Управление формированием прибыли предприятия
|
Введение
1. Теоретические основы управления формированием прибыли на предприятии
1.1. Понятие экономической прибыли, ее функции, история возникновения
1.2. Система показателей, характеризующих прибыль предприятия
1.3. Стратегия управления прибылью на предприятии
2. Анализ действующей системы управления прибылью на ОАО «Казаньзернопродукт».
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Казаньзернопродукт»
2.2. Анализ финансово экономического состояния ОАО «Казаньзернопродукт»
3. Совершенствование системы управления оборотным капиталом ОАО "Казаньзернопродукт»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические основы управления формированием прибыли на предприятии
1.1. Понятие экономической прибыли, ее функции, история возникновения
1.2. Система показателей, характеризующих прибыль предприятия
1.3. Стратегия управления прибылью на предприятии
2. Анализ действующей системы управления прибылью на ОАО «Казаньзернопродукт».
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Казаньзернопродукт»
2.2. Анализ финансово экономического состояния ОАО «Казаньзернопродукт»
3. Совершенствование системы управления оборотным капиталом ОАО "Казаньзернопродукт»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Выступая в качестве цели предпринимательской деятельности, прибыль представляет собой главную движущую силу экономического развития предприятия. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед руководителями, является овладение современными методами эффективного управления формированием прибыли. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности. Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов). Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.
На сегодняшний день недостаточно рассмотрена задача управления формированием прибыли от реализации продукции, слабо изучен механизм учета влияния взаимоотношений с покупателями продукции на процесс управления прибылью.
Анализ трудностей, возникающих на предприятии, показывает, что знание, навыки, опыт и интуиция руководителей иногда оказываются не в состоянии обеспечить эффективное управление формированием прибыли в сложных рыночных условиях. Недостаточно эффективно используются методы моделирования и прогнозирования, отсутствует система оценки влияния различных факторов на процесс управления. Для обеспечения управления формированием прибыли необходимо изучить сам процесс, определить факторы, которые на него влияют, а также разработать методики, позволяющие наиболее эффективно управлять этим процессом.
Степень разработанности проблемы. Проблема прибыли привлекала внимание многих экономистов, ученых и практиков, и породила многообразие научных взглядов на ее природу, содержание и процесс формирования. Представители современной экономической мысли рассматривают прибыль как доход от использования всех факторов производства и как важнейший показатель его эффективности. Большой вклад в разработку методологических и практических основ формирования прибыли внесли работы отечественных и зарубежных авторов: И.Т. Балабанова, B.C. Белова, И.А. Бланка, Н.В. Богачева, М.Л. Лишанского, П.В. Смекалова, Е.С. Стояновой, А.Д. Шеремета, К.Бабо, К. Друри, Б. Коласса, М.Трейси и других.
Вместе с тем некоторые аспекты данной проблемы, применительно к условиям нестабильности цен на ресурсы и экономической среды в целом, исследованы недостаточно и требуют уточнения: определение зависимости величины прибыли и рентабельности производства от изменения его объемов и структуры затрат; распределение затрат предприятия между отдельными видами продукции; выбор и реализация управленческих решений по повышению прибыльности производства и др. Недостаточно освещаются вопросы обеспечения финансовой самостоятельности предприятий аграрного сектора, что сдерживает его эффективное развитие и адаптацию к рыночным отношениям.
Это, в свою очередь, требует новых подходов к обоснованию механизма формирования доходов и прибыли хозяйств, что и обусловило выбор темы исследования.
Целью исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления формированием прибыли предприятия.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- дана оценка влияния рыночных факторов на процесс формирования прибыли;
- определены подходы к распределению затрат предприятия по видам продукции;
- проведен анализ влияния объема и структуры операционных затрат на величину формирования прибыли;
- определены возможности использования эффекта
операционного рычага (левериджа) для управления процессом формирования прибыли;
- разработаны предложения и рекомендации по управлению формированием прибыли предприятия.
Предметом исследования является механизм формирования прибыли предприятия и управление им.
Объектом исследования является производственное предприятие.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам исследуемой проблемы.
Выступая в качестве цели предпринимательской деятельности, прибыль представляет собой главную движущую силу экономического развития предприятия. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед руководителями, является овладение современными методами эффективного управления формированием прибыли. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности. Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов). Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.
На сегодняшний день недостаточно рассмотрена задача управления формированием прибыли от реализации продукции, слабо изучен механизм учета влияния взаимоотношений с покупателями продукции на процесс управления прибылью.
Анализ трудностей, возникающих на предприятии, показывает, что знание, навыки, опыт и интуиция руководителей иногда оказываются не в состоянии обеспечить эффективное управление формированием прибыли в сложных рыночных условиях. Недостаточно эффективно используются методы моделирования и прогнозирования, отсутствует система оценки влияния различных факторов на процесс управления. Для обеспечения управления формированием прибыли необходимо изучить сам процесс, определить факторы, которые на него влияют, а также разработать методики, позволяющие наиболее эффективно управлять этим процессом.
Степень разработанности проблемы. Проблема прибыли привлекала внимание многих экономистов, ученых и практиков, и породила многообразие научных взглядов на ее природу, содержание и процесс формирования. Представители современной экономической мысли рассматривают прибыль как доход от использования всех факторов производства и как важнейший показатель его эффективности. Большой вклад в разработку методологических и практических основ формирования прибыли внесли работы отечественных и зарубежных авторов: И.Т. Балабанова, B.C. Белова, И.А. Бланка, Н.В. Богачева, М.Л. Лишанского, П.В. Смекалова, Е.С. Стояновой, А.Д. Шеремета, К.Бабо, К. Друри, Б. Коласса, М.Трейси и других.
Вместе с тем некоторые аспекты данной проблемы, применительно к условиям нестабильности цен на ресурсы и экономической среды в целом, исследованы недостаточно и требуют уточнения: определение зависимости величины прибыли и рентабельности производства от изменения его объемов и структуры затрат; распределение затрат предприятия между отдельными видами продукции; выбор и реализация управленческих решений по повышению прибыльности производства и др. Недостаточно освещаются вопросы обеспечения финансовой самостоятельности предприятий аграрного сектора, что сдерживает его эффективное развитие и адаптацию к рыночным отношениям.
Это, в свою очередь, требует новых подходов к обоснованию механизма формирования доходов и прибыли хозяйств, что и обусловило выбор темы исследования.
Целью исследования является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления формированием прибыли предприятия.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- дана оценка влияния рыночных факторов на процесс формирования прибыли;
- определены подходы к распределению затрат предприятия по видам продукции;
- проведен анализ влияния объема и структуры операционных затрат на величину формирования прибыли;
- определены возможности использования эффекта
операционного рычага (левериджа) для управления процессом формирования прибыли;
- разработаны предложения и рекомендации по управлению формированием прибыли предприятия.
Предметом исследования является механизм формирования прибыли предприятия и управление им.
Объектом исследования является производственное предприятие.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам исследуемой проблемы.
В экономике рыночного типа прибыль выступает как многофункциональный синтетический показатель и инструмент измерения полученного результата и затраченных, ресурсов любого хозяйствующего субъекта, в том числе и аграрного профиля.
Поэтому процесс управления формированием прибыли
сельскохозяйственного предприятия заключается в выявлении основных факторов, определяющих ее размер и изыскании резервов дальнейшего увеличения ее суммы на основе реализации внутреннего механизма обеспечения конкурентоспособности продукции в зависимости от объемов и структуры затрат.
Механизм формирования операционной прибыли, т.е. прибыли от реализации продукции, основан на его тесной взаимосвязи с величиной доходов, суммой издержек и объемом производства и реализации продукции. Использование этой взаимосвязи ("CVP") позволяет выявлять и учитывать роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли для обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии. Основными задачами, решаемыми в рамках управления операционной прибылью, является работа по снижению издержек и оптимизации их структуры, повышению дохода за счет активной ценовой политики, а также, определению объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность (нахождение точки
безубыточности).
Для управления операционной прибылью предприятия, дополнительно к анализу «СУР», можно использовать эффект операционного рычага (левериджа), основанный на раздельном учете влияния постоянных и переменных издержек, который позволяет изменяя объемы реализации продукции, еще более высокими темпами изменять сумму операционной прибыли. Однако использование эффекта операционного рычага имеет определенные ограничения, связанные с тем, что все изменения определяются лишь относительно конкретных объемов производства. Поэтому при проведении сравнительного анализа эффективности производства 83 продукции по видам применение только операционного рычага недостаточно.
Для оценки эффективности производства различных видов продукции, наряду с показателем рентабельности и эффектом операционного рычага целесообразно использование дополнительного показателя - «предельной рентабельности», который учитывает скорость изменения затрат, выручки и прибыли и рассчитывается как отношение приращения прибыли к приращению затрат. Показатель «предельной рентабельности» характеризует скорость роста рентабельности и одновременно ее предельное значение, которое может быть достигнуто в сложившихся условиях при производстве конкретного вида продукции. Он определяется для каждого вида продукции при различных сочетаниях затрат и цены, и не зависит от изменения объемов производства и реализации продукции, а также от величины постоянной
части операционных затрат.
Величина показателя «предельной рентабельности» возрастает при увеличении цены реализуемой продукции и уменьшается при ее снижении, возрастает при сокращении переменных затрат на единицу продукции, и снижается при увеличении переменной части удельных операционных затрат.
Вместе с тем, поскольку показатель «предельной рентабельности» не учитывает влияние постоянных затрат, он не может быть использован как самостоятельный показатель для оценки эффективности производства различных видов продукции, в отрыве от показателя рентабельности.
При проведении расчетов по определению предпочтительного варианта структуры производства сочетание показателя рентабельности и показателя «предельной рентабельности» может иметь следующие варианты:
1) Первый вариант. Показатель рентабельности и показатель «предельной рентабельности» при производстве одной продукции выше, чем при производстве другой. В этом случае, при прочих равных условиях, более целесообразно увеличивать производство той продукции, у которой значения обоих показателей более высокие.
2) Второй вариант. Показатель рентабельности при производстве одного
84 вида продукции выше, чем при производстве второго вида продукции. При этом показатель «предельной рентабельности» наоборот, выше у второго вида продукции. В этом случае, сделать однозначный вывод о целесообразности увеличения производства какого-либо вида продукции невозможно и необходимо проведение дополнительных расчетов, состоящих в нахождении точки смены приоритетов по показателю рентабельности и определении значений соответствующих ей показателей.
3) Третий вариант. Показатель рентабельности при производстве одного вида продукции равен показателю рентабельности при производстве второго вида, а показатели «предельной рентабельности» различны. Этот вариант является частным случаем первого или второго вариантов и требует проведения дополнительных расчетов.
Разработанная с использованием показателя «предельной рентабельности» методика повышения эффективности финансовой деятельности
сельскохозяйственного предприятия включает в себя основанный на методах финансового анализа алгоритм определения видов продукции, методические положения по анализу условий их производства, правила оптимизации объемов производства, механизм выбора оптимального варианта производственной программы предприятия. Это позволяет сравнивать эффективность производства различных видов продукции, производимых на предприятии, и увеличивать производство тех из них, которые являются более рентабельными.
Применение предложенных методических рекомендаций в условиях нестабильности цен на приобретаемые ресурсы и реализуемую продукцию позволяет анализировать не только конкретные варианты объемов производства, но и исследовать достаточно широкий их диапазон, что дает возможность сельскохозяйственным предприятиям разрабатывать более обоснованные производственные программы и при их успешной реализации повышать эффективность производства.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что применительно к современному этапу становления рыночных отношений 85
существует объективная необходимость и практическая возможность в условиях аграрных предприятий:
- добиваться роста прибыли и рентабельности путем изменения объемов производства видов продукции;
-осуществлять эффективное управление прибылью;
- вкладывать собственные и привлеченные средства в производство таких видов продукции, которые дают наибольшую отдачу на вложенные ресурсы, что особенно актуально в условиях острого дефицита финансовых средств;
- повысить качество финансового планирования деятельности;
- обеспечить контроль и регулирование финансовой деятельности с целью обеспечения необходимого уровня рентабельности.
Поэтому процесс управления формированием прибыли
сельскохозяйственного предприятия заключается в выявлении основных факторов, определяющих ее размер и изыскании резервов дальнейшего увеличения ее суммы на основе реализации внутреннего механизма обеспечения конкурентоспособности продукции в зависимости от объемов и структуры затрат.
Механизм формирования операционной прибыли, т.е. прибыли от реализации продукции, основан на его тесной взаимосвязи с величиной доходов, суммой издержек и объемом производства и реализации продукции. Использование этой взаимосвязи ("CVP") позволяет выявлять и учитывать роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли для обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии. Основными задачами, решаемыми в рамках управления операционной прибылью, является работа по снижению издержек и оптимизации их структуры, повышению дохода за счет активной ценовой политики, а также, определению объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность (нахождение точки
безубыточности).
Для управления операционной прибылью предприятия, дополнительно к анализу «СУР», можно использовать эффект операционного рычага (левериджа), основанный на раздельном учете влияния постоянных и переменных издержек, который позволяет изменяя объемы реализации продукции, еще более высокими темпами изменять сумму операционной прибыли. Однако использование эффекта операционного рычага имеет определенные ограничения, связанные с тем, что все изменения определяются лишь относительно конкретных объемов производства. Поэтому при проведении сравнительного анализа эффективности производства 83 продукции по видам применение только операционного рычага недостаточно.
Для оценки эффективности производства различных видов продукции, наряду с показателем рентабельности и эффектом операционного рычага целесообразно использование дополнительного показателя - «предельной рентабельности», который учитывает скорость изменения затрат, выручки и прибыли и рассчитывается как отношение приращения прибыли к приращению затрат. Показатель «предельной рентабельности» характеризует скорость роста рентабельности и одновременно ее предельное значение, которое может быть достигнуто в сложившихся условиях при производстве конкретного вида продукции. Он определяется для каждого вида продукции при различных сочетаниях затрат и цены, и не зависит от изменения объемов производства и реализации продукции, а также от величины постоянной
части операционных затрат.
Величина показателя «предельной рентабельности» возрастает при увеличении цены реализуемой продукции и уменьшается при ее снижении, возрастает при сокращении переменных затрат на единицу продукции, и снижается при увеличении переменной части удельных операционных затрат.
Вместе с тем, поскольку показатель «предельной рентабельности» не учитывает влияние постоянных затрат, он не может быть использован как самостоятельный показатель для оценки эффективности производства различных видов продукции, в отрыве от показателя рентабельности.
При проведении расчетов по определению предпочтительного варианта структуры производства сочетание показателя рентабельности и показателя «предельной рентабельности» может иметь следующие варианты:
1) Первый вариант. Показатель рентабельности и показатель «предельной рентабельности» при производстве одной продукции выше, чем при производстве другой. В этом случае, при прочих равных условиях, более целесообразно увеличивать производство той продукции, у которой значения обоих показателей более высокие.
2) Второй вариант. Показатель рентабельности при производстве одного
84 вида продукции выше, чем при производстве второго вида продукции. При этом показатель «предельной рентабельности» наоборот, выше у второго вида продукции. В этом случае, сделать однозначный вывод о целесообразности увеличения производства какого-либо вида продукции невозможно и необходимо проведение дополнительных расчетов, состоящих в нахождении точки смены приоритетов по показателю рентабельности и определении значений соответствующих ей показателей.
3) Третий вариант. Показатель рентабельности при производстве одного вида продукции равен показателю рентабельности при производстве второго вида, а показатели «предельной рентабельности» различны. Этот вариант является частным случаем первого или второго вариантов и требует проведения дополнительных расчетов.
Разработанная с использованием показателя «предельной рентабельности» методика повышения эффективности финансовой деятельности
сельскохозяйственного предприятия включает в себя основанный на методах финансового анализа алгоритм определения видов продукции, методические положения по анализу условий их производства, правила оптимизации объемов производства, механизм выбора оптимального варианта производственной программы предприятия. Это позволяет сравнивать эффективность производства различных видов продукции, производимых на предприятии, и увеличивать производство тех из них, которые являются более рентабельными.
Применение предложенных методических рекомендаций в условиях нестабильности цен на приобретаемые ресурсы и реализуемую продукцию позволяет анализировать не только конкретные варианты объемов производства, но и исследовать достаточно широкий их диапазон, что дает возможность сельскохозяйственным предприятиям разрабатывать более обоснованные производственные программы и при их успешной реализации повышать эффективность производства.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что применительно к современному этапу становления рыночных отношений 85
существует объективная необходимость и практическая возможность в условиях аграрных предприятий:
- добиваться роста прибыли и рентабельности путем изменения объемов производства видов продукции;
-осуществлять эффективное управление прибылью;
- вкладывать собственные и привлеченные средства в производство таких видов продукции, которые дают наибольшую отдачу на вложенные ресурсы, что особенно актуально в условиях острого дефицита финансовых средств;
- повысить качество финансового планирования деятельности;
- обеспечить контроль и регулирование финансовой деятельности с целью обеспечения необходимого уровня рентабельности.
Подобные работы
- Управление формированием прибыли предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Управление формированием прибыли предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Анализ в системе управления формированием прибыли
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Учет и анализ формирования прибыли в организации (Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНЕНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Формирование прибыли предприятия торговли и оценка перспектив ее роста
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование прибыли предприятия торговли и оценка перспектив ее роста
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



