Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЛЭШМОБ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №58780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЛЭШМОБА КАК
ИНСТРУМЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Флэшмоб: понятие, сущность, классификация 9
Сущность и содержание флэшмоба в профилактике
девиантного поведения подростков
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФЛЭШМОБА КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Проблемы профилактики девиантного поведения подростков
в условиях общеобразовательного учреждения (на примере
деятельности МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»)
Социальный проект «Раскрась жизнь яркими красками!»,
направленный на профилактику девиантного поведения подростков посредством проведения флэшмобов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность темы исследования. Ответственность за успешное осуществление профилактики девиантного поведения подростков лежит не только на семье, но и на общеобразовательных учреждениях, также выполняющих роль институтов воспитания. В связи с этим назрела объективная необходимость интеграции современных форм и методов профилактики девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
В современную эру развития информационных технологий прослеживается все более возрастающее влияние виртуального мира на мир реальный. Достаточно новым и малоизученным феноменом моделируемого группового поведения является флэшмоб – заранее спланированная через социальные сети и Интернет массовая акция, в которой группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее запланированные действия, после чего быстро расходится.
Целевая направленность флэшмобов состоит в привлечении общественного внимания к социальным проблемам, в разрушении негативных социальных стереотипов. Однако, несмотря на возрастающую общественную значимость данного явления, механизмы флэшмоба все еще недостаточно изучены.
Таким образом, актуальность исследования подчеркивается: увеличением количества подростков, демонстрирующих отрицательные формы девиантного поведения; формальным характером проведения профилактических мероприятий в общеобразовательных учреждениях; интенсификацией воздействия виртуальной среды на современное российское общество, а также недостаточной эффективностью организованных в виртуальной среде и перенесенных в реальную среду акций, имеющих целью влияние на восприятие субъектами существующей социальной реальности; большим потенциалом флешмоба, как метода привлечения внимания, и отсутствием надежного инструментария и адаптированных к российской действительности методик организации эффективного флэшмоба.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний момент существует большое количество теорий девиантного поведения, основателями которых являются представители различных школ и направлений. Родоначальниками биологической теории девиантности являются Ч. Ломброзо и У. Шелдон, согласно которой девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Основу психологического подхода к изучению девиантного поведения составили труды А. Адлера, К. Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и Э. Эриксона, в рамках, которых девиантность объясняется психологическими отклонениями личности. В социологических теориях Э. Дюркгейма, С. Селлина, М. Мертона, девиантное поведение объясняется социальными причинами: социальным неравенством, несовершенством общества и т.д.
Вопросы, касающиеся выявления, профилактики девиантного поведения, находят отражение в фундаментальных трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Также аспекты профилактики девиантного поведения были рассмотрены в исследованиях Н.Г. Алексеева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко и В.А. Сластенина.
Исследования социально-психологических закономерностей формирования эффективного поведения индивидов представлены в трудах российских и зарубежных ученых: А. Адлера, Г.М. Андреевой, М. Армстронга, В.Н. Воронина, М.В. Ионцевой, К. Камерона, Р.Д. Льюиса, У. Оучи, Т. Питерса, Л. Росса, Р. Уотерана, Р. Уотермана, Э.Х. Шейна и др.
Сущность и влияние феномена лидерства рассматривают в своих работах такие отечественные и зарубежные исследователи, как П. Бэйлс, Б.Д. Парыгин, С. Джибб, Г. Юкл, М.Г. Ярошевский, Р.Л. Кричевский, В. Дулевич, М. Янг, Ж. Карден, Д. Магнуссон, М. Аргайл, М. Шериф и др.
Понимание феномена толпы, сущностных принципов организации массовых акций предложено в психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд). Механизмы образования и управления виртуальными сообществами изучают в зарубежной науке: Р.П. Багоцци, Д. Бойд, М.М. Васко, Б. Веллман, Л. Гартон, У. Долакия, М. Игбария, Е. Рейд, С. Фарадж, К. Хэйтонвейт.
В современной российской науке феномен флэшмоба рассматривают М. Афонин, Е. Глухова, А. Гудкова, Ю. Давыдов, А. Козлова, С. Федорченко, О. Ямельницкий.
Некоторые аспекты использования флэшмоба в профилактике девиантного поведения встречаются у В.К. Андреева, Б.Д. Букатина.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время механизмы формирования эффективного флэшмоба в профилактике девиантного поведения подростков остаются недостаточно изученными, так как отсутствуют системные исследования по данной тематике. Анализ современных научных работ в области формирования эффективного поведения свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы.
Объектом исследования является флэшмоб как инструмент профилактики девиантного поведения подростков.
Предмет исследования – особенности флэшмоба как инструмента профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования – выявить особенности флэшмоба как инструмента профилактики девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения и разработать сценарий флэшмоба, направленного на ее совершенствование.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы флэшмоба как инструмента профилактики девиантного поведения подростков.
2. Выявить проблемы профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения (на примере деятельности МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»).
3. Разработать социальный проект «Раскрась жизнь яркими красками!», направленный на совершенствование профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения посредством проведения флэшмобов.
Теоретико-методологическая база исследования: социологические теории девиантного поведения М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Кетле, О. Конта, Р. Мертона, Т. Парсонса; теория социальной аномии Э. Дюркгейма; культурологические теории девиантного поведения Т. Селлина, А. Коена, А. Миллера, Э. Сатерленда; психологические теории девиантного поведения З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма; теории формирования личности детей В.В. Белоус, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, А.В. Петровского; гуманистическая теория личности Э. Фромма; теория П.А. Сорокина, которая рассматривает девиацию в контексте человек-общество-культура; теоретические положения психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд); комплекс методологически значимых положений о регуляции поведения посредством социальной установки и ценностных ориентаций в рамках социологического подхода, обоснованных Т. Парсонсом, Г. Спенсером, В.А. Ядовым, А.Г. Здравомысловым, И.С. Коном и др. и в контексте социально-психологического подхода, рассмотренных отечественными авторами (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.); когнитивистский подход, изучающий проблему изменения установок под влиянием различных социальных воздействий (Г. Лассуэлл, Г.Г. Почепцов и др.); теоретические положения о наличии взаимосвязи между процессами коммуникативного воздействия и межличностного восприятия, оказавшейся центральным звеном при конкретном выявлении латентной социально-психологической механики субъект-субъектного взаимодействия в связке лидер-моббер (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют: специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120- ФЗ, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; документация и материалы сайта МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении», проведенного на базе МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва», осуществленного в ходе преддипломной практики (март – апрель 2018 г.). Исследование проводилось посредством психодиагностики, анкетирования обучающихся подросткового возраста (n=100) и экспертного опроса специалистов (n=10).
Методы исследования:
- анализ общей и специальной научной литературы по рассматриваемой проблеме;
- анализ документов (материалов, представленных администрацией школы, протоколов психолого-медико-педагогической комиссии), социальных паспортов подростков группы риска;
- метод анкетного опроса подростков, состоящих на внутри школьном учете и в комиссии по делам несовершеннолетних, а также подростков, замеченных в неоднократном нарушении социальных норм поведения;
- методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест склонности к девиантному поведению);
- экспертный опрос (интервью с учителями, психологом, социальным педагогом, администрацией);
- математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: уточнена классификация и раскрыты сущностные признаки флэшмоба, механизмы формирования эффективного флэшмоба. На основе результатов исследования разработаны и внедрены рекомендации. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «PR-технологии в социальной работе» и других.
Апробация результатов исследования. Исследование выполнено по заказу МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва». Результаты исследования были обсуждены, одобрены и апробированы на базе МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен флэшмоба имеет множество интерпретаций, и дать ему единое определение и обоснование представляется невозможным в рамках данной работы. Понятие флэшмоб несет в себе смысл объединения толпы в каком-то общем деле, чаще всего оно является спонтанным среди зрителей, вызывающим неоднозначную, но всегда позитивную реакцию.
Флешмоб рассматривается как: эксперименты и творчество; протест и эпатаж; игра; развлечение; возможность для знакомств и общения. Видимо, флэшмоб и приобрел такую популярность вследствие своей многогранности и вариативности функций. Гибкость идеологии, простор для полета фантазии дают возможность каждому выразить через флэшмоб свои личные ощущения и переживания и при этом, сохранив индивидуальность, – стать частью единого целого. Флэшмобы могут быть практически любой направленности.
Применительно к индивидуализированному обществу З. Баумана с кризисом и снижением интереса в нём к совместным и общим делам следует обозначить, что флэшмоб, решение об участии в котором людьми принимаются персонально, есть форма общего и коллективного дела, правда, со своей спецификой, определённой особенностями развития современного общества. Флэшмоб может считаться одним из способов выражения интереса к чему-либо, а также распространения идей и смыслов. Флэшмоб в определённой степени представляет собой довольно убедительный и во многом яркий пример наличия и возможных путей использования механизмов эффективных коллективных действий. Эти механизмы следует искать в современных социальных СМИ и ИКТ в целом.
Флэшмоб относится к технологиям непрямого воздействия, когда обучающиеся (педагоги) участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность. При этом зрители сами определяет меру своего участия в мероприятии. Эффект от проведения флэшмоба ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные. При проведении подобной акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда ребята самостоятельно привлекают других к участию, увидев пользу и результативность.
Флэшмоб на время своей жизни создает в общеобразовательном учреждении определенный настрой, доминирующее позитивное эмоциональное состояние. Коллектив образовательной организации становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.
Таким образом, флэшмоб как форма социальной работы, с одной стороны, может выступать в качестве одного из инструмента профилактики девиантного поведения подростков и будет способствовать самоутверждению, ощущению причастности к общему делу, поиску новых, положительных друзей, с другой стороны, данные акции будут повышать интерес общества к существующим социальным проблемам, с которыми сталкиваются подростки.
Проведенное авторское социальное исследование дало более детальное представление о причинах формирования девиантного поведения подростков. Таковыми являются: 1) проблемы воспитания (попустительское воспитание, отсутствие контроля, пагубные привычки родителей, завышенные требования к ребенку); 2) проблемы в образовательном процессе (формальное выполнение обязанностей, отсутствие активных форм профилактики); 3) организация своего свободного времени самими детьми в компании сверстников (алкоголь, табакокурение).
В организации профилактики девиантного поведения обучающихся выявлены следующие проблемы: 1) слабая мотивация у родителей в участии в профилактических мероприятиях; 2) узкий спектр профилактических мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения обучающихся; 3) незначительный процент профилактических мероприятий, использующих активные формы работы с обучающимися. Это свидетельствует о важности мотивации родителей к участию в профилактической работе, развития самоорганизации подростков, путем раскрытия личностного потенциала.
Так как исследование выявило ряд проблем по выявлению причин девиантного поведения подростков, а также проблем в организации профилактики девиантного поведения подростков, с целью устранения данных проблем мы разработали социальный проект «Раскрась жизнь яркими красками!».
Планируется, что в результате реализации проекта: увеличится количество социально активных подростков; сократятся случаи нарушения норм поведения и порядка со стороны обучающихся; раскроется творческий потенциал обучающихся; сформируется потребность вести здоровый образ жизни; будет функционировать электронная школьная газета «Живем весело», группа ВКонтакте с материалами об организации и проведении флэшмобов; повыситься компетентность родителей обучающихся и учителей в вопросах использования активных форм профилактики девиантного поведения подростков.
Мы считаем, что использование такой популярной сегодня в молодежной среде формы проведения мероприятий как флэшмоб, позволит сделать профилактику девиантного поведения подростков более продуктивной за счет повышения интереса к мероприятиям проекта со стороны обучающихся.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ