Роль исламского фактора в современной внешней политике Российской Федерации (2010-2016)
|
Введение 3
Глава 1- Понятие «исламский фактор» и историческая связь России с мусульманским миром 9
§1.1 Понятие «исламский фактор» в современных международных отношениях 9
§1.2 Исторические предпосылки формирования исламского фактора на территории России
Глава 2- Ближневосточный вектор современной внешней политики РФ в условиях «арабской весны» 18
§2.1 Внешняя политика в отношении Сирии и Египта 18
§2.2 Отношения России со странами Персидского залива 25
§2.3 Внешнеполитическое сотрудничество между Турецкой Республикой и РФ 33
Глава № 3 - Центрально и южно-азиатский вектор внешней политики России 37
§3.1 Центрально-азиатский регион во внешней политике РФ 37
§3.2 Южно-азиатский вектор внешней политики РФ (на примере: Афганистана и Пакистана) 43
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Глава 1- Понятие «исламский фактор» и историческая связь России с мусульманским миром 9
§1.1 Понятие «исламский фактор» в современных международных отношениях 9
§1.2 Исторические предпосылки формирования исламского фактора на территории России
Глава 2- Ближневосточный вектор современной внешней политики РФ в условиях «арабской весны» 18
§2.1 Внешняя политика в отношении Сирии и Египта 18
§2.2 Отношения России со странами Персидского залива 25
§2.3 Внешнеполитическое сотрудничество между Турецкой Республикой и РФ 33
Глава № 3 - Центрально и южно-азиатский вектор внешней политики России 37
§3.1 Центрально-азиатский регион во внешней политике РФ 37
§3.2 Южно-азиатский вектор внешней политики РФ (на примере: Афганистана и Пакистана) 43
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Актуальность исследования определяется растущей геополитической ролью мусульманского мира в системе современных международных отношений. Сочетание демографических, экономических и географических особенностей государств исламского мира определяют их исключительное положение на международной арене. На современном этапе ислам является самой быстрорастущей религией в мире, представители этой религии составляют большую часть населения более чем в 40 странах мира. Современная мусульманская община насчитывает около 1,5 млрд. верующих.
Крупнейшие запасы полезных ископаемых определяют растущее влияние арабского мира на процессы в мировой экономике. Только в регионе Персидского залива расположены 2/3 мировых запасов нефти, также арабские государства богаты запасами природного газа, что делает эти страны ведущими игроками на международном энергетическом рынке.
Важнейшим фактором, определяющим исключительную роль стран Ближнего Востока и Персидского залива, является их стратегически-выгодное географическое положения на стыке трех континентов, в котором сходятся мировые транспортные узлы, связывающие Европу с Азией. Особую геополитическую важность для РФ имеют государства Центральной Азии, так как являются соседним странами, имеющими общую государственную границу.
Действующий внешнеполитический курс России нацелен на построение и укрепление тесных политических, торгово-экономических, военно-технических, научных, культурных и гуманитарных связей со многими государствами исламского мира. Значимость этого взаимодействия предопределяется и тем, что Россия, ближневосточные и центрально-азиатские государства в совокупности обладают 70% нефтегазовых запасов мира. Экономическое положение России напрямую зависит от ситуации на мировом рынке энергетического сырья, этим и обусловлена необходимость тесного сотрудничества России с другими государствами-экспортерами нефти и газа.
Внутриполитический кризис в ряде ближневосточных стран вынуждает Россию выступать в качестве посредника между конфликтующими сторонами, прилагая все усилия для нормализации ситуации в регионе. Приоритетным направлением внешней политики РФ остается поддержание стабильности и безопасности на международной арене, предотвращение таких угроз, как терроризм, организованная преступность, наркоторговля и т.д.
Таким образом, совокупность данных факторов, определяет привилегированное положение мусульманского мира в системе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Нестабильность в различных районах исламского мира является глобальным вызовом для всего мирового сообщества. История международных отношений свидетельствует о влиянии религиозного фактора на процесс принятия политических решений. Особенно ярко данная тенденция выражена в исламских государствах. На сегодняшний день, растущее экономическое и политическое влияние мусульманских стран, революционные события в арабском мире, противоборство различных сил под знаменем ислама и радикализация мусульманских течений обосновывают важность глубокого изучения внешнеполитическое взаимодействие России с мусульманскими государствами на основе комплексного подхода к понятию «исламского фактора».
Хронологические рамки: 2010-2012гг,- данный период ознаменовался революционные событиями в странах Ближнего Востока и Северной Африки, 2012- 2013гг.- период формирования нового внешнеполитического курса в условиях нестабильной международной обстановки, 2013-2016гг,- период активной вовлеченности Российской Федерации в процесс урегулирования ближневосточного кризиса, а также выстраивание качественно новых отношений в условиях изменившейся расстановки сил на международной арене.
Объектом исследования является современная внешняя политика Российской Федерации в отношении мусульманских стран
Предметом исследования является роль « исламского фактора» во внешней политике Российской Федерации
Целью данной работы является выявление ключевых направлений внешнеполитического взаимодействия Российской Федерации и исламского мира
Исходя из цели формируется ряд задач:
1. Дать определение понятию «исламский фактор»
2. Изучить историческую взаимосвязь между Россией и исламом
3. Выявить основные направления внешней политики РФ на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива и в Центрально и Южно-Азиатском регионе
4. Сравнить внешнюю политики РФ на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива и в Центрально и Южно-азиатском регионе на предмет единообразия и различия
Степень научной изученности
Для понимания истоков взаимосвязи российской культуры и религии ислам, необходимо было обратиться к трудам, освещающим исторические этапы проникновения и развития ислама на территории России. Фактические и методологические материалы по данному вопросу содержаться в работах таких известных исламоведов, как Р Ланда, Ф.М.Кубановой, Р.Г.Абдулатипова. В работе «История ислама в России» Р.Ланда осветил этапы зарождения мусульманской общины на территории России, что позволило сделать вывод о многовековой связи с исламским миром. Царский период существования ислама был рассмотрен в статье Т.Е.Житенева, автор проанализировал политику царского правительства в отношении мусульманского населения и дал свои оценки. Дальнейшая судьба ислама в советский период изучена Ф.М.Кубановой. В своей работе автор описывает основные аспекты истории ислама в XX столетии и анализирует процессы, повлиявшие на построение современной политики в отношении ислама.
При изучении внешней политики в отношении ближневосточных стран необходимо учитывать революционные события последних нескольких лет. Проблема трансформации политической обстановки на Ближнем Востоке широко отражена в работах специалистов в области международных отношений, таких как Федорченко А.В., Багджи.Х., Наумкин В.В.
Череда «цветных революций» и смена политической власти в ряде ближневосточных государств, создали необходимость у правительства РФ в выстраивании отношений с новыми политическими элитами. Среди исследовательских работ по данной тематике, наименее изученными являются современные российско-египетские отношения, о чем свидетельствует наличие ограниченного количества научного материала. Египет является давним и надежным партнером России в различных сферах, именно поэтому в моей работе был сделан упор на рассмотрение основных направлений взаимодействия между Россией и новым правительством АРЕ.
Этапы революционных событий в арабском мире, влияние внешних факторов, изменение геополитической расстановки сил, проблема международного терроризма - все эти и другие вопросы затронуты в статьях Белокреницкого В. Я., Мирского Г. И., Кивы. А.В.. Данные авторы утверждают, что на фоне арабского пробуждения возросло региональное влияние таких стран, как Турция, Саудовская Аравия и Иран. Соперничая друг с другом за приобретение общепризнанного статуса регионального центра, они стремятся заручиться международной поддержкой и оказывать ключевое влияние на внутриполитические процессы в соседних революционных государствах, поэтому крайне важно изучить развитие двусторонних отношений с данными государствами в условиях событий «арабской весны».
Интересы России на постсоветском пространстве, трудности в двусторонних отношениях с отдельными странами Центральной Азии, а также процесс многовекторного сотрудничества рассмотрены в работах Чуфрин Г.И; Малышева Д.Б Гусев.В.Л; Дадабаева З.А.. Малышева Д.Б., выделяет основные интересы РФ в центрально-азиатском регионе, к ним относится: обеспечение стабильности, налаживание партнерских отношений со всеми странами, и признание России в качестве региональной державы. Также автор в качестве ключевых политических и экономических партнеров выделяет Казахстан и Кыргызстан, с которыми осуществляется сотрудничество практически во всех направлениях. Дадабаева З.А. в своей статье рассматривает взаимодействия между Россией и центрально-азиатскими странами в различных направлениях, уделяя особое внимание военно-политическому сотрудничеству. По ее мнению, повышенный интерес со стороны США, Китая и Турции к ЦАР, создает угрозу позициям России на постсоветском пространстве и препятствует развитию двусторонних отношений с такими странами, как Узбекистан и Туркменистан. В целом, все авторы уверены, что постсоветское пространство является важнейшим направлением во внешней политике РФ, так как все жизненно важные интересы сконцентрированы в данном регионе.
В большинстве работ, посвященных южно-азиатскому вектору внешней политики РФ, центральное положение отводится изучению российско-индийских отношений. Несомненно, Индия является наиболее влиятельным и стратегически важным российским партнером, однако в южно-азиатском регионе можно выделить еще одно мощное государство, обладающее высоким экономическим и демографическим потенциалом - это Пакистан. Российско-пакистанские отношения изучены такими политологами, как Каменев С.Н., Моргулов И.В., Белокреницкий В.Я. В своих статьях, авторы рассматривают основные этапы развития двусторонних отношений; описываются факторы, препятствующие налаживанию и развитию двустороннего сотрудничества, к которым относится: западная ориентация внешней политики Пакистана, стратегическое сотрудничество между Россией и главным соперником Пакистана - Индией, а также разные позиции в отношении урегулирования ситуации в Афганистане. Однако данные работы не позволяют полностью оценить уровень двусторонних отношений. Российско- пакистанские отношения долгое время находились в стадии заморозки, но наметившиеся в последнее время сближение - заслуживает более детального изучения, особенно в условиях значительного влияния Пакистана на соседние с Россией страны Центральной Азии.
Еще одним традиционным исламским государством в Южной Азии, к которому приковано внимание России является Афганистан. Интерес российского руководства обосновывается геополитическим положением Афганистана, его влиянием на обстановку в Центральной Азии, а также стремлением уменьшить западное присутствие в регионе. Российско-афганские отношения рассмотрены в работах Топоркова В.М. и Степановой.ЕА. Торопков В.М. анализирует состояние двусторонних отношений после распада СССР, выделяет положительные и отрицательные факторы, влияющие на восстановление утраченных связей, а также рассматривает национальные интересы России в данном регионе. В исследовании Степановой Е.А. описывается вооруженный конфликт в Афганистане, влияние США и НАТО на политическую ситуацию в данной стране, а также анализируются последствия афганского кризиса на развитие российско-афганских отношений. Оба автора приходят к выводу, что угроза распространения нестабильности на постсоветские страны Центральной Азии, а также приток афганских наркотиков на территорию России являются основными факторами, которые сводят двустороннее сотрудничество лишь к вопросу безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в формировании общего определения к понятию «исламский фактор», а также в рассмотрении широкого спектра вопросов, связанных с внешнеполитическими отношениями между Россией и мусульманским миром.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Крупнейшие запасы полезных ископаемых определяют растущее влияние арабского мира на процессы в мировой экономике. Только в регионе Персидского залива расположены 2/3 мировых запасов нефти, также арабские государства богаты запасами природного газа, что делает эти страны ведущими игроками на международном энергетическом рынке.
Важнейшим фактором, определяющим исключительную роль стран Ближнего Востока и Персидского залива, является их стратегически-выгодное географическое положения на стыке трех континентов, в котором сходятся мировые транспортные узлы, связывающие Европу с Азией. Особую геополитическую важность для РФ имеют государства Центральной Азии, так как являются соседним странами, имеющими общую государственную границу.
Действующий внешнеполитический курс России нацелен на построение и укрепление тесных политических, торгово-экономических, военно-технических, научных, культурных и гуманитарных связей со многими государствами исламского мира. Значимость этого взаимодействия предопределяется и тем, что Россия, ближневосточные и центрально-азиатские государства в совокупности обладают 70% нефтегазовых запасов мира. Экономическое положение России напрямую зависит от ситуации на мировом рынке энергетического сырья, этим и обусловлена необходимость тесного сотрудничества России с другими государствами-экспортерами нефти и газа.
Внутриполитический кризис в ряде ближневосточных стран вынуждает Россию выступать в качестве посредника между конфликтующими сторонами, прилагая все усилия для нормализации ситуации в регионе. Приоритетным направлением внешней политики РФ остается поддержание стабильности и безопасности на международной арене, предотвращение таких угроз, как терроризм, организованная преступность, наркоторговля и т.д.
Таким образом, совокупность данных факторов, определяет привилегированное положение мусульманского мира в системе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Нестабильность в различных районах исламского мира является глобальным вызовом для всего мирового сообщества. История международных отношений свидетельствует о влиянии религиозного фактора на процесс принятия политических решений. Особенно ярко данная тенденция выражена в исламских государствах. На сегодняшний день, растущее экономическое и политическое влияние мусульманских стран, революционные события в арабском мире, противоборство различных сил под знаменем ислама и радикализация мусульманских течений обосновывают важность глубокого изучения внешнеполитическое взаимодействие России с мусульманскими государствами на основе комплексного подхода к понятию «исламского фактора».
Хронологические рамки: 2010-2012гг,- данный период ознаменовался революционные событиями в странах Ближнего Востока и Северной Африки, 2012- 2013гг.- период формирования нового внешнеполитического курса в условиях нестабильной международной обстановки, 2013-2016гг,- период активной вовлеченности Российской Федерации в процесс урегулирования ближневосточного кризиса, а также выстраивание качественно новых отношений в условиях изменившейся расстановки сил на международной арене.
Объектом исследования является современная внешняя политика Российской Федерации в отношении мусульманских стран
Предметом исследования является роль « исламского фактора» во внешней политике Российской Федерации
Целью данной работы является выявление ключевых направлений внешнеполитического взаимодействия Российской Федерации и исламского мира
Исходя из цели формируется ряд задач:
1. Дать определение понятию «исламский фактор»
2. Изучить историческую взаимосвязь между Россией и исламом
3. Выявить основные направления внешней политики РФ на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива и в Центрально и Южно-Азиатском регионе
4. Сравнить внешнюю политики РФ на Ближнем Востоке, в зоне Персидского залива и в Центрально и Южно-азиатском регионе на предмет единообразия и различия
Степень научной изученности
Для понимания истоков взаимосвязи российской культуры и религии ислам, необходимо было обратиться к трудам, освещающим исторические этапы проникновения и развития ислама на территории России. Фактические и методологические материалы по данному вопросу содержаться в работах таких известных исламоведов, как Р Ланда, Ф.М.Кубановой, Р.Г.Абдулатипова. В работе «История ислама в России» Р.Ланда осветил этапы зарождения мусульманской общины на территории России, что позволило сделать вывод о многовековой связи с исламским миром. Царский период существования ислама был рассмотрен в статье Т.Е.Житенева, автор проанализировал политику царского правительства в отношении мусульманского населения и дал свои оценки. Дальнейшая судьба ислама в советский период изучена Ф.М.Кубановой. В своей работе автор описывает основные аспекты истории ислама в XX столетии и анализирует процессы, повлиявшие на построение современной политики в отношении ислама.
При изучении внешней политики в отношении ближневосточных стран необходимо учитывать революционные события последних нескольких лет. Проблема трансформации политической обстановки на Ближнем Востоке широко отражена в работах специалистов в области международных отношений, таких как Федорченко А.В., Багджи.Х., Наумкин В.В.
Череда «цветных революций» и смена политической власти в ряде ближневосточных государств, создали необходимость у правительства РФ в выстраивании отношений с новыми политическими элитами. Среди исследовательских работ по данной тематике, наименее изученными являются современные российско-египетские отношения, о чем свидетельствует наличие ограниченного количества научного материала. Египет является давним и надежным партнером России в различных сферах, именно поэтому в моей работе был сделан упор на рассмотрение основных направлений взаимодействия между Россией и новым правительством АРЕ.
Этапы революционных событий в арабском мире, влияние внешних факторов, изменение геополитической расстановки сил, проблема международного терроризма - все эти и другие вопросы затронуты в статьях Белокреницкого В. Я., Мирского Г. И., Кивы. А.В.. Данные авторы утверждают, что на фоне арабского пробуждения возросло региональное влияние таких стран, как Турция, Саудовская Аравия и Иран. Соперничая друг с другом за приобретение общепризнанного статуса регионального центра, они стремятся заручиться международной поддержкой и оказывать ключевое влияние на внутриполитические процессы в соседних революционных государствах, поэтому крайне важно изучить развитие двусторонних отношений с данными государствами в условиях событий «арабской весны».
Интересы России на постсоветском пространстве, трудности в двусторонних отношениях с отдельными странами Центральной Азии, а также процесс многовекторного сотрудничества рассмотрены в работах Чуфрин Г.И; Малышева Д.Б Гусев.В.Л; Дадабаева З.А.. Малышева Д.Б., выделяет основные интересы РФ в центрально-азиатском регионе, к ним относится: обеспечение стабильности, налаживание партнерских отношений со всеми странами, и признание России в качестве региональной державы. Также автор в качестве ключевых политических и экономических партнеров выделяет Казахстан и Кыргызстан, с которыми осуществляется сотрудничество практически во всех направлениях. Дадабаева З.А. в своей статье рассматривает взаимодействия между Россией и центрально-азиатскими странами в различных направлениях, уделяя особое внимание военно-политическому сотрудничеству. По ее мнению, повышенный интерес со стороны США, Китая и Турции к ЦАР, создает угрозу позициям России на постсоветском пространстве и препятствует развитию двусторонних отношений с такими странами, как Узбекистан и Туркменистан. В целом, все авторы уверены, что постсоветское пространство является важнейшим направлением во внешней политике РФ, так как все жизненно важные интересы сконцентрированы в данном регионе.
В большинстве работ, посвященных южно-азиатскому вектору внешней политики РФ, центральное положение отводится изучению российско-индийских отношений. Несомненно, Индия является наиболее влиятельным и стратегически важным российским партнером, однако в южно-азиатском регионе можно выделить еще одно мощное государство, обладающее высоким экономическим и демографическим потенциалом - это Пакистан. Российско-пакистанские отношения изучены такими политологами, как Каменев С.Н., Моргулов И.В., Белокреницкий В.Я. В своих статьях, авторы рассматривают основные этапы развития двусторонних отношений; описываются факторы, препятствующие налаживанию и развитию двустороннего сотрудничества, к которым относится: западная ориентация внешней политики Пакистана, стратегическое сотрудничество между Россией и главным соперником Пакистана - Индией, а также разные позиции в отношении урегулирования ситуации в Афганистане. Однако данные работы не позволяют полностью оценить уровень двусторонних отношений. Российско- пакистанские отношения долгое время находились в стадии заморозки, но наметившиеся в последнее время сближение - заслуживает более детального изучения, особенно в условиях значительного влияния Пакистана на соседние с Россией страны Центральной Азии.
Еще одним традиционным исламским государством в Южной Азии, к которому приковано внимание России является Афганистан. Интерес российского руководства обосновывается геополитическим положением Афганистана, его влиянием на обстановку в Центральной Азии, а также стремлением уменьшить западное присутствие в регионе. Российско-афганские отношения рассмотрены в работах Топоркова В.М. и Степановой.ЕА. Торопков В.М. анализирует состояние двусторонних отношений после распада СССР, выделяет положительные и отрицательные факторы, влияющие на восстановление утраченных связей, а также рассматривает национальные интересы России в данном регионе. В исследовании Степановой Е.А. описывается вооруженный конфликт в Афганистане, влияние США и НАТО на политическую ситуацию в данной стране, а также анализируются последствия афганского кризиса на развитие российско-афганских отношений. Оба автора приходят к выводу, что угроза распространения нестабильности на постсоветские страны Центральной Азии, а также приток афганских наркотиков на территорию России являются основными факторами, которые сводят двустороннее сотрудничество лишь к вопросу безопасности.
Научная новизна данной работы заключается в формировании общего определения к понятию «исламский фактор», а также в рассмотрении широкого спектра вопросов, связанных с внешнеполитическими отношениями между Россией и мусульманским миром.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Подводя итоги, проведенного мною исследования, можно с уверенность констатировать, что, несмотря на культурную общность исламского мира, развитие двусторонних и многосторонних отношений между Россией и мусульманскими странами проходит по разным направлениям в зависимости от политического устройства государства, социально-экономического развития, а также от внешнеполитических приоритетов и ориентиров.
Революционные события, охватившие Ближней Восток и Северную Африку, стали ключевыми факторами, повлиявшими на построение внешнеполитической стратегии России в данном регионе. На современном этапе самой острой проблемой для всего мирового сообщества остается сирийский кризис, поэтому успех двусторонних отношений со многими арабскими государствами опирается на соотношение позиций по сирийскому вопросу. Ситуация в ближневосточном регионе ярко продемонстрировала истинные намеренья и интересы различных сторон, исходя из этого во внешнеполитическом курсе РФ произошел процесс трансформации, в ходе которого был изменен ряд внешнеполитических стратегий в отношении отдельных стран. На фоне событий в Сирии произошло укрепление политических и экономических связей с такими государствами, как Иран и Египет, однако сирийских кризис значительно осложнил взаимоотношения с Саудовской Аравией и стал ключевым фактором в ухудшении российско-турецких отношений.
В целом, современный внешнеполитический курс, проводимый правительством Российской Федерации на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, нацелен на урегулирование ситуации в Сирии, борьбу с международным терроризмом, а также защите собственных позиций и интересов. Будучи ядром энергетического рынка, арабские государства Персидского Залива оказывают значительное влияние на установление мировых цен на энергоносители. Учитывая тот факт, что сырьевые товары составляют основу российского экспорта и непосредственно влияют на экономическую ситуацию в стране, то в данном регионе принципиально важным направлением является развитие и поддержание взаимовыгодного двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества. Не менее важной задачей для российского руководства в данном регионе является наращивание объемов товарооборота, поиск новых рынков сбыта и заполнение продовольственного вакуума, возникшего в результате санкционной политики Запада.
Особое положение во внешнеполитической концепции РФ занимают мусульманские государства Центральной Азии. Постсоветское пространство для РФ является источником энергетических и трудовых ресурсов, поясом политической, экономической и военной безопасности. Процесс интеграции с отдельными странами СНГ создает благоприятные условия для формирования устойчивого инвестиционного рынка, развития общих финансовых институтов, а также укрепления культурных связей. В связи с возрастанием политического и экономического влияния США и Китая, российская внешнеполитическая стратегия нацелена на сохранении лидирующей позиции в центрально-азиатском регионе. В этом ключе важнейшими задачами России становится
минимизация внешнего политического и военного присутствия в центрально-азиатской зоне, поддержание стабильности, развитие гуманитарного сотрудничества и совместная борьба с международным терроризмом и преступностью.
Густонаселенный южно-азиатский регион характеризуется межгосударственными конфликтами, нерешенными социальными проблемами и общей политической нестабильностью. Особую озабоченность сто стороны России вызывает распространению терроризма и торговля наркотиками. Отвечая на данные вызовы, Россия намерена развивать двустороннее сотрудничество с южно-азиатскими странами во всех направлениях и активно участвовать в многосторонних политических форматах. Одной из приоритетных задач в Южной Азии является сокращение потока наркотических и психотропных веществ, поступающих в Россию с Афганистана.
Сравнивая внешнюю политику России в различных регионах исламского мира, я пришла к выводу, что единым направлением является сотрудничество по борьбе с международным терроризмом. Интересы в центрально-азиатском регионе и в зоне Персидского залива сходятся на развитии экономического сотрудничества. Ближневосточные страны и южно-азиатский регион объединяет нестабильная политическая обстановка, в связи с которой политика России сконцентрирована на вопросах безопасности и ослаблению влияния США и Западных стран. Гуманитарные и культурные связи активно развиваются на постсоветском пространстве.
Таким образом, многовековая историческая связь с исламской культурой, экономическая мощь арабских государств, растущая международная нестабильность и географическая близость с мусульманским миром позволяют сделать вывод о том, что феномен «исламского фактора» затрагивает все сферы национальных интересов Российской Федерации. Каждый вектор внешнеполитической деятельности российского руководства в большей или меньшей степени связан с мусульманскими государствами. В связи с этим, укрепление позиций России на международной арене, двусторонние и многосторонние отношения с различными государствами, экономический рост, а также внутриполитическая стабильность, напрямую зависят от политики, проводимой в исламском мире.
Революционные события, охватившие Ближней Восток и Северную Африку, стали ключевыми факторами, повлиявшими на построение внешнеполитической стратегии России в данном регионе. На современном этапе самой острой проблемой для всего мирового сообщества остается сирийский кризис, поэтому успех двусторонних отношений со многими арабскими государствами опирается на соотношение позиций по сирийскому вопросу. Ситуация в ближневосточном регионе ярко продемонстрировала истинные намеренья и интересы различных сторон, исходя из этого во внешнеполитическом курсе РФ произошел процесс трансформации, в ходе которого был изменен ряд внешнеполитических стратегий в отношении отдельных стран. На фоне событий в Сирии произошло укрепление политических и экономических связей с такими государствами, как Иран и Египет, однако сирийских кризис значительно осложнил взаимоотношения с Саудовской Аравией и стал ключевым фактором в ухудшении российско-турецких отношений.
В целом, современный внешнеполитический курс, проводимый правительством Российской Федерации на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, нацелен на урегулирование ситуации в Сирии, борьбу с международным терроризмом, а также защите собственных позиций и интересов. Будучи ядром энергетического рынка, арабские государства Персидского Залива оказывают значительное влияние на установление мировых цен на энергоносители. Учитывая тот факт, что сырьевые товары составляют основу российского экспорта и непосредственно влияют на экономическую ситуацию в стране, то в данном регионе принципиально важным направлением является развитие и поддержание взаимовыгодного двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества. Не менее важной задачей для российского руководства в данном регионе является наращивание объемов товарооборота, поиск новых рынков сбыта и заполнение продовольственного вакуума, возникшего в результате санкционной политики Запада.
Особое положение во внешнеполитической концепции РФ занимают мусульманские государства Центральной Азии. Постсоветское пространство для РФ является источником энергетических и трудовых ресурсов, поясом политической, экономической и военной безопасности. Процесс интеграции с отдельными странами СНГ создает благоприятные условия для формирования устойчивого инвестиционного рынка, развития общих финансовых институтов, а также укрепления культурных связей. В связи с возрастанием политического и экономического влияния США и Китая, российская внешнеполитическая стратегия нацелена на сохранении лидирующей позиции в центрально-азиатском регионе. В этом ключе важнейшими задачами России становится
минимизация внешнего политического и военного присутствия в центрально-азиатской зоне, поддержание стабильности, развитие гуманитарного сотрудничества и совместная борьба с международным терроризмом и преступностью.
Густонаселенный южно-азиатский регион характеризуется межгосударственными конфликтами, нерешенными социальными проблемами и общей политической нестабильностью. Особую озабоченность сто стороны России вызывает распространению терроризма и торговля наркотиками. Отвечая на данные вызовы, Россия намерена развивать двустороннее сотрудничество с южно-азиатскими странами во всех направлениях и активно участвовать в многосторонних политических форматах. Одной из приоритетных задач в Южной Азии является сокращение потока наркотических и психотропных веществ, поступающих в Россию с Афганистана.
Сравнивая внешнюю политику России в различных регионах исламского мира, я пришла к выводу, что единым направлением является сотрудничество по борьбе с международным терроризмом. Интересы в центрально-азиатском регионе и в зоне Персидского залива сходятся на развитии экономического сотрудничества. Ближневосточные страны и южно-азиатский регион объединяет нестабильная политическая обстановка, в связи с которой политика России сконцентрирована на вопросах безопасности и ослаблению влияния США и Западных стран. Гуманитарные и культурные связи активно развиваются на постсоветском пространстве.
Таким образом, многовековая историческая связь с исламской культурой, экономическая мощь арабских государств, растущая международная нестабильность и географическая близость с мусульманским миром позволяют сделать вывод о том, что феномен «исламского фактора» затрагивает все сферы национальных интересов Российской Федерации. Каждый вектор внешнеполитической деятельности российского руководства в большей или меньшей степени связан с мусульманскими государствами. В связи с этим, укрепление позиций России на международной арене, двусторонние и многосторонние отношения с различными государствами, экономический рост, а также внутриполитическая стабильность, напрямую зависят от политики, проводимой в исламском мире.
Подобные работы
- ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Ирано-российские отношения с 2000 по 2018 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Курдский вопрос в политике Турции (2003-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Российско-Таджикские отношения на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 21 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022



