Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Работа №58761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение З
Глава I. Социальные технологии постиндустриальной культуры б
1.1 Предназначение художественного музея в постиндустриальную эпоху 9
1.2 Функции музея: традиционные, обновлённые, новые? 14
1.3 Аудитория музея: потенциальная и реальная 20
Глава II. Техника и технология в музее: адаптация предметно-пространственной структуры 2З
11.1 Новые технологии в экспозиции музея 25
11.2 Информационные технологии и виртуальная реальность в музее 35
11.3 Материальное пространство музея: архитектура и атмосфера 46
Заключение 52
Список литературы 55


Актуальность данного исследования определяется радикальным изменением социально-экономических реалий функционирования общества, общей информатизацией культуры и, как следствие вышеперечисленного, системным кризисом музея. В ходе глобализации и информатизации общества традиционные институты культуры неизбежно устаревают по причине некоторой неповоротливости, свойственной всем традиционным ценностям. Взрывное развитие информационных технологий и масштабная визуализация культуры определяют новую парадигму интеллектуальной среды, в которой музей осуществляет новые функции.
Музей может вступить в борьбу с глобализацией, противопоставляя ей традиционные ценности или же создать современную творческую систему, отражающую реальность. Прежде всего, музей как феномен культуры, должен отвечать социальному заказу, однако потребности общества слабо формализуемы: общество нуждается в пространстве одновременно и сакральном, и доступном, и развивающемся. Современные социокультурные и экономические условия, предлагаемые музею, воспринимаются как посягательства на святое: задача реализации культурного досуга вступает в конфликт с функцией хранения «вечных ценностей». Потребность сочетания массового и элитарного - это провокация музейной формы на поиск новых схем культурного поведения. Развитие информационных технологий приводит к серьёзным изменениям во взаимодействии различных социокультурных сфер . Союз технологий с искусством, которое по М. С. Кагану есть «самосознание культуры» вызывает кризис культурно-ценностных ориентиров, имеющих древнейшие корни. Стремление не только сохранять и исследовать культурное наследие, но и соответствовать потребностям общественного развития, участвовать в решении социокультурных проблем современности требует от музея модернизации механизмов взаимодействия с обществом на всех уровнях.
Исследование проблемы модернизации традиционного музея является актуальным направлением развития современной отечественной и зарубежной музеологии. Изменение общественно-социальных функций музея, развитие музейного экспонирования и музейного строительства относятся к ключевым вопросам теории и практики музейного дела. Идея активного включения музея в жизнь общества была сформулирована ещё в 80-е годы XX века в рамках направления зарубежной музеологии «Новая музеология». Принципы этого движения приобрели методологическое значение, но до сих пор теоретические взгляды расходятся с практикой, и поиск способов адаптации музея остаётся актуальной проблемой музеологии.
Несмотря на большое количество работ, посвященных социальным проблемам (B. Ю. Дукельский, Т. П. Калугина, М. Е. Каулен, Д. Портер, С. В. Пшеничная, Ю. Ромедер, О. С. Сапанжа, К. Хадсон, Т. Ю. Юренева), исследование социальной значимости музея до сих пор не теряет актуальности . В современных исследованиях большую популярность приобрело изучение музейной коммуникации, где центральной проблемой являются отношения музея и посетителя, тенденции демократизации сакрального музейного пространства и участие зрителя в прямом диалоге с музеем (О.В. Беззубова, З.А. Бонами, Е.В. Волкова, Р.Р. Кликс, Т.П. Поляков, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Э.А. Шулепова и др.). Безусловно, внимание к посетителю как равноправному участнику музейной жизни оправдано: трансформация музея происходит в основном из-за изменившихся представлений публики о нём. Но эти изменения должны отразиться также на материально-художественной базе музея. Проблема трансформации предметно-пространственной структуры в основном находит выражение в работах по музейной архитектуре и проектированию (М. Зайгер, А.В. Лебедев, Х.Г. Мерц, В.А. Ревякин, К.В. Сурикова, Н.Ю. Федотова, А.В. Чугунова, Е.А. Шипунова, Б. Шульц) и в исследованиях способов организации выставочно-экспозиционного пространства музеев современного искусства (Т.П. Поляков, М.Т. Майстровская, Б. Гройс). Проблемы трансформации социальных технологий и пространственной структуры традиционного музея также нуждаются в описании и анализе. Рассмотрим основные направления адаптации художественного музея в сложившихся условиях постиндустриального общества, приводя наиболее показательные примеры некоторых крупных музеев России и Западной Европы.
Объектом исследования является художественный музей в постиндустриальной среде. Предмет исследования - теоретико-методологические проблемы функционирования музея в условиях глобализации и способы их решения.
Цель исследования - описание и анализ применяемых механизмов адаптации традиционного музея в постиндустриальном обществе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: описать предназначение и функции современного художественного музея, определить потенциальную и актуальную аудиторию, рассмотреть набор технических возможностей экспонирования, технологические изменения и архитектурное воплощение художественного музея.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют анализ литературы, изучение, сравнение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе рассматриваются новые социальные технологии в культуре XXI века и их влияние на фундаментальные основы музея. Вторая глава посвящена технической модернизации и вопросам ресурсного обеспечения музея.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-экономические изменения, произошедшие в мире за последние полвека, заметно повлияли на деятельность художественного музея. Адаптация традиционного художественного музея в информационной среде начинается с переосмысления предназначения и функций музея в связи с новыми потребностями общества.
Непривычные для традиционного музея социально-экономические условия требуют реализации рекреационной функции. С другой стороны, в условиях универсализации культуры, обусловленной развитием информационных технологий, крайне важна задача сохранения культурных норм и ценностей. Преодоление противоречия между основополагающей функцией документирования истории и культуры и задачей обеспечения досуга является основным направлением адаптации традиционного художественного музея. В результате музей становится особой культурной формой, обладающей значительным информационным и социально-коммуникативным потенциалом для сохранения культурных ценностей прошлого и создания новых смысловых конструктов.
В поиске баланса между инновационным и традиционным музей делает акцент на модернизации информационно-технического обеспечения музея. Применение технических инноваций в художественном музее является отражением научно-технического прогресса современного общества и лишь отчасти отвечает социальному заказу. Таким образом, распространение цифровых и информационных технологий в музейной сфере создаёт лишь иллюзию меняющегося музея в меняющемся мире. Музею необходимо уделить больше внимания поиску современных экспозиционных решений не только в виде использования мультимедийных технологий, но и в плане концептуального построения экспозиции.
Значительно возросла роль внешнего взаимодействия музея и городского пространства. Архитектурная ценность музейного здания обуславливается не только историческим значением, но и возможностью создания оригинальных туристических маршрутов. Музей входит в городскую инфраструктуру в качестве самостоятельного социально-культурного объекта, что создаёт взаимовыгодные экономические отношения.
Отсутствие достаточного финансирования и необходимость самостоятельного обеспечения средств на реализацию базовых функций считается одной из главных проблем музея в XXI веке. Особенно явно вопрос финансирования артикулируется как проблема и практически угроза существования в отечественной музейной практике. Но, возможно, музею следует отказаться от идеи финансовой несостоятельности и рассматривать рыночные условия не как экономическое рабство, а как возможность развития новых направлений деятельности. Экономическая занятость зарубежных музеев непосредственно в туристическом секторе и в сфере услуг опровергает стереотип о несовместимости музея и коммерческой деятельности. Предпринимательский инфантилизм, свойственный учреждениям культуры постсоветского пространства, ограничивает возможности финансового развития музея. Ригидность мышления музейного сообщества в совокупности с нерациональным применения технологий маркетинга и менеджмента замедляет установление авторитета музея в постиндустриальной культуре.
В целом, техническая модернизация и установление экономической стабильности опережают развитие социальных технологий. Музей развивается как туристический бизнес-актив, в то время как развитие социально-культурной формы малозаметно. Использование интерактивных мультимедийных технологий, относительная включенность в информационное пространство и усиление роли музея в туристическом секторе позволяет музею оставаться востребованным социальным институтом. Но только адаптация социальных технологий может обеспечить долгосрочные перспективы существования и развития в будущем.
Роль музея как института и значение художественного музея в возможном грядущем формировании принципиально новой культуры зависит от стратегии его развития в настоящем. На сегодняшний день музей достаточно успешно реагирует на новые потребности социума, но будущее музея в том, чтобы самому задавать тренды, расширяя горизонты личностных и социальных практик человека.



1. Александров А.А. Музеи в контексте современных международных отношений / А.А. Александров // Человек и общество перед судом истории: сборник статей / Отв. ред. Н.И. Басовская. - М.: РГГУ, 2012.
2. Арнхейм, Рудольф Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. - М.: "Архитектура-С", 2012.
3. Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // ОНВ. 2010. №4 (89). С.219-222.
4. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель
современного образовательного процесса. // Коммуникация и образование. / Сборник статей. Под ред. С.И. Дудника Санкт-Петербург : С а н к т -
Петербургское философское общество, 2004. C.418-427.
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе /Вальтер Беньямин; [Предисл., сост., пер. и примеч. С.А. Ромашко] Нем. культур. центр им. Гете. - М.: МЕДИУМ, 1996.
6. Бишоп, Клэр Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? — Москва: Ad Marginem, 2014. - 96 с.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
8. Бонами З.А. Предисловие // Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев: Мат-лы науч. конф. «Випперовские чтения,2006». Вып. XXXVII. М., 2008.
9. Бреднева В. А. Идентичность в структуре досуга // Досуг: социокультурные и экономические перспективы / Под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Издательство «Латанова В. П.», 2003. С. 60-64
10. Будко А.А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью // «Музей», № 9, 2009. С. 32-36.
11. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №364. С.49¬
53.
12. ред. Глебова Л. С., Тимофейчук М. Н. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. Вып. 5.
13. Государственный Эрмитаж: отчет о деятельности музея за 1996 год. - СПб, 1997.
14. Грачева Е. С. Музей как поле социокультурной коммуникации: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.06 / Грачева Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т]. - Саратов, 2010. - 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/22.
15. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб, 2004.
16. Грицкевич В. П. История музейного дела, конца XVIII-начала XX вв. СПб, 2007.
17. Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб: Астерион, 2010.
18. Жижек, Славой Киберпространство, или Невыразимая замкнутость бытия // Искусство кино, № 1. М.: 2000
19. Каган М. С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 4/94. — М., 1994. С.445-460.
20. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры - СПб: Петрополис, 2008.
21. Кетова Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология // Человек в мире культуры. 2012. №4. С.76-81.
22. Козиев В. Н., Потюкова Е. В. Музей и общество - СПб. 2015.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга (перевод В. Б. Боброва). М., Прогресс, 1990.
24. Кудрявцева Н. С. К вопросу о социальной пользе современного музея/ Н. С. Кудрявцева // Теоретический журнал Credo new [Электронный ресурс]. URL:http://credonew.ru/content/view/1015/65/(дата обращения: 01.12.2015).
25. Музей будущего: информационный менеджмент /Составитель А.В.Лебедев. Научные редакторы А.В.Лебедев, Е.Л.Иванова, Е.А.Лебедева. М., 2001.
26. Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А.Щербакова, сост. А.В.Лебедев. М., 2009.
27. Лорд, Барри, Лорд, Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. Э.Гусинского и Ю.И.Турчаниновой; под ред. А.Б.Голубовского. - М.: Логос,
2002.
28. Макарова И.И. К вопросу о модернизации ГМИИ им. А.С. Пушкина// Вестник Российского государственного гуманитарного университета - 2010 №15 (58). Культурология. Искусствоведение. Музеология. М.: Издательский центр РГГУ, 2010.
29. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ термина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета - 2014 №14 (136) Культурология Искусствоведение Музеология. М.: Издательский центр РГГУ, 2014.
30. Мастеница Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности // Триумф музея? СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. С.138 -145.
31. Менш Петер Ван Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы Музеологии №1 (9). 2014. URL: http://cyberleninka.ru/articleZn/kommunikatsiya- yazyk-ekspozitsii(дата обращения: 10.03.2016).
32. Рашрагович Б.И., Исаев Б.А. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып. 4. Восток-Запад: сб. статей/ М-во культуры РФ, С.- Петерб. Гос. Ун-т культуры и искусства; - СПБ.:Изд-во СПБГУКИ, 2010. - С. 256 - 262. (Труды; т.190).
33. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / редкол.: В.Л. Янин, В.А. Лебедева, М.Б. Пиотровский и др. - М.: Прогресс. Т. 1: А-М. 2001.
34. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / редкол.: В.Л. Янин, В.А. Лебедева, М.Б. Пиотровский и др. - М.: Прогресс. Т. 2: Н-Я. 2001.
35. Сапанжа О. С . Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб, 12-13.04.07. - СПб, 2007. С. 6-17.
36. Сапанжа О. С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №103.
37. Смирнова Э. В. Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве // Magister Dixit. 2014. №2 (14). С.84-89.
38. Сотникова С. И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. Вып. 2, 2007 г.
39. Сябренко М. Поймать мысль на кончике кисти // "Российская газета" - Спецвыпуск "Дыхание Китая". 2013, № 4.
40. Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф,
2001.
41. Чернега А. А. Проблемы и перспективы институционализации музея в российском обществе на современном этапе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13). С.190¬197.
42. Чугунова А. В. Музейная архитектура в контексте современной культуры // ВМ. 2010. №1.
43. Эльц Е.Э. Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России (проект реставрации Тронного места в Георгиевском зале и большого Императорского трона) // Вестник СПбГУКИ. 2012. №2. С. 2
44. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений - [4-е изд., испр. и доп.]. - М.: Альма Матер: Академический проект, 2007.
45. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. — РУССКОЕ СЛОВО-РС,
2003.
46. Янкина, Светлана / Третьяковка запускает видеогид на языке жестов [Электронный музей] // 2016 The Art Newspaper Russia. 09 ноября 2015. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2324/(дата обращения: 28.03.2016).
47. Александр Иванов (1806-1858). Рисунок. Акварель. Библейские эскизы из собрания Государственной Третьяковской галереи / Мультимедиа издания [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея 2016. URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/publication/multimedia editions/(дата обращения: 01.03.2016).
48. Благотворительный фонд В. Потанина. Музейные программы [2001¬2015]. URL:http://museum.fondpotanin.ru/(дата обращения: 01.12.2015).
49. Владимир Гусев. Интервью телеканалу «Санкт-Петербург» // Телеканал «Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] URL: http://topspb.tv/news/news66219/(дата обращения: 17.11.2015).
50. Идеальный музей - какой он? / Лебедев А.В. [Электронный ресурс] // Артхроника - журнал No.1 об искусстве в РоссииЕЮ.: http://artchronika.ru/themes/ideal-museum-rt/(дата обращения: 16.03.2016).
51. Кодекс музейной этики ИКОМ: [принят в январе 2006 г., Париж] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icom.org.ru/docs/A7 Кодекс%20музейной%20этики%20ИКОМ.rtf
52. Круглый стол «В ожидании музея» //URL: http://artchronika.ru/themes/ideal-museum-rt/(дата обращения 07.01.2016).
53. Круглый стол «Почему музейный бум обходит Россию стороной?» // Лаборатория музейного п р о е к т и р о в а н и я , URL: http://www.amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/76-muzbum(дата обращения: 01.12.2015).
54. Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба [Электронный ресурс] // Архитектурная мастерская “Студия 4 4” URL:http://www.studio44.ru/rus ver/proekty/projects/project47/(дата обращения: 18.03.2016).
55. Открытый фонд скульптуры [Электронный ресурс] // Русский музей.
Михайловский замокЖГ http://rusmuseum.ru/mikhailovsky-
castle/exhibitions/outdoor-sculpture-fund/(дата обращения: 08.12.2015)
56. Российская музейная энциклопедия / Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия [2002]. URL: http://www.museum.ru/rme/(дата обращения: 28.11.2015).
57. Центр Помпиду представил новую постоянную экспозицию в реконструированных залах [Электронный ресурс] // Журнал Артгид URL: http://artguide.com/news/3907(дата обращения: 29.03.2016).
58. 10 главных проектов-предвкушений 2016 года // speech: archspeech. Интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне [Электронный ресурс] URL:http://archspeech.com/article/ 10-glavnyh-proektov-predvkusheniy-2016-goda(дата обращения: 29.03.2016).
59. Ana Maria Guasch, Joseba Zulaika Learning from the Bilbao Guggenheim / Center for Basque Studies, University of Nevada, Reno, 2005.
60. Perkins, John. Planning for Museum Automation Student Workbook, Pittsburgh: Archives & Museum Informatics, 1993.
61. Scott, Carol Museums: challenges for the 21st century // Museum management and marketing, London & New York, 2007c. 49-68.
62. Scott, Carol Measuring Social Value // Museum management and marketing, London & New York, 2007 c. 181-194.
63. Dulwich Picture Gallery's 'fake' painting revealed [Электронный ресурс] // BBC News - Entertainment & Arts URL:http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-32493860(дата обращения: 19.04.2016).
64. Google Cultural Institute [Электронный ресурс] / 2016 Google URL:
https: //www.google.com/ intl/ru/culturalinstitute/about/ (дата обращения:
01.04.2016).
65. Glam - CC Wiki [Электронный ресурс] / Creative Commons URL: https://wiki.creativecommons.org/wiki/GLAM(дата обращения: 01.04.2016).
66. Le Louvre, une institution seculaire tournee vers l'avenir // Missions et projets [Электронный ресурс] URL:http://www.louvre.fr/(дата обращения: 29.03.2016).
67. Masterplan Museumsinsel - A Projection into the Future [Электронный ресурс] / SPK / ART + COM URL:http://www.museumsinsel- berlin.de/en/masterplan/projection-into-the-future/(дата обращения 14.04.2016).
68. New Theme: #MuseumSelfie January 22nd// Culture Themes [Электронный ресурс] URL:http://culturethemes.blogspot.ru/2013/12/new-theme-museumselfie-january-22nd.html(дата обращения: 29.03.2016).
69. Nuit europeenne des musees// Le ministere de la Culture et de la Communication presente [Электронный ресурс] URL: http://nuitdesmusees.culturecommunication.gouv.fr/(дата обращения: 29.03.2016).
70. Top Museum Software Products [Электронный ресурс] / Capterra Inc. URL:http ://www.capterra. com/museum- software/(дата обращения: 29.03.2016).
71. Qui sommes-nous? //Le Centre Pompidou [Электронный ресурс] URL: https://www.centrepompidou.fr/fr/Le- Centre-Pompidou(дата обращения: 29.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ