Объект исследования - ООО «Век-Строй»( г. Барнаул). Основная деятельность - строительные работы.
В работе проведен анализ деятельности ООО «Век-Строй» за 2015-2017 годы.
В приложениях - Структура управления персоналом предприятия и Действующая на предприятии система обучения персонала
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 5
1.1 Основные понятия и особенности профессиональной подготовки и переподготовки персонала 5
1.2 Современные методы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 12
2 Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала в ООО «Век-Строй» 19
2.1 Общая характеристика деятельности организации 19
2.2 Анализ системы профессионального обучения персонала предприятия 23
3 Совершенствование системы профессионального обучения персонала ООО «Век-Строй» 27
3.1 Рекомендации по преодолению выявленных проблем 27
3.2 Предварительная оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 37
В современном мире, при постоянно возрастающем уровне конкуренции, организации, чтобы привлечь внимание потребителей, вынуждены повышать не только качество сервиса, но и постоянно находиться в поиске креативных решений, инноваций, которые являются продуктом деятельности людей. Но до сих пор в России далеко не все руководители осознают важность развития человеческих ресурсов, и эта тема в нашей стране не развита должным образом, как в теории менеджмента, так и в практике управления и профессионального обучения.
Вместе с тем обучение является важнейшим звеном системы управления персоналом и должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития, с работой по достижению стратегических целей организации, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих в организации, к решению стоящих перед ними задач.
Подготовка новых учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников, – от рядового персонала до высшего руководства, требует не меньшего многообразия используемых при этом методов, что объясняет актуальность выбранной темы исследования
Цель настоящей работы заключается в анализе современных методов профессионального обучения, включая подготовку и переподготовку кадров, на примере ООО «Век-Строй».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
представить основные понятия и особенности развития системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала;
дать общую характеристику деятельности ООО «Век-Строй»;
проанализировать структуру управления персоналом фирмы и способы его профессиональной подготовки и переподготовки;
сформулировать рекомендации по результатам исследования.
Объектом исследования является система профессионального обучения персонала современной организации.
Предмет исследования – система профессионального обучения персонала ООО «Век-Строй».
Методологическую базу исследования составляют Трудовой кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты РФ, а также работы таких авторов, как И.А. Горькова, Т.А. Алябьева и Е.С. Горшкова, Е.П. Гусева, А.П. Добровинский, Л.Н. Иванова-Швец и А.А. Корсакова и др.
В качестве методов исследования использовались наблюдение, описание, сравнение, анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Обучение персонала – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование статья 21 ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника.
На базе ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи (ст. 12), Приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и с учетом классификаций, предлагаемых различными исследователями в сфере кадрового менеджмента, можно выделить следующие структурные элементы системы профессионального обучения:
В зависимости от этапа профессиональной деятельности, на котором проводится обучение, осуществляется:
подготовка;
повышение квалификации;
переподготовка;
самообучение (самоподготовка).
К основным методам обучения на рабочем месте традиционно относятся производственный инструктаж, смена рабочего места (ротация), использование работников в качестве ассистентов, стажеров (стажировка), наставничество, кураторство, коучинг, развивающее консультирование, подготовка в проектных группах.
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Сюда, прежде всего, относятся лекция, семинар, тренинг, рассмотрение практических ситуаций (кейсов), деловые и ролевые игры, поведенческое моделирование, баскет (ин-баскет, ин-трэй), программированное, компьютерное обучение, дистанционное обучение.
Анализ организации обучения в ООО «Век-Строй» позволил установить ряд недостатков, а именно:
отсутствие системного подхода к деловой оценке персонала;
отсутствие системы обучения персонала по результатам многосторонней оценки профессиональных и личностных качеств работников на различных этапах их карьеры в компании.
Выявленные проблемы требуют:
формирования и развития деловой оценки персонала;
подготовки примерной образовательной программы, позволяющей удовлетворить первоначальную потребность в обучении персонала ООО «Век-Строй».
Кроме того, руководству компании рекомендуется начать работу над созданием корпоративного университета ООО «Век-Строй», особенно в случае расширения бизнеса и значительного увеличения численности персонала компании.
Первоначальные затраты на внедрение разработанного проекта будут равны 69 000 руб.
Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что уже в первый год реализации проекта предполагается увеличение производительности труда на 15% при сокращении коэффициента текучести персонала на 55,9%. Кроме того, ожидается рост прибыли от продаж до 150,4%, рентабельности – до 136,1% от показателей 2016 г. даже с учетом затрат на осуществление обучающих мероприятий.
Таким образом, результаты расчетов свидетельствует об эффективности разработанных нами рекомендаций.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2018).
4. Барбер, М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – 2013. – №3. – С. 3-6.
5. Гительман, Л.Д. В команде менеджеры и профессора. От традиций к корпоративному университету и инновациям / Л.Д. Гительман, А.П. Исаев. – М.: Дело, 2015. – 224 с.
6. Горькова И.А. Обучение персонала – ключ к успеху фирмы / И.А. Горькова, Т.А. Алябьева, Е.С. Горшкова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 126-127.
7. Гусева, Е.П. Менеджмент: учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2016. – 416 с.
8. Добровинский, А.П. Управление персоналом организации / А.П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2016. – 416 с.
9. Елистратова, Т.Г. Корпоративный университет – современная тенденция бизнес-образования / Т.Г. Елистратова // Вестник ВЗФЭИ. – 2013. – № 11. – С. 124-127.
10. Жилкин, А.А. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами в ХХ в. / А.А. Жилкин, О.К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. – №1 (26). – С. 95-100.
11. Коробченко, В.В. Профессиональное обучение работников: что есть что / В.В. Коробченко, В.А. Сафонов // Справочник кадровика. – 2013. – № 9. – C. 57-62.
12. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного НR-¬менеджмента / И.К. Макарова. ¬ - М.: Дело, 2015. ¬ - 232 с.
13. Макринова, Е.И. Обучающаяся организация как современная концепция развития персонала гостиницы [Электронный ресурс] / Е.И. Макринова, С.Е. Трунова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL: www.science-education.ru/106-7407
14. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В.М. Маслова. – М.: Юрайт, 2011. – 488 с.
15. Насибуллин, Э.Н. Корпоративное обучение как фактор повышения интеллектуального потенциала персонала организации / Э.Н. Насибуллин // Образовательные технологии и общество. – 2013. – № 2. – С. 250-261.
16. Переверзев, М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2015. – 330 с.
17. Попазова, О.А. Модели стратегического управления персоналом / О.А. Попазова, К.А. Прозаровская. – СПб.: СПбГУЭФ, 2015. – 129 с.
18. Портер, М. Конкурентные преимущества / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 715 с.
19. Слободской, А.Л. Обучение персонала организаций: учебное пособие / А.Л. Слободской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 124 с.
20. Управление персоналом: учебник / Под ред. И.Б. Дураковой. – М.: Инфра-М, 2014. –383 с.
21. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 695 с.