Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная визуальная этика

Работа №58948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр.3
Глава 1. Визуальный нарратив и визуальный образ стр.7
§1 Фотография как визуальный нарратив стр. 9
§2 Видео как нарративное высказывание стр. 14
Глава 2. Этические проблемы в отношениях снимающего и снимаемого стр. 17
§1 Влияние человека с камерой на его героя стр.17
§2 Документальное кино и документальная фотография: моральные
проблемы в отношении объекта и субъекта съёмки стр.21
§3 Дилемма «спасать или снимать» стр.27
§4 Границы этичности в съёмках смерти стр.29
Глава З. Зритель как моральный субъект визуального пространства стр.33
§1 «Шоковая терапия» как феномен визуальных медиа стр.33
§2 Что хочет и может видеть зритель? стр. 36
§3 Образ современного российского зрителя стр.40
Заключение стр.42
Список литературы стр.45
Приложение №1


С самого момента рождения человек окружен визуальной информацией. Еще не понимая речь, ребенок уже учится распознавать образы, и мыслит ими. Но даже освоив речь, он всё равно получает очень много информации из визуальной среды.
Визуальная среда окружала людей с древнейших времен, достаточно хотя бы вспомнить наскальную живопись. Однако окончательно визуальная информация возобладала над остальными видами информации лишь в последние полвека в связи с возросшей популярностью телевидения, фотографии и кино.
Каждый из нас включен в визуальную среду не только как зритель, но и как один из миллиарда её производителей. С помощью визуального языка человек пытается осмыслить происходящее вокруг и внутри него, а также задокументировать те изменения, которые с ним происходят. Речь не только о художниках, фотографах и режиссерах, но и о простых людях. Ребенок рисует маму с папой, и это его визуальная интерпретация реальности. Человек постарше снимает фото на память из путешествий или для семейного альбома. Свидетельством того, что люди всё больше стремятся визуально задокументировать свою жизнь, может служить широкое распространение такой социальной сети как инстаграм.
В наше время одна фотография может сказать больше, чем тысячи слов. Пожалуй, сложно представить себе заметку в газете или журнале без сопровождающего её изображения. Во второй половине двадцатого и в двадцать первом веке фотография стала некоторого рода свидетельством того, что событие как местного, так и глобального значения (будь то извержение вулкана, теракт, рождение ребенка или встреча с друзьями) действительно происходило.
Отнюдь не меньшую роль в жизни современного человека играет видео: это и кино, и ролики в интернете, и сюжеты из новостей. Если фотография - это статичная картинка, то в видео мы слышим голоса, замечаем мимику и жесты снятых камерой людей, и потому видео даже больше, чем фото, делает зрителя сопричастным запечатленному событию.
В связи с тем, что визуальная среда играет довольно большую роль в информационном обществе, появилась необходимость выявления моральных проблем, связанных с визуальным, их анализа и регуляции. Этим занимается визуальная этика, именно она определяет воздействие визуального на моральное сознание человека.
В своём исследовании я хотела бы остановиться на анализе новостной и документальной фотографии, документальном кино и новостных видеороликах. Все эти виды визуальной информации объединяют два важных свойства. В первую очередь, в центре внимания каждого из них находится человек, причем не актер, а, скажем так, герой, играющий роль самого себя. Во-вторых, складываются определенные взаимоотношения автора с героем съёмок и со зрителем, что порождает множество моральных дилемм.
В визуальном нарративе необходимы следующие компоненты: субъект съёмки, объект съёмки, непосредственно сам визуальный документ и зрители. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов лишает исследование всякого смысла. Поэтому в первой главе я хотела бы рассмотреть визуальное как документ и нарратив, во второй - взаимоотношения объекта и субъекта съёмки, а в третьей - зрителей как моральных субъектов визуального пространства.
Проблемы визуальной этики в СМИ и документальном кино занимает и фотографов, и режиссеров, и, конечно же, философов. Среди философов, посвятивших труды осмыслению визуального языка и визуальной этики, можно выделить С.Сонтаг, А.Руйе, Р.Барта, В.Савчука, В.Флюссера, П.Вирилио. Также моральная проблематика визуального поля занимает кинокритиков (А.Гусев, М.Ямпольский) и, конечно же, непосредственно самих фотографов и режиссеров - каждый из них в ходе своей деятельности сталкивается с моральными дилеммами и вынужден совершать тот или иной моральный выбор.
Несмотря на то, что проблемы визуальности изучаются уже далеко не первый год, эта тема по-прежнему остаётся актуальной. Актуальность исследования заключается в том, что видеосюжеты в новостях, фоторепортажи, документальные фильмы так или иначе влияют на жизнь и мировосприятие каждого из нас. Кого-то они касается больше (например, героев репортажей и их близких), кого-то меньше. Несмотря на это, ни среди фотожурналистов, ни среди режиссеров документального кино, ни среди телевизионщиков не существует единого этического кодекса, который мог бы чётко регулировать взаимоотношения снимающего и снимаемого. Более того, существующие разрозненные своды этических правил подходят далеко не в каждом случае, они не гибкие и зачастую оказываются бесполезными в реальной практике, а потому совершенно не востребованы профессионалами. Тем не менее, об этической стороне практически каждого известного репортажного снимка, новостного сюжета или документального фильма можно долго спорить. А значит, этическая экспертиза всё же необходима.
Объект исследования - документальные и репортажные снимки, документальные фильмы, новостные сюжеты.
Цель исследования - анализ моральных проблем, возникающих в ходе взаимоотношений объекта съёмки, субъекта съёмки и зрителей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности визуальной информации как нарратива
2) Выяснить, насколько этично человеку с камерой вмешиваться в ход снимаемых им событий ради хорошего кадра или интересного сюжетного поворота
3) Исследовать влияние фотографов, операторов и режиссеров на поведение снимаемых им людей
4) Проанализировать влияние зрителей на формирование визуальной среды с помощью эмпирических методов исследования (дискурс-анализ)
В качестве материалов исследования рассматриваются в первую очередь документальное кино, фоторепортажи и отдельные фотографии, породившие в обществе дискуссии об их этическом аспекте, а также фоторепортажи и фотографии, получившие престижные премии. Также исследование опирается на высказывания непосредственно самих фотографов и кинодокументалистов, которые первыми дают оценку своим произведениям и произведениям своих коллег.
Так как исследование носит междисциплинарный характер, то в качестве методов исследования используются анализ научной литературы и высказывания непосредственно самих фотографов и режиссеров, а также кинокритиков и исследователей фотографии; ситуационный анализ; дискурс- анализ на основе глубинных интервью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале исследования были поставлены следующие задачи: анализ визуальной информации как нарратива, исследование влияния снимающего на субъект съёмки и на ход снимаемых им событий, а также анализ влияния зрителей на формирование визуальной среды.
Исследование строилось на основании моральных кейсов, взятых непосредственно из визуальной среды. Это фотографии, повлекшие за собой смерть героев съёмки («Казнь в Сайгоне» Э.Аддамса, «Падающий солдат» Р.Капы), постановочные фото («Мемориал в Бельгии» Х. аль-Саббаха, «Поцелуй» Р.Дуано, «Знамя над Рейхстагом» Е.Халдея), фото, изменившие общество («Девочка, обожженная напалмом» Н.Ута) и жизнь героев съёмки («Руслан и Витя» Д.Маркова). Оказалось, что фотограф, даже не вмешиваясь сознательно в ход событий, всё равно меняет их и сильно влияет на жизнь того, кого снимает, одним лишь присутствием и последующей публикацией снимка. Также были рассмотрены моральные проблемы, возникающие в ходе видеосъёмок на примере документальных фильмов («Среда» В.Косаковского, «Флешбек» Г.Франка, «Рожденные в СССР» С.Мирошниченко).
В первой главе было проведено сравнение визуального и лингвистического поворотов. На основе сравнения и анализа литературы (в частности С.Зонтаг и У.Эко) было выявлено, что одно изображение олицетворяет собой не слово, а высказывание, и нет единственно верной интерпретации этого высказывания. Визуальный нарратив зависит и от зрителя, и от снимающего, и от того культурного и исторического контекста, в который помещены зритель и снимающий. Ни фотография, ни видео не могут быть подлинными документами запечатленного события, так как зависят от того, что было взято в рамки кадра, а в случае видео зависят еще и от монтажа. Однако они могут служить подлинными документами той эпохи, в которую были созданы.
Во второй главе были рассмотрены моральные проблемы, возникающие во взаимоотношениях снимающего и снимаемого. В ходе исследования выяснилось, что процесс съёмки и последующий результат могут стоить жизни людям, но также могут и изменить общество в лучшую сторону. То есть можно сказать, что нет однозначного ответа на вопрос, убивает ли камера, и этично ли снимать смерть и страдания, каждый случай уникален. Но однозначно ясно, что съёмка сильно влияет на жизнь героя, даже если снимающий не вмешивается в ход событий - сам факт публикации снимка или показ видео уже делает человека не просто одним из миллиона, а героем, и снимающий должен осознавать возможные последствия. Была рассмотрена моральная дилемма «спасать или снимать» и аргументы как сторонников того, что нужно откладывать камеру и бросаться помогать, так и тех, кто считает, что профессиональный долг превыше всего и нужно в первую очередь снимать. Был сделан вывод о том, что вторжение в частные моменты горя географически близких нам людей неэтичны, однако, чем дальше страна находится от потенциальной аудитории снимка, тем больше вероятность того, что болезни, смерть, жертвы убийств и насилия будут показаны детально, без прикрас и без заботы о вторжении в момент частного горя.
В третьей главе было проанализировано влияние жестоких кадров и визуализации насилия на зрителей. В ходе исследования было выявлено, что зрители быстро привыкают к шокирующим кадрам, и единственный способ снова овладеть их вниманием и вызвать чувство сопричастности - снять что- то еще более пугающее. На основе видеохроник и фотографий теракта 11.09.2001 был проведен анализ визуальной информации, подаваемой зрителям, в результате чего было установлено, что из показа трагедий практически исчезли люди, для зрителя стало меньше причин чувствовать себя сопричастным трагедии и сопереживать. Однако этическая ответственность за «усталость сострадать» лежит не только на зрителе, но и на фотографах, режиссерах, операторах. Также было выявлено, что зритель сам задает мысленный нарратив визуальному повествованию, и не видит то, что выходит за рамки установленного им нарратива. На основе проведенного исследования методом глубинного интервью и дискурс-анализа были сделаны выводы о том, что современный российский зритель испытывает информационное перенасыщение, а также он редко чувствует сострадание к жертвам катастрофы (если только там не было близких или знакомых), так как бедствия, войны и теракты показывают слишком часто.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что этическая экспертиза в визуальной этике - это не определенный институт, а скорее форма коммуникации. Причем эта коммуникация включает в себя и снимающих (фотографов, операторов, режиссеров), и зрителей, и философов, и критиков. Этическая экспертиза в основном производится не столько этиками и философами, сколько профессиональным журналистским сообществом, то есть происходит этическая рефлексия непосредственно самих фотографов, операторов и режиссеров.
Мне кажется, моральные проблемы, возникающие в визуальной среде, чрезвычайно актуальны в наши дни, так как современный человек поглощает очень много визуальной информации, подчас сам того не замечая. И потому проблемы визуальной этики должны всесторонне исследоваться не только философами, но и теми, кто генерирует визуальный контент.



1) УЭко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПБ: Symposium, 2004
2) С. Сонтаг. О фотографии. М., Ad Marginem, 2012
3) Ю. Лебедев. «Ромовые бабы» голодного Ленинграда.http://pavlovsk-
spb.ru/primirenie-nad-voynoi/romovie-baby-golodnogo-lenmgrada.html
4) В.Савчук. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия (интервью). Сборник «Медиафилософия», ч.П. СПБ:2009
5) С. Сонтаг. Смотрим на чужие страдания. Ad marginem, 2014.
6) Фотограф - всегда автор и манипуляция - один из инструментов http://fotogl.com/entry.php?b=10
7) Ж.Бодрийяр «Изнасилованное изображение» http://www.photographer.ru/cult/theory/3685.htm
8) История одной фотографии: «Знамя победы над Рейхстагом» http://www.aif.ru/culture/classic/1160751
9) Эффект Кулешоваhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/704967
10) Петербуржцы в Париже рассказывают о терактах прошлой ночи.
Интернет-газета Бумага.http:ZZpaperpaper.ru/russians-in-paris/
11) 10 фактов об обманчивой «Казни в Сайгоне»http://prophotos-ru.livejournal.com/1409893.html
12) Лучшие фотографы страны: Юрий Козырев http://gorod.afisha.ru/archive/best-photo-jurri-kozirev/
13) Мышеловка. Сеанс, №31http://seance.ru/n/31/sjuzhet31/myishelovka/
14) Болевая точка. Сеанс. Блог.http://seance.ru/blog/bolevaya-tochka/
15) Эффект попутчика. Сеанс, №31
http://seance.ru/n/31/sjuzhet31/effekt-poputchika/
16) Обмен. Сеанс, №31http://seance.ru/n/31/sjuzhet31/obmen/
17) 19. Блог Дмитрия Маркова.http://dcim.livejournal.com/509648.html
18) Грин С., Тёр ван дер Хейден. Чёрный паспорт. Пер. с английского Гавриловой С. при участии Шляпниковой О. и Шпаковой А. М: Л.Гусев, 2009.
19) Это почти вторая мировая война, только больше градов. Онлай-издание
Ишкв шт Flighthttps://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/opyt/maksim-
avdeev-eto-pochti-vtoraya-mirovaya-vojna-tolko-bolshe-gradov.html
20) П.Вирильо. Информационные войны. Стратегия обмана. М., 2002.
21) Е.Ним Десакрализация смерти на телеэкране. Медиафилософия II: границы дисциплины. СПБ, 2009.
22) Чем пахнут ремесла. Сеанс, №25-26http://seance.ru/n/25-
26/vertigo/chem-pahnut-remesla/
23) Том Джунод. Падающий человек. - Esquire, №3, 2009.
24) У.Эко. - Полный назад! «Горячие войны» или популизм в СМИ.
Пер. Е.Костюкович. Астрель, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ