Текст работы имеет одинарный интервал (требование заказчика). Таким образом, объем работы более 30 страниц.
Введение 3
1. Понятие, сущность творческих возможностей в ᅟ психолого-педагогической литературе 5
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями 9
3. Методические основы развития творческих возможностей детей с речевыми нарушениями 12
Заключение 22
Список использованных источников 23
Развитие творческих возможностей у детей с речевыми нарушениями приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При этом особую актуальность приобретает своеобразное сочетание дидактических принципов, методов воздействия, следовательно, тема работы «Творческие возможности детей с речевыми нарушениями» является актуальной.
Раскроем основной понятийно-терминологический аппарат работы и выясним, что такое творчество, возможности, творческие возможности, дети с речевыми нарушениями.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Возможности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности.
Творческие возможности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Исходя из этого, творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области.
Дети с речевыми нарушениями – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут провялятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения
Объект работы: творческие возможности детей с речевыми нарушениями
Предмет работы: методические основы развития творческих возможностей детей с речевыми нарушениями.
Цель работы: изучить творческие возможности детей с речевыми нарушениями.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, сущность творческих возможностей в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с речевыми нарушениями;
- проанализировать методические основы развития творческих возможностей детей с речевыми нарушениями.
Теоретическая база исследования. Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А. Лилов, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский раскрыли понятие творческих возможностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества.
Методы: теоретический анализ педагогической, специальной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
Таким образом, теоретический анализ понятий «творчество», «возможности» и «творческие возможности» позволяет нам дать собственное определение. Творческие возможности – синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т. д.). Креативность мы рассматриваем как качественное изменение психики индивида, влияющее на весь опыт его жизнедеятельности, характеризующийся принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитию, и позволяющее создавать принципиально новые идеи, продукты. Процесс развития творческих возможностей ведет к возникновению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. Творческие возможности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности.
Многие дети с речевыми нарушениями вследствие негрубой органической недостаточности ЦНС характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения. Вследствие органической недостаточности ЦНС резидуального характера они быстро устают. У большинства детей несовершенна общая, особенно, мелкая моторика, недостаточно развиты такие двигательные качества как быстрота, сила, ловкость и.т.д. У детей оказываются несформированными коммуникативная, когнитивная, регулирующая функции речи; затруднен процесс овладения различными компонентами языковой системы. Помимо этого, выявляется недостаточность когнитивной деятельности: недостатки слухоречевой и зрительной памяти; оптико-пространственных функций; низкий уровень понимания словесных инструкций; трудности в овладении обобщающими понятиями. Часто выявляется неустойчивость внимания, снижены работоспособность, познавательная и речевая активность. Замедлен темп формирования произвольной регуляции поведения и деятельности. Вместе с тем у детей с речевыми нарушениями достаточно высокая обучаемость и, если нарушения речи носят негрубый характер, при своевременно начатой логопедической коррекции удается их преодолеть.
Развитие творческих возможностей у детей с речевыми нарушениями более эффективное при использовании продуктивных видов деятельности, а также подобранного комплекса мероприятий, с использованием моделирования.
1. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова. - М.: Просвещение, 2011. - 167 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 130 с.
3. Боголюбов, Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дисс. / Н.С. Боголюбов. – М. : МПГУ имени В.И. Ленина, 1993. – 380 с.
4. Венгер, Л.А. Путь к развитию творчества / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С. 32-38.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 190 с.
6. Кудрявцев, В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 120.
7. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томск: Пеленг, 2011. - 56 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н.Леонтьев, – М.: Политиздат, 2009. –149 с.
9. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - Наука, 2012. - 125 с.
10. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М., 2009. – 940 с.
11. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С. 21-27.
12. Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. - 2014. - Т.15. - №6. - С.38-50.
13. Руденко, И.В. Современные педагогические технологии в детском саду: учебное пособие / И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова; под ред. И.В. Руденко. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 199 с
14. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов - М.: Наука, 2011. - 312 с.
15. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Наука, 2013. - 176 с.
16. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флерова. - 4е изд-во. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 190 с.
17. Хуторской, А. В. Структура эвристических способностей учащихся / А. В.Хуторской. М.: Просвещение, 2017. – 120 с.