Просвещение, 2014. - 278 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2 изд. - М.: Владос, 2011. - 359 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ