Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры и быта в школьном курсе истории 11
§1. Основные подходы к изучению вопросов культуры и быта на уроках истории 11
§2. Методические приемы изучения вопросов культуры и быта в школьном курсе истории 17
Глава II. Изучение вопросов культуры и быта в курсе истории России в 6 классе: практический аспект 31
§1. Анализ содержания ФГОС ООО, «Историко-культурного стандарта» по изучению вопросов культуры и быта в школьном курсе истории 31
§2. Структурно-функциональный анализ учебников по истории России 41
§3. Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры и быта в 6 классе 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 57
Приложение 61
Историческое образование можно рассматривать в качестве специально организованного процесса, направленного на формирование у обучающихся умения по самостоятельному разрешению проблем, которые имеют личностное и социальное значение в разнообразных сферах деятельности, происходящее с опорой на изучение истории общества . Основной целью исторического образования при этом становится определение и изучение фундаментальных закономерностей развития общества, а также формирование у школьников критического исторического мышления.
Сегодня в сфере образования происходит активное создание новых подходов к обучению истории. Одной из проблем при этом становится проблема гуманизации исторического образования, то есть привлечения большего внимания к человеку как объекту исторического исследования, к его культуре, повседневной жизни, быту, а также нравам прошедших эпох . Основной упор сделан не столько на раскрытие роли известных личностей в тех или иных исторических событиях, сколько на исследование повседневной жизни и духовной культуры «маленького человека».
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, потому что историческое образование в современных условиях немыслимо без внимательного и серьезного изучения повседневной жизни и культуры людей прошлого. Воспринимать, образно воссоздать и зримо ощутить явления и события прошедших дней можно только на основании понимания исторически конкретного человека, его поступков, внутреннего мира, окружающих его культурной среды и бытовых условий. Программы по истории в последние годы пополнились разделами и темами, которые ориентируют школьников на усвоение сведений о быте, культуре и нравах, о развлечениях и досуге, об особенностях мировоззрения людей прошлого. Совсем иную значимость приобретает сегодня ознакомление учащихся с вещественными источниками. Изучение бытовой повседневности прошедших эпох осуществляется посредством осмысления воспринимаемых на слух, зрительно ощущаемых и чувственно осознаваемых картин: в результате у школьников складывается некое представление о жизни в тот или иной период. Без глубокого усвоения истории культуры и быта невозможно создать у обучающихся полноценный образ определенной эпохи. Углубленное изучение культурно-исторических традиций помогает на более высоком уровне осмыслить процессы политического и общественного развития, проследить экономические изменения и в то же время создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся, формирования их художественных вкусов и интересов.
В современном обществе необходимо установить такое национальное самосознание, такую позитивную идентичность, которые дадут возможность объединить с развитием страны личный вклад каждого человека, воспринимать себя ее гражданином, гордиться этим. Необходимо укреплять потребность в осознании себя как сограждан, в социальной солидарности, от чего зависят перспективы модернизации и социальный климат в целом. Потому так важно обращение к социальной истории, к истории культуры повседневности людей и — в целом — к проблемам общественного сознания: это дает нам возможность соотносить прошлое, настоящее и будущее, понять роль отдельного человека в развитии общества. Много вопросов по разделу «Культура» содержится в ОГЭ и ЕГЭ. Материал, представленный в современных школьных учебниках, зачастую очень объемен, а количество часов по-прежнему не велико.
Возникновение новых точек зрения, повышение интереса к культуре создают новые подходы, не нашедшие в школьных учебниках своего отражения. Новое педагогическое мышление требует от ученых и педагогов поиска более современных, новых форм проведения урока истории. Эффективность современного урока, во-первых, предполагает активную деятельность учащихся. В действительности преподавания блока информации по культуре среди педагогов отсутствует единая система, что приводит к отсутствию по данному вопросу единообразной концепции у обучающихся. В большинстве случаев педагоги подходят к выбору методики однотипно. Чаще всего, это лекции педагога и сообщения школьников по той или иной проблеме. В связи с этим необходимо заново создавать методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития Отечественной культуры и быта, так как имеющиеся методические рекомендации в свете изменения системы исторического знания сегодня утратили свою актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию . Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В «Концепции исторического образования» содержатся цели и задачи современного исторического образования, принципиальные подходы к его совершенствованию и основные его функции, межпредметные связи, определяется структура исторического образования в школе, требования к оснащенности учебного процесса пособиями, литературой и техническими средствами. Пособие Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории» предназначено для оказания педагогам истории общеобразовательных организаций теоретической и практической помощи по овладению в изменившихся социально-педагогических условиях современными подходами к преподаванию курса отечественной истории. Авторы раскрывают вопросы обще-педагогического и теоретико-методологического характера,
рассматривают тенденции развития системы исторического образования в российской школе и предлагают возможные, в том числе инновационные, подходы к преподаванию курса истории России на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Особого внимания среди литературы заслуживает также работа «Теория и методика преподавания истории» Е.Е. Вяземского, в тексте которой обобщен мировой и отечественный опыт изучения и преподавания истории в школе, автор рассматривает развитие в обучении истории познавательных возможностей учащихся, анализирует формы и приемы организации процесса обучения. В работе М.В. Коротковой «Проблема изучения культуры в школьном курсе истории» рассматриваются различные варианты подходов при изучении культуры в школьном курсе истории, приводятся примеры реализации некоторых из них. В статье Кускашевой Л.Г. «Практика использования разноуровневого и развивающего обучения» рассматриваются современные технологии и приемы для повышения эффективности обучения истории.
В докладе П.П. Михеева, учителя истории высшей квалификационной категории, на заседании Российского методического объединения педагогов истории, обществознания, экономики показана важность обращения к социальной истории, к истории культуры и быта людей и — в целом — к проблемам общественного сознания, которое позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть в развитии общества роль отдельного человека. В исследовании Рябцева Ю.С. «Освещение вопросов русской культуры в школьных учебниках истории» анализируется роль школьных учебников при изучении вопросов культуры и быта, подчеркивается роль учителя истории, который должен не просто познакомить школьников с произведениями культуры и быта, а показать влияние культуры на общество и наоборот - влияние на произведения культуры исторических событий.
В статье «Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания» А.В. Чернова рассматривается проблема учителей истории, состоящая в создании условий для и индивидуализации обучения и широкой межпредметной интеграции, формирование у них навыков и умений самостоятельного получения знаний, и понимания того, что использование ИКТ на уроках способствует выполнению поставленных задач.
В данной выпускной квалификационной работе так же использовался труд Скопинцевой Т.Ю. «Теория и история культуры повседневности России» , в котором рассматривается структура повседневной культуры России, возможности изучения культуры повседневности, историческая типология этой культуры. В исследовании Шевченко Н.И. «Нетрадиционные методы преподавания истории в школе» представлен опыт работы учителей истории по использованию современных технологий обучения, более эффективное применение в модульном конструировании преподавания истории в профильной школе, усовершенствование понимания блочного обучения. В данном пособии охарактеризованы основные подходы к модульно-блочному обучению истории, его видам, приводятся конкретные примеры работы педагогов по этой системе.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс обучения истории России в школе в 6 классе.
Предметом исследования выступает изучение вопросов культуры и быта на уроках истории России в 6 классе.
Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования составляют:
1) концепция личностно-ориентированного обучения в современной школе;
2) теоретические положения о мотивации учения школьников, об управлении процессом познавательной деятельности учащихся;
3) основы общей, возрастной и педагогической психологии;
4) дидактические основы проблемного обучения;
5) дидактические системы и образовательные технологии, имеющие своей целью развитие личности учащегося и его творческую самореализацию в ходе обучения.
В ходе написания дипломной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и экспериментальная проверка состояния проблемы организации уроков различной формы при изучении вопросов культуры повседневности. К числу способов экспериментального выявления состояния исследуемой проблемы в практике современной школы был проведен анализ действующих программ по истории, учебников, пособий, психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования. Проводились беседы с педагогами истории и обществознания высшей квалификационной категории Яруллиной Разией Минзакировной и Каюмовым Ринатом Гаптрахмановичем для выявления дидактических, методических и психологических основ исследуемой проблемы. Одним из методов так же было педагогическое наблюдение процесса обучения истории и личный опыт преподавания в ходе прохождения педагогической практики (8.09.2016 г. - 10.10.2016) в гимназии № 2 им. Мулланура Вахитова в г. Набережные Челны.
Цель исследования - на основе теоретического изучения проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности педагогов разработать и экспериментально проверить инновационные подходы и методы изучения вопросов культуры и быта на уроках истории в 6 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ научно-исторической и научно-методической литературы с целью выявления основных методических подходов к изучению вопросов культуры и быта на уроках истории;
• Выявить основные подходы к изучению вопросов культуры и быта на уроках истории в 6 классе;
• Изучить методические приемы изучения вопросов культуры и быта в школьном курсе истории;
• Провести анализ содержания ФГОС ООО, «Историко-культурного стандарта» по изучению вопросов культуры и быта;
• Выполнить структурно-функциональный анализ учебников по истории России;
• Разработать систему познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся, в соответствии с отобранным содержанием и проверить на практике эффективность разработанной экспериментальной методики.
В ходе решения задач была сформулирована рабочая гипотеза исследования. Она заключается в том, что повышение качества знаний учащихся по отечественной культуре и быту, а также уровня развития знаний и умений в рамках уроков различной формы может быть достигнуто при соблюдении следующих методических условий:
1. Выбор формы урока определяется содержанием учебно-исторического материала (в том числе и документального) и адекватен образовательно-воспитательным и развивающим задачам конкретного занятия.
2. Отбор дополнительных материалов (исторические источники, видеоролики и др.), повышающих эффективность изучения вопросов культуры и быта, для включения в учебный процесс и организации работы на уроках различной формы проводится с учетом выработанных критериев.
3. Специфика формы урока учитывается при разработке познавательных заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся.
4. Организация работы учеников на уроках различной формы строится на комплексном сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо- поисковой деятельности учащихся с постепенным увеличением элементов творчества.
Соблюдение предложенных методических условий и применение выработанного алгоритма работы в рамках уроков различной формы, на наш взгляд, значительно повысит эффективность и результативность обучения истории.
Научная новизна нашей выпускной квалификационной работы состоит в предпринятой попытке охарактеризовать процесс изучения культуры и быта в курсах истории России в 6 классе, в попытке представить методические условия, необходимые для повышения качества знаний учащихся по Отечественной культуре и быту, а также влияние применения различных форм урока на повышение результативности обучения истории .
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования полученной информации при участии в научных конференциях, в практике преподавания педагогов всех типов школ и учебных учреждений с гуманитарным уклоном.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, поделенные на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Одна из основных целей изучения истории состоит в развитии мышления учащихся и формировании разносторонне развитой личности. Не менее важной целью изучения прошлого становится включение индивида в культурную среду, созданную его предшественниками. В современных условиях важнейшей задачей образования становится не только получение учащимися некоторой суммы знаний, но и формирование у них навыков и умений самостоятельного получения знаний.
Изучение вопросов культуры и быта на уроках истории способствует формированию у школьников убеждений и ценностных ориентаций, на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека, восприятия идей гуманизма, взаимопонимания между народами и патриотизма. Формируется интерес к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своего государства и человечества в целом. История способствует воспитанию современного исторического сознания, учит восприятию отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
Вопрос о преподавании истории культуры и быта является в настоящее время одним из наиболее сложных. Существующие сегодня школьные учебники и учебные пособия не ориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал по изучению культуры и быта на уроках истории Отечества недостаточно объемен, часто отсутствуют иллюстрации, количество часов по-прежнему не велико. Поэтому и в настоящее время проблема преподавания вопросов культуры и быта на уроках истории остается весьма острой.
Анализ учебной и методической литературы показывает, что сегодня существуют различные подходы к преподаванию в школе историко-культурного материала. Выполненное нами исследование показало, что для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегративный подход, который предполагает включение в общий контекст изучения предмета культурно-исторических сюжетов. Современным требованиям отвечают также личностно-ориентированный, диалогический, проектный и эстетический подходы к изучению истории культуры.
Каждый педагог испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение на уроках истории. Необходима системность изучения вопросов культуры и быта, целостность ее восприятия.
Данную проблему необходимо решать, используя на уроках истории различные методики, которые позволяют задействовать разные каналы получения учащимися информации (наглядный, кинестетический, видео- и аудиоматериалы), развивать творческие способности школьников.
Итак, в ходе написания выпускной квалификационной работы была подтверждена рабочая гипотеза нашего исследования о том, что повышение качества знаний и умений учащихся по отечественной культуре и быту, а так же уровня развития знаний и умений в рамках уроков различной формы может быть достигнуто при соблюдении следующих методических условий:
1. Выбор формы урока определяется содержанием учебно-исторического материала (в том числе и документального) и адекватен образовательно-воспитательным и развивающим задачам конкретного занятия.
2. Отбор дополнительных материалов (исторические источники, видеоролики и др.), повышающих эффективность изучения вопросов культуры повседневности, для включения в учебный процесс и организации работы на уроках различной формы проводится с учетом выработанных критериев.
3. Специфика формы урока учитывается при разработке познавательных заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся.
4. Организация работы учеников на уроках различной формы строится на комплексном сочетании воспроизводящей, преобразующей и творческо- поисковой деятельности учащихся с постепенным увеличением элементов творчества.
1.1. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 5. 03.2017 г.]
1.2. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // http://www.apkpro.ru/doc/ [Дата обращения: 3.03.2017 г.]
1.3. Концепция исторического образования // http://www.academia.edu [Дата обращения: 10.10.2016 г.].
1.4. Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт // http://минобрнауки.рф/документы/3483 [Дата обращения: 11.03.2017 г.].
1.5. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. Российское историческое общество. // http://rushistory.org/ [Дата обращения: 6.03.2017 г.]
1.6. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2014. - № 13. - С. 19-22.
1.7. Приказ от 8 июня 2015 г, № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253» // http://www.apkpro.ru/ [Дата обращения: 6.03.2017 г.]
1.8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010 // http://минобрнауки.рф/ [Дата обращения: 10. 03.2017 г.]
1.9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.raop.ru/ [Дата обращения: 10.03.2017 г.]
II. Литература
2.1. Володина Т.И. О современной исторической науке: от источника к толкованиям // История. - 1997. - № 1. - С. 9-13.
2.2. Вяземский Е.Е. Историко-культурный стандарт, единый учебник истории и школьное историческое образование // Преподавание истории в школе. - 2013.
- № 9. - С. 3-10.
2.3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России. - М.: Владос, 1997. - 224 с.
2.4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. - М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
2.5. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 382 с.
2.6. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. Познавательная активность и эффективность обучения // http://www.twirpx.com/ [Дата обращения: 18.10.2016 г.].
2.7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX, 8 класс // http://nashol.com [Дата обращения: 13.10.2016 г.].
2.8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс // http://nashol.com [Дата обращения: 13.10.2016 г.].
2.9. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 73-76.
2.10. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 5. - С. 3-7.
2.11. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях // http://pozdnyakova.ucoz.ru/ [Дата обращения: 8.10.2016 г.].
2.12. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего // http://fictionbook.ru/ [Дата обращения: 6.12.2016 г.].
2.13. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №1. - С. 46-49.
2.14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. // http://www.opentextnn.ru/ [Дата обращения: 22.11.2016 г.].
2.15. Марков Б. В. Теория познания и структура повседневности // http://abuss.narod.ru/ [Дата обращения: 03.12.2016 г.].
2.16. Максвелл Д. 25 способов завоевать расположение людей // http://detectivebooks.ru [Дата обращения: 18. 03.2017 г.].
2.17. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. - М.: Мысль, 1978. - 288 с.
2.18. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.: Педагогика, 1982. - 130 с.
2.19. Михеев П.П. Изучение вопросов культуры на уроках истории. Доклад на заседании РМО педагогов истории, обществознания, экономики // http://gmohist-pkgo.ucoz.ru/ [Дата обращения: 20.10.2014 г.].
2.20. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - СПб.: Питер, 2009. - С. 113. 208 с.
2.21. Рузвельт Т. Законы лидерства // https://kniga.biz.ua [Дата обращения: 2. 04.2017 г.].
2.22. Рябцев Ю.С. Освещение вопросов русской культуры в школьных учебниках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. - № 4. - С. 15-27.
2.23. Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России. - Оренбург: ОГУ, 2010. -142 с.
2.24. Смирнов С.И. Место истории в школьном образовании. Структура исторического образования // http://cpks-kolpino.spb.ru/ [Дата обращения: 18.10.2016 г.].
2.25. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8. - С. 29.
2.26. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 9. - С. 47-53.
2.27. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 387 с.
2.28. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. - М.: Феникс, 2007. - 475 с.
2.29. Шукшин В. М. Точка зрения. - М.: Молодая гварди, 1993. - 544 с.
2.30. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М.: Интерпракс, 1995. - 416 с.