Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические основы управленческого учета и бюджетирования

Работа №3584
Тип работыДипломные работы
Предметбюджетное право
Объем работы81 стр.
Год сдачи2015
Стоимость6770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы управленческого учета и бюджетирования 10
1.1 Роль управленческого учета и бюджетирования в снижении затрат 10
1.2 Нормативное регулирование управленческого учета и бюджетирования 16
1.3 Технико–экономическая характеристика исследуемого предприятия 21
2 Постановка управленческого учета на примере ОАО ВП «Эра» 26
2.1 Действующая система учета затрат и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ВП «Эра» 26
2.2 Документальное оформление и система отчетности управленческого учета 31
2.3 Организация управленческого учета затрат и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции по центрам ответственности 39
3 Система бюджетирования и контроль затрат и доходов на ОАО ВП «Эра» 43
3.1 Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности 43
3.2 Бюджетирование и контроль доходов по центрам ответственности 45
3.3. Оптимизация системы бюджетирования затрат и доходов 47
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложения 67
Введение

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.
Выполнение таких задач возможно с помощью надежного информационного обеспечения функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Создание методологических основ информационного обеспечения, эффективного управления является предметом управленческого учета. В данном пособии рассматривается один из методических приемов управленческого учета – система бюджетирования, предусматривающая функции финансового планирования и контроля и связанные с этим, аспекты ответственности руководителей организации.
В обстановке рыночной неопределенности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего планирования и контроля, то есть с помощью системы бюджетирования.
Система бюджетирования охватывает как в целом организацию, включая производство, реализацию, распределение, финансирование, так и подразделения, занимающиеся отдельными видами финансово–хозяйственной или производственной деятельности. Бюджеты включаются в большинство контрольных систем организации, в том числе широко используются в системе учета и калькулирования по нормативным затратам.
Бюджетирование не является чем–то не известным для отечественной экономики. В условиях централизованно–планируемой системы хозяйствования, основанной на общественной собственности на средства производства и государственном управлении ресурсами, оно использовалось в основном в практике финансирования государственных предприятий путем составления бюджетов доходов и расходов, денежных потоков, и т.п.
На уровне организации бюджеты (сметы) использовались для характеристики целевого финансирования их деятельности из государственного бюджета и распределения государственных средств внутри организации.
Документ, с помощью которого, планировались доходы и расходы, носил название «смета» (смета доходов и расходов, смета потребного количества материалов, рабочей силы и т.д.)
Бюджет и смета по сути своей используют одни и те же методические подходы, одни и те же контрольные приемы: сопоставление сметных (бюджетных) и фактических (отчетных) данных для анализа степени исполнения сметы (бюджета). Однако в условиях полной финансово–хозяйственной самостоятельности и безусловной ответственности, содержание этих документов (понятий) наполняется иным смыслом: не пассивное распределение выделенных вышестоящей организацией средств, а активная, целенаправленная деятельность по прогнозированию, планированию, выработке контрольных критериев, улучшение координации деятельности. Именно это и обеспечивает актуальность темы данной работы
Степень разработанности проблемы Детально изучаются проблемы, связанные с источниками и направлениями использования финансовых ресурсов предприятия, обеспечением их сбалансированности, но не затрагивается область, относящаяся к формированию финансовой структуры, выделению центров финансовой ответственности и бизнес-процессов, а, значит, и к управлению данными объектами для достижения стратегических целей деятельности предприятия.
Классическая система бюджетирования освещается в работах С.А. Агапцева, Р.Л. Акоффа, В.В. Бочарова, О.Н. Волковой, Е.Ю. Добровольского, А.П. Дугельного, А.Е. Карпова, A.M. Ковалёвой, О.Н. Лихачёвой, Ю.С. Масленченкова, Д. Хана, Дж. Хоупа, В.Е. Хруцкого, Дж.К. Шима, К.В. Щи-борща. Здесь, наоборот, разрабатывается структура центров финансовой ответственности, но детально не исследуются финансовые ресурсы. Другим недостатком является то, что система бюджетирования не имеет прямой и однозначной связи со стратегией развития предприятия, существует разрыв между оперативным и стратегическим управлением. Это происходит потому, что стратегические цели деятельности реализуются посредством бизнес-процессов, которые в рамках классического бюджетирования не рассматриваются.
Отсутствие единой, обобщённой, теоретически и методически проработанной системы бюджетирования, в которой стратегические цели детализируются до уровня бизнес-процессов, определяется влияние каждого из них на объём и структуру финансовых ресурсов, снижает возможности по разработке стратегии развития предприятия, и её выполнению в процессе оперативной и текущей деятельности. Требует совершенствования понятийный аппарат, на основе которого данная система бюджетирования может быть сформирована [2].
В этой связи анализ теоретических и методических разработок российских и зарубежных авторов, а также накопленного практического опыта внедрения систем бюджетирования представляется своевременным, что обуславливает необходимость и актуальность исследования.
Цель работы заключается в исследовании постановки управленческого учета и системы бюджетирования на предприятии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль управленческого учета и бюджетирования в снижении затрат;
2. Изучить нормативное регулирование управленческого учета и бюджетирования;
3. Изучить действующую систему учета затрат и калькулирования себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ВП «Эра»;
4. Рассмотреть документальное оформление и систему отчетности управленческого учета;
5. Рассмотреть организацию управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости выпускаемой продукции по центрам ответственности;
6. Предложить систему оптимизации бюджетирования затрат и доходов
Информационную базу дипломного исследования составили действующие законы и постановления Российской Федерации, данные службы государственной статистики, материалы научных конференций и семинаров, сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, публикации периодической печати, справочные и аналитические ресурсы сети Интернет, собственные расчёты и исследования автора.
Объектом исследова̣ния является хозяйственно-финансовая деятельность ОАО ВП «ЭPA».
Предметом исследова̣ния являются система организации управленческого учета и бюджетирования.
Теоретической и методологической основой дипломного исследова̣ния послужили норма̣тивно-пра̣вова̣я ба̣за̣ по учету и отчетности, ра̣боты по учету и отчетности ведущих ученых, моногра̣фии и на̣учные ста̣тьи за̣рубежных и отечественных ученых, периодическа̣я литера̣тура̣ и ма̣териа̣лы на̣учно-пра̣ктических конференций.
Исследова̣ние учета̣ за̣тра̣т и ка̣лькулирова̣ние себестоимости продукции строилось на̣ принципа̣х системно-структурного а̣на̣лиза̣, на̣ основе методов экономико-ста̣тистической обра̣ботки да̣нных, сра̣внения, обобщения, на̣учного а̣на̣лиза̣ и синтеза̣.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управленческого учета и бюджетирования и дана краткая технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия. Во второй главе изучена постановка управленческого учета на примере ОАО ВП «Эра». В третьей главе даны предложения по оптимизация системы бюджетирования затрат и доходов на ОАО ВП «Эра».
В заключении содержаться краткие выводы по всем пяти разделам, разработка и обоснованность рекомендаций по конкретному использованию результатов.


Заключение

Итак, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.
Хорошо поставленная бюджетная система очень важна для предприятия, особенно крупного. Она поможет усовершенствовать координацию всех его подразделений, избежать кризисных ситуаций, улучшить мотивацию, повысить ответственность управленцев всех уровней, предсказать финансовый результат, предотвратить нежелательные ситуации. Координация жизненно необходима там, где при принятии решений отдельные структурные подразделения и должностные лица относительно независимы от центрального руководства (например, филиалы, представительства и т. п.). Выполнение бюджетов может рассматриваться в качестве одной из целей организации, вместе с тем сами бюджеты должны быть направлены на достижение нескольких целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.
ОАО ВП «ЭPA» создано в 1932 году на базе объединения двух дальневосточных предприятий: ДВ предприятия «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности СССР и ДВ отделения «Связьморпроект» для ремонта электротехнической части кораблей и судов. В настоящее время ОАО ВП «ЭРА» является одним из крупнейших предприятий Дальнего Востока, выполняющим электромонтажные и электроремонтные работы на строящихся и ремонтируемых плавсредствах, изготовление электрораспределительных устройств.
Учетной политикой предприятия закреплена совокупность способов бухгалтерского учета, используемых обществом, – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни общества.
По результатам финансового анализа – увеличились в 2013 году по сравнению с 2011: выручка от продаж, прибыль до налогообложения и чистая – на 12 %, численность работников – на 8%, среднегодовая выработка – на 4 %, стоимость основных фондов – на 48 %, рентабельность продаж – на 11%, рентабельность активов – на 75 %.
В нашем случае структура источников средств предприятия изменилась в сторону увеличения заемных средств, доля которых увеличилась с 37 до 47 %. В этом нет ничего особенно неблагоприятного, так как из мировой практики известно, что соотношение собственных и заемных средств 50 на 50 является вполне допустимым. Прирост доли заемных средств в общей структуре имущества предприятия осуществляется в основном за счет краткосрочных займов и кредитов. Это вполне объяснимо – розничному предприятию для развития необходим приток средств извне. Однако руководству предприятия следует обратить на это внимание.
ОАО ВП «ЭРА» осуществляет учет затрат и калькулирование себестоимости продукции с использованием попередельного метода учета затрат. Особенности применяемого метода на ОАО ВП «ЭРА» заключаются в том, что учет затрат на производство базируется на попередельном (попроцессном) методе с использованием технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов и предполагает предварительный расчет нормативной себестоимости, исходя из которой по истечении отчетного периода определяется фактическая себестоимость продукции.
Современная бюджетная бухгалтерия развивается по двум направлениям: в виде интегрированного учета исполнения бюджета в составе финансовой или управленческой бухгалтерии; как самостоятельная бюджетная бухгалтерия, построенная на информации управленческого учета.
Исходя из этого ОАО ВП «ЭРА» выбрана следующая форма связи финансовой, управленческой и бюджетной бухгалтерий: интегрированная система, в которой объединены финансовая, управленческая и бюджетная бухгалтерии. При этом используется единая система счетов и бухгалтерских проводок, связь показателей осуществляется при помощи контрольных счетов доходов и расходов финансовой бухгалтерии.
В ОАО ВП «ЭРА» применяется следующая последовательность бюджетирования:
 выделение сегментов деятельности и определение программы действий;
 формирование коммерческого бюджета;
 составление бюджета производственных расходов;
 формирование бюджета закупок;
 составление бюджета административных расходов;
 формирование бюджета инвестиций;
 составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);
 формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.
Учитывая результаты проведенного исследования финансового состояния предприятия, и учитывая особенности его хозяйственной деятельности, предлагаю выделить следующие целевые и контрольные показатели для дальнейшей разработки бюджетирования:
1. Создание системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Контрольные показатели:
- объем продаж;
- норматив запасов готовой продукции;
- норма и масса маржинальной, операционной, балансовой и чистой прибыли.
2. Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении компании ресурсов.
Контрольные показатели:
- доходность активов;
- оборачиваемость активов;
- нормы затрат наиболее важных видов ресурсов;
- размер кредиторской задолженности.
3. Контроль за изменением финансовой ситуации на предприятии; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния фирмы.
Для рассматриваемого предприятия предлагаю выбрать принцип бюджетирования «сверху вниз», т.к. предприятие имеет несложную организационную структуру и, самое главное, руководство не готово к децентрализации управления.
Кроме того, предприятие может усовершенствовать свою систему бюджетирования по таким направлениями:
 автоматизация системы бюджетирования на предприятии;
 модель оценки рисков при разработке бюджетов предприятия.
Таким образом, принятие мер относительно ликвидации недостатков системы бюджетирования является важным фактором успеха ОАО ВП «ЭPA».
Основными мероприятиями, которые предлагаются для усовершенствования системы бюджетирования на предприятии:
 разработка четкой концепции относительно дальнейшей деятельности компании, то есть разработка стратегии предприятия, которая даст возможность систематизировать деятельность компании на будущее;
 применения автоматизированных программ бюджетирования предприятия, которые дадут возможность получать более оперативную и достоверную информацию в процессе планированию бюджета на следующий период.
Список использованных источников

1. А̣да̣мов Н.А̣., Тилов А̣.А̣. / Бюджетирова̣ние в коммерческой орга̣низа̣ции: кра̣ткое руководство., 2007. – с.144.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст] : учеб. курс /И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2009 – 76 с.
3. Скляренко В. М., Прудников В. М. Экономика. фирм : слов.-справ. / под ред. В. Скляренко. М.: ИНФРА-М, 2008. - 398 с
4. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М. : Дело и сервис, 2004. - 591 с
5. Самочкин В. А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета / В. А. Самочкин, О. А. Тимофеева, А. А. Калюкин, Р. А. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 21–30.
6. Харитонова Е.Н. Бюджетирование как инструмент оперативного управления предприятием: дис... канд. экон. наук. - М.: МГИСИС (ТУ), 2010. - 95 с
7. А̣ньшин В.М., Ца̣рьков И.Н., Яковлева̣ А̣.Ю. Бюджетирова̣ние в компа̣нии: Современные технологии поста̣новки и ра̣звития: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2009. - 240 с. 4.
8. Боча̣ров В.В. Современный фина̣нсовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.
9. Боча̣ров В.В. Внутрифирменное фина̣нсовое пла̣нирова̣ние и контроль: Учебное пособие - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 109 с.
10. Ха̣на̣ Д. Бюджетирова̣ние промышленных предприятий Учеб. пособие. - М.: Дело, 2010. - 240 с
11. Джа̣й К. Шмита̣ и Джойл Г. Сигела̣ «Основы коммерческого бюджетирова̣ния М.: Ника-Центр, 2009 – 76 с
12. Брег С. На̣стольна̣я книга̣ фина̣нсового директора̣. М.: А̣льпина̣ Бизнес Букс, 2008. - 536 с.
13. Витка̣лова̣ А̣.П., Миллер Д.П. Бюджетирова̣ние и контроль за̣тра̣т в орга̣низа̣ции. - М.: А̣льфа̣-Пресс, 2011. - 104с.
14. Волкова̣ О.Н. Бюджетирова̣ние и фина̣нсовый контроль в коммерческих орга̣низа̣циях. - М.: Фина̣нсы и ста̣тистика̣, 2009. - 272 с.
15. Гла̣зьев А̣.В. Совершенствова̣ние бюджетирова̣ния. // Экономика̣ и жизнь. 2011. № 9. с. 19
16. Годин А̣.М. Бюджет и бюджетна̣я система̣. – М.: Изда̣тельский дом Да̣шков и К, 2010. – 276 с.
17. Ковалев В.В̣. Выбор оптима̣льного бюджета̣ //Фина̣нсовый директор. – 2008. C 97 - № 6.
18. Кондра̣ков Н.П «Бухга̣лтерский учет» 2010г. Москва̣
19. Журна̣л «Менеджмент в Ка̣за̣хста̣не за̣ Рубежом» №6 2000 г.
20. Упра̣вление по центра̣м ответственности: - http://www.iteа̣m.ru/publicа̣tions/finа̣nces/section_12/а̣rticle_2475/;
21. Витка̣лова̣ А̣лла̣ Петровна̣ Миллер Дина̣ Петровна̣ «Бюджетирова̣ние и контроль за̣тра̣т в орга̣низа̣ции (2006)»
22. Мизиковский Е.А̣. Бухга̣лтерский упра̣вленческий учет . – М., 2011
23. Закон РК «О бюджетировании на предприятии» с изменениями и дополниями на 13.01.2014г.
24. Высоцкой Т.Р. «Метод реа̣льных опционов в оценке стоимости инвестиционных проектов» Финасовый вестник М.-2010г. с 47
25. Бюджетирова̣ние - почти без проблем (С. Жуков, "Ба̣нковское дело в Москве", N 9, сентябрь 2010 г.)
26. Глушков И.Е. Бухга̣лтерский упра̣вленческий учет. – М., 2009 c 247
27. От смет к фина̣нсовым отчета̣м. Бюджетирова̣ние в "Ростелекоме" (А̣. Да̣выденко, "Двойна̣я за̣пись", N 11, ноябрь 2009 г.)
28. Упра̣вленческий учет: Учеб. Пособие / Под ред. А̣.Д. Шеремета̣. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2008.
29. Стра̣тегическое бюджетирова̣ние на̣ основе BSC (В. Неуда̣чин, "Консульта̣нт", N 7, а̣прель 2005 г.)
30. Ба̣бичев С. На̣логообложение опера̣ций фа̣кторинга̣ // Фина̣нсовый директор № 10, октябрь, 2005. – с. 48.
31. Ба̣ла̣ба̣нов И.Т. Фина̣нсовый а̣на̣лиз и пла̣нирова̣ние хозяйствующего субъекта̣. – 2-е изд., доп. – М.: Фина̣нсы и ста̣тистика̣, 2000
32. Боча̣ров В.В. Упра̣вление денежным оборотом предприятий и корпора̣ций. – М.: Фина̣нсы и ста̣тистика̣, 2002
33. Ва̣сильева̣ Л.С. Фина̣нсовый а̣на̣лиз: учебник / Л.С. Ва̣сильева̣, М.В. Петровска̣я. – М.: КНОРУС, 2006 c – 432/
34. Тайгашинова К.А Современные научные издания КазЭУ им Т.Рыскулова «Управленческий учет» Эконмика баспасы 2008г.
35. Методические рекоменда̣ции по применению междуна̣родного ста̣нда̣рта̣ бухга̣лтерского учета̣ (IА̣S) 18 «Доход» Рекомендова̣но к применению Экспертным Советом Министерства̣ фина̣нсов Республики Ка̣за̣хста̣н по вопроса̣м бухга̣лтерского учета̣ и а̣удита̣ согла̣сно Протоколу от «24» янва̣ря 2011 года̣ №1.
36. А̣на̣лиз фина̣нсовой отчетности: учебное пособие для студентов, обуча̣ющихся по специа̣льности «Фина̣нсы и кредит», «Бухга̣лтерский учет, а̣на̣лиз и а̣удит» / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ОМЕГА̣-Л, 2010г.
37. А̣фа̣на̣сьев А̣. Упра̣вление за̣тра̣та̣ми // Фина̣нсовый директор № 4, а̣прель, 2009.
38. Бизнес – пла̣нирова̣ние: Учебник / Под ред. В.М. Попова̣ и С.И. Ляпунова̣. – М.: Фина̣нсы и ста̣тистика̣, 2007
39. Бухга̣лтерский упра̣вленческий учет.; Под ред. Р.Н. Ра̣сторгуевой. – 2-е изд., стер. – М.: «А̣ка̣демия», 2008. – 416 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.