Введение 3
1. Теоретические основы управления эффективностью на основе ССП и KPI 5
1.1. Сущность ССП и KPI, как инструментов реализации стратегии 5
1.2. Процесс управления эффективностью на основе ССП и KPI 9
1.3. Проблемы применения ССП и KPI на российских предприятиях 14
2. Анализ системы управления эффективностью в ООО «Пегас» 19
2.1. Основное показатели деятельности 19
2.2. Анализ системы управления ООО «Пегас» 28
2.3. Оценка управления эффективностью в ООО «Пегас» 36
3. Предложения по повышению эффективности управления на основе ССП и
KPI 44
3.1. Предложения по формированию дерева целей организации 44
3.2. Предложения по формированию ССП 51
3.3. Предложения по разработке KPI менеджера по продажам 58
Заключение 67
Список использованных источников
Современная экономика постоянно претерпевает изменения. В связи, с чем организации, которые давно на рынке, так или иначе должны подстраиваться под происходящие изменения и также изменять принципы своей работы.
В процессе управления используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы. И успех организации напрямую зависит от эффективного их использования.
Эффективность менеджмента - это управление организацией для обеспечения максимального удовлетворения запросов клиентов, при минимальных издержках.
Так, грамотный и квалифицированный менеджмент - это основной стержень, который обеспечивает успешную работу организации.
Направленность современного менеджмента состоит в эффективном ведении дел организации в условиях дефицита тех или иных ресурсов, нестабильной обстановке во внешней экономике, постоянно меняющихся правовых аспектах, и многое другого. Однако основной целью современного менеджмента является обеспечение удовлетворения клиентов организации путем оптимизации производственного процесса и эффективное использование кадровых ресурсов, включая повышение квалификации, творческого потенциала и лояльности каждого сотрудника.
Наибольший интерес представляет обеспечение соответствия ассортимента требованиям современного покупателя, а также мотивация работников предприятия.
Актуальность темы обуславливается тем, что многие организации не готовы принимать перемены мировой экономики и перестраиваться по них. А ведь прогресс не стоит на месте. Уже существуют инструменты, применение которых на предприятии, значительно улучшит его работу, сделает более эффективным управление имеющимися ресурсами, и даст новые возможности для привлечения клиентов, следовательно, и прибыли.
Цель данной дипломной работы является совершенствование управления эффективностью в организации на основе ССП и KPI.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели в ходе написания работы:
- изучить сущность ССП и KPI на российских предприятиях;
- ознакомится с процессом управления эффективностью на основе ССП и
KPI;
- рассмотреть проблемы применения ССП и KPI на российских предприятиях;
- рассчитать основные показатели деятельности ООО «Пегас»;
- сделать анализ системы управления в ООО «Пегас»;
- оценить управление эффективностью в ООО «Пегас»;
- обозначить ключевые проблемы в управлении эффективностью;
- сделать предложения по формированию дерева целей в организации;
- разработать предложения по формированию ССП;
- сделать предложения по разработке KPI менеджера по продажам.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Пегас».
Предмет исследования - управление эффективностью в организации на основе ССП и KPI.
В ходе написания работы мной были использованы комплексные научные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также методы статистического анализа.
Литературные источники, используемые при написании дипломной работы: классические и электронные издания, зарубежных и отечественных авторов, статьи журналов и газет, нормативно - правовые документы.
В заключении хотелось бы отметить, что поставленная цель в рамках данной дипломной работы была достигнута, задачи выполнены в полном объеме. На основании чего можно сделать следующие выводы:
- на российских предприятиях сформулированная, понятная для менеджмента и исполнителей стратегия, выраженная в рамках концепции достижения долгосрочных целей компании и целевой структуры по-прежнему редкость, хотя разделяемое стратегическое видение позволяет повысить эффективность управления.
- Что бы спланировать и реализовать процесс достижения целей, для каждой из них определяются соответствующие финансовые и нефинансовые индикаторы (показатели), по которым, определяться целевые и фактические значения.
- Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), в которой устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнесе - зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других.
- Применение технологий сбалансированного управления в российской практике - явление достаточно новое, однако данный подход прочно и вполне закономерно начинает пользоваться популярностью среди отечественных специалистов.
- У российских компаний нет достаточного опыта разработки и внедрения системы вознаграждения на основе ССП, и чаще всего организации ограничиваются созданием такой системы только для топ-менеджеров.
- Анализ основных показателей эффективности ООО «Пегас» показал, что в условиях кризиса, организация претерпевает не наилучшее времена, однако стабильность - это хороший показатель в момент, когда экономика в стране, в данный период, крайне не стабильна.
- Проблему неэффективного использования торговых и складских площадей и трудовых ресурсов удалось решить правильным стимулированием персонала и совершенствованием структуры.
- Как удалось выяснить для генерального директора ООО «Пегас» главной целью является «Увеличение капитализации организации». Для ее достижения необходимо повышение качества услуг и производительности труда, удовлетворения клиентов и расширение географии сети.
- Были четко поставлены краткосрочные и долгосрочные цели организации, построено дерево целей.
- Так, видение стратегии ООО «Пегас» «Увеличение капитализации организации», т.е. сделать обслуживание клиентов недорогим и удобным и, представляя оптимальный ассортимент услуг, сохранять и развивать позиции компании на рынке книг и канцелярских товаров.
- Были выявлены показатели результативности для каждого звена в структуре организации, с целью контроля исполнения стратегии, и установлены сроки их контроля.
- Разработана матрица KPI менеджера по продажам, выявлены ключевые показатели эффективности для данной должности, определен плановый и целевой уровни, рассчитаны индексы KPI, показывающие отношение результата к норме.
- Разработано положение о мотивации и оплате труда менеджеров по продажам.
- Выявлены экономические эффекты от внедрения рекомендаций, предложенных в данной дипломной работе.
Таким образом, изменения в ходе работы организации неизбежны и главное, правильно проанализировать текущее положение дел, выявить проблемы и подобрать правильные пути их решения.
1. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,
2002.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
3. Брунер Р.Ф., Икер MP, Фрътен Р.Э., Спекман P.E., Тайсбёрг Э:0: МВА Краткий Курс.- М: Олимп Бизнес, 2000.
4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
5. Друкер П. Эффективное управление. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, 2004. -
288 с.
6. Каплан Р., Нортон, Д.П: Организация, ориентированная на стратегию. Перевод с английского. - М:: Олимп-Бизнес, 2003.
7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп- Бизнес", 2005.
8. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 512 с.
9. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических, инструментов. - М.: Эксмо, 2010.
10. Коротков Э.Н. Концепции менеджмента. - М: Дека, 2006. - с. 111
11. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Лачинина Т.А. Стратегическое развитие организации. -М.: КНОРУС, 2005 г.
12. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: Инфра-М, 2012. - 255 с.
13. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
14. Бугров Д. Метрика эффективности // Вестник McKinsey, №1 (3), 2003.
15. Как разработать систему ключевых показателей деятельности // Финансовый директор, №10, 2006.
16. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. - № 2, 2008
17. Метельков A.A. Разработка КПЭ компании: вопросы и ответы // Управление корпоративными финансами, №2, 2009. с. 52-59.
18. Мухарямов Т.Ш. Контрольные показатели эффективности: от теории к практике. // Теория оптимальных решений, № 7.1, 2008. С. 88 - 95.
19. Саранский С.В. Проблемы применения сбалансированной системы показателей в отечественной практике управления предприятием // «Российское предпринимательство» № 9 (81) за 2006 год, с. 78-82
20. Скрипунова Е. Основные показатели KPI, которые необходимо знать руководителю // Менеджмент сегодня, №3, 2003.
21. Филимонова А., Лекомцев П. Управление по KPI в многоуровневых компаниях // Менеджментсегодня, №2, 2005.
22. KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Режим доступа: http://www.businessstudio.ru
23. KPI менеджеров среднего звена. Режим доступа:
http: //www.executive.ranepa.ru/about-program/public/7 3 0
24. Бондаренко И. [Электронный ресурс]: Эффективность управления предприятием - ключевая задача менеджеров. Режим доступа: http://www.e- xecutive.ru
25. Ведущий портал о кадровом менеджменте. Режим доступа: http://hrm.ru/
26. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа:
http s: //ru.wikipedia. org/
27. Вишнякова М. [Электронный ресурс]: Как разработать ключевые показатели деятельности. Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3584-kpi
28. Внедрение ССП на предприятиях. Режим доступа:
http: //humeur.ru/page/vnedrenie-ssp-na-predprij atij ah
29. Как сделать компанию управляемой и эффективной. Режим доступа: http: //company.iteam.ru/leam/course/effective_company
30. Как создать систему KPI. Режим доступа: http: //company.iteam.ru/action/seminar/kpi
31. Клочков А. [Электронный ресурс]: KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. Режим доступа: http://lib.rus.ec/
32. Ключевые показатели эффективности (К?!). Режим доступа: http: //www.npo-comp .ru
33. Кулагин О. [Электронный ресурс]: Оценка по KPI. Как представлять
результаты сотрудникам? Режим доступа: http://www.e-
xecutive.ru/users/377527-oleg-kulagin
34. Кулагин О. [Электронный ресурс]: Премирование персонала: 13 ошибок. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/users/377527-oleg-kulagin
35. Кулагин О. [Электронный ресурс]: Соглашение о целях, или Что такое
матрица KPI? Режим доступа: http://www.e-
xecutive.ru/management/practices/1674839-soglashenie-o-tselyah-ili-chto-takoe- matritsa-kpi
36. Макренко М.В., Малова И.И. [Электронный ресурс]: Системы показателей, модели и подходы к оценке эффективности деятельности предприятия. Режим доступа: http://www.edit.muh.ru
37. Менеджмент и управление предприятием. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
38. Самусенко С.А. [Электронный ресурс]: Показатели эффективности
компании: вопросы систематизации и эволюции. Режим доступа:
http: //library.krasu.ru
39. ТК РФ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901807664
40. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина об оценке эф
фективности деятельности руководителей по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Режим доступа:
http: //www.kremlin.ru/news/16453
41. Финансовые советы. Режим доступа: http://finansovyesovety.ru/chem- otlichaetsya-doxod-ot-pribyli/
42. Финансовый анализ. Режим доступа: http://www.audh-
it.ru/finanaliz/terms/performance/roce.html
43. Эффективность управления. Режим доступа: http://bmanager.ru