ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
|
Введение З
Глава I. Социальные технологии постиндустриальной культуры б
1.1 Предназначение художественного музея в постиндустриальную эпоху 9
1.2 Функции музея: традиционные, обновлённые, новые? 14
1.3 Аудитория музея: потенциальная и реальная 20
Глава II. Техника и технология в музее: адаптация предметно-пространственной структуры 2З
11.1 Новые технологии в экспозиции музея 25
11.2 Информационные технологии и виртуальная реальность в музее 35
11.3 Материальное пространство музея: архитектура и атмосфера 46
Заключение 52
Список литературы 55
Глава I. Социальные технологии постиндустриальной культуры б
1.1 Предназначение художественного музея в постиндустриальную эпоху 9
1.2 Функции музея: традиционные, обновлённые, новые? 14
1.3 Аудитория музея: потенциальная и реальная 20
Глава II. Техника и технология в музее: адаптация предметно-пространственной структуры 2З
11.1 Новые технологии в экспозиции музея 25
11.2 Информационные технологии и виртуальная реальность в музее 35
11.3 Материальное пространство музея: архитектура и атмосфера 46
Заключение 52
Список литературы 55
Актуальность данного исследования определяется радикальным изменением социально-экономических реалий функционирования общества, общей информатизацией культуры и, как следствие вышеперечисленного, системным кризисом музея. В ходе глобализации и информатизации общества традиционные институты культуры неизбежно устаревают по причине некоторой неповоротливости, свойственной всем традиционным ценностям. Взрывное развитие информационных технологий и масштабная визуализация культуры определяют новую парадигму интеллектуальной среды, в которой музей осуществляет новые функции.
Музей может вступить в борьбу с глобализацией, противопоставляя ей традиционные ценности или же создать современную творческую систему, отражающую реальность. Прежде всего, музей как феномен культуры, должен отвечать социальному заказу, однако потребности общества слабо формализуемы: общество нуждается в пространстве одновременно и сакральном, и доступном, и развивающемся. Современные социокультурные и экономические условия, предлагаемые музею, воспринимаются как посягательства на святое: задача реализации культурного досуга вступает в конфликт с функцией хранения «вечных ценностей». Потребность сочетания массового и элитарного - это провокация музейной формы на поиск новых схем культурного поведения. Развитие информационных технологий приводит к серьёзным изменениям во взаимодействии различных социокультурных сфер . Союз технологий с искусством, которое по М. С. Кагану есть «самосознание культуры» вызывает кризис культурно-ценностных ориентиров, имеющих древнейшие корни. Стремление не только сохранять и исследовать культурное наследие, но и соответствовать потребностям общественного развития, участвовать в решении социокультурных проблем современности требует от музея модернизации механизмов взаимодействия с обществом на всех уровнях.
Исследование проблемы модернизации традиционного музея является актуальным направлением развития современной отечественной и зарубежной музеологии. Изменение общественно-социальных функций музея, развитие музейного экспонирования и музейного строительства относятся к ключевым вопросам теории и практики музейного дела. Идея активного включения музея в жизнь общества была сформулирована ещё в 80-е годы XX века в рамках направления зарубежной музеологии «Новая музеология». Принципы этого движения приобрели методологическое значение, но до сих пор теоретические взгляды расходятся с практикой, и поиск способов адаптации музея остаётся актуальной проблемой музеологии.
Несмотря на большое количество работ, посвященных социальным проблемам (B. Ю. Дукельский, Т. П. Калугина, М. Е. Каулен, Д. Портер, С. В. Пшеничная, Ю. Ромедер, О. С. Сапанжа, К. Хадсон, Т. Ю. Юренева), исследование социальной значимости музея до сих пор не теряет актуальности . В современных исследованиях большую популярность приобрело изучение музейной коммуникации, где центральной проблемой являются отношения музея и посетителя, тенденции демократизации сакрального музейного пространства и участие зрителя в прямом диалоге с музеем (О.В. Беззубова, З.А. Бонами, Е.В. Волкова, Р.Р. Кликс, Т.П. Поляков, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Э.А. Шулепова и др.). Безусловно, внимание к посетителю как равноправному участнику музейной жизни оправдано: трансформация музея происходит в основном из-за изменившихся представлений публики о нём. Но эти изменения должны отразиться также на материально-художественной базе музея. Проблема трансформации предметно-пространственной структуры в основном находит выражение в работах по музейной архитектуре и проектированию (М. Зайгер, А.В. Лебедев, Х.Г. Мерц, В.А. Ревякин, К.В. Сурикова, Н.Ю. Федотова, А.В. Чугунова, Е.А. Шипунова, Б. Шульц) и в исследованиях способов организации выставочно-экспозиционного пространства музеев современного искусства (Т.П. Поляков, М.Т. Майстровская, Б. Гройс). Проблемы трансформации социальных технологий и пространственной структуры традиционного музея также нуждаются в описании и анализе. Рассмотрим основные направления адаптации художественного музея в сложившихся условиях постиндустриального общества, приводя наиболее показательные примеры некоторых крупных музеев России и Западной Европы.
Объектом исследования является художественный музей в постиндустриальной среде. Предмет исследования - теоретико-методологические проблемы функционирования музея в условиях глобализации и способы их решения.
Цель исследования - описание и анализ применяемых механизмов адаптации традиционного музея в постиндустриальном обществе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: описать предназначение и функции современного художественного музея, определить потенциальную и актуальную аудиторию, рассмотреть набор технических возможностей экспонирования, технологические изменения и архитектурное воплощение художественного музея.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют анализ литературы, изучение, сравнение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе рассматриваются новые социальные технологии в культуре XXI века и их влияние на фундаментальные основы музея. Вторая глава посвящена технической модернизации и вопросам ресурсного обеспечения музея.
Музей может вступить в борьбу с глобализацией, противопоставляя ей традиционные ценности или же создать современную творческую систему, отражающую реальность. Прежде всего, музей как феномен культуры, должен отвечать социальному заказу, однако потребности общества слабо формализуемы: общество нуждается в пространстве одновременно и сакральном, и доступном, и развивающемся. Современные социокультурные и экономические условия, предлагаемые музею, воспринимаются как посягательства на святое: задача реализации культурного досуга вступает в конфликт с функцией хранения «вечных ценностей». Потребность сочетания массового и элитарного - это провокация музейной формы на поиск новых схем культурного поведения. Развитие информационных технологий приводит к серьёзным изменениям во взаимодействии различных социокультурных сфер . Союз технологий с искусством, которое по М. С. Кагану есть «самосознание культуры» вызывает кризис культурно-ценностных ориентиров, имеющих древнейшие корни. Стремление не только сохранять и исследовать культурное наследие, но и соответствовать потребностям общественного развития, участвовать в решении социокультурных проблем современности требует от музея модернизации механизмов взаимодействия с обществом на всех уровнях.
Исследование проблемы модернизации традиционного музея является актуальным направлением развития современной отечественной и зарубежной музеологии. Изменение общественно-социальных функций музея, развитие музейного экспонирования и музейного строительства относятся к ключевым вопросам теории и практики музейного дела. Идея активного включения музея в жизнь общества была сформулирована ещё в 80-е годы XX века в рамках направления зарубежной музеологии «Новая музеология». Принципы этого движения приобрели методологическое значение, но до сих пор теоретические взгляды расходятся с практикой, и поиск способов адаптации музея остаётся актуальной проблемой музеологии.
Несмотря на большое количество работ, посвященных социальным проблемам (B. Ю. Дукельский, Т. П. Калугина, М. Е. Каулен, Д. Портер, С. В. Пшеничная, Ю. Ромедер, О. С. Сапанжа, К. Хадсон, Т. Ю. Юренева), исследование социальной значимости музея до сих пор не теряет актуальности . В современных исследованиях большую популярность приобрело изучение музейной коммуникации, где центральной проблемой являются отношения музея и посетителя, тенденции демократизации сакрального музейного пространства и участие зрителя в прямом диалоге с музеем (О.В. Беззубова, З.А. Бонами, Е.В. Волкова, Р.Р. Кликс, Т.П. Поляков, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Э.А. Шулепова и др.). Безусловно, внимание к посетителю как равноправному участнику музейной жизни оправдано: трансформация музея происходит в основном из-за изменившихся представлений публики о нём. Но эти изменения должны отразиться также на материально-художественной базе музея. Проблема трансформации предметно-пространственной структуры в основном находит выражение в работах по музейной архитектуре и проектированию (М. Зайгер, А.В. Лебедев, Х.Г. Мерц, В.А. Ревякин, К.В. Сурикова, Н.Ю. Федотова, А.В. Чугунова, Е.А. Шипунова, Б. Шульц) и в исследованиях способов организации выставочно-экспозиционного пространства музеев современного искусства (Т.П. Поляков, М.Т. Майстровская, Б. Гройс). Проблемы трансформации социальных технологий и пространственной структуры традиционного музея также нуждаются в описании и анализе. Рассмотрим основные направления адаптации художественного музея в сложившихся условиях постиндустриального общества, приводя наиболее показательные примеры некоторых крупных музеев России и Западной Европы.
Объектом исследования является художественный музей в постиндустриальной среде. Предмет исследования - теоретико-методологические проблемы функционирования музея в условиях глобализации и способы их решения.
Цель исследования - описание и анализ применяемых механизмов адаптации традиционного музея в постиндустриальном обществе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: описать предназначение и функции современного художественного музея, определить потенциальную и актуальную аудиторию, рассмотреть набор технических возможностей экспонирования, технологические изменения и архитектурное воплощение художественного музея.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют анализ литературы, изучение, сравнение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе рассматриваются новые социальные технологии в культуре XXI века и их влияние на фундаментальные основы музея. Вторая глава посвящена технической модернизации и вопросам ресурсного обеспечения музея.
Социально-экономические изменения, произошедшие в мире за последние полвека, заметно повлияли на деятельность художественного музея. Адаптация традиционного художественного музея в информационной среде начинается с переосмысления предназначения и функций музея в связи с новыми потребностями общества.
Непривычные для традиционного музея социально-экономические условия требуют реализации рекреационной функции. С другой стороны, в условиях универсализации культуры, обусловленной развитием информационных технологий, крайне важна задача сохранения культурных норм и ценностей. Преодоление противоречия между основополагающей функцией документирования истории и культуры и задачей обеспечения досуга является основным направлением адаптации традиционного художественного музея. В результате музей становится особой культурной формой, обладающей значительным информационным и социально-коммуникативным потенциалом для сохранения культурных ценностей прошлого и создания новых смысловых конструктов.
В поиске баланса между инновационным и традиционным музей делает акцент на модернизации информационно-технического обеспечения музея. Применение технических инноваций в художественном музее является отражением научно-технического прогресса современного общества и лишь отчасти отвечает социальному заказу. Таким образом, распространение цифровых и информационных технологий в музейной сфере создаёт лишь иллюзию меняющегося музея в меняющемся мире. Музею необходимо уделить больше внимания поиску современных экспозиционных решений не только в виде использования мультимедийных технологий, но и в плане концептуального построения экспозиции.
Значительно возросла роль внешнего взаимодействия музея и городского пространства. Архитектурная ценность музейного здания обуславливается не только историческим значением, но и возможностью создания оригинальных туристических маршрутов. Музей входит в городскую инфраструктуру в качестве самостоятельного социально-культурного объекта, что создаёт взаимовыгодные экономические отношения.
Отсутствие достаточного финансирования и необходимость самостоятельного обеспечения средств на реализацию базовых функций считается одной из главных проблем музея в XXI веке. Особенно явно вопрос финансирования артикулируется как проблема и практически угроза существования в отечественной музейной практике. Но, возможно, музею следует отказаться от идеи финансовой несостоятельности и рассматривать рыночные условия не как экономическое рабство, а как возможность развития новых направлений деятельности. Экономическая занятость зарубежных музеев непосредственно в туристическом секторе и в сфере услуг опровергает стереотип о несовместимости музея и коммерческой деятельности. Предпринимательский инфантилизм, свойственный учреждениям культуры постсоветского пространства, ограничивает возможности финансового развития музея. Ригидность мышления музейного сообщества в совокупности с нерациональным применения технологий маркетинга и менеджмента замедляет установление авторитета музея в постиндустриальной культуре.
В целом, техническая модернизация и установление экономической стабильности опережают развитие социальных технологий. Музей развивается как туристический бизнес-актив, в то время как развитие социально-культурной формы малозаметно. Использование интерактивных мультимедийных технологий, относительная включенность в информационное пространство и усиление роли музея в туристическом секторе позволяет музею оставаться востребованным социальным институтом. Но только адаптация социальных технологий может обеспечить долгосрочные перспективы существования и развития в будущем.
Роль музея как института и значение художественного музея в возможном грядущем формировании принципиально новой культуры зависит от стратегии его развития в настоящем. На сегодняшний день музей достаточно успешно реагирует на новые потребности социума, но будущее музея в том, чтобы самому задавать тренды, расширяя горизонты личностных и социальных практик человека.
Непривычные для традиционного музея социально-экономические условия требуют реализации рекреационной функции. С другой стороны, в условиях универсализации культуры, обусловленной развитием информационных технологий, крайне важна задача сохранения культурных норм и ценностей. Преодоление противоречия между основополагающей функцией документирования истории и культуры и задачей обеспечения досуга является основным направлением адаптации традиционного художественного музея. В результате музей становится особой культурной формой, обладающей значительным информационным и социально-коммуникативным потенциалом для сохранения культурных ценностей прошлого и создания новых смысловых конструктов.
В поиске баланса между инновационным и традиционным музей делает акцент на модернизации информационно-технического обеспечения музея. Применение технических инноваций в художественном музее является отражением научно-технического прогресса современного общества и лишь отчасти отвечает социальному заказу. Таким образом, распространение цифровых и информационных технологий в музейной сфере создаёт лишь иллюзию меняющегося музея в меняющемся мире. Музею необходимо уделить больше внимания поиску современных экспозиционных решений не только в виде использования мультимедийных технологий, но и в плане концептуального построения экспозиции.
Значительно возросла роль внешнего взаимодействия музея и городского пространства. Архитектурная ценность музейного здания обуславливается не только историческим значением, но и возможностью создания оригинальных туристических маршрутов. Музей входит в городскую инфраструктуру в качестве самостоятельного социально-культурного объекта, что создаёт взаимовыгодные экономические отношения.
Отсутствие достаточного финансирования и необходимость самостоятельного обеспечения средств на реализацию базовых функций считается одной из главных проблем музея в XXI веке. Особенно явно вопрос финансирования артикулируется как проблема и практически угроза существования в отечественной музейной практике. Но, возможно, музею следует отказаться от идеи финансовой несостоятельности и рассматривать рыночные условия не как экономическое рабство, а как возможность развития новых направлений деятельности. Экономическая занятость зарубежных музеев непосредственно в туристическом секторе и в сфере услуг опровергает стереотип о несовместимости музея и коммерческой деятельности. Предпринимательский инфантилизм, свойственный учреждениям культуры постсоветского пространства, ограничивает возможности финансового развития музея. Ригидность мышления музейного сообщества в совокупности с нерациональным применения технологий маркетинга и менеджмента замедляет установление авторитета музея в постиндустриальной культуре.
В целом, техническая модернизация и установление экономической стабильности опережают развитие социальных технологий. Музей развивается как туристический бизнес-актив, в то время как развитие социально-культурной формы малозаметно. Использование интерактивных мультимедийных технологий, относительная включенность в информационное пространство и усиление роли музея в туристическом секторе позволяет музею оставаться востребованным социальным институтом. Но только адаптация социальных технологий может обеспечить долгосрочные перспективы существования и развития в будущем.
Роль музея как института и значение художественного музея в возможном грядущем формировании принципиально новой культуры зависит от стратегии его развития в настоящем. На сегодняшний день музей достаточно успешно реагирует на новые потребности социума, но будущее музея в том, чтобы самому задавать тренды, расширяя горизонты личностных и социальных практик человека.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ КАК НОВАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА. КОНФЛИКТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - База данных «Одарённые дети Красноярья»: становление системы,выявление и поддержка одаренных детей Красноярского края
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИДНУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Музейное пространство как ресурс актуализации наследия полхов-майданской росписи (История, культура и технология обработки дерева, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет)
Курсовые работы, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Телевидение в культуре современного информационного общества
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ
СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



