Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лингвистической компетенции учащихся в обучении русскому языку в школе (на материале изучения темы «Частица»)

Работа №59129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку 9
1.1. Содержательная характеристика понятия «лингвистическая
компетенция» 9
1.2. Лингвистические основы обучения частицам в школьном курсе
русского языка 13
Выводы по I главе 19
Глава II. Состояние изучения частиц в школьном курсе русского языка в аспекте формирования лингвистической компетенции
учащихся 22
2.1. Анализ программ по русскому языку с точки зрения содержания лингвистической компетенции и подачи материала о частицах 22
2.2. Анализ учебников русского языка с точки зрения формирования лингвистической компетенции учащихся при изучении частиц в 7
классе 27
2.3. Вопросы изучения частиц в методической
литературе 41
Выводы по II главе 42
Глава III Методические рекомендации по формированию
лингвистической компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку 44
3.1. Методические рекомендации по формированию лингвистической
компетенции на уроках русского языка в 7 классе 44
3.2. Методические разработки конспектов уроков по теме
«Частица» 50
3.3. Программа лингвистического кружка «Юный
лингвист» 67
Выводы по III главе 71
Заключение 73
Библиография 76



Актуальность исследования. Современный этап развития российского образования характеризуется системной модернизацией, переходом на инновационную стратегию развития с опорой на положительный традиционный педагогический опыт. Одной из актуальных проблем современного общества является повышение качества образования. В рамках компетентностного подхода в лингвистическом образовании развитие школьника осуществляется с опорой на ряд компетенций, способствующих достижению образовательной цели. Впервые понятие «языковая компетенция» (или лингвистическая компетенция - заимствование иноязычного слова linguistic из зарубежной лингвистики) был введен американским лингвистом Н. Хомским в середине XX в. [Хомский 1972]. В отечественной науке конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ века А.Л. Бердичевский высказал мысль о формировании лингвистической, лингвострановедческой и коммуникативной компетенций. В данной формулировке указывается на то, что лингвистическая и лингвострановедческая компетенции являются основой для овладения коммуникативной компетенцией, т.е. являются ее компонентами [Бердичевский 1989: 78].
Применительно к преподаванию русского языка в школе о важности формирования лингвистической компетенции отмечают Е.С.Антонова [1- 2, Е.А. Быстрова [8], , Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева [28], А.Д. Дейкина [14; 15], Д.Д. Жажева [17], Т.А. Печенева [39], С.Е.Шишов [65] и др.
Несмотря на наличие множества исследований, посвященных реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку, в том числе и формированию лингвистической компетенции, до сих пор нет однозначного понимания среди ученых-методистов и практикующих учителей, что подразумевается под «лингвистической компетенцией». Одни лингвистическую компетенцию отождествляют с языковой компетенцией, другие склонны рассматривать её как самостоятельную компетенцию, наряду с языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями (см.: Е.С. Антонова [1-2], М.Т. Баранов [5], Е.А. Быстрова [8], А.Д. Дейкина [14], Л.Г. Саяхова [49], Л.И. Величко [9], Е.И.Литневская [28], В.А.Багрянцева [28], Н.А. Ипполитова [20], О.М. Казарцева [21], В.И. Капинос [22], В.П.Озерская [36], Л.З. Шакирова [62; 63], Т.А. Ладыженская [27] и др.).
Актуальность темы исследовании обусловлена ее непосредственной связью с основной целью и задачами обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе, необходимостью специального внимания к содержанию и методам формирования лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения русского языка в школе, в частности при изучении такой служебной части речи, как «Частица» в 7 классе. Анализ устной разговорной речи, а также литературных произведений показывает: в них встречается множество частиц, выражающих самые разнообразные семантико-стилистические оттенки, и учащиеся порой испытывают немало трудностей в распознавании этих служебных слов. В ходе педагогической практики в общеобразовательной школе нами были отмечены определенные трудности, с которыми учащиеся сталкивались при распознавании и употреблении частиц. Это обусловило необходимость особого внимания к частицам, их особенностям изучения в школе.
Результаты нашего исследования имеют непосредственный выход в практику преподавания русского языка.
Таким образом, необходимость формирования лингвистической компетенции учащихся и недостаточная разработанность проблемы в методике преподавания русского языка обусловили выбор темы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование лингвистической компетенции учащихся в обучении русскому языку составляет одну из важнейших задач современной лингвометодики. В данной работе мы предприняли попытку разработать методические рекомендациипо формированию лингвистической компетенции учащихся на материале изучения темы «Частица» в 7 классе.
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1. Понятия «компетенция» и «компетентность» в современных исследованиях рассматриваются неоднозначно, существуют различные определения. Мы придерживаемся точки зрения, что компетенция - это знания, умения и навыки, а также способы деятельности. В школьном курсе русского языка предусмотрено формирование языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой компетенций.
2. В методических целях под лингвистической компетенцией мы понимаем осмысление речевого опыта, которое включает в себя «знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса», «элементы науки об истории русского языка, о методах лингвистического анализа, сведения о выдающихся лингвистах» - все то, что приобретается учениками в процессе изучения языка как науки.
3. Формирование лингвистической компетенции неразрывно связано с проблемой развития школьника, его познавательной культуры и в связи с этим с развивающей функцией школьной грамматики.
Нами выделено три положения, необходимые для формирования лингвистической компетенции:
1) наблюдение над языковыми явлениями учит школьников грамматическим обобщениям;
2) грамматические обобщения воспитывают самостоятельность мышления детей;
3) грамматика выявляет своеобразие устной и письменной речи.
4. Формированию лингвистической компетенции способствуют следующие виды работ на уроках: работа со зрительной опорой (устный диалог, устный рассказ), творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений (музыкальные, читательские, жизненные, фантазийные впечатления), устные дискуссии, устная и (или) письменная газета, языковые игры, лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом), доклады и сообщения, пересказ художественного текста от имени героя, издание литературно-публицистического альманаха и др.
5. Нами выявлено, что в действующих программах и учебниках по
русскому языку предусмотрен материал по формированию лингвистической компетенции, однако в недостаточной степени. Частицы в школьном курсе морфологии изучаются описательно-классификационно, формально-грамматически, с учетом лексико-грамматических
особенностей данной части речи. Однако, нам кажется, недостаточно внимания уделяется функциям частиц. Система упражнений не всегда направлена на то, чтобы формировать у учащихся умения и навыки уместного употребления частиц в речи с учетом их функциональных особенностей.
6. В ходе педагогической практики было выявлено, что у учащихся встречаются ошибки в употреблении частиц. Школьники не имеют четкого представления о текстообразующих функциях частиц. Трудности усвоения частиц заключаются в том, что: а) учащимся нелегко понять семантику, специфику частиц как служебной части речи; б) непросто освоить грамматические функции частиц; в) трудно разграничить частицы и омонимичные формы слов; г) специальное их изучение приходится на конец 7-го класса, когда особенно остро стоит вопрос повторения всего пройденного по морфологии и др.
7. Исходя из современных требований к преподаванию школьного
курса морфологии, изучение частиц на уроках русского языка должно формировать все виды компетенций: языковую, лингвистическую,
коммуникативную и культуроведческую. Это возможно, если при изучении рассматриваемой служебной части речи в качестве дидактического материала использовать тексты, предваряя их
предтекстовыми и послетекстовыми вопросами и заданиями,
направленными на раскрытие правильного, целесообразного употребления частиц в речи.
8. Нами разработана программа деятельности лингвистического кружка «Юный лингвист», в основе которой лежат разнообразные формы и методы работы с учащимися. Формирование лингвистической компетенции предполагает как урочную, так и внеурочную деятельность с учащимися.



1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики / Е.С. Антонова // Русский язык в школе. - 2012. - № 2. - С. 12-18
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.
3. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2014. - 320 с.
4. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2014. - 320 с.
5. Баранов М.Т. Методика обучения русскому языку / М.Т. Баранов. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
6. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / А.Л. Бердический. - М.: Высшая школа, 1989. - 103 с.
7. Булатникова А.Е. Семантика и функции частиц «даже», «же», «то», «таки» в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Е. Булатникова. - М., 1973. - 23 с.
8. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова //Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 229 с.
9. Величко Л.И. Работа над текстом при изучении русского языка: Пособие для учителя / Л.И. Величко. - М.: Просвещение, 2013. - 128 с.
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингво-страноведение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Просвещение, 1990. - 243 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / Под. ред. Г.А. Золотовой. - М.: Просвещение, 1972. - 188 с.
12. Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - Екатеринбург: Арго, 2009. - 198 с.
13. Грамматика современного русского литературного языка / отв. ред. Н.Ю.Шведова. - М.: Наука, 1980. - Т.1.-789 с.
14. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 105-109
15. Дейкина А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: пособие для учителя / А.Д. Дейкина, Ф.А.Новожилова. - М.: Флинта: Наука, 1998.-144 с.
16. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Астрель, 2004. - 816 с.
17. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Формирование
лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры / Д.Д. Жажева, С.А. Жажева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С.99-108
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования /
Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как
результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 43 с.
20. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н.А. Ипполитова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 176 с.
21. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Наука, 2011. - 219 с.
22. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос. - М.: Наука, 2011. - 234 с.
23. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Современный русский язык: Словарь-справочник пособие для учителя / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.
24. Котельникова С.А. Лингвометодические основы изучения частиц в 6 классе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук /С.А.Котельникова - Ленинград, 1984. - 21 с.
25. Краткая русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина. - М.: Русский язык, 1989. - 639 с.
26. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком: Сборник задач и упражнений для 5-6 классов / А.Ю. Купалова. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 272 с.
27. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1980. - 156 с.
28. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Акад. проект, 2006. - 590 с.
29. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Изд. центр Академия: Высш. Шк., 1999. - 271 с.
30. Львова С.И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 7 класс / С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2010. - 178 с.
31. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка / С.И. Львова //Русская словесность. - 2003. - №4. - С. 9-14
32. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2003 - 320 с.
33. Николаева Т.М. Функции частиц в высказывании (на материале славянских языков) / Отв. ред. В.Н. Топоров. - М.: Наука, 1985. - 169 с.
34. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2009. - 240 с.
35. Овсянникова О.А. Оптимизация процесса изучения частиц с компьютерной поддержкой: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А.Овсянникова, М., 2003. - 22 с.
36. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя / В.П. Озерская. - М.:Просвещение,1989. - 167 с.
37. Панов М.В. Позиционная морфология русского языка / М.В. Панова. - М.: Наука, 2009. - 275с.
38. Панова Г.И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник / Г.И. Панова. - М.: КомКнига,
2010. - 448 с.
39. Печенева Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников / Т.А. Печенева // Русская словесность. - 2004. - № 7. - С. 4-9
40. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: в 4-х т. / А.А.Потебня. - М.: Учпедгиз, 1958. - Т.4. -Вып.1. - 536 с.
41. Пучкова Л.И. Толкование модальных слов и частиц как
лингвометодическая проблема / Л.И. Пучкова // Лингвистические и
методические проблемы преподавания русского языка как неродного.
Текст и обучение языку. - М.: Просвещение, 1991. - С. 80-92
82
42. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы по программе под редакцией В.В. Бабайцевой. - М.: Дрофа, 2008. - 125с.
43. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
44. Ружьева Р.Е. Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка (5-6 классы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук /Р.Е. Ружьева - М., 2002. - 23 с.
45. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
46. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
47. Русский язык. 6-7 классы. Сборник заданий / Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. - М.: Дрофа, 2011. - 320 с.
48. Русский язык. Теория, 5-9 классы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2014. - 365 с.
49. Саяхова Л.Г.Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках / Л.Г.Саяхова. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. - 127 с.
50. Светлышев Д.С. Состав и функции эмоциональноэкспрессивных частиц в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук /Д.С. Светлышев. - М., 1955. - 21 с.
51. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с.
52. Скорлуповская Е.В., Лапатухин М.С., Снетова Г.П.
Школьный толковый словарь русского языка / Е.В. Скорлуповская,
М.С. Лапатухин, Г.П. Снетова. - М.: Просвещение, 1981. - 464 с.
83
53. Современный русский язык: Учебник: Фонетика.
Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ.ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Лань, 2009.- 864 с.
54. Соколова Г.И. Изучение частиц на уроках русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы / Г.И. Соколова. - М.: Просвещение, 1988. - 126 с.
55. Торопова Н.А. К исследованию логических частиц / Н.А. Торопова // Вопросы языкознания. - 1978. - № 5. - С. 82-92.
56. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2013 //
www-минобрнауки.рф (дата обращения 30.05.2016 г.)
57. Харитонова Е.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 10-11 классы. Сборник программ / Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2011. - 224 с.
58. Хомский Н. Язык и мышление / под ред. В.В. Раскина. - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 123 с.
59. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО. - М.: Центр «Эйдос», 2012. - 123 с.
60. Чернышева А.Ю. Частицы в сложном предложении / А.Ю. Чернышева. - Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та, 1997.-164с.
61. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - № 2. - С. 3-8.
62. Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З.Шакирова, Р.Б.Сабаткоев. - Казань: Магариф, 2003. - 351 с.
63. Шакирова Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Л.З. Шакирова. - Казань: Магариф, 1999. - 351с.
64. Шибанова А.Е. Семантико-функциональная
характеристика частицы «даже» / А.Е. Шибанова // Русский язык в школе. - 1974. - № 1. - С. 33-35
65. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе (монография) / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2013. - 156 с.
66. Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. - М.: Русский язык, 1989. - 236 с.
Информационные ресурсы
67. Справочно-информационный портал. - URL: http: //www. gramota.ru
68. Культура письменной речи. - URL: http: //www. gramma. ru
69. Русский филологический портал. - URL: http: //www.philology.ru
70. Российское образование. Федеральный портал. - URL: http: //www.edu.ru
71. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ