Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современных мультфильмах

Работа №58747

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы115
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования речевого поведения
персонажей в художественных произведениях
1.1. Определение понятия «Речевое поведение» 9
1.2. Речевое поведение как объект лингвокультурологии 15
1.3. Художественный образ как основной элемент художественного
произведения 19
1.4. Языковые средства создания образа-персонажа в художественном
произведении 24
Выводы 30
Глава 2. Речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современных мультфильмах
2.1. Языковые средства представления героев в классических
произведениях 32
2.1.1. Илья Муромец 32
2.1.2. Добрыня Никитич 38
2.1.3. Алёша Попович 35
2.2. Анализ речевого поведения положительных персонажей в современных
мультфильмах 39
2.2.1. Речевое поведение Ильи Муромца 39
2.2.2. Речевое поведение Добрыни Никитича 42
2.2.3. Речевое поведение Алёши Поповича 46
2.2.4. Речевое поведение Забавы Путятичны 50
2.2.5. Речевое поведение Змея Горыныча 53
2.3 Анализ речевого поведения отрицательных персонажей в современных
мультфильмах 58
2.3.1. Речевое поведение Князя Киевского 58
2.3.2. Речевое поведение Колывана 62
2.3.3. Речевое поведение Соловья-Разбойника 64
2.4. Сопоставление речевых характеристик героев мультфильмов и их
предшественников из сказок и анализ произошедших изменений 67
Выводы 73
Заключение 75
Список источников 77
Список литературы 78


Язык - это самое удивительное и мудрое, что создало человечество. Он является живым и постоянно развивающимся организмом. Современная речевая культура испытывает значительные изменения в связи с расширением словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики. Источниками формирования речевой культуры человека являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, Интернет и СМИ (телевидение, радио, газеты).
Огромную роль в воспитании подрастающего поколения и в организации его идейно-познавательной системы, в приобщении к традициям и обычаям, а также в формировании речевой культуры играет сказка, как одна из первых форм культурного опыта человека. Персонажи сказки, которые содействуют развитию сюжета, как и сюжетная линия, являются самой важной частью сказок. В сказках положительный герой всегда имеет одинаковые качества - он умный, добрый, честный, благородный, храбрый, у него всегда есть волшебные помощники. В современных художественных произведениях тоже встречаются герои сказок, но их черты, характеры и речевое поведение уже несколько изменились. Такие изменения трудны для понимания и восприятия иностранцев. Чтобы правильно оценить этих героев, нужно знать, какие смыслы несли они в фольклоре. В этой работе мы хотели бы показать, как изменились поведение и речевые характеристики персонажей в современных художественных произведениях на примере анализа речевого поведения героев серии мультфильмов о трех богатырях «Добрыня Никитич и Змей Горыныч«, «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», и путем сравнения с классическими сказками, яснее понять мотивы и действия героев современных. Все вышесказанное обусловило актуальность предпринятого исследования.
Таким образом, объектом исследования являются образ и характеристика героев в сказках и в современных художественных произведениях, а предметом исследования - речевое поведение сказочных героев в сказках и в мультфильмах.
Материалом исследования послужили былины, сказки и мультфильмы, а также данные словарей и энциклопедий, в которых упоминаются герои Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.
Целью исследования являются анализ изменений поведения и речевых характеристик героев в современных мультфильмах.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. собрать версии различных сказок, в которых действуют герои.
2. проанализировать речь и поведение героев в русских народных сказках, описать их качества в сказке.
3. проанализировать речь и поведение героев в современных мультфильмах.
4. сравнить образы героев классических сказок и их современные интерпретации, проанализировать причины изменений.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые:
- выявлены черты сходства и отличия в описании былинно-сказочных героев через их классическую и современную интерпретацию.
- определены изменения характеров русских былинно-сказочных героев в современных мультфильмах.
- показана эволюция развития идеи сказочного героя в современных мультфильмах.
- описана специфика речевого поведения былинных героев в современных мультфильмах.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфики речевого поведения героев сказок через их классическую и современную интерпретацию и представления ее иностранцам, изучающим русский язык.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в теории и практике изучения современных русских художественных произведений, в уточнении языковой картины мира. Кроме того, материал диссертации может быть использован на практических занятиях по русскому языку, при создании различных пособий по лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
- метод частичной выборки;
- описательный метод;
- метод контекстуального анализа;
- метод лингвокультурологического комментария;
- метод сравнительно-исторического анализа;
- метод анализа теоретической и методической литературы.
Гипотеза исследования заключается в том, что речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современных мультфильмах будет отличаться от классических народных сказок, что достигается за счет добавления новых речевых элементов. Но общий характер поведения героев в целом остаётся неизменным.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и списка литературы.
В о введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и основные задачи диссертации, выдвигается гипотеза, определяется научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования
В первой главе исследования посвящено теоретическим основам речевого поведения персонажей в художественных произведениях. Рассматриваются вопросы определения понятия «речевое поведение», речевое поведение как объект лингвокультурологии, художественный образ как основной элемент художественного произведения и языковые средства создания образа- персонажа в художественном произведении.
В о второй главе исследования рассматривается языковые средства представления героев в былинах и сказках (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича). И дается анализ речевого поведения положительных и отрицательных персонажей в современных мультфильмах.
указывается сопоставление речевых характеристик героев мультфильмов и их предшественников из сказок и анализ произошедших изменений.
В заключении делается обобщение основных результатов исследования.
В конце работы дается список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования являлось рассмотрение изменений, которые произошли в поступках и речевом поведении былинно-сказочных героев в их современной интерпретации на примере серии мультфильмов про богатырей. Было определено понятие «речевое поведение», проанализированы трактовки этого явления как объекта лингвокультурологии, языковые средства создания образа персонажа в художественном произведении. Также были исследованы языковые аспекты поведения героев в былинах и современных произведениях.
Была выдвинута гипотеза, что, несмотря на существенные изменения, основные черты блинных героев сохраняются и в современных художественных произведениях. Анализ материала подтвердил, что гипотеза была верной. Речевое же поведение героев значительно трансформировалось. К числу основных изменений в речевом поведении былинно-сказочных героев в их современной трактовке можно отнести следующие:
1. ведущей формой речи стала прямая речь героев, а именно диалоги героя с другими действующими лицами. В былинах превалирует речь автора.
2. герои активно используют устойчивые выражения и фразеологизмы, что менее характерно для героев былин, которые предпочитают пользоваться эпитетами и сравнениями.
3. в речи героев нередко смешение разностилевых элементов - от высокого стиля до жаргона, что невозможно для былин и сказок.
4. речь героев в современной трактовке включает прецедентные тексты, отсылающие к недавним событиям и лицам. Для былин и сказок такой прием был неизвестен.
Объединяет современных и старинных героев широкое использование в речи народно-поэтических элементов и уменьшительно-ласкательных форм.
Полученные результаты позволяют более наглядно представить изменения, которые произошли в речевом поведении героев былин и сказок, что должно облегчить иностранным учащимся понимание языковой и культурологической составляющей былин и современных произведений.



1. Илья Муромец. Подготовка текстов, статьи и комментарии A.M.
Астаховой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 557 с.
2. Русские богатыри: Былины и героические сказки в переск. для детей И.В.Карнауховой / Составл. и предисл. Г.Карнауховой; Л.: Дет. лит., 1988. 207с.
3. Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой. Издательство: НИГМА, 2013. 176 с.
4. Русские народные былины. / Вступит. статья В.И. Чичеров и П.Д. Ухова М.: Детская литература, 1958. 318 с.
Мультфильмы
1. Алёша Попович и Тугарин Змей. Режиссёр: Константин Бронзит.
Студия «Мельница», Россия, 2004 (75мин.)
2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Режиссёр: Илья Максимов.
Кинокомпания «СТВ», Студия «Мельница», Россия, 2006 (69 мин.)
3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник Режиссёр: Владимир Торопчин.
Кинокомпания «СТВ», Студия «Мельница», Россия, 2007 (80 мин.)
Список литературы
1. Авилова Н.С., Бондарко А.В., Брызгунова Е.А. и др., Русская грамматика: научные труды.- М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2005. 1496 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Икар, 2009. 448 с.
3. Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека: [портал].- [М.], 1973.- http://feb-web.ru/feb/izvest/1973/01/731-084.htm(дата обращения: 23.04.2015)
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры,
1999. 896 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных
лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
6. Белинский В.Г. Сочинения Державина [Электронный ресурс] // Литература и жизнь: [портал].- [СПб.], 1 84 3.-http://dugward.ru/library/dergavin/belinsky_dergav.html(дата обращения: 21.05.2015)
7. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 250с.
8. Виноградов В.В. О языке Л. Толстого // Литературное наследство. 1939. №.36. С. 117 - 220.
9. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения.
М.: Наука, 1993.172с.
10. Волков И.Ф. Теория литературы. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение; Владос, 1995. 256с.
11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. М.: Искусство, 1973. 667с.
12.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности.- М.: Моск.
психол.-соц. ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
13.Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика.
СПб: «МИРС», 2009. 291с.
14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гносиз, 2004. 390с.
15. Кухаренко В.Я. Интерпретация текста: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
16. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 272 с.
17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. (Электронный ресурс) / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. (портал).- М.: Мысль, 2000-2001.- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6960/ОБРАЗ (дата обращения: 13.05.2015)
18. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2007. 304с.
19.Одинцов В.В. Стилистика текста : Монография. М.: Наука, 1980. 261 с.
20. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е, испр. М.: Художественная литература, 1958. 604 с.
21. Прохоров Ю.Е. Национальные культурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 216 с.
22. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. Изд. 2-е , испр. и доп. М.: Флинта-Наука. 2006. 238 с.
23. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди. СПб.: Азбука,
2000. 368с.
24. Рождественский Ю.В. О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок // Паремиологический сборник. М., 1978. С.211-230
25. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. 381 с.
26. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализ художественного произведения / Н.А. Рудяков, под ред. В.А. Ивановой.- Кишинев: Штиинца, 1972. 179 с.
27. Солганик Г.Я. Стилистика текста :Учеб, пособие. М.: Наука, 1997. 256 с.
28. Сперанская А.Н. Правила речевого поведения в русских паремиях. Дис. канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 210с.
29. Степанов В.В. Субъективная организация художественного текста и анализ его лексической структуры // Русистика: Лингвистическая парадигма конца 20-ого века: материалы науч. конф., посвящ. 80-летию филол. фак. РГПУ им. А.И. Герцена и 75-летию профессора С.Г Ильенко. / отв. ред. В.Д. Черняк.СПб.,1998. С. 328-333
30. Супрун, А. Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: БГУ, 1996. 287с.
31. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985. №. 02. С. 35-51.
32. Хдчмафова З.Р. Женская языковая личность в художественном тексте: когнитивно-функциональный и лингвокультурологический аспекты: монография. Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2010. 282с.
33. ХОЛОДОВИЧ А.А. О типологии речи // Проблемы грамматической теории. Л., 1979. С. 269-277.
34.Чурилина Л.Н. Антропоцентрический принцип в исследовании лексической структуры художественного тексте // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена. № 5. СПб., 2003. С. 63-74.
35. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра //Жанры речи. Саратов, Изд-во
ГосУНЦ «Колледж»: 1997. С.88-98.
36. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974. С.24-39.
37. Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С.39-59.
38. Юркина Л.А. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие. / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С.251-264.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ