Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов

Работа №58880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Теоретические и методологические применения интерактивных методов обучения в преподавании немецкого языка...5
1.1 История возникновения интерактивных методов обучения 23
1.2 Характеристика интерактивных методов обучения, использующихся
в обучении иностранным языкам 28
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка в 8 классе 37
2.1 Система интерактивных упражнений в обучении немецкому языку в
8 классе 38
2.2 Основные этапы проведения экспериментальной работы 38
2.2.1 Констатирующий этап эксперимента 46
2.2.2 Формирующий этап эксперимента 51
2.2.3 Контрольный этап эксперимента 67
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения


Сегодня глобализация и информатизация являются наиболее значимыми процессами 21го века, поэтому имеют огромное влияние на систему образования. В современном мире складывается сближение стран, столкновение культур и народов, становление единого взаимозависимого, политкультурного мира. Мобильность, которая увеличивается с каждым днем, как реальная, так и виртуальная, усиливает необходимость эффективной коммуникации и успешной культурной адаптации, что вносит в свою очередь изменения и требования, предъявляемые к среднему образованию, целью которого должно стать обеспечение готовности и способности школьников к участию в коммуникации внешнего мира. Подобная сложившаяся ситуация в подготовке специалистов требует изменения тактики и стратегии в учебном процессе в образовательных учреждениях. Ключевыми характеристиками каждого выпускника являются его мобильность и компетентность. В связи с этим эффективность процесса познания связывают с познавательной активностью самого студента. Поэтому успешность достижения цели зависит как от того, что усваивается (содержания обучения), так и от того как это усваивается: в коллективе или индивидуально, с опорой на память или внимание, восприятие, в зависимости от применяемых методов обучения.
В последние годы можно увидеть соответствующий переход в методике преподавания от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу, подобный метод был предложен иностранными методистами (Leo van Lier и K. Yli - Renko). Интерактивный метод и особенности интерактивного взаимодействия изучаются многими отечественными учеными, среди них Г.М. Андреева, А. А. Вербицкий, Н. И. Гез. Исследователи полагают, что при использовании интерактивного подхода в познавательной деятельности учащихся можно оптимизировать процесс овладения навыками базовых школьных знаний и сделать процесс более эффективным в условиях общеобразовательной школы. Однако, особенности применения интерактивных методов в средней общеобразовательной школе изучены недостаточно, также не выяснены какие методы являются наиболее эффективными.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в практическом плане обусловили выбор темы настоящей дипломной работы: «использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних классов»
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся средних классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения при различных формах организации учебного процесса.
Целью исследования является анализ применения интерактивных методов обучения в процессе обучения учащихся средних классов в образовательных учреждениях.
Задачи:
- изучить классификации методов обучения;
- дать характеристику интерактивным методам обучения;
- разработать систему упражнений с применением интерактивных методов;
- апробировать систему упражнений в ходе экспериментальной работы.
Методы:
- изучение и анализ необходимой информации и литературы;
- обработка информации;
- изучение планов проведения учебных занятий и их анализ;
- проведение математической обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении исследований по современной методике преподавания иностранного языка, а также в обосновании возможности оптимизации процесса овладения навыками базовых школьных знаний и повышения эффективности лексических и грамматических навыков в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения.
В первой главе дипломной работы подробно изложен теоретический материал по теоретическим основам интерактивных методов обучения.
Во второй главе дипломной работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке немецкого языка на базе 8 "А" и 8 "Б" классов в МБОУ «Гимназия №4 г.Чебоксары». Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня перед преподавателями иностранных языков в учебных учреждениях стоит проблема поиска повышения положительной мотивации в учении и познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков. Одним из способов решения этой проблемы является применение интерактивных форм и методов обучения. Технологии интерактивного обучения - совокупность способов целенаправленного усиленного взаимодействия учителя и учеников, реализация которых создает оптимальные условия для развития их языковых навыков и умений.
«Взаимодействие» является ключевым понятием, которое и определяет смысл интерактивных методов. Взаимодействие следует понимать как непосредственную межличностную коммуникацию, главной особенностью которой является способность человека «принимать роль другого», представлять как он воспринимается группой или партнером по общению, и соответственно интерпретировать происходящую ситуацию и строить свои собственные действия.
Педагогическое взаимодействие можно определить как обмен деятельности между учениками и преподавателем, в котором деятельность одного обуславливает деятельных остальных.
Характер интерактивного педагогического взаимодействия заключается в высокой степени интенсивности общения участников, обмене деятельности, коммуникации участников, смене и разнообразии их форм, видов и приемов, целенаправленной рефлексии участниками собственной деятельности и произошедшего взаимодействия. Реализация интерактивных педагогических методов и интерактивное педагогическое взаимодействие направлены на усовершенствование деятельности и моделей поведения участников педагогического процесса.
Однако существуют и сложности при внедрении новых форм и методов обучения, как например сопротивление учащихся. Чем больший опыт учебной деятельности имеется у учеников, тем выше сопротивление наблюдается. Подобный барьер нужно учитывать, планируя свой урок и быть к преодолению.
Использование интерактивных методов обучения не позволяют на уроках дать большое количество информации (кроме некоторых вариантов активной лекции). Но это необходимо для традиционного образования, а если рассматривать с позиции интерактивного обучения важно другое - способ получения знаний учениками, его применение. Необходимую информацию можно найти самостоятельно, например в книгах или интернете. Поэтому педагог изначально сам должен определиться с какой целью он применяет методы интерактивного обучения: чтобы ученики лучше запоминали материал, нов этом случае это будет обычный процесс оптимизации традиционного подхода, или же он готов для последовательного изменения своего мышления и деятельности, что приведет к изменениям в обучении учащихся.
Конечно не всегда можно найти достаточное количество учебного материала, но это проблема характерна и для других методов обучения. Множество методов интерактивного обучения не требуют большого материального обеспечения.
Также спорным является суждение о том, что подготовка к урокам с применением интерактивных методов обучения требует гораздо больше сил, чем подготовка к традиционным формам урока. Прилагать интеллектуальные усилия и время нужно в равной мере, однако в интерактивном обучении педагогу, помимо организации собственной деятельности, нужно еще организовать деятельность своих подопечных, наладить коммуникацию между ними. Здесь интерактивный подход обладает рядом преимуществ. Он решает сразу две задачи: переносит часть нагрузки с преподавателя на учеников, а также в равной мере распределяет ответственность за полученный результат между учителем и учениками.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что сама идея интерактивного обучения не является новой и существует много версий форм и методов ее применения в процессе обучения. Однако исходя из моей практики можно отметить что каждый классный коллектив уникален, и для достижения наибольшей эффективности при построении урока нужно учитывать характер и индивидуальность классного коллектива.



1. Агапова, Э. И. Интерактивные формы обучения : учебно¬методические рекомендации для преподавателей / Э. И. Агапова, Е. Л. Яковлева. - Казань : Познание, 2015. - 103 с.
2. Активизация познавательной деятельности обучаемых при использовании ЭВМ : межвуз. сб. науч. тр. / Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева ; редкол.: А. В. Бритов (отв. ред.) и др. - Саранск : МГУ, 1990. - 135 с.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся : сб. науч.-метод. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. - Чебоксары : ЧГПУ, 2010. - 118 с.
4. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Е. Ю. Варламова, Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : ЧГПУ, 2011. - 130 с.
5. Ариян, М. А. Методика преподавания иностранных языков : общ. курс / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. - 2-е изд., перераб. и доп.]. - Нижний Новгород : НГЛУ 2004. - 190 с.
6. Блинов, А. О. Интерактивные методы в образовательном процессе : учебное пособие / А. О. Блинова, Е. Н. Благирева, О. С. Рудакова. - Москва : Науч. б-ка, 2014. - 262 с.
7. Ветошкина, Т. А. Активные и интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / Т. А. Ветошкина, И. Н. Иванова, Н. В. Шнайдер. - Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2013. - 154 с.
8. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону : Феникс,
2010. - 314 с.
9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 2-е изд., испр. - Москва : Academia, 2005. - 334 с.
10. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы [Электронный ресурс] / Д. И. Гасанова. - Саратов : Вузовское образование, 2014. - 74 с. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/.
11. Горлова, Н. А. Методика обучения иностранному языку : в 2 ч. Ч. 1 / Н. А. Горлова. - Москва : Академия, 2013. - 334 с.
12. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использования в учебном процессе : учебное пособие / М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
13. Григорьева, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС второго поколения : учеб. пособие / Е. Н. Григорьева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 77 с.
14. Григорян, С. А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] / С. А. Григорян, Д. К. Григорян // Актуальные проблемы лингвистики и методики обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. - Чебоксары, 2010. - С. 60-62. - Режим доступа: http://biblio.chgpu.edu.ru/.
15. Ермакова, Л. И. Интерактивные методы обучения в учебном процессе школы : учебное пособие / Л. И. Ермакова, Г. М. Янюшкина. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2016. - 27 с.
16. Зубов, А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам : учеб. пособие / А. В. Зубов, И. И. Зубова. - Москва : Академия, 2009. - 142 с.
17. Инновационные технологии и методы обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : ЧГПУ, 2011. - 163 с.
18. Иностранный язык. Современные педагогические технологии обучения. Задания и тесты : учеб.-метод. пособие / Мар. гос. ун-т, Фак. иностр. яз. ; сост. А. А. Курагина, О. В. Иванова. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2009. - 35 с.
19. Интерактивная типология: немецкий, английский, русский языки : пробл., задания, тесты : учеб. пособие для вузов по спец. 033200 - иностр. яз. / авт.-сост. О. А. Кострова. - Москва : Высш. шк., 2007. - 231 с. - Библиогр.: с. 222-223.
20. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. А. Скачкова и др.. - Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 29 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
21. Интерактивные методы преподавания русского и иностранных языков / Т. М. Балыхина, А. А. Аббасова, А. В. Абросимова и др. ; под общ. ред. Т. М. Балыхиной. - Москва : Российский ун-т дружбы народов,
2016. - 356 с.
22. Кабардина, С. И. Личностно ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе [Электронный ресурс] / С. И. Кабардина, О. Ф. Кабардин, Г. В. Любимова. - Саратов : Вузовское образование, 2012. - 347 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
23. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. - Минск : Белорус. верасень, 2005. - 196 с. - (Педагогика, обращенная в завтра).
24. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. - Москва : Изд-во МГУ, 1986. - 176 с.
25. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку : учеб. пособие для филол. спец. высш. пед. учеб. заведений / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - Москва : Academia, 2000. - 259 с.
26. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет : практикум для психологов и логопедов / С. В. Коноваленко. - Москва : Гном-Пресс, 1999. - 61 с. : ил. - (Серия "В помощь логопеду"). - Библиогр.: с. 61.
27. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся : (вопр. теории и практики) / Е. В. Коротаева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1995. - 83 с.
28. Коршунова, Е. В. Интерактивные технологии обучения: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Е. В. Коршунова // Современное состояние и проблемы социализации студенческой молодежи : сб. науч. тр. - Чебоксары, 2011. - С. 55-59. - Библиогр.: с. 59 (3 назв.). - Режим доступа: http://biblio.chgpu.edu.ru/. - Имеется печ. аналог.
29. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева. - Москва : Академия, 2010. - 190 с.
30. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие / В. А. Красильникова. - Москва : Дом Педагогики, 2006. - 231 с.
31. Курбатов, Р. И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка : упр. методы, пед. приемы, конкрет. модели работы учителя / Р. И. Курбатов. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
32. Курникова, Н. С. Новые технологии в преподавании английского языка как иностранного : учеб.-метод. пособие / Н. С. Курникова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - 50 с.
33. Мандель, Б. Р. Инновационные технологии педагогической деятельности / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 204 с.
34. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Базовый курс : учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. / сост. Е. С. Семенова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 91 с.
35. Милованова, Л. А. Иностранные языки в профильной школе : учебное пособие для учителей, аспирантов и студентов / Л. А. Милованова. - Волгоград : Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т : Перемена, 2009. - 142 с.
36. Михеева, Н. Ф. Методика преподавания иностранных языков [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ф. Михеева. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2010. - 76 с. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/.
37. Нечай, Н. В. О готовности младших школьников к интерактивному обучению иноязычному общению [Электронный ресурс] : Текст / Н. В. Нечай // Наука и школа. - 2012. - № 3. - С. 57-61. - Библиогр.: с. 61 (3 назв. ). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
38. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - 2-е изд., стер. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
39. Новолодская, С. Л. Интерактивные методы обучения : теория и технология / С. Л. Новолодская, О. А. Липич. - Чита : ЗИП СибУПК, 2013. - 104 с.
40. Обсков, А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] / А. В. Обсков // Вестник Томского государственного педагогического университета. -
2012. - № 11 (126). - С. 120-124. - Библиогр.: с. 124 (9 назв.). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
41. Основы теории обучения иностранным языкам в средней школе : учеб.-метод. пособие для вузов / Чуваш. гос. пед. ун-т ; сост. Л. В. Антонова, Т. А. Педюсева. - Чебоксары : ЧГПУ, 2008. - 145 с.
42. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для пед. вузов по спец. 033400 (050701) - Педагогика (ДПП.Ф.03 - Пед. технологии) / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. - 3-е изд., стер. - Москва : Academia, 2007. - 176 с. : ил.
43. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 192 с.
44. Пассов, Е. И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - Воронеж : Воронеж. гос. пед. ин-т, 1975. - 283 с.
45. Радевская, Н. С. Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых на основе применения цифровых образовательных ресурсов / Н. С. Радевская. - Санкт-Петербург : Стикс, 2008. - 111 с.
46. Рамазанова, Л. М. Воспитательные функции интерактивных образовательных технологий [Электронный ресурс] = EDUCATIONAL FUNCTIONS OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / Л. М. Рамазанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2. - С. 75-79. - Библиогр.: с. 79 (5 назв. ). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
47. Саркисян, Р. В. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников / Р. В. Саркисян. - Ереван : Луйс, 1984. - 184 с.
48. Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе [Электронный ресурс] : сб. науч.-метод. трудов. Вып. 15 / Вят. гос. гуманит. ун-т. - Киров : ВятГГУ, 2010. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
49. Создание интерактивной образовательной среды для достижения образовательных результатов : сборник методических материалов / сост.: Н. И. Князева. - Казань : Центр инновационных технологий, 2015. - 115 с.
50. Сорокина, А. Л. Практикум по интерактивным образовательным мероприятиям : методическое пособие / А. Л. Сорокина. - Москва : Авторская Мастерская, 2016. - 169 с.
51. Теория и методика обучения немецкому языку как второму иностранному : учеб. пособие / сост. Л. В. Фадеева. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 86 с.
52. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам : обзор осн. направлений метод. мысли России / Г. М. Васильева и др. ; под ред. Л. В. Московкина. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун¬та, 2008. - 234 с.
53. Харитонова, Л. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности : учеб. пособие для фак. иностр. яз. / Л. А. Харитонова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 109 с.
54. Цатурова, И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учеб.-метод. пособие / И. А. Цатурова, А. А. Петухова. - Москва : Высш. шк., 2004. - 95 с.
55. Шевченко, Е. М. Интерактивные методы обучения / Е. М. Шевченко, Е. И. Зайцева. - Волгоград : Политехник, 2012. - 84 с.
56. Шишминцева, А. П. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе / А. П. Шишминцева, Ю. Н. Суртаева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8 (123). -С. 97-98.
57. Bausch, K-R. Handbuch Fremdsprachenunterricht / K-R Bausch. - Berlin,
2003. - 655 s.
58. Dreyer, H. Lehr- und Ubungsbuch der deutschen Grammatik / H. Dreyer, R. Schmidt. - Berlin : Verlag fur Deutsch, 1995. - 320 s.
59. Lehr- und Ubungsbuch der deutschen Grammatik Neubearbeitung Testheft. - Bern : Hueber Verlag, 2003. - 158 s.
60. Orth-Chambahm, J. Tangram: Ubungsheft / J. Orth-Chambah. - Berlin : Max Hueber Verlag, 2001. - 48 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ