Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российский федерализм и его роль в решении проблем современного государства

Работа №58815

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 8
1.1 Многообразие подходов к исследованию сущности и функций федерализма 8
1.2 Эволюция федерализма в русской политико-правовой традиции 18
1.3 Предпосылки формирования современной модели федерализма в России 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 36
2.1 «Политический торг» между федеральными и региональными органами власти 36
2.2 Роль партийной системы в федеративной модели России 44
2.3 Влияние этнического многообразия на построение федеративных
отношений в России 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Масштабные федеративные преобразования в сфере государственного строительства, проводимые в России с 90-х гг., имеют огромное значение для сохранения и укрепления целостности государства, а также обеспечения его безопасности, как с точки зрения внутреннего устройства, так и в рамках международных отношений. Более того, определение главных направлений совершенствования федерализма играет важную роль в процессе организации поля публичной политики на федеральном и региональном уровне, и, что не менее существенно, способствует совершенствованию формы государственного устройства России.
В научном мире нет единой точки зрения относительно роли федерализма в решении проблем современного государства. Для большинства многонациональных государств федерализм, как форма государственного устройства, представляет собой естественную составляющую устойчивого развития, основанного на требованиях демократической и правовой системы. Именно федерализм, с одной стороны, направлен на укрепление государственного единства, а с другой - на сохранение национальной идентичности, культуры наций и этносов, которые формируют современное государство. В связи с этим, представляется актуальным изучение мирового опыта развития федерализма для комплексного анализа проблем, которые связаны с совершенствованием и развитием российского федерализма.
Развитие федерализма в России имеет свою уникальную традицию. Уже на заре своего образования Древняя Русь представляла собой попытку интеграции различных этносов в форме конфедерации. Однако начиная с Московского царства, Россия отличалась сильной централизацией государственной власти, а превратившись в империю при Петре I, жесткой национальной политикой. Для большевиков федерализм уже представлял собой способ умиротворения национальных окраин, что сформировало одну из
главных проблем российского федерализма. В начале 1990-х гг. лозунги развития федерализма стали прикрытием стихийной децентрализации, получившей название «парад суверенитетов», и чуть не привели к распаду России. Эти кардинальные изменения, которые произошли в XX веке в общественно-политическом строе России, напрямую повлияли на развитие федеративных отношений, а также оставили много нерешенных проблем. Они привели к формированию в стране особой модели федерализма. Таким образом, актуальным видится рассмотрение специфики этапов становления федерализма в России, что позволит раскрыть перспективу его совершенствования.
Основные политико-правовые параметры федерации в России закреплены в Главе 1 Конституции РФ «Основы Конституционного строя» и Главе 3 «Федеративное устройство» и согласуются с теорией и практикой федерализма. Однако, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает Россию федеративным государством, стоит отметить, что в данный момент она находится на стадии трансформации, как в политико-экономическом плане, так и с точки зрения государственного устройства. Российской Федерации присущи черты переходного периода, в котором есть как элементы автократии и унитаризма, доставшиеся от прежней советской системы, так и тенденции демократизации и децентрализации, которые стали итогом институционального строительства 90-х годов. Это означает, что в российском политическом пространстве федерализм существует лишь как конституционная форма, которая требует своего наполнения в виде эффективной, реально действующей модели государственного устройства.
Опыт зарубежных федераций и история советского федеративного (союзного) государства показывают, что формальное закрепление федеративных принципов не является гарантом эффективного функционирования государства. Важным также является контекст (социально-политический, исторический и т.д.) становления и развития федерации. Проблемный характер развития федеративной государственности России определяется тем, что на ее развитие и становление оказывает влияние неразвитость и пассивность гражданского общества. В связи с этим, в государственном строительстве сегодня доминирует традиционный стиль осуществления политической власти, инициирующей реформы «сверху».
На современном этапе развития остается нерешенным вопрос о значимости федерализма как востребованного и действенного ресурса политики ее субъектами федеративного и регионального уровня, а также политическими партиями в ходе формирования стратегии и тактики политической борьбы, и, особенно, в ходе выработки и осуществления национальной политики. Учитывая, что Российская Федерация является многонациональным государством, то степень корреляции федеративных принципов и этнического многообразия вызывает существенный исследовательский интерес. Происходит это в первую очередь потому, что принципы федерализма детерминируют изменения в структуре публичной власти в этнических регионах, способствуют формированию региональной идентичности, а также влияют на этническую мобилизацию населения.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется необходимостью преобразований в современном политическом пространстве для повышения индексов эффективности управления. В связи с этим, вопросы развития российского федерализма имеют не только теоретическую, но и политико-практическую значимость. Несмотря на то, что в отечественной науке этой проблеме уделяется большое внимание, по-прежнему остается необходимость всестороннего исследования феномена федерализма, как с прикладной точки зрения, так и в дискурсе теоретико-методологических интерпретаций.
Объектом данной работы является федерализм как модель территориально-государственного устройства Российской Федерации.
Предметом данной работы являются политико-правовые особенности развития федерализма как способа решения проблем государственного строительства.
Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в комплексном изучении государственного устройства России в контексте федеративных интерпретаций.
Для достижения поставленных целей предполагается:
- исследовать понятия «федерализм» в контексте развития мировой политической мысли;
- рассмотреть эволюцию различных моделей федерализма в русской традиции;
- проанализировать особенности развития российского федерализма в условиях демократизации и становления рыночной экономики;
- дать характеристику динамике взаимоотношений центра и регионов в современной России;
- определить роль партийной системы в федеративной модели России;
- рассмотреть влияние этнического многообразия на построение федеративных отношений в современной России;
- раскрыть роль федерализма в решении государственных проблем современной России.
Степень разработанности проблемы. К большинству современных работ, посвященных теоретико-правовому анализу федерализма, можно отнести труды таких иностранных авторов как Д.Элазар, О.Винсент, У Райкер, К.Уэир, С.Вударт. Большой вклад в изучение проблем российского федерализма внесли работы Р.Г.Абдулатипова, С.О.Алехновича, Л.Ф.Болтенковой, В.В.Гайдука, И.Б.Гоптаревой, Н.М.Добрынина, А.А.Захарова, Е.А.Кремянской, А.В.Стародубцева, М.Х.Фарукшина, Р.С.Хакимова. Проблемам институционально-правового становления посвящены диссертации М.Б.Бекбосынова, М.С.Ильченко, И.В.Пчелинцевой.
Методологическую основу данной работы составляют категории системного подхода, метод политико-правового анализа, исторический анализ, структурно-функциональный анализ.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении проблем функционирования федеративной модели в современной России, а также попытке их эффективного решения. Данное исследование расширяет сложившиеся представления о сущности федерализма, а также углубляет познание в системе механизмов его функционирования в рамках современной социально-политической практики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, приведенный выше теоретический материал о сущности, структуре и основах федеративной государственности подтверждает тезис о многогранности понятия «федерализм». Детальный разбор содержания базовых концепций федерализма, который был проведен в первой главе данной выпускной квалификационной работы, позволяет проследить различия между ними: дуалистический федерализм (содержит идею двух уровней власти, обладающих автономией и суверенитетом, при реализации принципа невмешательства в компетенцию друг друга), кооперативный федерализм (характеризуется появлением иерархии между уровнями власти, где общенациональный уровень выглядит сильнее в результате оказания помощи отсталым регионам, а также усилением взаимодействия между центром и регионами), конкурентный или новый федерализм (где происходит возвращение федеральным центром доли полномочий субъектам федерации для создания ситуация конкурентной борьбы, преференции от которой положительно влияют на развитие всей федерации), теория прав штатов (отстаивающая идею суверенитета штатов и право выхода из созданного союза, если федеральный центр выйдет в свой деятельности за рамки делегированных ему полномочий), органический федерализм (характеризуется еще более тесной зависимостью между федеральными структурами и составляющими федерацию единицами). Данное многообразие подходов подтверждает вывод, что не существует единой концепции построения федеративной государственности, подходящей любому многосоставному государству, а федеративные отношения, которые складываются между федеральным центром и его составными частями, уникальны.
Безусловно, Россия прошла долгий путь, прежде чем пришла к федеративному государственному устройству. Зарождение протофедеративных отношений можно наблюдать уже в период становления Древней Руси, когда идет процесс собирание различных земель вокруг Киева. Однако начало XI в. ознаменовалось развитием центробежных сил, которые в итоге привели к междоусобице в государстве. С приходом монголо-татар и борьбы за независимость исторический путь России был предопределен в рамках развития централизованного унитарного государства, центром которого стала Москва. Дальше идет процесс собирания земель уже вокруг Москвы, в границах которой появляются свои политические центры. При Иване Грозном Россия начинает осуществлять активную завоевательную политику, в результате чего складывается централизованное государство, с элементами самостоятельности отдельных народов. При Петре Великом проводится губернская реформа, которая представляется большим прорывом в системе регионального управления. Однако власть концентрируется в руках Императора. При Александре I, который славился своими либеральными идеями, национальные окраины получают автономию (например, Финляндия, Польша, Северный Кавказ и Туркестан).
Следует отметить, что после Февральской буржуазной демократической революции 1917 г. на территории нашей страны складывается сложная обстановка в вопросах государственного устройства и обеспечения прав национальных меньшинств. Решить данный вопрос большевики попытались за счет образования РСФСР, а впоследствии СССР. Но право выхода из СССР, которое провозглашалось союзным руководством, существовало лишь на бумаге и не предполагало механизма его реализации на практике. В результате стоит заключить, что формальное признание суверенитета республик постепенно подменялось усилением унитаризма и централизованного управления.
Ко всему, те процессы национального возрождения, которые охватили в позднеперестоечный период территорию бывшего СССР (процесс «суверенизации», дезинтеграции СССР), отразились и на государственном устройстве Российской Федерации. Эти последствия были юридически закреплены в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г., которые, в свою очередь, были ориентированы в направлении демократизации и федерализации нашей страны.
Таким образом, очевидно, что федеративные отношения, которые формировались в России в 90-е гг., либо вообще не способствовали демократизации в регионах, либо способствовали ей в крайне ограниченной степени. Все это подводило руководство страны к необходимости проведения реформы федеративных отношений - как конституционной, так и административной. И теперь, по прошествии более чем 15 лет с момента начала проведения политико-административной реформы в 2000-е гг., нужно признать, что в основе политических изменений лежало стремление к усилению государства как одной из приоритетных задач после его ослабления в предшествующий период.
Одном словом, централизация системы управления в стране в 2000-е гг. показала, что неуправляемая федерализация «ельцинского» периода была обусловлена не столько активностью региональных элит, сколько слабостью федерального Центра. Рост экономики за счет увеличения цены на нефть в начале 2000-х гг. сформировал благоприятную обстановку для реформирования федеративных отношений в стране. Для России с ее многонациональным составом населения, а также огромной территорией, различные части которой (например, Калининград и Дальний Восток) объективно находятся под воздействием определенных глобализующихся пространств, проведенная институционализация принципов централизованного федерализма при В.В.Путине позволила решить главную задачу - предотвратить угрозу распада страны и обеспечить сохранение ее целостности.
Если говорить о партийной системе, как одной из составляющих развитого демократического государства, то за последние двадцать с лишним лет она существенно трансформировалась. Этап появления и развития новых партий на фоне демократизации общества в начале 1990-х гг. сменился этапом резкого их сокращения в результате укрепления «вертикали власти» и развития «партии власти» в середине 2000-х гг. В результате, в настоящее время можно наблюдать процесс сокращающейся межпартийной конкуренции, и растущей зависимости партий от федеральной исполнительной власти. Ко всему, проведенная реформа законодательства о политических партиях в 2012 г. также пока не принесла существенных изменений относительно общего расклада сил в партийной системе страны, а также в отношении развития федерализма. Можно предположить, что идет процесс унификации политического пространства страны, а также сделать вывод, что такой партийной системе, которая складывается в нынешнее время в России, федерализм только мешает.
Словом, еще одной значимой проблемой развития федерализма в России видится решение национального вопроса. Следует сказать, что никакая суверенизация национальных регионов России, а также народов, не имеющих своих национально-государственных образований на данной территории, не сможет решить проблему защиты прав и интересов этносов. Как мне видится, наилучший путь решения данной проблемы - постепенный, но неуклонный перевод национального вопроса в рамки гражданского общества, в культурную сферу (например, развитие нерусских языков в школьном и высшем образовании, а также литературе и искусстве). Подобные меры помогут деполитизировать национальный вопрос. Следовательно, главная задача государства - решительная борьба с дискриминацией по национальному вопросу в любой сфере жизни. В этом асимметрия по этническим основаниям может расцениваться не только как предоставление привилегий одной группе граждан, но и, автоматически, как дискриминация остальных групп.
Подводя итоги данной работы, можно утверждать, что государственное устройство Российской Федерации следует охарактеризовать как федеративное устройство переходного типа, конечный результат которого, пока не вполне определен. Российская Федерация является государством федеративным, однако, политико-административная реформа, которая была направлена на централизацию управления, оставляет этот принцип только на бумаге. Ко всему, несбалансированность отношения между Центром и регионами, а также слабое развитие субсидиарных отношений между ними, рисуют не столь оптимистичную картину развития российского федерализма. Несмотря на значительный прогресс институционального строительства в 1990-е гг., а также политико-административные реформы 2000-х гг., необходимо признать, что в России лишь сформированы основы федеративного устройства, и, как показывает опыт классических федераций, становление федерации в России будет длительным и трудным процессом.



1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
2. Алехнович С.О. Федерализм: концепт и практика российского проекта. - Монография / С.О.Алехнович - М.: РОССПЭН, 2012. - 328 с.
3. Болтенкова Л.Ф. Проблемы совершенствования федерализма в условиях правового государства. // Правовое государство и государственное устройство: поиск оптимума. - Монография. - М., РАГС. - 2010. - 217 с.
4. Васильченко В.А. Современный российский федерализм и попытка политизации этничности. // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства. Сборник статей / Под ред. Т.В.Коваленко. - Краснодар, 2015. - 284 с.
5. Гайдук В.В. Институт федерализма: вопросы теории. Монография. - М.: «Nota Вепс», 2008. - 256 с.
6. Гоптарева И.Б. Политический анализ концепции федерализма: монография. - Оренбург: “Южный Урал”, 2002. - 240 с.
7. Добрынин Н.М. Федерализм: Историко-методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 2005. - 368 с.
8. Захаров А.А. «Спящий институт»: Федерализм в современной России и мире / Пред. Камерона Росса. - М.: Новое литер. обозрение, 2012. - 144 с.
9. Захаров А.А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. - М.: Московская школа полит. исследований. 2008. - 144 с.
10. Иванов В.В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 годах. - М.: Территория будущего, 2008. - 280 с.
11. Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно-правовое исследование: монография. / Е.А. Кремянская. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 146 с.
12. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. - 370 с.
13. Смирнягин Л.В., Бусыгина И.М. Российский федерализм. М.: МГИМО - Университет, 2010. - 75 с.
14. Стародубцев А.В. Платить нельзя проигрывать: региональная политика и федерализм в современной России. / А.В.Стародубцев. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 196 с.
15. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р.Ф.Туровский. - М.: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2006. - 400 с.
16. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. - Казань.: Казанский университет, 1998. - 335 с.
17. Хакимов Р.С. Федерализм в России: монография. / Р.С.Хакимов. - Казань,
2001. - 352 с.
18. Elazar D. Exploring Federalism. - 1987. - 352 pp.
19. Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. - Boston, Toronto. 1969. - 169 pp.
20. Vincent O. The Meaning of American Federalism: Constituting a Self¬Governing Society. San Francisco: Institute for Contemporary Studies Press, 1991. - 299 pp.
21. Wheare K.C. Federal government. 1st American ed. New York & London: Oxford University Press. 1947. - 455 pp.
Нормативные правовые акты:
22. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 2011. - 64 с.
23. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант Плюс. Законодательство.
24. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант Плюс. Законодательство.
25. О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”: федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: Интернет-портал “Российской Газеты”.
26. О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации”: федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: Интернет-портал “Российской Газеты”.
27. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 [Электронный ресурс] - Режим доступа: Интернет-портал “Российской Газеты”.
Диссертации:
28. Бекбосынов М.Б. Институт российского федерализма: дис. д-ра. полит. наук: 23.00.02 / Бекбосынов Мэсл Боромбаевич. - М., 2012. - 354 с.
29. Ильченко М.С. Теоретико-методологический анализ институционального развития российского федерализма: дис. канд. полит. наук: 23.00.01 / Ильченко Михаил Сергеевич. - Екатеринбург, 2011. - 195 с.
30. Пчелинцева И.В. Теоретико-правовые основы развития современного российского федерализма: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Пчелинцева Инна Владимировна. - СПб, 2012. - 153 с.
Авторефераты диссертаций:
31. Михайлова Н.В. Концептуальная эволюция национальной и федеративной политики в России: автореф. диссер. на соискание ученой степени д.полит.наук: 23.00.02 / Михайлова Наталья Вячеславовна. - М., 2012.
- 48 с.
Электронные ресурсы:
32. Любарев А.Е. Первые итоги партийной и избирательной реформ 2012 года // Комитет гражданских инициатив. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://komitetgi.ru/analytics/490.
33. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 “Какую Россию мы строим” [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2000. - Режим доступа: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27823. (07.05.2015).
34. Шевцова Л.Ф. Россия - год 2006: логика политического страха. / Л.Ф.Шевцова // Независимая газета. - №274. - 16 декабря. 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа http:// http://www.ng.ru/ideas/2005-12-13/1 russia- 2006.html.
Статьи:
35. Авксентьев В.А., Васильченко В.А. Тупик этнического федерализма // Научно-аналитический журнал Обозреватель - OBSERVER. 2013. №10. С.6-15.
36. Ачкасов В.А. Можно ли с помощью федерализма решить «национальный вопрос»? // Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений. Сборник статей / Под ред. Л.В. Сморгунова, Ю.Н. Солонина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - С.205-215.
37. Бусыгина И.М. Политические партии и федерализм в России // Федерализм и этническое разнообразие в России: Сб. ст. / Под ред. Бусыгиной И.М., Хайнеманн-Грюдера А. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С.156-166.
38. Грудинин Н.С. К вопросу о характерных чертах, принципах и свойствах современного российского федерализма. / Наука и современность. - Тамбов, 2015. С.130-140.
39. Захаров А.А. «Имперский синдром»: о восприятии федерализма представителями региональных элит. // К новой модели российского федерализма / Под ред. А.Рябова, А.Захарова, О.Здравомысловой. - М.: Горбачев-Фонд, 2013. - С.11-23.
40. Иванченко Л.А. Организационно-правовое обеспечение приоритетов регионального развития // Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. М., 2000. С.40-53.
41. Ковалев В.А. Федерализм и российская политика в рамках “управляемой демократии” // Демократия и федерализм в России / Отв. ред. А.Ю. Карасин, М.Х. Фарукшин. - М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.234-254.
42. Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы. - Полис. Политические исследования, 2006. № 6. С.145-161.
43. Лаврентьев С.Н.Федерализм и проблема формирования общероссийской гражданской идентичности. // Федерализм в современной России: диалектика взаимоотношений между государством и субъектами: материалы расп. науч.- практ. конф. / Под ред. С.А.Севастьянова. - Уфа, 2015. С.8-12.
44. Линецкий А.В. Роль российских политических партий в укреплении федеративного государства. // Современный федерализм: российский проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2008
г. / Под ред. Ю.Н.Солонина, Л.В.Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.91-94.
45. Салагаев А.Л. Конфликты в социальной сфере: материалы V
всероссийской научно-практической конференции (с международным
участием), 22-23 марта 2012 г. / Под ред. А.Л.Салагаева. - Казань. 2012. С.41¬43.
46. Сидоренко А.В. Этнический вызов российскому федерализму // Современный федерализм: российский проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю.Н.Солонина, Л.В.Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.175-178.
47. Слобожникова В.С. Политические партии современной России о национально-государственном устройстве страны и его перспективах // Вестник Саратовской государственной Юридической Академии. - Саратов, 2014. №3 (98). С.167-180.
48. Смирнягин Л.В. Актуальна ли проблема асимметрии в современной России? // Федерализм и этническое разнообразие в России : Сб. ст. / Под ред. Бусыгиной И.М., Хайнеманн-Грюдера А. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С.44-60.
49. Сморгунов Л.В. Введение: федерализм как принцип публичного управления и способности государства управлять // Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений. Сборник статей / Под ред. Л.В. Сморгунова, Ю.Н. Солонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.3-14.
50. Туровский Р. Итоги и уроки губернаторских выборов // Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М.: Центр политических технологий, 2002. С.8-43.
51. Шапошникова Е.А. Функционирование политических партий в регионах, как механизм достижения централизации власти в Российской Федерации. // Современный федерализм: российский проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю.Н.Солонина, Л.В.Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.140-143.
52. Шишков В.В. Российский федерализм и его особенности в свете постимперского транзита // Журнал Московского Университета. Серия 18: социология и политология / М., 2014. С.90-105.
53. Forsyth M. The Political Theory of Federalism: The Relevance of Classical Approaches. // Federalizing Europe? The Costs, Benefits, and Preconditions of Federal Political System. / Edited by J.J.Hesse and V.Wright. Oxford University. 1996. - P.25-45.
54. Watts R. Contemporary Views on Federalism // Evaluating federal system. - London, 1997. P.1-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ