Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №59059

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе
1.1 Сущностная характеристика понятия «экологическое воспитание» ....10
1.2 Особенности экологического воспитания младших школьников 24
1.3 Формы и методы экологического воспитания младших школьников во
внеклассной работе 30
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов экологического воспитания у младших школьников во внеурочное время
2.1 Организация и методика исследования 42
2.2 Исследование уровня развития экологического воспитания у младших
школьников (констатирующий этап эксперимента) 46
2.3 Реализация программы экологического воспитания младших
школьников (формирующий этап эксперимента) 53
2.4 Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной
работы 61
Выводы по 2 главе 71
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение


Актуальность исследования состоит в том, что в нынешнее время, в время инновационных технологий, в время развития промышленности, наиболее актуальным выступает проблема экологии. Проблема экологии выражается, например, в повышении выпускаемых выхлопных газов автотранспортов, а также набирает остроту развитие браконьерства и т.п. Нелегальная вырубка деревьев также приводит к катастрофическим последствиям, поскольку деревья выполняют функцию очищения воздуха. Выше перечисленные проблемы должны решаться именно в младшем школьном возрасте, именно в этом возрасте должна прививаться любовь к окружающему миру, а также ответственное и бережное отношение к природе. Правильно организованный процесс экологического воспитания способствует к развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.
Проблема экологического воспитания одним из важнейших сфер образования личности. И по поводу этой проблемы Постановление Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах улучшению экологического образования» который был издан 3 ноября 2004 года, гласит, что экологическое воспитание учащихся школ является определяющим направлением работы школы. По работе данной проблемой в программах школы разработано достаточно много мероприятий, как теоретических, так и практических.
Начальная школа является основной ступенью формирования у обучающихся базовых знаний об окружающем нас мире и навыков ее защиты. Данное утверждение связано с тем, что младшим школьникам присущи такие особенности экологического мышления, как эмоциональная искренность, отзывчивость, любознательность, восприимчивость, склонность подрожать. Эти качества личности
младшего школьника способствуют успешному формированию экологической воспитанности. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразие связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.
Начальная школа - важнейший этап в становлении научно- познавательных, эмоционально-нравственных, практически-
деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом развития личности. В этот период они наиболее восприимчивы к окружающему миру, испытывают чувство любознательности, интереса, экзальтированности [28]. Младшим школьникам доставляет наибольший интерес проявлять свои знания, умения в нестандартных формах обучения, помогать нашим «меньшим» жителям планеты, а еще у них развито чувство эмпатии, сопереживания. Стоит отметить, что младшие школьники готовы экологическому воспитанию и по уровню интеллектуальной работы, поскольку имеется определенный «багаж» информации о природе, осознание себя носителем экологической культуры. Этот период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. Исходя из этого делаем вывод, что начальная ступень обучения является благоприятным периодом экологическому воспитанию младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема экологического воспитания человека на его разных возрастных этапах рассматривалась с различных позиций: особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в трудах Л.Д. Бобылевой [3], А.В. Миронова [27], А.А. Плешакова [35], Л.П. Салеевой [37] и др.; проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева [19], А.Н. Захлебного [18], Л.П. Салеевой [37], И.Т. Суравегиной [40] и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания; характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного [18], Н.А. Городецкой [12], Н.В. Добрецовой [14], А.В. Миронова [27]; психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович [4], А.Н. Леонтьева [24], и др.: психологи (Л.С. Выготский [9], А.Н. Леонтьев [24], В.С. Мухина [29,] Д.Б. Эльконин [45] и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Однако, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность экологического воспитания младших школьников, необходимо отметить, что вопросы формирования экологической воспитанности у младших школьников недостаточно изучены. В связи с этим актуальной становится проблема разработки содержания, форм и методов, ориентированных на экологическое воспитание младших школьников во внеклассное время.
Несмотря на то, что эта проблема широко обсуждается учеными, мы можем утверждать, что практически отсутствует работа, в которых раскрыты формы и методы экологического воспитания младших школьников.
Актуальность исследования данной темы обусловила выявить наличие противоречия между социальными ожиданиями общества на подготовку подрастающего поколения, который будет владеть практическими умениями, направленные на бережное, разумное отношение к окружающей среде, а также он готов принять на себя ответственность за свое поведение в природе, так и поведение других людей, с одной стороны, и недостаточной разработкой форм, методов и средств для формирования экологической нравственности учащихся, с другой стороны.
В связи с этим, выявленное противоречие обусловило выявить проблему исследования: каково содержание, формы и методы
экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Объект: процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет: содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что экологическое воспитание младших школьников будет наиболее эффективна, если:
- опираться при организации этого процесса на на сущностные характеристики понятия экологической воспитанности;
- учитывать возрастные особенности экологического воспитания младших школьников;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы.
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были предложены следующие задачи исследования:
1) Дать сущностно-содержательную характеристику понятия «экологическое воспитание».
2) Изучить особенности экологического воспитания младших школьников.
3) Теоретически обосновать эффективные формы и методы экологического воспитания у младших школьников.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы «Мы - творцы нашей природы», направленной на экологическое воспитание младших школьников.
Методологическую базу данного исследования составила: концептуальные положения экологической психологии и педагогики (С.Д. Дерябо, А.А. Плешаков, В.А. Ясвин); концепция общего экологического образования (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, С.Б.Игнатов); исследования психологопедагогических особенностей формирования отношений у младших школьников к природе (С.В. Дерябо, В.А. Ясвин).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы работы:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и экологической литературы по проблеме исследования; обобщение; систематизация; классификация;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
- метод обработки данных (качественный и количественный анализ).
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №51» города Казани Вахитовского района Республики Татарстан. Выборку составили 27 школьников в возрасте 9-10 лет.
Этапы исследования:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в методической и научной литературе по теме исследования; подбиралась база исследования и определялся научный аппарат; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводился формирующий этап эксперимента, апробировались формы и методы экологического воспитания младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы, проверка гипотезы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и апробирована на практике авторская программа «Мы - творцы нашей природы», направлена на формирование экологической воспитанности у младших школьников во внеклассной работе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Мы - творцы нашей природы» может использоваться в занятиях образовательных учреждений начального образования. Полученные результаты могут быть полезны педагогам начальных классов, классным руководителя, родителям, которые заинтересованы в экологическом воспитании учащихся.
Данная тема исследования апробировалась в следующих конференциях:
1. А. Н. Кондратьева Изучение экологической воспитанности младших школьников /Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (04.04.2017, КФУ, сертификат участника, тезис, очное участие).
2. А. Н. Кондратьева Уровень экологической воспитанности младших школьников/XIX Всероссийская студенческая научнопрактическая конференция (05.04.2017, г. Нижневартовск, НВГУ, сертификат участника, заочное участие).
3. А. Н. Кондратьева Особенности младшего школьного возраста для экологического воспитания/IX Международная научно-практическая конференция «Интеграционные процессы в науке современных условиях» (05.06.2017 г., Уфа: Аэтерна, сертификат участника, заочное участие).
А также в следующих публикациях:
1. А. Н. Кондратьева Уровень экологической воспитанности младших школьников //XIX Всероссийская студенческая научнопрактическая конференция НВГУ.
2. А. Н. Кондратьева Изучение экологической воспитанности младших школьников // «Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ».
3. А. Н. Кондратьева Особенности младшего школьного возраста для экологического воспитания // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в науке современных условиях» (Уфа, 05.06.2017 г.). - Уфа: Аэтерна, 2017. - С.134-136.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема экологического воспитания личности является актуальной в условиях современного общества. Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений в соответствии со стратегией устойчивого развития общества. От уровня сформированности экологической воспитанности зависит успешность природоохранной и природообразующей деятельности. Начальная школа является определяющим этапом образования. Исходя из этого необходимо организовать целенаправленную работу по экологическому образованию личности уже в рамках начальной школы. В связи с этим возникает необходимость выявления содержания, форм, методов и средств экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач;
1. На основе анализа научной литературы дать сущностно-содержательную характеристику понятия «экологическое воспитание». При решении первой задачи нами были рассмотрены взгляды разных авторов на данную проблему. Экологическое воспитание определяется как специально организованное, а также систематичное и последовательное педагогическое направление процесса формирования экологических умений, знаний, нравственных качеств, в результате которого у личности складываются убеждения и взгляды ответственного и бережного отношения к природе.
2. Изучить особенности экологического воспитания младших школьников. При решении второй задачи, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что младший школьный возраст является успешным этапом экологического воспитания. Именно в младшем школьном возрасте должна закладываться основы экологической воспитанности, которая заключается в формировании ответственного и бережного отношения к природе, ознакомление с навыками, правилами отношения в природе и участие в природоохранной деятельности. При правильной организации внеклассной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе. Процесс экологического воспитания необходимо построить по 4 компонентам: перцептивно- аффективный (эмоциональный), когнитивный, практический, поступочный.
3. Теоретически обосновать формы и методы экологического воспитания у младших школьников. При решении данной задачи нами были рассмотрены различные формы (экскурсии, экологические игры, классные часы, экологическая викторина, экологический тренинг), методы (беседа на экологическую тематику, познавательный рассказ на экологическую тематику, метод упражнения, метод мозгового штурма, видео метод, метод проекта) экологического воспитания в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Они являются наиболее эффективными при работе с младшими школьниками. На основе применения данных форм и методов была разработана формирующая программа «Мы - творцы нашей природы»» по экологическому воспитанию младших школьников в внеурочное время.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы «Мы - творцы нашей природы», направленной на экологическое воспитание младших школьников, содержащая выявленные формы и методы экологического воспитания.
Для решения данной задачи в ходе формирующего эксперимента с младшими школьниками была проведена и апробирована программа «Мы - творцы нашей природы». Полученные результаты позволяют говорить, что с помощью формирующей программы удалось повысить уровень экологической воспитанности младших школьников. Расчет t критерия Стьюдента показал наличие существенных изменений в показателях исследуемой группы до и после проведения формирующей работы.
Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что апробированные нами формы и методы экологического воспитания достаточно эффективны, что позволяет признать проведение опытной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.



1. Алексеев С. В. Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач /С. В. Пугачева //Экологическое образование для устойчивого развития: взгляд в будущее: материалы Х Всерос. науч.-метод. семинара, 2-6 ноября 2015 г. / под общ. ред. Н. В. Груздевой. СПб.: СПб АППО, 2016. - 6-11 с.
2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками - С-Петербург.: Просвещение, 1994. - 16-17 с.
3. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического
воспитания младших школьников/ Л.Д.Бобылева// Реализация
практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. Сб.науч.тр- Владимир, 2011. - 77-83с.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском
возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших
школьников с комнатными растениями /М.Д. Большакова «Комнатные растения».- М.: журнал «Начальная школа» №5.- 2010. - 42-48 с.
6. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!:
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- СПб., «Детство - пресс», 2006. - 496 с.
8. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л. Ф.- М.: Просвещение, 1981. - 97 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 672 с.
10. Галагузова М. А. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие. под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 42-218 с.
11. Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. - М.: журнал «Начальная школа» №2, 2004. - 75 с.
12. Городецкая Н. А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: Методическое пособие / Е.А. Гринева. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. - 34 с.
13. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 478 с.
14. Добрецова Н.В. Ключевые проблемы социального партнерства в образовании для устойчивого развития и варианты их решения// Экологическое образование. М.:2008. - № 4. - 13-21 с.
15. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экологическое образование (современный этап). В кн. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.- 152-165 с.
16. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: Автореф. дисс. докт. пед. наук:
- Москва, 2009. - 38 с.
17. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование. №4. М.: 2004.
- 49 с.
18. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: «Просвещение», 1984. - 130 с.
19. Захлебный А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей. - М., 1984. - 160 с.
20. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. М. Знание 1980. - 96 с.
21. Иващенко А.В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании // 3-я Рос. конф. по экол. психологии: Материалы конф. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 80 - 84 с.
22. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1998. - 196 с.
23. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — 160-162 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 198 с.
25. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
26. Мельник Е.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. М.: журнал «Начальная школа» №5 (переиз.), 2012. - 74 с.
27. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов/ Д. В. Миронов. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
28. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд. «Научная книга», 2011. - 36 с.
29. Мухина, В.С. Младший школьник - М.: Новая школа, 2009. -
59 с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 127 с.
31. Околева Л. В. Экологический конкурс для младших школьников «Кто там под камешком живет?» [Электронный ресурс] . М.: журнал «Начальная школа» №4 (переиз.), 2016. Режим доступа https://infourok.ru/ekologicheskava-viktorina-kto-pod-kameshkom-zhivet- 984660.html (Дата обращения 3.12.2016)
32. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. - СПб.: «Знание», 2005. - 317 с.
33. Парфилова Г.Г.Формирование экологической компетентности младших школьников: учебное пособие для студентов и преподавателей / Г.Г.Парфилова, Гафиатуллина Р.Р - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. -
103 с.
34. Печко, Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сб. науч. тр. - М.: Смысл, 2003. - 8-19 с.
35. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас»- в 2 частях М.: Просвещение, 2014. - 57 с.
36. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
37. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе/: - М.: Издательство «Гном», 2013. - 49 с.
38. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. - 960 с.
39. Словарь по естественным наукам. Глоссарий.ру [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://slovari.vandex.ru. (Дата обращения
(16.12.2016)
40. Суравегина, И.Т. Экология и мир: Метод. Пособ. для учит./ Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В./под общ. ред. И.Т. Суравегиной. - М.: Новая школа, 1994. - 126с
41. Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Борисоглебск: БГПИ, 2002. - 146 с.
42. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессиональнопедагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. - Борисоглебск: БГПИ, 2003. - 98 с.
43. Усова А.В. Бобров А.А. Формирование у учащихся умения
самостоятельно проводить наблюдения и опыты: Методические
рекомендации для студентов и учителей предметов естественно-научного цикла/ под.ред. Усовой А.В., Боброва А.А. - Челябинск: изд. ЧГПУ, 1983. - 98 с.
44. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы/ И. В. Цветкова. - М.: Педагогическое сообщество России, 2000. - 64-67 с.
45. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
46. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ Якунин В.А. - 2. изд. - СПб.: Михайлов, 2000. - 348 с.
47. Ясвин В.А., Дерябо С.Д., Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 34 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ