Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-американские отношения в ХХI веке

Работа №58752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История взаимоотношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки 9
1.1. Основные вехи российско-американских
отношений 9
1.2. Экономические и геополитические аспекты российско-американских отношений 17
1.3. Место России и США в глобализационных
процессах 23
Глава 2. Проблемы российско-американских отношений и пути их разрешения 31
2.1. Общие черты и расхождения в интересах России и США 31
2.2. Возобновление противостояния 37
2.3. Борьба с терроризмом 47
2.4. Пути преодоления российско-американских противоречий 56
Заключение 65
Список принятых сокращений 71
Список источников и использованной литературы 72


В последствии распада СССР и становления Российской Федерации как самостоятельного субъекта международных отношений, российско- американские отношения прошли несколько этапов и претерпели существенные изменения. Также сильно претерпела изменения и геополитическая карта мира, а точнее поменялось ее понимание. В начале девяностых, после краха Советского Союза и потери им статуса супердержавы, имевшей огромную роль в общемировой политике, мир перешел из биполярного мира в многополярный. Соединенные Штаты Америки получили превосходство в военной, экономической, политической сферах на международной арене и укрепились в уверенности, что теперь им предназначена роль единоличного лидера.
В начале нового тысячелетия Россия возлагала надежды на то, что Соединенные Штаты оценят сильное стремление поменять государственный строй на демократический. Либеральные правительственные силы принесли огромные жертвы и надеялись на то, что правительство штатов предоставит экономическую помощь и предоставит заслуженное место в сообществе передовых развитых государств.
В данный момент Россия и США играют стратегически важную роль в мировой политике и экономике, наращивая свое влияние в разных сферах жизнедеятельности, как в своем регионе, так и в рамках всего мира и занимают особое место в мире современных международных отношений.
Необходимость развития современных российско-американских партнерских отношений осознается обеими странами, так как от этого напрямую зависит стабильность мирового сообщества. Проблема в том, что характер партнерства между США и Россией должен претерпеть колоссальные изменения. Поэтому исследование российско-американских отношений чрезвычайно актуально в данный период времени.
Актуальность исследования российско-американских отношений обусловлена многими факторами. Российская Федерация - правопреемница СССР и соответственно российско-американские отношения - это продолжение отношений между СССР и США в новом тысячелетии. Также эти отношения оказывают большое влияние на происходящие процессы в России, США и главное во всем мировом сообществе.
Кризис в современных взаимоотношениях между Россией и США; санкции правительства США и Европейского Союза, введенные против РФ; необдуманная политика членов мирового сообщества в Ливии, Египте и Сирии; война на Украине; появление запрещенной в Российской Федерации группировки ИГИЛ - вынуждает нас еще раз проанализировать историю взаимоотношений России и США в XXI веке с разных точек зрения и сторон и выработать принципиально новую стратегию развития двусторонних отношений.
По степени разработанности наша работа является достаточно изученной и существует много исследований на эту тему и российских, и американских авторов. Однако современном мире взаимоотношения меняются молниеносно, повлиять на отношения двух государств может каждый опрометчивый поступок властей и каждый день приносит что-то новое. Исходя из этого, отношения таких держав как США и Российская Федерация ежечасно претерпевают изменения по различным вопросам международной политики. Обоснована необходимость развития отношений по всем аспектам взаимоотношений наших государств и усиления сотрудничества в политической, экономической, военной сферах и противостоянии международному терроризму и ИГИЛ.
А.А. и другие. В трудах С. Тэллбота «Дипломатия и международные отношения» подробно освещена история дипломатии и история развития отношений двух государств после развала Советского Союза. Труды знаменитого политического деятеля Збигнева Бзежинского дают анализ причин расхождения интересов двух стран и описывают позицию Соединенных Штатов в проблематике отношений с Россией.
В своем учебном пособии «Политология» Горелов А.А. детально описывает важное значение для России торгово-экономических связей с США, потенциал их развития и роль Соединенных Штатов в международных экономических и финансовых организациях.
В работе Степанова Е. - профессор РАН затрагивает угрозу всему человечеству от группировки Исламское Г осударство (запрещено в России) и необходимость применения совместных усилий России и США в борьбе с ИГИЛ.
Статья профессора политологии Колумбийского Университета Роберта Легволда в журнале «Global Affairs» отражает американский взгляд на внешнюю политику России и затрагивает проблему противоборства России и Соединенных Штатов.
При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы учебные издания и статьи портала МИД России, справочные издания, отражающие приоритетные направления внешней политики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Источниковой базой исследования послужили нормативные документы, договоры, соглашения и заявления представителей двух стран,
тексты речей и выступлений официальных представителей и руководящих деятелей государств, известных политических деятелей.
Объектом исследования являются российско-американские отношения в XXI веке с момента вступления в должность и.о. президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Предметом исследования выступают взаимоотношения Российской Федерации и Соединенных штатов Америки в политической, экономической, военной и гуманитарных сферах.
Целью исследования является выявление тенденций развития взаимоотношений России и США в XXI веке и их новой роли в новых геополитических условиях, поиск точек соприкосновения двух государств и путей решения существующих проблем в российско-американских отношениях.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие российско- американское сотрудничество;
2) Исследовать процесс развития российско-американского сотрудничества;
3) Проанализировать современные концепции международных отношений и их роль в решений международных конфликтов
4) Выявить проблемы российско-американских отношений и пути их преодоления.
Без анализа всей истории российско-американских отношений от начала их становления до настоящего времени, не представляется возможным дать объективную оценку современных двусторонних отношений. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с установления первого дипломатического контакта между двумя государствами в 1698г в Лондоне, когда император Российской Империи встретился с уроженцем Английского королевства Уильямом Пенном и до наших дней. Основные вехи российско-американских отношений затрагиваются лишь в начале первой главы, остальная часть данного исследования посвящена анализу отношений России и США в XXI веке.
Методологической базой исследования послужила совокупность теоретических и эмпирических методов научного исследования. С помощью анализа литературы, документов и результатов деятельности политиков как Российской Федерации и Соединенных штатов Америки, так и участников всего мирового общества в целом сформировало представление о нормативно-правовой базе и других возможных существующих механизмах сотрудничества двух стран и их развития. Также использовались статистические данные Всемирного Банка в сравнении уровня ВВП США и России, данные Института Экономики и Мира Университета Мэриленда индексе терроризма за последние годы.
Путем использования методов абстрагирования и обобщения удалось представить отношения РФ и США в виде целостной системы правовых, политических, экономических, культурных и других аспектов сотрудничества.
Научная новизна данного исследования заключается в определении значения развития российско-американских отношений в XX веке, проведении анализа всех точек соприкосновения и расхождения интересов двух стран и перспектив их развития в мировой политической и экономической системах. Важным условием укрепления стратегической безопасности в мире, является развитие сотрудничества России и США в позитивном ключе.
Полученные результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов в сфере российско-американских отношений, также могут быть применены в исследованиях и преподавании новейшей истории России и США.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, литературы, списка принятых сокращений и приложения. Во Введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы, рассматривается степень ее разработанности, ее практическая значимость, формулируется предмет и объект исследования, ее цели, задачи, научная новизна и краткая информация по источникам использованным в работе.
В первом разделе рассматриваются основные вехи развития российско- американских отношений и современные концепции международных отношений. Исследуются нормативно-правовые акты, регулирующие Российско-Американское сотрудничество, экономические и геополитические аспекты российско-американских отношений и роль РФ и США в процессах глобализации.
Второй раздел данной работы посвящен исследованию проблем российско-американских отношений и пути их разрешения, направлениям развития взаимоотношений двух стран в экономической, политической, культурно-гуманитарной и военной сферах. Ведущими факторами в рамках сотрудничества России и США, являются двусторонние отношения по установлению американских элементов системы ПРО у западных границ РФ, проведение совместных операций по борьбе с терроризмом, развитие космической программы. Анализируются точки соприкосновения в интересах РФ и США. Дается характеристика существующего уровня развития отношений в этих сферах и выделяются главные недостатки в политике России и США, препятствующие эффективному взаимодействию.
В Заключении приводятся выводы и предложения, выносятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


События XXI века сформировали новую международную политику и соответствующую новым реалиям повестку дня, касающуюся отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Основная повестка российско-американских отношений в настоящее время прежде всего - международный терроризм и международная организованная преступность, распространение ОМП и также совместные действия по стабилизации обстановки и прекращения военных действий на Украине и в Сирии, улучшение двусторонних отношений и последующая отмена взаимных санкций. РФ и США следует строить свои взаимоотношения, опираясь не на идеологические принципы как в годы холодной войны, и не из солидарности к союзному государству, а прежде всего из своих национальных интересов. Если интересы наших держав будут совпадать, то идейные расхождения не помешают взаимовыгодному сотрудничеству государств (борьба с терроризмом, нераспространение ОМП, торговля, технологические обмены). В XXI веке Соединенные Штаты стали нуждаться в содействии России в борьбе с терроризмом, в частности, запрещенной в России группировкой - Исламское Государство, в предотвращении распространения оружия массового поражения и урегулировании вопроса агрессивной политики КНДР и и ряда локальных конфликтов. Этап, когда Россия значительно зависела от американской помощи и поддержки, ушел в прошлое.
В России, как и раньше, принято сравнивать собственную политику и государственные проблемы с проблемами Америки. И это сравнение со штатами продолжает оставаться главным пунктом объяснения всех законопроектов, что закон об НКО, что вопрос аннексии Крыма. Используется это, к сожалению, не только политиками, но и простыми гражданами в повседневной жизни.
США и Россия обладают крупнейшими военно-промышленными комплексами в мире. Тем самым наши государства несут особую ответственность за нераспространение оружия массового поражения. Опасность распространения ОМП представляет серьезную угрозу международной безопасности и стабильности. Ясно, что решение задачи по предотвращении распространения оружия не обойдется без совместных действий России и США.
Не вызывает сомнений, что основным фактором, содействующим укреплению режима нераспространения ОМП за последние двадцать лет стало сотрудничество таких держав как Россия и США. Несмотря на непрерывную работу в этом направлении, в новых исторических реалиях это взаимодействие должно быть активизировано. Российский историк, специалист-международник С.А. Караганов считает: «Россия и Соединенные Штаты должны объединить свои усилия, чтобы помочь странам, обладающим ядерными материалами, в деле обеспечения безопасного хранения этих материалов или же чтобы скупить их избыточные запасы. Россия могла бы предоставить людей и необходимое ноу-хау, а США могли бы взять на себя прежде всего финансирование; к участию следует пригласить и другие государства».
На данный момент существует огромное количество весомых разногласий между Россией и Соединенными Штатами, связанных с последствиями военно-технического сотрудничества РФ с Ираном, Китаем и Сирией.
В тоже время продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Корейском полуострове, противодействие международному терроризму и другим вызовам. При ведущей роли России и США выработана договоренность по урегулированию иранской ядерной проблемы, запущена работа Международной группы поддержки Сирии и введен в действие режим прекращения огня в этой стране.
К сожалению, после введения США санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты. Збигнев Бжезинский также выразил свое мнение по этому поводу. Они предусмотрительно призвали президента Трампа «признать, что идеальное долгосрочное решение - это то, при котором три доминирующие военные державы - США, Китай и Россия - совместно трудятся над поддержкой стабильности во всем мире» . В том случае, если США, Россия и Китай будут работать сообща, удастся создать более справедливый либеральный порядок в мире. Сотрудничество между нашими странами или его отсутствие сыграет решающую роль в устранении трех главных угроз мировому порядку: растущей угрозы ядерной катастрофы во все более опасном многополярном ядерном мире; конфликтов из-за изменения климата, а также перспективы коренных изменений внутри и вокруг евразийского континента.
Россия влияет на интересы США во всем мире. Россия граничит с Европой, Ближним Востоком и Азией - регионами, имеющими самое важное значение для Соединенных Штатов. У России, как и у США, есть свои жизненно важные интересы в Арктике. Более тесное сотрудничество с Россией пошло бы на пользу США в решении самых злободневных международных проблем - таких, как борьба с терроризмом, глобальным потеплением и распространением ядерного оружия. Но для того, чтобы грамотно иметь дело с Россией, отмечают эксперты, нужны совместные усилия высококвалифицированных ученых и мудрых практиков внешней политики, а таких кадров в США остро недостает - вот уже 25 лет и правительство, и общественность уделяют все меньше внимания тем вызовам
и тем возможностям, которые представляет для Америки Россия. В прошлом году число американцев, проходивших учебу и стажировку в РФ, составило примерно 1000 - это на 45% меньше, чем было в 2011 году. В американских вузах год за годом сокращается количество студентов и аспирантов, специализация которых связана с Россией.
В результате, когда настанет тот этап, при котором будущее мировой безопасности будет под угрозой, представителям власти обоих государств предстоит принять важные решения. Это гораздо более важный и судьбоносный выбор, чем осознает каждая из сторон. Это может быть выбор, которому воспрепятствуют политические реалии в обеих странах. Узкие задачи, замкнутая политика и усиление недалекого мышления с обеих сторон на всех уровнях может оказаться неизбежным. И если так, то это будет не первый случай в истории, когда великие державы проморгают решающий момент для будущего мироустройства и заплатят за это высокую цену.63
Наряду со всеми разногласиями, в сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п. В сентябре 2012 года вступило в силу соглашение об упрощении визовых формальностей. Россия ставит вопрос о дальнейшей либерализации режима взаимных поездок.
В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.
Лозунг Трампа «Америка превыше всего», если даже он имеет какой-то смысл, толкает страну в противоположном направлении. В более полной и исчерпывающей формулировке акцент на «экономический национализм» и
жесткий антиглобализм, сознание национального суверенитета и скептическое отношение к альянсам и международным организациям. Это некая антитеза либеральному мировому порядку. Если подобный подход возобладает в Белом Доме, или даже если он будет конкурировать с другими более традиционными взглядами, отстаиваемыми другими представителями администрации, это будет означать наступление периода турбулентности в американской внешней политике, для которого характерны непоследовательные цели и непредсказуемые действия.
У РФ и США есть общие интересы, чтобы не допустить разрастания региональных религиозных и этнических конфликтов. Также у наших государств есть и другие точки соприкосновения. И это оставляет надежду на то, что нам удастся не допустить возврата к геополитической конфронтации и взаимодействовать на основе национальных интересов обеих держав.
От того, в каком направлении пойдут российско-американские отношения, сильно зависят отношения России с регионами, в которых сосредоточены важнейшие российские интересы - постсоветское пространство, Европа, Северная Африка и Восточная Азия. Нельзя не отметить, что осуществление целого ряда чрезвычайно важных приоритетов внешней политики Вашингтона, таких как Иран, Афганистан, борьба с международным терроризмом и проблема нераспространения ядерного оружия, напрямую зависит от сотрудничества или соперничества США с РФ.
Самое главное, что нужно для нормализации отношений России и США - это устранить взаимное недоверие, стоящее на пути партнерства. Присутствие этого фактора является бесспорным моментом, который нам достался в наследство от холодной войны, которую торжественно объявляли оконченной уже трижды - в 1989, 1991 и в 2001 годах. Думается, что корни взаимного недоверия зарыты еще глубже и проблема состоит в восприятии обоими государствами друг друга соперниками, а не потенциальными союзниками.
По всем прогнозам, российско-американские отношения сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для всего международного сообщества в целом. РФ и США являются ядерными сверхдержавами и ответственны за стратегическую стабильность во всем мире. Международная безопасность зависит от сотрудничества или соперничества двух стран в наиболее серьезных аспектах, таких как отношения между ядерными державами, совместная борьба с терроризмом и вопроса нераспространения ядерного оружия.


1. «Россия высылает сотрудника посольства США в Москве» // [Электронный ресурс]
http://www.bbc.com/russian/russia/2013/05/130514_russia_cia_spy
2. «Экономика России отдает долги Второй Мировой Войны».//www.emigrayion Russie. -C.2
3. Выдержки из стенографического отчёта о заседании российско- германского форума общественности «Петербургский диалог» // [Электронный ресурс] http://news.kremlin.ru/ transcripts/1596
4. Данные Всемирного Банка // [Электронный ресурс] http://data.worldbank.org/country/russian-federation?locale=ru
5. Ежегодное Послание Президента В.В.Путина Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.// [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/events/president/news/17118
6. Заявление вице-президента США М.Пенса. «Конференции по безопасности». Мюнхен. Февраль
7. Заявление главы комитета Госдумы по международным делам Л. Слуцкого. Москва. 2017. 15 февраля - Риа-Новости
8. Заявление главы комитета Госдумы по международным РФ делам Л. Слуцкого. Москва. 2017. 15 февраля - Риа-Новости
9. Заявление Д.Байдена. Мюнхенская конференция по политике безопасности. Мюнхен.2009.Февраль
10.Заявление президента РФ В.В.Путина. Всемирный
экономический форум. Швейцария. Январь 2009г.
11. Заявление пресс-секретаря президента США Ш.Спайсера.
Вашингтон. 2017 // [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/02/14/677669-tramp- zhdet
12. Заявление пресс-секретаря президента США Ш.Спайсера.
Вашингтон. 2017 // [Электронный ресурс]
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/02/14/677669-tramp- zhdet
13. Заявление экс-вице-президента США Дика Чейни. Конференция "Единое видение общего соседства". Латвия. 4 мая 2006г.
14. Концепция внешней политики Российской
Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.
15. Никонов В. Западноцентризм подошел к концу // Известия, 2008, 15 октября
16. Саммит большой двадцатки. Лондон. Июнь 2009г.
17. Статья главы госдепа США К.Райс // «НГ-Дипкурьер», 2008, 13 октября
18. Степанова Е. «Как и почему Россия и США могут сотрудничать в противодействии терроризму»// Эхо Москвы, 2017, 10 февраля.
19. Торговля между Россией и США в 2016 г. //[Электронный ресурс] http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya- mezhdu-rossiey-i-ssha-v-2016-g/
20. Указ президента РФ В.В.Путина «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров» 15 июля 2007г.//www.mid.ru/obycnye-
vooruzenia//asset publisher/MlJdOT56NKIk/content/id/367930
21.Institute for Economics and Peace, University of Maryland «The Global Terrorism Index 2015»
22. Gates R.M. A Balanced Strategy. Reprogramming the Pentagon for a New Age // Foreign Affairs, 2009, January/February, foreignaffairs/articles/63717/robert-m-gates/a-balanced-strategy
23. Graham R. Lyrics for «Theme from Phonokinetoscope» Op. cit., p. 79. 73
24. National security strategy of U.S. 2008
25. US and Russia: The Window of Opportunity. February 2009/ Partnership for a Secure America statement. // http://www.psaonline.org/article.php?id=476.
2. Литература
1. А. Каримова, Ш. Ийгиталиев, журнал ЦА и Кавказ «Модели отношения между США, КНР и РФ». // Москва.: изд. «2», - 2006 г. - стр. 30-49.
2. Арбатов А.Г. «Международная безопасность после Кавказского кризиса» // polit/institutes/2008/10/15/caucasus.html
3. Болховитинов Н.Н. «Российско-американские отношения и продажа Аляски 1834-1867»// Наука. 1990г. С.57
4. Вебер А.Б. Актуальные вопросы глобализации.// Космополис. 1999. №5.
5. Гаджиев К. С. «Политология»// М., 2008. С. 464.
6. Горелов А. А. «Политология»//. М., 2006. С. 576.
7. Громыко А.А. «История внешней политики СССР 1917-1976 гг.»/ /М.:Наука,1976.-С.444.
8. Д. Мэмбер, // « Центральная Азия и Кавказ»// Москва.: изд. «7», - 2005г. - С.25-28.
9. Дебидур А. «Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814 - 1878): Революция»// М. Иностр. лит., 1947. С.- 544.
10. Доклад рабочей группы Фонда Карнеги: «Российско-
американские отношения на рубеже эпох» // М., 2000, с. 57.
11. Казанцев Ю.А. «Международные отношения и внешняя политика России (ХХвек)»// Ростов-на-Дону: Феникс,2002. - С.264
12. Караганов С. А. «Новые вызовы. Политика безопасности России в будущем»// Intern. Politik.2002.№7.С.-70
13. Кортунов С.В. «Проблемы национальной идентичности России в условиях глобализации». Монография //М. 2008
14. Макаров Д.В. «США и Россия. Новая парадигма
неправительственной дипломатии. Российско-американские отношения с точки зрения гражданского общества» //М. 2006. С. 232.
15. Овинников Р.С. «Зигзаги внешней политики США».- М.:Политиздат,1986.-С.378
16. Р.Легвольд «Путь в неизвестность: американо-российские
отношения разбалансированы»: [Электронный ресурс]
www.globalaffairs.ru/valday/Put-v-neizvestnost-amerikano-rossiiskie- otnosheniya-razbalansirovany-18674
17. Римашевская Н. М.«Население и глобализация»//- М.:Наука,2002. -322 с.
18. Рогов С. «Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений» // Независимое военное обозрение. 2008. № 13.
19. Сорос Д. «Мыльный пузырь американского превосходства»//. Москва, "Альпина бизнес букс", 2004. С.56
20. Степанова Е. «Исламское государство как проблема безопасности
России: характер и масштаб угрозы» ПОНАРС
Евразия, аналитическая записка № 393, декабрь 2015 г.
21. Трофименко Г.А «Советско-американские отношения в современном мире».//М.:Наука,1987.-С.195.
22. Тэлботт С. «Билл и Борис: Записки о президентской
дипломатии»// М., 2003. С.-342
23. Шаклеина Т.А. «Внешнеполитические дискуссии в США: поиски глобальной стратегии»// М. 2002. С. - 3-15
24. Huntington S.P. The Clash of Civilization // Foreign Affairs. May- June. 1993
25. Th. E. Graham, Jr. Russia’s Decline and Uncertain Recovery. Washington, 2002, p. 82.
26. Zbigniew Brzezinski and Paul Wasserman, “Why the World Needs a Trump Doctrine,” The New York Times, February 20, 2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ