Введение 3
1. Экономико-правовые основы бюджетного финансирования физической культуры и спорта 5
1.1. Необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру
и спорт 5
1.2. Специфика финансового обеспечения сферы физической культуры и
спорта 13
1.3. Расходные обязательства публично-правовых образования в области
физической культуры и спорта 25
2. Анализ расходов федерального бюджета по субъекту Российской
Федерации на физическую культуру и спорт 33
2.1. Характеристика сети учреждений физической культуры и спорта,
финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации 33
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 41
2.3. Оценка эффективности расходов федерального бюджета по субъекту
Российской Федерации на физическую культуру и спорт 49
3. Перспективы финансирования физической культуры и спорта за счет
средств федерального бюджета в субъектах Российской Федерации 56
3.1. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление
расходования бюджетных средств 56
3.2. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта в
зарубежных странах и возможности его использования в Российской Федерации 65
3.3. Пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт 72
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение
В настоящее время многие люди относятся к здоровью как к ценностному ориентиру и считают, что именно физическая культура и спорт способствуют сохранению и даже восстановлению здоровья, повышению работоспособности и активному проведению досуга. Растет спрос на физкультурные и спортивные мероприятия, как со стороны отдельных людей, социальных групп, так и общества. Растущий спрос заставляет производителей совершенствовать продукцию спортивного назначения и разрабатывать новые товары для удовлетворения новых потребностей.
В развитии физической культуры и спорта как фактора поддержания и сохранения здоровья заинтересовано также государство. Государство вводит в образовательные стандарты в обязательном порядке физкультурно-спортивную подготовку во всех видах образовательных организаций - дошкольного образования, общего образования, профессионального образования.
Государственная поддержка развития физической культуры и спорта способствует расширению спроса на спортивные товары и услуги и увеличивает их предложение на рынке. Государственная поддержка может осуществляться в форме прямого финансирования действующих физкультурных и спортивных учреждений, из бюджетов различных уровней налоговых и иных льгот, участие в финансировании крупных спортивных мероприятий. Впервые данный о расходах из консолидированного бюджета Российской Федерации на физическую культуру и спорт стали выделяться из статьи расходов на социально-культурные мероприятия с 2011 года. В настоящее время доля расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в валовом внутреннем продукте очень незначительная - даже не превышает 0,01%. Но тем не менее она с каждым годом возрастает, что говорит о том, что государство действительно уделяет физической культуре и спорту все большее внимание. Особенно возрастает роль финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального
бюджета в субъектах Российской Федерации. Здесь речь идет в основном о
3
финансировании за счет федерального бюджета в субъектах Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ. Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы очевидна, так как в настоящее время в России возрастает роль физической культуры и спорта как социально-экономического фактора развития страны и общества.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ финансирования физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в субъектах российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить необходимость и значение расходов бюджетов на физическую культуру и спорт;
- изучить специфику финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
- рассмотрение расходных обязательств публично-правовых образований в области физической культуры и спорта;
- рассмотреть сеть учреждений физической культуры и спорта, финансируемых за счет федерального бюджета в субъекте Российской Федерации на примере Республики Татарстан;
- проанализировать состав и структуру расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан, а также провести оценку их эффективности;
- изучить зарубежный опыт бюджетного финансирования физической культуры и спорта в зарубежных странах и определить возможности его использования в Российской Федерации;
- определить пути повышения эффективности расходов федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, учебники и учебные пособия, периодическая литература, статистический материал из официальных источников, а также информация из глобальной сети Интернет.
Физическая культура и спорт - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Оздоровительный потенциал физической культуры и массового спорта, если его использовать полностью, позволил бы обеспечить стойкое повышение работоспособности, предотвратить массовые заболевания и достигнуть увеличения продолжительности жизни. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
По итогам исследования мы пришли к выводу, что во-первых, впервые в истории существования органов управления спортом в России и бюджетного финансирования сферы физическая культура и спорт с 2011 года предусмотрено в федеральном бюджете выделение самостоятельного раздела «Физическая культура и спорт». Во-вторых, финансирование физической культуры и спорта в России основано на программно-целевом методе, когда финансирование осуществляется в целях достижения установленных целевых показателей. В- третьих, особенностью является специфика услуг самой отрасли. Финансирование отрасли физическая культура и спорт осуществляется на основе расходных обязательств. Расходные обязательства в области физической культуры и спорта распределены между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Основная нагрузка ложится на федеральный бюджет, поэтому изучение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета является весьма актуальной, так как часть расходов федерального бюджета идет в субъекты Российской Федерации на физическую культуру и спорт в рамках федеральных целевых программ.
Ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета на физическую
культуру и спорт, что является положительной динамикой. Причиной увеличения расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт, на наш взгляд, является изменение приоритетов в расходах бюджетов России. Однако, доля расходов на физическую культур и спорт в общих расходах федерального бюджета останется низкой - не более 0,5%.
Нами было проанализированы расходы федерального бюджета по субъектов Российской Федерации на физическую культуру и спорт на примере Республики Татарстан. Анализ показал, что в последние годы Республика Татарстан по финансированию физической культуры и спорта является одним из лидирующих регионов России. В немалой степени этому поспособствовала проведение XXVII Всемирной Летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, Чемпионата мира по водным вида спорта 2015 г., а также подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года и других международных и российских соревнований, организация которых требует значительных финансовых вложений. Следует отметить, что в Республике Татарстан существуют четыре учреждения физической культуры и спорта, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетополучателями которых являлись Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, ГКУ «Главинвестстрой РТ». В этой связи представляется актуальным рассмотрение структуры расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт.
Наблюдается ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. Так в 2015 году по сравнению с 2013 голом темп роста расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составил 107,6%. Средства федерального бюджета, выделяемые в Республику Татарстан за анализируемый период уменьшается. Так, в 2013 году расходы федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составили 4446672,9 тыс. рублей, удельный вес которых по отношению к общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составили 6,6%. Такая большая доля расходы федерального бюджета по Республике
Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов
80
федерального бюджета на физическую культуру и спорт связана, в первую очередь, с компенсацией затрат на строительство футбольного стадиона на 45000 зрителей для проведения XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается резкое сокращение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт на 4264037 тыс. рублей. И как следствие этого, уменьшилась доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт. В 2015 году отмечается незначительное увеличение расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт. Увеличение в 2015 году в сравнении с 2014 годом было на 48015,4 тыс. рублей и составила 230568,9 тыс. рублей. В настоящее время доля расходов федерального бюджета по Республике Татарстан на физическую культуру и спорт в общей сумме расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт составляет не более 0,35%.
Часть расходов на финансирование физической культуры и спорта в Республике Татарстан осуществляется в рамках федеральных целевых программ. За 2013 - 2015 годы в Республику Татарстан средства федерального бюджета выделялись в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». На долю федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» приходится в 2013 году 1,85% средств, в 2014 году - 81,3%, в 2015 году - 64,1%.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы развития физической культуры и спорта и его финансирования:
- низкая доля расходов бюджетов различного уровня на физическую культуру и спорт, что тормозит развитие нации в целом:
- государство в основном ориентировано на развитие профессионального спорта в ущерб массовому развитию физической культуры и спорта;
- низкая доля расходов на выплату персоналу бюджетных организаций
сферы физической культуры и спорта.
Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
- необходимо увеличение финансирования сферы физической культуры и спорта за счет средств федерального бюджета в тех субъектах Российской Федерации, где существуют диспропорции в развитии спортивной инфраструктуру. Также, несмотря на развитую спортивную инфраструктуру, в Республике Татарстан сохраняется ее неравномерность в различных районах, что не способствует активному вовлечению населения в занятии физической культурой и спортом.
- следует увеличить расходы подраздела «Массовый спорт» раздела «Физическая культура и спорт», так как массовый спорт является приоритетным направлением для общего оздоровления нации. В Росси, в частности Республике Татарстан, это особенно важно с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы, как важной меры по улучшению демографической ситуации.
- целесообразно увеличить долю расходов бюджетов на выплату персоналу бюджетных организаций сферы физической культуры и спорта, так как существующая система подготовки кадрового потенциала отрасли не восполняется подробностями в кадрах из-за низкой заработной платы.
- опираясь на опыт зарубежных стран в России следует развивать дополнительные источники финансирования сферы физической культуры и спорта. К примеру, это могут быть спонсорские вложения.
1. Конституция РФ: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2016.
2. Бюджетный кодекс РФ: офиц. текст. - М. Омега-Л, 2016.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.1999г., №184-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.04.2016.
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.12.2007 г., №329-ФЗ // Справочноправовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.04.2016.
5. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства финансов РФ от 24.08.2007 г., №74н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 29.04.2016.
6. Ахмадиева Г. Г. Бюджетный, социальный и экономические аспекты развития территорий (на примере муниципальных образований Республики Татарстан) / Ахмадиева Г. Г. // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2012. - №1.
7. Ахмадиева Г. Г. Основные тенденции влияние бюджетных расходов на социальное развитие ведущих муниципальных образований Республики Татарстан / Ахмадиева Г. Г. // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №33.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Бабич А.М., Павлова Л.Н. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013.
9. Богетич Ж. Доклад об экономике России № 19 / Богетич Ж. // Экономическая политика. - 2009. - № 4.
10. Бондаренко М. П. Источники финансирования спортивных организаций / Бондаренко М. П. // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - №4(21).
11. Бондаренко М. П. К вопросу о финансировании физической культуры и спорта / Бондаренко М. П. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - №3(133).
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.-4-е изд., испр. и перераб. -М: Юрайт- Издат, 2008.
13. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - М: ЮНИТИ- ДАНА, 2015.
14. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: учебник / Вахрин П. А. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.
15. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков.-СПб.: Питер, 2002.
16. Голов В.А. Организационно-педагогические формы физической культуры в структуре физкультурной деятельности учащейся молодежи / В.А. Голов. - Сыктывкар: СыктГУ, 2006.
17. Гончаров А.И. Эффективность бюджетного финансирования здравоохранения региона / Гончаров А.И., Деревянко М.С. // Финансы и кредит. - 2012. - № 36.
18. Грязнова А. Г. Финансы: учебник / Грязнова А. Г., Маркина Е. В. - М.: Финансы и статистика, 2010.
19. Дробозина Л.А. Финансы: учебник для вузов / Дробозина Л. А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
20. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / Золотов М. И. - М.: Дело, 2010.
21. Иванов Т. Н. Лекции по физической подготовке / Иванов Н.Т., Одинцов А.Г., Уфимцев И.Ю., Шепелева Н.А. - М., 2012.
22. Какорина Е. П. Занятие массовой физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации как фактор формирования здорового образа жизни / Какорина Е. П., Рудякова С. Е. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. - 2011. - №6.
23. Ковчегин И.А. Профессиональный спортивный клуб: организационно - правовые основы деятельности и источники финансирования / Ковчегин И.А. // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 3.
24. Косова Ю.А., Современное состояние отрасли физической культуры и спорта и пути ее реформирования / Косова Ю. А. // Транспортное дело России. - 2014. - №2.
25. Кузьмичева Е.В. Зарубежный опыт формирования сооружений для физкультурно-оздоровительных и массовых спортивных занятий населения // Теория и практика физкультуры. - 2010. - № 3.
26. Литвин А.В. Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития /Литвин А.В. // Экономика и управление в сфере услуг.-2012.-№13.
27. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Лубышева Л. И. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
28. Меньшикова Е. А. Совершенствование финансирования сферы услуг в рыночных условиях / Меньшикова Е. А. // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. - 2015.
29. Мясникова Л.А. Белая Олимпиада и инновации / Мясникова Л. А. //ЭКО. - 2013. - №3.
30. Озерова Н.Б. Культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа со студентами очной формы обучения. Как правильно использовать средства, выделенные для ее организации? / Озерова Н. Б. // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2005.- №3 (27).
31. Осипов А. Ю. Поиск эффективных способов выполнения приоритетных задач государственной стратегии развития физической культуры, спорта и туризма в Российской Федерации до 2020 года / Осипов А. Ю. // В мире научных открытий. - 2015. - №4.2(64).
32. Парыгина В.А. Бюджентая система России: учебник / Парыгина В. А. Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. // Бюджетная система России: Учебник.- М.: Эксмо, 2011.
33. Политика охраны здоровья в «стратегии-2020». Часть 2 // Менеджер здравоохранения. - 2012. - №6.
34. Разыграева М. Г. Совершенствование системы управления физической культурой и спортом / Разыграева М. Г. // Научные записки молодых исследователей. - 2014. - №5.
35. Романов А. В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России и четырех стран ЕС / Романов А. В. // Вопросы статистики. - 2012. - №11.
36. Сергиенко О. В. Финансовая политика государства в условиях кризиса / Сергиенко О. В. // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - №1(22).
37. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: учебник / Столяров В. И. - М.: ФиС, 2013.
38. Третьякова О. Н. Физическая культура и спорт - фактор поддержания и укрепления здоровья населения / Третьякова О. Н. // в Сборнике: Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика Сборник научных трудов: В 2 частях. Горно-Алтайск. - 2015.
39. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2010.
40.Чекуров А. И. Физическая культура: учебное пособие /Чикуров А. И. - Красноярск: ГУЦМиЗ, 2005.
41. Шамин А. Е. Система управления расходами местных бюджетов как фактор региональной конкурентоспособности / Шамин А. Е. // Современная конкуренция. - 2013. - №2(38).
42. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: Статистические данные. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим доступа: www.gks.ru
43. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ [Электронный ресурс]: Нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта. - Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, 2016. - Режим доступа: http://sport.minstm.gov.ru/
44. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: Отчеты об
исполнении федерального бюджета. - Официальный сайт Федерального казначейства РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
45. Географический справочник «О странах» [Электронный ресурс]: Средняя продолжительность жизни в странах мира. - Официальный сайт географического справочника «О странах», 2016. - Режим доступа: http: //www.ostranah.ru