Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов
|
Введение 2
Глава 1 Теоретические и методологические применения интерактивных методов обучения в преподавании немецкого языка...5
1.1 История возникновения интерактивных методов обучения 23
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения, использующихся
в обучении иностранным языкам 28
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка в 8 классе 37
2.1 Система интерактивных упражнений в обучении немецкому языку в
8 классе 38
2.2 Основные этапы проведения экспериментальной работы 38
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента 46
2.2.2 Формирующий этап эксперимента 51
2.2.3 Контрольный этап эксперимента 67
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения
Глава 1 Теоретические и методологические применения интерактивных методов обучения в преподавании немецкого языка...5
1.1 История возникновения интерактивных методов обучения 23
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения, использующихся
в обучении иностранным языкам 28
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка в 8 классе 37
2.1 Система интерактивных упражнений в обучении немецкому языку в
8 классе 38
2.2 Основные этапы проведения экспериментальной работы 38
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента 46
2.2.2 Формирующий этап эксперимента 51
2.2.3 Контрольный этап эксперимента 67
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения
Сегодня глобализация и информатизация являются наиболее значимыми процессами 21го века, поэтому имеют огромное влияние на систему образования. В современном мире складывается сближение стран, столкновение культур и народов, становление единого взаимозависимого, политкультурного мира. Мобильность, которая увеличивается с каждым днем, как реальная, так и виртуальная, усиливает необходимость эффективной коммуникации и успешной культурной адаптации, что вносит в свою очередь изменения и требования, предъявляемые к среднему образованию, целью которого должно стать обеспечение готовности и способности школьников к участию в коммуникации внешнего мира. Подобная сложившаяся ситуация в подготовке специалистов требует изменения тактики и стратегии в учебном процессе в образовательных учреждениях. Ключевыми характеристиками каждого выпускника являются его мобильность и компетентность. В связи с этим эффективность процесса познания связывают с познавательной активностью самого студента. Поэтому успешность достижения цели зависит как от того, что усваивается (содержания обучения), так и от того как это усваивается: в коллективе или индивидуально, с опорой на память или внимание, восприятие, в зависимости от применяемых методов обучения.
В последние годы можно увидеть соответствующий переход в методике преподавания от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу, подобный метод был предложен иностранными методистами (Leo van Lier и K. Yli - Renko). Интерактивный метод и особенности интерактивного взаимодействия изучаются многими отечественными учеными, среди них Г.М. Андреева, А. А. Вербицкий, Н. И. Гез. Исследователи полагают, что при использовании интерактивного подхода в познавательной деятельности учащихся можно оптимизировать процесс овладения навыками базовых школьных знаний и сделать процесс более эффективным в условиях общеобразовательной школы. Однако, особенности применения интерактивных методов в средней общеобразовательной школе изучены недостаточно, также не выяснены какие методы являются наиболее эффективными.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в практическом плане обусловили выбор темы настоящей дипломной работы: «использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов»
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся средних классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения при различных формах организации учебного процесса.
Целью исследования является анализ применения интерактивных методов обучения в процессе обучения учащихся средних классов в образовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить классификации методов обучения;
- дать характеристику интерактивным методам обучения;
- разработать систему упражнений с применением интерактивных методов;
- апробировать систему упражнений в ходе экспериментальной работы.
Методы:
- изучение и анализ необходимой информации и литературы;
- обработка информации;
- изучение планов проведения учебных занятий и их анализ;
- проведение математической обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении исследований по современной методике преподавания иностранного языка, а также в обосновании возможности оптимизации процесса овладения навыками базовых школьных знаний и повышения эффективности лексических и грамматических навыков в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения.
В первой главе дипломной работы подробно изложен теоретический материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.
Во второй главе дипломной работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке немецкого языка на базе 8 "А" и 8 "Б" классов в МБОУ «Гимназия №4 г.Чебоксары». Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.
В последние годы можно увидеть соответствующий переход в методике преподавания от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу, подобный метод был предложен иностранными методистами (Leo van Lier и K. Yli - Renko). Интерактивный метод и особенности интерактивного взаимодействия изучаются многими отечественными учеными, среди них Г.М. Андреева, А. А. Вербицкий, Н. И. Гез. Исследователи полагают, что при использовании интерактивного подхода в познавательной деятельности учащихся можно оптимизировать процесс овладения навыками базовых школьных знаний и сделать процесс более эффективным в условиях общеобразовательной школы. Однако, особенности применения интерактивных методов в средней общеобразовательной школе изучены недостаточно, также не выяснены какие методы являются наиболее эффективными.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в практическом плане обусловили выбор темы настоящей дипломной работы: «использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов»
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся средних классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения при различных формах организации учебного процесса.
Целью исследования является анализ применения интерактивных методов обучения в процессе обучения учащихся средних классов в образовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить классификации методов обучения;
- дать характеристику интерактивным методам обучения;
- разработать систему упражнений с применением интерактивных методов;
- апробировать систему упражнений в ходе экспериментальной работы.
Методы:
- изучение и анализ необходимой информации и литературы;
- обработка информации;
- изучение планов проведения учебных занятий и их анализ;
- проведение математической обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении исследований по современной методике преподавания иностранного языка, а также в обосновании возможности оптимизации процесса овладения навыками базовых школьных знаний и повышения эффективности лексических и грамматических навыков в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения.
В первой главе дипломной работы подробно изложен теоретический материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.
Во второй главе дипломной работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке немецкого языка на базе 8 "А" и 8 "Б" классов в МБОУ «Гимназия №4 г.Чебоксары». Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.
Сегодня перед преподавателями иностранных языков в учебных учреждениях стоит проблема поиска повышения положительной мотивации в учении и познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков. Одним из способов решения этой проблемы является применение интерактивных форм и методов обучения. Технологии интерактивного обучения - совокупность способов целенаправленного усиленного взаимодействия учителя и учеников, реализация которых создает оптимальные условия для развития их языковых навыков и умений.
«Взаимодействие» является ключевым понятием, которое и определяет смысл интерактивных методов. Взаимодействие следует понимать как непосредственную межличностную коммуникацию, главной особенностью которой является способность человека «принимать роль другого», представлять как он воспринимается группой или партнером по общению, и соответственно интерпретировать происходящую ситуацию и строить свои собственные действия.
Педагогическое взаимодействие можно определить как обмен деятельности между учениками и преподавателем, в котором деятельность одного обуславливает деятельных остальных.
Характер интерактивного педагогического взаимодействия заключается в высокой степени интенсивности общения участников, обмене деятельности, коммуникации участников, смене и разнообразии их форм, видов и приемов, целенаправленной рефлексии участниками собственной деятельности и произошедшего взаимодействия. Реализация интерактивных педагогических методов и интерактивное педагогическое взаимодействие направлены на усовершенствование деятельности и моделей поведения участников педагогического процесса.
Однако существуют и сложности при внедрении новых форм и методов обучения, как например сопротивление учащихся. Чем больший опыт учебной деятельности имеется у учеников, тем выше сопротивление наблюдается. Подобный барьер нужно учитывать, планируя свой урок и быть к преодолению.
Использование интерактивных методов обучения не позволяют на уроках дать большое количество информации (кроме некоторых вариантов активной лекции). Но это необходимо для традиционного образования, а если рассматривать с позиции интерактивного обучения важно другое - способ получения знаний учениками, его применение. Необходимую информацию можно найти самостоятельно, например в книгах или интернете. Поэтому педагог изначально сам должен определиться с какой целью он применяет методы интерактивного обучения: чтобы ученики лучше запоминали материал, нов этом случае это будет обычный процесс оптимизации традиционного подхода, или же он готов для последовательного изменения своего мышления и деятельности, что приведет к изменениям в обучении учащихся.
Конечно не всегда можно найти достаточное количество учебного материала, но это проблема характерна и для других методов обучения. Множество методов интерактивного обучения не требуют большого материального обеспечения.
Также спорным является суждение о том, что подготовка к урокам с применением интерактивных методов обучения требует гораздо больше сил, чем подготовка к традиционным формам урока. Прилагать интеллектуальные усилия и время нужно в равной мере, однако в интерактивном обучении педагогу, помимо организации собственной деятельности, нужно еще организовать деятельность своих подопечных, наладить коммуникацию между ними. Здесь интерактивный подход обладает рядом преимуществ. Он решает сразу две задачи: переносит часть нагрузки с преподавателя на учеников, а также в равной мере распределяет ответственность за полученный результат между учителем и учениками.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что сама идея интерактивного обучения не является новой и существует много версий форм и методов ее применения в процессе обучения. Однако исходя из моей практики можно отметить что каждый классный коллектив уникален, и для достижения наибольшей эффективности при построении урока нужно учитывать характер и индивидуальность классного коллектива.
«Взаимодействие» является ключевым понятием, которое и определяет смысл интерактивных методов. Взаимодействие следует понимать как непосредственную межличностную коммуникацию, главной особенностью которой является способность человека «принимать роль другого», представлять как он воспринимается группой или партнером по общению, и соответственно интерпретировать происходящую ситуацию и строить свои собственные действия.
Педагогическое взаимодействие можно определить как обмен деятельности между учениками и преподавателем, в котором деятельность одного обуславливает деятельных остальных.
Характер интерактивного педагогического взаимодействия заключается в высокой степени интенсивности общения участников, обмене деятельности, коммуникации участников, смене и разнообразии их форм, видов и приемов, целенаправленной рефлексии участниками собственной деятельности и произошедшего взаимодействия. Реализация интерактивных педагогических методов и интерактивное педагогическое взаимодействие направлены на усовершенствование деятельности и моделей поведения участников педагогического процесса.
Однако существуют и сложности при внедрении новых форм и методов обучения, как например сопротивление учащихся. Чем больший опыт учебной деятельности имеется у учеников, тем выше сопротивление наблюдается. Подобный барьер нужно учитывать, планируя свой урок и быть к преодолению.
Использование интерактивных методов обучения не позволяют на уроках дать большое количество информации (кроме некоторых вариантов активной лекции). Но это необходимо для традиционного образования, а если рассматривать с позиции интерактивного обучения важно другое - способ получения знаний учениками, его применение. Необходимую информацию можно найти самостоятельно, например в книгах или интернете. Поэтому педагог изначально сам должен определиться с какой целью он применяет методы интерактивного обучения: чтобы ученики лучше запоминали материал, нов этом случае это будет обычный процесс оптимизации традиционного подхода, или же он готов для последовательного изменения своего мышления и деятельности, что приведет к изменениям в обучении учащихся.
Конечно не всегда можно найти достаточное количество учебного материала, но это проблема характерна и для других методов обучения. Множество методов интерактивного обучения не требуют большого материального обеспечения.
Также спорным является суждение о том, что подготовка к урокам с применением интерактивных методов обучения требует гораздо больше сил, чем подготовка к традиционным формам урока. Прилагать интеллектуальные усилия и время нужно в равной мере, однако в интерактивном обучении педагогу, помимо организации собственной деятельности, нужно еще организовать деятельность своих подопечных, наладить коммуникацию между ними. Здесь интерактивный подход обладает рядом преимуществ. Он решает сразу две задачи: переносит часть нагрузки с преподавателя на учеников, а также в равной мере распределяет ответственность за полученный результат между учителем и учениками.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что сама идея интерактивного обучения не является новой и существует много версий форм и методов ее применения в процессе обучения. Однако исходя из моей практики можно отметить что каждый классный коллектив уникален, и для достижения наибольшей эффективности при построении урока нужно учитывать характер и индивидуальность классного коллектива.
Подобные работы
- Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении Великой Отечественной войны в основной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021



