Расходы федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт
|
Введение 3
1. Экономико-правовые основы бюджетного финансирования физической культуры и спорта 5
1.1. Необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру
и спорт 5
1.2. Специфика финансового обеспечения сферы физической культуры и
спорта 13
1.3. Расходные обязательства публично-правовых образования в области
физической культуры и спорта 25
2. Анализ расходов федерального бюджета по субъекту Российской
Федерации на физическую культуру и спорт 33
2.1. Характеристика сети учреждений физической культуры и спорта,
финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации 33
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 41
2.3. Оценка эффективности расходов федерального бюджета по субъекту
Российской Федерации на физическую культуру и спорт 49
3. Перспективы финансирования физической культуры и спорта за счет
средств федерального бюджета в субъектах Российской Федерации 56
3.1. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление
расходования бюджетных средств 56
3.2. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта в
зарубежных странах и возможности его использования в Российской Федерации 65
3.3. Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение
1. Экономико-правовые основы бюджетного финансирования физической культуры и спорта 5
1.1. Необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру
и спорт 5
1.2. Специфика финансового обеспечения сферы физической культуры и
спорта 13
1.3. Расходные обязательства публично-правовых образования в области
физической культуры и спорта 25
2. Анализ расходов федерального бюджета по субъекту Российской
Федерации на физическую культуру и спорт 33
2.1. Характеристика сети учреждений физической культуры и спорта,
финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации 33
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 41
2.3. Оценка эффективности расходов федерального бюджета по субъекту
Российской Федерации на физическую культуру и спорт 49
3. Перспективы финансирования физической культуры и спорта за счет
средств федерального бюджета в субъектах Российской Федерации 56
3.1. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление
расходования бюджетных средств 56
3.2. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта в
зарубежных странах и возможности его использования в Российской Федерации 65
3.3. Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение
В настоящее время многие люди относятся к здоровью как к ценностному ориентиру и считают, что именно физическая культура и спорт способствуют сохранению и даже восстановлению здоровья, повышению работоспособности и активному проведению досуга. Растет спрос на физкультурные и спортивные мероприятия, как со стороны отдельных людей, социальных групп, так и общества. Растущий спрос заставляет производителей совершенствовать продукцию спортивного назначения и разрабатывать новые товары для удовлетворения новых потребностей.
В развитии физической культуры и спорта как фактора поддержания и сохранения здоровья заинтересовано также государство. Государство вводит в образовательные стандарты в обязательном порядке физкультурно-спортивную подготовку во всех видах образовательных организаций - дошкольного образования, общего образования, профессионального образования.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта способствует расширению спроса на спортивные товары и услуги и увеличивает их предложение на рынке. Государственная поддержка может осуществляться в форме прямого финансирования действующих физкультурных и спортивных учреждений, из бюджетов различных уровней налоговых и иных льгот, участие в финансировании крупных спортивных мероприятий. Впервые данный о расходах из консолидированного бюджета Российской Федерации на физическую культуру и спорт стали выделяться из статьи расходов на социально-культурные мероприятия с 2011 года. В настоящее время доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в валовом внутреннем продукте очень незначительная - даже не превышает 0,01%. Но тем не менее она с каждым годом возрастает, что говорит о том, что государство действительно уделяет физической культуре и спорту все большее внимание. Особенно возрастает роль финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального
бюджета в субъектах Российской Федерации. Здесь речь идет в основном о
3
финансировании за счет федерального бюджета в субъектах Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ. Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы очевидна, так как в настоящее время в России возрастает роль физической культуры и спорта как социально-экономического фактора развития страны и общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в субъектах российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру и спорт;
- изучить специфику финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
- рассмотрение расходных обязательств публично-правовых образований в области физической культуры и спорта;
- рассмотреть сеть учреждений физической культуры и спорта, финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации на примере Республики Татарстан;
- проанализировать состав и структуру расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан, а также провести оценку их эффективности;
- изучить зарубежный опыт бюджетного финансирования физической культуры и спорта в зарубежных странах и определить возможности его использования в Российской Федерации;
- определить пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, учебники и учебные пособия, периодическая литература, статистический материал из официальных источников, а также информация из глобальной сети Интернет.
В развитии физической культуры и спорта как фактора поддержания и сохранения здоровья заинтересовано также государство. Государство вводит в образовательные стандарты в обязательном порядке физкультурно-спортивную подготовку во всех видах образовательных организаций - дошкольного образования, общего образования, профессионального образования.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта способствует расширению спроса на спортивные товары и услуги и увеличивает их предложение на рынке. Государственная поддержка может осуществляться в форме прямого финансирования действующих физкультурных и спортивных учреждений, из бюджетов различных уровней налоговых и иных льгот, участие в финансировании крупных спортивных мероприятий. Впервые данный о расходах из консолидированного бюджета Российской Федерации на физическую культуру и спорт стали выделяться из статьи расходов на социально-культурные мероприятия с 2011 года. В настоящее время доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в валовом внутреннем продукте очень незначительная - даже не превышает 0,01%. Но тем не менее она с каждым годом возрастает, что говорит о том, что государство действительно уделяет физической культуре и спорту все большее внимание. Особенно возрастает роль финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального
бюджета в субъектах Российской Федерации. Здесь речь идет в основном о
3
финансировании за счет федерального бюджета в субъектах Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ. Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы очевидна, так как в настоящее время в России возрастает роль физической культуры и спорта как социально-экономического фактора развития страны и общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в субъектах российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру и спорт;
- изучить специфику финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
- рассмотрение расходных обязательств публично-правовых образований в области физической культуры и спорта;
- рассмотреть сеть учреждений физической культуры и спорта, финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации на примере Республики Татарстан;
- проанализировать состав и структуру расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан, а также провести оценку их эффективности;
- изучить зарубежный опыт бюджетного финансирования физической культуры и спорта в зарубежных странах и определить возможности его использования в Российской Федерации;
- определить пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, учебники и учебные пособия, периодическая литература, статистический материал из официальных источников, а также информация из глобальной сети Интернет.
Физическая культура и спорт - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволил бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
По итогам исследования мы пришли к выводу, что во-первых, впервые в истории существования органов управления спортом в России и бюджетного финансирования сферы физическая культура и спорт с 2011 года предусмотрено в федеральном бюджете выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт». Во-вторых, финансирование физической культуры и спорта в России основано на программно-целевом методе, когда финансирование осуществляется в целях достижения установленных целевых показателей. В- третьих, особенностью является специфика услуг самой отрасли. Финансирование отрасли физическая культура и спорт осуществляется на основе расходных обязательств. Расходные обязательства в области физической культуры и спорта распределены между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Основная нагрузка ложится на федеральный бюджет, поэтому изучение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета является весьма актуальной, так как часть расходов федерального бюджета идет в субъекты Российской Федерации на физическую культуру и спорт в рамках федеральных целевых программ.
Ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета на физическую
культуру и спорт, что является положительной динамикой. Причиной увеличения расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт, на наш взгляд, является изменение приоритетов в расходах бюджетов России. Однако, доля расходов на физическую культур и спорт в общих расходах федерального бюджета останется низкой - не более 0,5%.
Нами было проанализированы расходы федерального бюджета по субъектов Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан. Анализ показал, что в последние годы Республика Татарстан по финансированию физической культуры и спорта является одним из лидирующих регионов России. В немалой степени этому поспособствовала проведение XXVII Всемирной Летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, Чемпионата мира по водным вида спорта 2015 г., а также подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года и других международных и российских соревнований, организация которых требует значительных финансовых вложений. Следует отметить, что в Республике Татарстан существуют четыре учреждения физической культуры и спорта, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетополучателями которых являлись Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, ГКУ «Главинвестстрой РТ». В этой связи представляется актуальным рассмотрение структуры расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт.
Наблюдается ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. Так в 2015 году по сравнению с 2013 голом темп роста расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составил 107,6%. Средства федерального бюджета, выделяемые в Республику Татарстан за анализируемый период уменьшается. Так, в 2013 году расходы федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составили 4446672,9 тыс. рублей, удельный вес которых по отношению к общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составили 6,6%. Такая большая доля расходы федерального бюджета по Республике
Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов
80
федерального бюджета на физическую культуру и спорт связана, в первую очередь, с компенсацией затрат на строительство футбольного стадиона на 45000 зрителей для проведения XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается резкое сокращение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт на 4264037 тыс. рублей. И как следствие этого, уменьшилась доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. В 2015 году отмечается незначительное увеличение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт. Увеличение в 2015 году в сравнении с 2014 годом было на 48015,4 тыс. рублей и составила 230568,9 тыс. рублей. В настоящее время доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составляет не более 0,35%.
Часть расходов на финансирование физической культуры и спорта в Республике Татарстан осуществляется в рамках федеральных целевых программ. За 2013 - 2015 годы в Республику Татарстан средства федерального бюджета выделялись в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». На долю федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» приходится в 2013 году 1,85% средств, в 2014 году - 81,3%, в 2015 году - 64,1%.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы развития физической культуры и спорта и его финансирования:
- низкая доля расходов бюджетов различного уровня на физическую культуру и спорт, что тормозит развитие нации в целом:
- государство в основном ориентировано на развитие профессионального спорта в ущерб массовому развитию физической культуры и спорта;
- низкая доля расходов на выплату персоналу бюджетных организаций
сферы физической культуры и спорта.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
- необходимо увеличение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в тех субъектах Российской Федерации, где существуют диспропорции в развитии спортивной инфраструктуру. Также, несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, в Республике Татарстан сохраняется ее неравномерность в различных районах, что не способствует активному вовлечению населения в занятии физической культурой и спортом.
- следует увеличить расходы подраздела «Массовый спорт» раздела «Физическая культура и спорт», так как массовый спорт является приоритетным направлением для общего оздоровления нации. В Росси, в частности Республике Татарстан, это особенно важно с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы, как важной меры по улучшению демографической ситуации.
- целесообразно увеличить долю расходов бюджетов на выплату персоналу бюджетных организаций сферы физической культуры и спорта, так как существующая система подготовки кадрового потенциала отрасли не восполняется подробностями в кадрах из-за низкой заработной платы.
- опираясь на опыт зарубежных стран в России следует развивать дополнительные источники финансирования сферы физической культуры и спорта. К примеру, это могут быть спонсорские вложения.
По итогам исследования мы пришли к выводу, что во-первых, впервые в истории существования органов управления спортом в России и бюджетного финансирования сферы физическая культура и спорт с 2011 года предусмотрено в федеральном бюджете выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт». Во-вторых, финансирование физической культуры и спорта в России основано на программно-целевом методе, когда финансирование осуществляется в целях достижения установленных целевых показателей. В- третьих, особенностью является специфика услуг самой отрасли. Финансирование отрасли физическая культура и спорт осуществляется на основе расходных обязательств. Расходные обязательства в области физической культуры и спорта распределены между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Основная нагрузка ложится на федеральный бюджет, поэтому изучение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета является весьма актуальной, так как часть расходов федерального бюджета идет в субъекты Российской Федерации на физическую культуру и спорт в рамках федеральных целевых программ.
Ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета на физическую
культуру и спорт, что является положительной динамикой. Причиной увеличения расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт, на наш взгляд, является изменение приоритетов в расходах бюджетов России. Однако, доля расходов на физическую культур и спорт в общих расходах федерального бюджета останется низкой - не более 0,5%.
Нами было проанализированы расходы федерального бюджета по субъектов Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан. Анализ показал, что в последние годы Республика Татарстан по финансированию физической культуры и спорта является одним из лидирующих регионов России. В немалой степени этому поспособствовала проведение XXVII Всемирной Летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, Чемпионата мира по водным вида спорта 2015 г., а также подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года и других международных и российских соревнований, организация которых требует значительных финансовых вложений. Следует отметить, что в Республике Татарстан существуют четыре учреждения физической культуры и спорта, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетополучателями которых являлись Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, ГКУ «Главинвестстрой РТ». В этой связи представляется актуальным рассмотрение структуры расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт.
Наблюдается ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. Так в 2015 году по сравнению с 2013 голом темп роста расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составил 107,6%. Средства федерального бюджета, выделяемые в Республику Татарстан за анализируемый период уменьшается. Так, в 2013 году расходы федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составили 4446672,9 тыс. рублей, удельный вес которых по отношению к общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составили 6,6%. Такая большая доля расходы федерального бюджета по Республике
Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов
80
федерального бюджета на физическую культуру и спорт связана, в первую очередь, с компенсацией затрат на строительство футбольного стадиона на 45000 зрителей для проведения XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается резкое сокращение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт на 4264037 тыс. рублей. И как следствие этого, уменьшилась доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. В 2015 году отмечается незначительное увеличение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт. Увеличение в 2015 году в сравнении с 2014 годом было на 48015,4 тыс. рублей и составила 230568,9 тыс. рублей. В настоящее время доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составляет не более 0,35%.
Часть расходов на финансирование физической культуры и спорта в Республике Татарстан осуществляется в рамках федеральных целевых программ. За 2013 - 2015 годы в Республику Татарстан средства федерального бюджета выделялись в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». На долю федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» приходится в 2013 году 1,85% средств, в 2014 году - 81,3%, в 2015 году - 64,1%.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы развития физической культуры и спорта и его финансирования:
- низкая доля расходов бюджетов различного уровня на физическую культуру и спорт, что тормозит развитие нации в целом:
- государство в основном ориентировано на развитие профессионального спорта в ущерб массовому развитию физической культуры и спорта;
- низкая доля расходов на выплату персоналу бюджетных организаций
сферы физической культуры и спорта.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
- необходимо увеличение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в тех субъектах Российской Федерации, где существуют диспропорции в развитии спортивной инфраструктуру. Также, несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, в Республике Татарстан сохраняется ее неравномерность в различных районах, что не способствует активному вовлечению населения в занятии физической культурой и спортом.
- следует увеличить расходы подраздела «Массовый спорт» раздела «Физическая культура и спорт», так как массовый спорт является приоритетным направлением для общего оздоровления нации. В Росси, в частности Республике Татарстан, это особенно важно с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы, как важной меры по улучшению демографической ситуации.
- целесообразно увеличить долю расходов бюджетов на выплату персоналу бюджетных организаций сферы физической культуры и спорта, так как существующая система подготовки кадрового потенциала отрасли не восполняется подробностями в кадрах из-за низкой заработной платы.
- опираясь на опыт зарубежных стран в России следует развивать дополнительные источники финансирования сферы физической культуры и спорта. К примеру, это могут быть спонсорские вложения.
Подобные работы
- РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта (на примере Октябрьского муниципального района Пермского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Пути совершенствования финансирования деятельности бюджетных учреждений в области физической культуры и спорта на примере МБОУ ДО ДЮСШ «Грация»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2017



