Введение 3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации 6
1.1. Экономическое содержание, значение и классификация доходов бюджета субъекта Российской Федерации 6
1.2. Нормативно-правовая база формирования доходов бюджета
субъекта Российской Федерации 13
1.3. Бюджетный федерализм и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации 13
2. Анализ практики формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации 33
2.1. Характеристика социально-экономического положения субъекта Российской Федерации 33
2.2. Анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации 45
2.3. Состав и структура неналоговых доходов бюджета субъекта
Российской Федерации 55
2.4. Оценка роли безвозмездных поступлений в формировании доходов бюджета субъекта Российской Федерации 63
3. Перспективы укрепления доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации 73
3.1. Пути укрепления доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет налоговых доходов 73
3.2. Возможности роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации за счет неналоговых поступлений 80
Заключение 82
Список использованных источников 88
Приложения 92
Субъекты Российской Федерации имеют конституционные полномочия по формированию экономической политики в рамках общегосударственных направлений, экономической базой которых является региональный бюджет.
В результате реформ, проводимых в последние годы, субъекты Федерации получают все большие права в области налогообложения и распоряжения государственной собственностью. Как следствие, усиливается зависимость доходов регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя при¬знать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Следовательно, упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации. Финансовый кризис вносит свои коррективы в бюджетную политику регионов России.
Для достаточного финансового обеспечения расходов региональных бюджетов становится актуальным укрепление собственной доходной базы регионов. В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти субъектов Российской Федерации законотворческой инициативой по вопросам формирования доходов и расходов своих бюджетов в целях обеспечения стабильного и эффективного формирования бюджетов соответствующих территорий.
Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов, необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность и значение доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть классификацию доходов бюджета субъектов Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовые основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
- охарактеризовать социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации;
- проанализировать доходы бюджета группы субъектов Российской Феде¬рации;
- определить возможные пути укрепления доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дипломная работа выполнена на основании законодательных и нормативных актов Российской Федерации, учебной литературы, материалов периодических научных изданий, материалов официальных сайтов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального Казначейства России, региональных финансовых органов.
В условиях складывающейся конкуренции различных органов власти по вертикали бюджетной системы за большую обеспеченность финансовыми ресурсами исследование взаимоотношений региона с входящими в него муниципальными образованиями приобретает все большую актуальность, поскольку обостряется необходимость решения основных проблем бюджетного федерализма Российской Федерации, таких как четкое разграничение расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы, повышение бюджет¬ной обеспеченности муниципальных образований и уровня покрытия расходов территорий их собственными налоговыми доходами, сокращение количества дотационных бюджетов, оздоровление системы региональных финансов и так далее.
В работе раскрыты механизмы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Республики Татарстан.
В теоретической части работы определены понятия формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности, сделаны выводы, что доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах, для выполнения основной части возложенных на него функций.
Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Доходы регионального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общего регионального фонда де¬нежных средств между государством в лице региона, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства (региона).
Основные доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных доходов, от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Во второй главе работы проведен анализ налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений доходов бюджета Республики Татарстан за 2012-2014 годы.
Объем налоговых поступлений с каждым годом увеличивается и в общем объеме всех доходов республики занимает в среднем 65%.. Второе место занимают безвозмездные поступления( около 30%) и совсем незначительную долю имеют неналоговые доходы (около 5%).
В третьей главе были рассмотрены возможности укрепления доходов суб¬ектов Российской Федерации за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Так, для укрепления налогового потенциала региона, обеспечения устойчивого экономического роста, долгосрочных стимулов к конкуренции между региональными властями в развитии экономической активности и привлечении инвестиций должны быть осуществлены следующие мероприятия:
1. Необходимо стимулировать развитие бизнеса в регионе, осуществлять поддержку инвестиций и развития человеческого капитала;
2. Необходимо сокращать неэффективные налоговые льготы. Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения и администрирования. Введение новых льгот следует производить на временной основе с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
В части оценки эффективности применения налоговых льгот следует отметить, что экономический механизм такой оценки, так же как и соответствующие критерии и показатели, отсутствуют и нормативно не урегулированы. В целях достижения поставленных задач планируется разработка методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.
3. Следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций;
4. Необходимо применять финансовые и административные меры воздействия на организации, имеющие недоимку по уплате налогов в региональные бюджеты с целью ее сокращения;
5. Совершенствование налогового администрирования. Предусматривается внести ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков.
На текущий момент в Российской Федерации стоит важная задача достижения оптимального сочетания принципов централизации и децентрализации при распределении налоговых и неналоговых доходов и разграничения по ним полномочий.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - ФЗ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Справочно - правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) ФЗ - от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов - Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов - Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов - Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Справочно-правовая система «Консультант- Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
7. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экон. и социал. перемены: факты, тенденции, про¬гноз. - 2014. - T. 13, № 1. - С. 115-131.
8. Алиев Б. Х. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации / Алиев Б. Х. // Финансы. - 2011. - №11.
9. Арханельская Н.Н. Межбюджетные отношения в России на современ¬ном этапе / Н.Н. Арханельская, М.Г. Пикалкина // Вестн. Моск. гос. ун-та леса - Лесной вестн. - 2015. - № 6. - С. 70-74.
10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные муниципальные финансы: учебник - М.: - Финансы, 2009 ,стр.608.
11. Бочкарева Е.А. О правовой модели и моделировании как методе по-знания бюджетной системы в Российской Федерации // Журнал правовых и экон. исслед. - 2013. - № 4. - С. 95-100.
12. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в со-временной России. М.: Столп, 2012. - 281 с.
13. Дьякова Е.Б. Тенденции развития межбюджетных отношений в Рос-сийской Федерации // Вестн. Челябинского гос. ун-та. - 2015. - № 26. - С. 70-76.
14. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Н.Б. Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 794 с.
15. Иванов В.В. Теория и практика межбюджетных отношений / В.В. Иванов. - СПб. : БАН ; Нестор-История, 2015. - 228 с.
16. Иванов В.В. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. - 2015. - Вып. 2. - С. 66-78.
17. Ивлиев И.Ю. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: этапы развития и современная ситуация // Право и гос-во: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 60-64.
18. Исмагилова Л.А. Методические основы и инструментарий бюджетно¬налогового моделирования и прогнозирования / Л. А. Исмагилова, Е. В. Орлова // Информ. технологии. - 2014. - № 3. - С. 35-42 .
19. Квасов И.Н. Роль неналоговых доходов при формировании бюджета региона в условиях кризиса // Финансы и кредит. - М., 2014. - № 42. - С. 20-25.
20. Климанов В.В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне / В.В. Климанов, А.А. Михайлова // Финансы. - М., 2014. - № 2. - С. 9-14.
21. Ковалева Т.М. Финансовая глобализация и бюджетная система государства / Т.М. Ковалева. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 181 с.
22. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М.: Юнити, 2014. - 413 с.
23. Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учеб-ное пособие / В.Б. Кухаренко, Н.Н. Тютюрюков. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 141 с.
24. Лудинова Ю.В. Организация бюджетного планирования в регионе: вопросы теории и практики / Ю.В. Лудинова ; С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. - СПб., 2014. - 246 с.
25. Лях О.А. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - № 307. - С. 113-115
26. Малкина М. Эффективность системы межбюджетного выравнивания в России // Об-во и экономика. - 2014. - № 2/3. - С. 118-134.
27. Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебно-методическое пособие / Маслов Б.Г., Попова Л.В. - М.: ДиС, 2013. - 432 с.
28. Немирова Г.И. Модели организации бюджетной системы в Оренбургской области // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2004. - № 12. - С. 75-79.
29. Ниязметов А.К. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2014. - № 11. - С. 36-39.
30. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М.: Эксмо, 2014. - 312 с.
31. Печенская М.А. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений региона с федеральным центром // Экон. и социал. перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 6. - С. 173-182.
32. Пешкова Х.В. Налогово-бюджетный федерализм // Налоги. - 2014. - N
6. - С. 24-28
33. Поварова А.И. Формирование регионального бюджета в условиях кризиса // Экон. и социал. перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 2. - С. 101-114.
34. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы Девятой науч.-практ. конф. (27-29 мая 2014 г.) / Пет- розав. гос. ун-т ; редкол.: Колесов А.С. и др. - Петрозаводск, 2014. - 150 с.
35. Рыбакова Р.Ю. Построение межбюджетных отношений на долговременной основе // Финансы и кредит. - 2014. - № 44. - С. 25-31.
36. Рыбакова Р.Ю. Практика построения межбюджетных отношений исходя из регионального опыта // Финансы и кредит. - 2014. - № 23. - С. 68-75.
37. Сасов К.А. Налоговое правосудие в решениях Конституционного Су¬да Российской Федерации. М.: Крокус, 2013. - 288 с.
38. Свищева В.А. Региональная финансовая политика в условиях бюджетной реформы // Финансы и кредит. - 2014. - № 28. - С. 38-43.
39. Синько Ю.В .Бюджетная система РФ: современное состояние : учеб-ник / Ю.В. Синько. - Волгоград : БЛАНК, 2014. - 411 с.
40. Скляр А.В. Моделирование региональных бюджетных доходов от НДС / А.В. Скляр, А.Н. Цацулин // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2014. - № 1. - C. 13-18.
41. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формиро¬вания оптимальной модели развития бюджетного федерализма в РФ / Т.С. Сави¬ных, В.В. Казаков // Вестн. ТГУ. - 2014. - № 344. - С. 145-148.
42. Соколова А.А. Проблемы оптимизации доходной части региональных бюджетов / А.А. Соколова. - Ставрополь, 2014. - 155 с., ил.
43. Суглобов А Е. Развитие межбюджетных отношений в Российской Фе¬дерации / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова // Финансы и кредит. - 2014. - № 1. - С. 22-30.
44. Сятчихин С.В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Соврем. тенденции в экономике и управлении : новый взгляд. - 2014. - № 25. - С. 47-51.
45. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. М.: Юнити, 2014. - 201 с.
46. Уфимцева Е.В. Модель финансового механизма формирования бюд-жетной системы РФ // Аудитор. - 2014. - № 3. - С. 31-37.
47. Фадеев Д.Е. Бюджетный федерализм: дефиниция и принципы // Финансовое право. - 2014. - N 6. - С. 18.
48. Федосимов Б.А. Математическая модель оптимизации налогово-бюджетной системы // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 29-31
49. Федотов Д.Ю. Особенности исполнения бюджетов российских регионов / Д.Ю. Федотов ; Байк. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск, 2014. - 362 с.
50. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред.
A. Г. Грязновой. - М. :Финансы и статистика,2006.-1168 с.
51. Финансы: учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред проф. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. 479 с.
52. .Финансы., Под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В., Сабанти
B. М, 2009. С.-297
53. Химичев Н. И. Финансовое право: учебник / Химичев Н. И. - М.: Норма, 2009.
54. Хугаева М. Совершенствование межбюджетных отношений в России // Экон. политика. - 2014. - № 4. - С. 146-152.
55. Швецов Ю. Теория и методология бюджета как общественного достояния // Вопр. экономики. - 2014. - № 8. - С. 106-114.
56. Официальный сайт РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http: //tatarstan.ru/about. html.
57. Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской
Федерации. РИА Рейтинг. - Режим доступа.
http: //vid 1 .rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2014. pdf.
58. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан на 1 января 2012 г.[Электронный ресурс]: - http: // www roskazna. ru / reports/ cons.
59. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Та-тарстан на 1 января 2013 г.[Электронный ресурс]: - http: // www roskazna. ru / reports/ cons.
60. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан на 1 января 2014 г.[Электронный ресурс]: - http: // www roskazna. ru / reports/ cons.