Философско-культурологический анализ понятия «символа» в концепциях А. Белого и К.Г. Юнга
|
Введение 3
Глава 1. Концепция Андрея Белого 6
1.1. Символ 7
1.2. Ценность 9
Глава 2. Концепция Карла Густава Юнга 11
2.1. Символ 12
2.2. Архетип 14
Глава 3. Понятие «символа» в концепциях А. Белого и К. Г. Юнга 18
Заключение 21
Список литературы
Глава 1. Концепция Андрея Белого 6
1.1. Символ 7
1.2. Ценность 9
Глава 2. Концепция Карла Густава Юнга 11
2.1. Символ 12
2.2. Архетип 14
Глава 3. Понятие «символа» в концепциях А. Белого и К. Г. Юнга 18
Заключение 21
Список литературы
Символ является одним из основных понятий в философии культуры. На протяжении всего времени существования человечества мыслители давали разные толкования этого явления и предлагали свои идеи его значения для культуры и человеческого существования в целом. С развитием научной мысли изменяется и представление о символе как элементе культуры, одни теории приходят на смену предшествующим, однако далеко не все из них в полной мере описывают роль символа.
С греческого языка слово symbolon переводится как «знак», «сигнал», «признак предмета». В Большом Толковом Словаре по Культурологии символ - это универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. В современной культурологии и семиотике исследователи сходятся в том, что символ отличается от знака в первую очередь смыслом, который как бы просвечивает сквозь него, но не бывает полностью исчерпан. Часто этот смысл носит метафизический или абстрактный характер.
В данной курсовой работе исследуются теории, построенные двумя гениальными людьми, жившими в одно время, но в разных культурных традициях. Одним из основных понятий для концепций их миропонимания был символ. В настоящее время достаточно активно развивается неоюнгианство, базирующееся на выстроенном Карлом Густавом Юнгом миропонимании; появляется и начинает свой рост неосимволизм, восходящий к символизму, с которым непосредственно был связан Андрей Белый. Все это обуславливает актуальность данной работы.
В ней представлена попытка философско-культурологического анализа понятия «символ» в каждой из теорий, а также сопоставление «символов» у
Андрея Белого и Карла Густава Юнга и рассмотрение влияния этого явления на миропонимание каждого из них.
Таким образом, объект данного исследования - теория символизма Андрея Белого и теория архетипов Карла Густава Юнга.
Предметом исследования является понятие «символа» в каждой из этих теорий.
Цель работы - провести сравнительный анализ понятия «символа» в работах Андрея Белого и Карла Густава Юнга.
В процессе написания работы должны быть решены следующие задачи:
• Изучение концепции А. Белого
• Определение понятия «символ» в концепции А. Белого
• Изучение концепции К.Г. Юнга
• Определение понятия «символ» в концепции К.Г. Юнга
• Проведение сравнительного анализа понятия «символ» в концепциях А. Белого и К.Г. Юнга
Методы исследования, используемые в работе - это анализ, синтез и сравнение.
Новизна работы заключается в рассмотрении именно понятия «символа» в теориях Андрея Белого и Карла Густава Юнга, так как ранее проводилось сравнение общих положений этих теорий. К тому же, на настоящий момент существует очень небольшое количество исследований, посвященных данной проблематике.
Теоретическая значимость работы проявляется в систематизации информации о символе в теориях Андрея Белого и Карла Густава Юнга, формулировке основных характеристик символа в теории архетипов и теории символизма, а также в анализе и сопоставлении миропонимания, выраженного в концепции каждого из этих мыслителей, и, в частности, понятия «символа» на основе изученных данных.
Материал, представленный в данной курсовой работе, можно будет использовать в качестве источника и базиса для последующих научных разработок данной проблемы. Кроме того, систематизированная в ней информация может стать подспорьем для подготовки к занятиям по философии и культурологии, связанным с символизмом, понятием «символа» или теориями Андрея Белого и Карла Густава Юнга. В этом заключается практическая значимость представленной работы.
С греческого языка слово symbolon переводится как «знак», «сигнал», «признак предмета». В Большом Толковом Словаре по Культурологии символ - это универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. В современной культурологии и семиотике исследователи сходятся в том, что символ отличается от знака в первую очередь смыслом, который как бы просвечивает сквозь него, но не бывает полностью исчерпан. Часто этот смысл носит метафизический или абстрактный характер.
В данной курсовой работе исследуются теории, построенные двумя гениальными людьми, жившими в одно время, но в разных культурных традициях. Одним из основных понятий для концепций их миропонимания был символ. В настоящее время достаточно активно развивается неоюнгианство, базирующееся на выстроенном Карлом Густавом Юнгом миропонимании; появляется и начинает свой рост неосимволизм, восходящий к символизму, с которым непосредственно был связан Андрей Белый. Все это обуславливает актуальность данной работы.
В ней представлена попытка философско-культурологического анализа понятия «символ» в каждой из теорий, а также сопоставление «символов» у
Андрея Белого и Карла Густава Юнга и рассмотрение влияния этого явления на миропонимание каждого из них.
Таким образом, объект данного исследования - теория символизма Андрея Белого и теория архетипов Карла Густава Юнга.
Предметом исследования является понятие «символа» в каждой из этих теорий.
Цель работы - провести сравнительный анализ понятия «символа» в работах Андрея Белого и Карла Густава Юнга.
В процессе написания работы должны быть решены следующие задачи:
• Изучение концепции А. Белого
• Определение понятия «символ» в концепции А. Белого
• Изучение концепции К.Г. Юнга
• Определение понятия «символ» в концепции К.Г. Юнга
• Проведение сравнительного анализа понятия «символ» в концепциях А. Белого и К.Г. Юнга
Методы исследования, используемые в работе - это анализ, синтез и сравнение.
Новизна работы заключается в рассмотрении именно понятия «символа» в теориях Андрея Белого и Карла Густава Юнга, так как ранее проводилось сравнение общих положений этих теорий. К тому же, на настоящий момент существует очень небольшое количество исследований, посвященных данной проблематике.
Теоретическая значимость работы проявляется в систематизации информации о символе в теориях Андрея Белого и Карла Густава Юнга, формулировке основных характеристик символа в теории архетипов и теории символизма, а также в анализе и сопоставлении миропонимания, выраженного в концепции каждого из этих мыслителей, и, в частности, понятия «символа» на основе изученных данных.
Материал, представленный в данной курсовой работе, можно будет использовать в качестве источника и базиса для последующих научных разработок данной проблемы. Кроме того, систематизированная в ней информация может стать подспорьем для подготовки к занятиям по философии и культурологии, связанным с символизмом, понятием «символа» или теориями Андрея Белого и Карла Густава Юнга. В этом заключается практическая значимость представленной работы.
Целью работы было поставлено проведение сравнительного анализа понятия «символа» в концепциях Андрея Белого и Карла Густава Юнга. Для того, чтобы подытожить проведенное исследование и сформулировать основные результаты анализа, необходимо вспомнить главные характеристики символа в теории символизма и теории архетипов.
Андрей Белый дает множество метафорических определений символа, которые отличаются глубиной и многозначностью, поэтому приведем основные характеристики символа в его концепции без цитирования определений.
Символ выступает у Андрея Белого самодостаточным формирующим элементом, объединяющим в себе элементы множества и дуальности и являющийся центром всех соединений. Символ познается через свои проявления, однако не подлежит познанию, исходящему из рациональной основы. Символ раскрывается в символизации и в творчестве. Символ - это единство формы и содержания. Нельзя забывать также об оригинальной формуле Андрея Белого «Символ есть Ценность».
Карл Густав Юнг дает такое определение: «символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению». Символ выходит за рамки индивидуального опыта и соединяет его с культурным наследием; он выступает связующей нитью между материальным и нематериальным мирами. Символ глубок, непознаваем рационально и до конца, многозначен. Символ является проявлением архетипа в материальном мире.
Два основных отличия понятия «символа» у Андрея Белого и у Карла Густава Юнга заключаются в следующем. Во-первых, Карл Густав Юнг использует разные термины для описания образа в материальном (символ) и нематериальном (архетип) мирах. Андрей Белый лишь вводит понятие Символа с большой буквы для обозначения такого его аспекта, который заключается в 21
объединении и единстве множества. Во-вторых, Андрей Белый говорит о символе именно как о центре всех соединений; он включает в себя множество и дуальность элементов. Карл Густав Юнг видит в символе скорее амбивалентный элемент, принадлежащий к обоим - материальному и нематериальному - мирам, но не относящийся в полной мере ни к одному из них в отдельности. Метафорически это можно описать как символ-шар Андрея Белого и символ- мост Карла Густава Юнга.
Однако сходств между теорией символизма и теорией архетипов гораздо больше. Здесь необходимо привести основные положения, в которых соглашаются оба мыслителя.
1. Существует несколько типов символа.
Андрей Белый и Карл Густав Юнг выделяли три основных типа символа (в случае Юнга он говорит об архетипе, однако предмет философских построений здесь совпадает). Это символ как образ видимости (А. Белый) и архетип как познаваемая чувствами модель (К.Г. Юнг). Он характеризуется тем, что пробуждает в человеке эмоции и обладает заранее знакомыми чертами. Это символ как аллегория (А. Белый) и архетип как аллегорический образ (К.Г. Юнг). И, наконец, это символ как призыв к жизненному творчеству (А. Белый) и архетип как невоплощенная структурная формула (К.Г. Юнг).
2. Связь символа с религией и бессознательным.
Андрей Белый практически ставит знак равенства между символом, религиозным и бессознательным. Юнг также проводит цепочку взаимосвязей между символом, религиозным переживанием и коллективным бессознательным. Здесь же стоит упомянуть о том, что оба автора подчеркивали сакральность сферы, которую они исследуют, и символа в частности.
3. Непознаваемость символа.
В обеих теориях символ предстает предметом, принципиально непознаваемым рациональным путем. Кроме того, он таит в себе неисчерпаемую глубину, обусловленную его связью с миром нематериального.
4. Невозможность непосредственного соприкосновения с символом.
И Андрей Белый, и Карл Густав Юнг подчеркивают, что непосредственное соприкосновение с символом невозможно. Мы можем взаимодействовать с ним только через его конкретные проявления.
5. Выражение символа в творчестве.
Оба мыслителя сходятся в том, что символ проявляет себя в творчестве. Более того, оба они видят именно в творчестве путь и возможность духовного преображения человека.
Таким образом, понятие «символа» в концепциях Андрея Белого и Карла Густава Юнга обладает в большей степени совпадающими характеристиками. Они могут подбирать разные слова для описания того, что каждый из них самостоятельно интуитивно нащупал, в силу разного культурного окружения, разной степени влияния на каждого из них разных философов, в конце концов, разного языка. Однако основные особенности открытых ими явлений - одни и те же, что может свидетельствовать как о зерне Истины в их теориях, так и об одинаковых когнитивных искажениях, свойственных всем людям. В моем случае, избегая рационального взгляда на иррациональные сферы, я склонна в большей степени верить в первое.
Андрей Белый дает множество метафорических определений символа, которые отличаются глубиной и многозначностью, поэтому приведем основные характеристики символа в его концепции без цитирования определений.
Символ выступает у Андрея Белого самодостаточным формирующим элементом, объединяющим в себе элементы множества и дуальности и являющийся центром всех соединений. Символ познается через свои проявления, однако не подлежит познанию, исходящему из рациональной основы. Символ раскрывается в символизации и в творчестве. Символ - это единство формы и содержания. Нельзя забывать также об оригинальной формуле Андрея Белого «Символ есть Ценность».
Карл Густав Юнг дает такое определение: «символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению». Символ выходит за рамки индивидуального опыта и соединяет его с культурным наследием; он выступает связующей нитью между материальным и нематериальным мирами. Символ глубок, непознаваем рационально и до конца, многозначен. Символ является проявлением архетипа в материальном мире.
Два основных отличия понятия «символа» у Андрея Белого и у Карла Густава Юнга заключаются в следующем. Во-первых, Карл Густав Юнг использует разные термины для описания образа в материальном (символ) и нематериальном (архетип) мирах. Андрей Белый лишь вводит понятие Символа с большой буквы для обозначения такого его аспекта, который заключается в 21
объединении и единстве множества. Во-вторых, Андрей Белый говорит о символе именно как о центре всех соединений; он включает в себя множество и дуальность элементов. Карл Густав Юнг видит в символе скорее амбивалентный элемент, принадлежащий к обоим - материальному и нематериальному - мирам, но не относящийся в полной мере ни к одному из них в отдельности. Метафорически это можно описать как символ-шар Андрея Белого и символ- мост Карла Густава Юнга.
Однако сходств между теорией символизма и теорией архетипов гораздо больше. Здесь необходимо привести основные положения, в которых соглашаются оба мыслителя.
1. Существует несколько типов символа.
Андрей Белый и Карл Густав Юнг выделяли три основных типа символа (в случае Юнга он говорит об архетипе, однако предмет философских построений здесь совпадает). Это символ как образ видимости (А. Белый) и архетип как познаваемая чувствами модель (К.Г. Юнг). Он характеризуется тем, что пробуждает в человеке эмоции и обладает заранее знакомыми чертами. Это символ как аллегория (А. Белый) и архетип как аллегорический образ (К.Г. Юнг). И, наконец, это символ как призыв к жизненному творчеству (А. Белый) и архетип как невоплощенная структурная формула (К.Г. Юнг).
2. Связь символа с религией и бессознательным.
Андрей Белый практически ставит знак равенства между символом, религиозным и бессознательным. Юнг также проводит цепочку взаимосвязей между символом, религиозным переживанием и коллективным бессознательным. Здесь же стоит упомянуть о том, что оба автора подчеркивали сакральность сферы, которую они исследуют, и символа в частности.
3. Непознаваемость символа.
В обеих теориях символ предстает предметом, принципиально непознаваемым рациональным путем. Кроме того, он таит в себе неисчерпаемую глубину, обусловленную его связью с миром нематериального.
4. Невозможность непосредственного соприкосновения с символом.
И Андрей Белый, и Карл Густав Юнг подчеркивают, что непосредственное соприкосновение с символом невозможно. Мы можем взаимодействовать с ним только через его конкретные проявления.
5. Выражение символа в творчестве.
Оба мыслителя сходятся в том, что символ проявляет себя в творчестве. Более того, оба они видят именно в творчестве путь и возможность духовного преображения человека.
Таким образом, понятие «символа» в концепциях Андрея Белого и Карла Густава Юнга обладает в большей степени совпадающими характеристиками. Они могут подбирать разные слова для описания того, что каждый из них самостоятельно интуитивно нащупал, в силу разного культурного окружения, разной степени влияния на каждого из них разных философов, в конце концов, разного языка. Однако основные особенности открытых ими явлений - одни и те же, что может свидетельствовать как о зерне Истины в их теориях, так и об одинаковых когнитивных искажениях, свойственных всем людям. В моем случае, избегая рационального взгляда на иррациональные сферы, я склонна в большей степени верить в первое.
Подобные работы
- ИСКУССТВО ЭВЕНКОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРИРОДА ЖЕНЩИНЫ КАК ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ ФЕМИНИЗМА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2000 - ФЕНОМЕН ВЕЩИ В ДИЗАЙНЕ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2003 - Концепция истории в автобиографии “Воспитание Генри Адамса”(10.01.03.)
Диссертации (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ в современной России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - САМОСОЗНАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - «Чужая речь» в творчестве Давида Самойлова (10.01.01.)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - «Чужая речь» в творчестве Давида Самойлова
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



