ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМИ
ФИНАНСАМИ 7
1.1. Понятие управления личными финансами и его основные 7
характеристики
1.2. История развития сервиса управления личными финансами в мире 12
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ 22
2.1. Подходы к управлению личными финансами в России и его текущее
состояние 22
2.2. Проект, расчет экономической эффективности внедрения и
сравнительная характеристика отечественной практики управления личными финансами 32
3. ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ В
РОССИИ 46
3.1. Проблемы в области управления личными финансами и пути их 46
решения
3.2. Прогноз развития управления личными финансами 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В создавшихся кризисных условиях ведущие Российские банки говорят о необходимости ориентации на клиентов, а именно на их потребности, скорее, чем на продажу отдельно взятых продуктов. Во многом их к этому подталкивает ситуация на рынке: данные исследований показывают, что после кризиса клиенты стали еще более придирчиво выбирать банки, с которыми они хотят вести отношения, при этом не секрет, что представители среднего класса обычно обслуживаются в нескольких банках одновременно. Кроме того, повышение лояльности клиентов, влекущее увеличение длительности отношений с ними и рост «доли кошелька», является важнейшим фактором роста прибыльности банка.
В международной банковской практике уже много десятилетий существует модель взаимоотношений, позволяющая банку выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, основанные на доверии, и использующая понятную клиенту терминологию. Это управление личными финансами, т.е. процесс составления индивидуального плана-графика приобретения различных финансовых продуктов, отталкивающаяся от реальных потребностей клиентов и оптимизирующая вероятность достижения клиентом своих личных целей.
Управление личными финансами широко распространено по всему миру и активно используется банками в таких странах, как США, Великобритания, Италия, Польша. В России полноценную модель управления личными финансами еще не внедрил ни одна организация, хотя многие банки либо рассматривают возможность создания такой модели, либо уже находятся в процессе внедрения отдельных ее элементов.
В настоящее время в нашем обществе возрастает интерес к теме личных финансов. Обеспечение своей (и своей семьи) безбедной старости становится одной из наиважнейших потребностей гражданина. Возникает необходимость в
новом мышлении, новых знаниях, новых инструментах для удовлетворения этой потребности.
Одновременно, в ответ на возникающий спрос, в России формируется новый пласт профессионалов — независимых финансовых советников, которые как раз и призваны восполнить недостаток соответствующей культуры, знаний, навыков и инструментов в области управления личными финансами.
Одним из основных видов инструментов, используемых независимыми финансовыми советниками при работе, является составление личного финансового плана клиента (или его семьи). Именно составление личного финансового плана позволяет человеку уверенно чувствовать себя сегодня, контролируя свое будущее. Личный финансовый план — это инструмент ориентирования человека в финансовой системе координат, он позволяет осознанно стремиться к намеченным целям и достигать их. Личный финансовый план составляется с учетом инвестиционных возможностей человека (семьи), его основных финансовых потребностей, с учетом инфляции и налогообложения.
Формирование финансового плана — достаточно трудоемкое занятие даже в его упрощенной версии. Это, по сути, математическая модель. Она позволяет проанализировать и наглядно представить клиенту, насколько его текущие возможности совпадают с текущими целями, насколько получится их реализовать, а при необходимости подкорректировать текущие расходы, чтобы привести человека к реализации поставленной цели.
Раньше это делали с помощью ИксЛ, калькуляторов, что занимало очень много времени. За последнее время появилось несколько вариантов международного специализированного программного обеспечения, которое полностью адаптировано к использованию на российском рынке (Figlo, Finantix, PlanPlus).
Процесс управления личными финансами в Банке можно представить в двух этапах:
1) составление личного финансового плана;
2) непосредственное консультирование клиента с целью подготовки рекомендаций и решений для достижения поставленных клиентом финансовых целей.
Первая часть услуги дает возможность персональному менеджеру, при помощи анкеты, состоящей из нескольких вопросов, не заставляющих клиента долго думать, составить в первом приближении картину текущего финансового состояния клиента. Эта картина представляет собой облегченный вариант финансового плана, визуально позволяющий оценить достаточность средств для достижения поставленных целей и возможность маневрирования сроками их достижения путем изменения входящих параметров (уровень доходов и расходов, склонность клиента к риску, уровень инфляции). Получив такую картину, советник, представив ее клиенту, может оценить по реакции клиента необходимость дальнейшей детализации плана и заинтересованность в непосредственном консультировании по возможным решениям его финансовых целей.
Вторая часть услуги, по сути, является тем, за чем клиент приходит к персональному менеджеру и за что готов платить. Именно при помощи консультирования советник может продемонстрировать свою компетентность, профессионализм и навыки, которыми не владеет клиент, что дает возможность советнику убедить клиента в необходимости этой услуги.
Финансовые консультанты в штате крупных финансовых компаний (банков, управляющих компаний) предоставляют услугу личного финансового планирования как в сегменте Private Banking, так и Mass Аffluent. Примерами такой деятельности в России могут служить подразделения банков ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», ПАО «Сбербанк».
Указанные выше тенденции определяют необходимость создания в коммерческом банке комплексного подхода при продаже инвестиционных продуктов, учета параметров риска, доходности и сроков инвестирования клиентом. Для этих целей целесообразно внедрение услуги управления личными финансами. Актуальность темы исследования, возросшая теоретическая и практическая значимость предоставления услуги управления финансами в Банке, дискуссионность многих моментов предопределили выбор темы аттестационной работы.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по внедрению услуги управления личными финансами в банке и предоставлению инвестиционных услуг в новом формате. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:
1) анализ текущего состояния управления личными финансами в России;
2) оценка зарубежной и российской практики организации предоставления сервиса управления личными финансами;
3) выявление проблемы в области управления личными финансами и пути их решения;
4) прогноз развития управления личными финансами;
5) расчет экономической эффективности внедрения услуги личного финансового планирования.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов процесса предоставления услуги управления личными финансами.
Итак, управление личными финансами - это комплексный подход к обслуживанию клиентов в кредитной организации. Банк не продает клиенту отдельный продукт, он предлагает специально разработанный для него план достижения желаемых целей. Такой подход позволяет клиенту понять, какую роль имеет тот или иной продукт в его финансовом плане. Это ведет к повышению лояльности со стороны клиентов и росту продаж в кредитной организации, что приводит к увеличению прибыли.
Управление личными финансами используется в практике кредитных организаций как некий базис, позволяющий наладить эффективную коммуникацию между клиентом и банком на долгосрочной основе. С помощью этого продукта кредитные организации могут смотреть на клиента как на целостную систему, оценить запросы через призму финансовых планов, а также индивидуальных возможностей и перспектив развития. Клиенту же услуга управления личными финансами поможет обрести в лице банка стратегического партнера.
Услуга управления личными финансами является особыми экономическими отношениями между населением и кредитными организациями, а рост ее популярности подтверждает значимость продукта для финансовой политики государства и корпоративного сектора. Компонентная неоднородность показателей, влияющих на управление личными финансами, мотивирующая людей в принимаемых ими финансовых решениях, предопределяет необходимость формирования активной позиции государства во влиянии на этот процесс в условиях рынка, посредством создания условий для роста потребления, формирования населением сбережений, влияния на уровень дохода граждан и регулирования направлений его использования.
Сложность многих современных розничных финансовых услуг, необходимость учитывать большое количество экономических факторов при управлении финансами домашних хозяйств приводит к повышению роли управления финансами для увеличения благосостояния домашних хозяйств. Одним из важнейших инструментов управления финансами домашних хозяйств является индивидуальное (личное) финансовое планирование. Западный термин personal financial planning (личное финансовое планирование) определяют как «процесс, при помощи которого индивиды и семьи реализуют свои желания в достижении финансовых целей, т.е. целей, которые требуют денежных средств для их достижения (например, получение адекватного пенсионного дохода)». Индивидуальное (личное) финансовое планирование - процесс определения индивидуальных или семейных целей домашнего хозяйства (включая потребности в страховой защите), сбора информации и анализа текущего финансового состояния и финансовой политики домашнего хозяйства с точки зрения достижения целей, выбора наиболее эффективных достижения целей с использованием применимых финансовых инструментов, с учетом текущей ситуации в экономике и предположений о будущих тенденциях развития экономики (уровне инфляции, инвестиционной доходности и пр). Для финансового планирования домашнего хозяйства обычно требуется много различной информации, в том числе информация об инвестициях и сбережениях, имеющихся задолженностях, имеющихся страховых полисах и их условиях, состоянии накопительного части трудовой пенсии, завещаниях, иждивенцах, состоянии здоровья. Здесь появляются кредитные и иные организации которые помогают клиентам определится со стратегией (соблюдая зависимость риск-доходность) инвестирования и приумножения своих средств. Используемый банками робо-эдвайзинг представляет собой инвестиционное консультирование, осуществляемое компьютером. Робо-эдвайзеры советуют, какие активы следует приобрести, какие продать, а также как рассчитать свои траты. Это новое направление, которые вызвало повышенный интерес со стороны всего мира.
Составление финансовых планов и следование выработанной финансовой политике является важным средством максимизации благосостояния и увеличения вероятности достижения целей домашних хозяйств. В современных условиях в России, когда уровень финансовой грамотности и культура управления личными финансами крайне низки, особую актуальность приобретает развитие института профессиональных консультантов, владеющих методикой финансового планирования - независимых финансовых советников.
Анализ показал, что на данный момент чаще всего российские банки, в отличие от зарубежных, где услуга личного финансового планирования развита и пользуется большой популярностью, не занимаются выявлением потребности у населения в той или иной услуге, они предлагают готовый продукт, а нужен он конкретному человеку или нет, тот должен решить сам для себя. Поэтому фактически финансовые институты недополучают часть своих потенциальных клиентов именно в силу их финансовой неподготовленности. Кроме того, у финансовых организаций может просто недоставать персонала, который смог бы понятно объяснять клиентам смысл рекламируемых услуг.
Личное финансовое планирование позволяет наглядно
продемонстрировать способность клиента к достижению собственных финансовых целей, а также представить вниманию клиента рекомендации экспертов по улучшению финансовой жизни с использованием различных финансовых инструментов. Иллюстрация результатов оптимизации или реализации возможных сценариев организации финансовой жизни для достижения, намеченных клиентом планов, помогает пользователям финансовых услуг осуществлять осознанный ответственный выбор и рационализировать собственное финансовое поведение.
С помощью различных финансовых инструментов можно выстроить собственную стратегию инвестирования. Банковские депозиты, ценные
бумаги, недвижимость - все эти инструменты для долгосрочных вложений с целью дополнительного дохода. Страховые компании, пенсионные фонды, паевые и инвестиционные фонды — помогут увеличить накопления и спланировать пенсию.
Внедрение услуги личного финансового планирования, согласно нашим расчетам, позволяет банку увеличить продажи и получить доход в течение 5 лет в размере до 176 000 000 рублей, а также дает следующие эффекты:
- повышение объемов за счет продажи партнерских продуктов и стимулирования безналичных транзакций в рамках персонального плана;
- снижение расходов банка на удержание клиентов в 4-5 раза. Стоимость удержания имеющегося клиента в 4-5 раз ниже стоимости привлечения нового;
- лояльность клиентов уменьшит влияние ценовой конкуренции;
- увеличение вероятности удержания клиентов до 100:1. Личное финансовое планирование позволяет сформировать портфель решений для эффективной реализации каждой цели Клиента;
- увеличение количества позитивных рекомендаций. Качественное и своевременное удовлетворение актуальных потребностей клиента.
Однако, стоит отметить, что для обеспечения поступательного развития инвестиционных услуг в нашей стране в первую очередь следует обеспечить предсказуемость экономической политики государства, без которого невозможно нормальное и стабильное развитие как экономики в целом, так и отдельных рынков, в том числе рынка личного финансового планирования.
Кроме того, уровень доверия российских граждан к финансовым организациям требует наискорейшей корректировки, что дает импульсы к размышлению и принятию соответствующих мер со стороны государства, ЦБ по укреплению доверия к финансовой системе в целом.
Среди мер можно выделить следующие:
- повышение финансовой грамотности и компетенции сотрудников финансовых;
- свобода в принятии решения о покупке финансового продукта или использовании финансовой услуги;
- достоверность и открытость информации, предоставляемой банками и другими финансовыми институтами;
- подробное разъяснение любой финансовой операции с выделением рисков и преимуществ от той или иной услуги или продукта до подписания договоров или иных документов, удостоверение сотрудниками финансовых организаций в том, что клиент понял суть вопроса, что соответственно, ведет к повышению финансовых знаний граждан;
- подробное разъяснение сотрудниками финансовых учреждений прав потребителей;
- правовая защищенность населения со стороны государства перед разного рода мошенничеством на финансовых рынках;
- формирование лояльности к финансовым институтам за счет повышения качества обслуживания, положительного опыта работы, нацеленного на долгосрочное сотрудничество;
- оперативная обратная связь на обращения граждан, анкетирование, выявление проблемных точек в восприятии населением финансовых услуг, ответы на вопросы и прочие разъяснения;
- борьба с мошенничеством на финансовых рынках;
- положительная динамика микроэкономических показателей, таких как государственный долг, экономический рост.
Управление личными финансам, которое широко применяется на западных рынках уже входит в практику финансовых структур России: внедрением личного финансового планирования в систему работы с клиентами занимаются все большее число кредитных организаций и других финансовых структур. В условиях жесткой конкуренции и активной борьбы за каждого клиента, многие банки уже осознали преимущества внедрения личного финансового планирования в работу с состоятельными клиентами. Внедрение услуги управления личными финансами дает возможность банкам узнать о потребностях клиента и предложить именно то, что ему необходимо в тот или иной момент, таким образом, повышая лояльность клиента. Ряд вопросов, касающихся технического сопровождения и аналогичного опыта внедрения подобных систем в России и мире доказывает, что услуга будет развиваться и приносить доходы как клиентам, в виде накоплений и сбережений, так и кредитным организациям, за счет большего потока клиентов.
1. Конституция Российской Федерации: [принята 12 дек. 1993 г.: по
состоянию на 25.04.2016 г.]. Режим доступа:
http: //ivo. garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1
2. О банках и банковской деятельности: [федер. закон: №395-1 принят 02
дек. 1990 г.: по состоянию на 05 мая 2016 г.]. Режим доступа:
http://ivo. garant.ru/#/document/10105800/paragraph/990967: 3
3. О рынке ценных бумаг: [федер. закон: №39-ФЗ принят 22 апр. 1996 г.: по
состоянию на 05 мая 2016 г.]. Режим доступа:
http: //ivo. garant.ru/#/document/10106464/paragraph/1079986618:7
4. Об обязательных нормативах банков: [инструкция Центрального Банка
Российской Федерации №139-И принята 03 дек. 2012 г.: по состоянию на 05 мая 2016 г.]. Режим доступа:
http://ivo. garant.ru/#/document/10102519/paragraph/1008186618:2
5. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое
развитие и инновационная экономика»: [распоряжение №467-р принято 29 марта 2013 г.: по состоянию на 25.04.2016 г.]. Режим доступа:
http: //ivo. garant.ru/#/document/70644224/paragraph/1: 5
6. Александров Д.В. Методы и модели информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.
7. Басовский Л.Е. Экономический анализ. М.: ИНФРА - М, 2008. 304 с.
8. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 2011. 448с.
9. Блинов А.М. Управление личными финансами. Как выжать максимум из банка, ПИФа и акций. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 160 с.
10. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. М.: СПб.: Питер, 2012. 346 с.
11. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. М.: НТО им. акад. Вавилова С.Н., 2011. 373 с.
12. Богачек Н.Л. Операции портфельных инвесторов на рынке ценных бумаг. М.: Современная экономика и право, 2010. 480 с.
13. Володин А.А. Управление финансами. М.: ИИФРА-М, 2011. 510 с.
14. Галкин. А.А. Финансовое планирование жизни. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 256 с.
15. Данилов Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. М.: КНОРУС, 2011. 352 с.
16. Екшембиев Р.С. Персональные финансы в финансовой системе государства. М.: Магистр, 2008. 302 с.
17. Ермасов С.И. Финансовый менеджмент. М.: Юрайт, 2010. 621 с.
18. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2014. 520 с.
19. Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Кнорус, 2009. 264 с.
20. Паранич А. Личный финансовый план. Инструкция по составлению. М.: Инфра-М, 2007. 152 с.
21. Совенок В. Личные финансы. Самоучитель. М.: Питер, 2009. 432 с.
22. Теплова Т.В. Инвестиции. Теория и практика. М.: Юрайт, 2014. 782 с.
23. Алехин Б.И., Иванов А.А. Рынок ценных бумаг / под ред. А.М. Дуброва. М.: Юнити-Дана, 2011. 464 с.
24. Алпатов Г. Е., Базулин Ю.В. Деньги. Кредит. Банки / под общ. ред. Г.Е. Алпатова. М.: ТК Велби, 2003. 624 с.
25. Ашиткова Т.В., Бут Н.Д., Викторов И.С. Рынок ценных бумаг: правовое регулирование: Научно-практическое пособие / под общ. ред. Т.В. Ашитковой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. 614 с.
26. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / под общ. ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2010. 447 с.
27. Ермасов С.И., Ермасова Н.Н. Финансовый менеджмент / под общ.ред. С.И. Ермасова. М.:Юрайт, 2010. 394 с.
28. Кочетков А.В., Осипов Д.Г. Управление личными финансами / под общ. ред. А.В. Кочеткова. М.:ПЕР СЭ, 2008. 624 с.
29. Николаева И.П. Думная Н.Н. Современная экономическая наука / под ред. И.П. Николаевой. М.: Москва, 2012. 425 с.
30. Пятенко С.В., Сапрыкина Т.Ю. Экономический кризис и личные финансы / под ред. С.В. Пятенко. М.: КНОРУС, 2009. 313 с.
31. Шаховская Л.С., Хохлов В.В., Кулакова О.Г. Бюджетирование: теория и практика / под ред. Л.С. Шаховской. М.: Кнорус, 2009. 400 с.
32. Бернстайн Уильям. Манифест инвестора: готовимся к потрясениям, процветанию и всему остальному: пер. с англ. / под ред. Т.Гутман. М.: Альпина Паблишер, 2014. 230 с. [The Investor's Manifesto: Preparing for Prosperity, Armageddon, and Everything in Between, 2012.].
33. Вольхин Н.А. Минимуллин Д.В. Корпоративный университет в миниатюре // Аналитический банковский журнал. 2012. №13. С.25-27.
34. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Обретение финансовой грамотности и финансовой образованности студентами в рамках общеобразовательного процесса // Проблемы учета и финансов. 2014. №3 С. 14-20.
35. Исаев Р.А. Бизнес-архитектура и системы управления банком // Управление в кредитной организации. 2009. № 4. С. 16.
36. Кузьмина М.С. О развитии методологического управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2010. №5. С. 77-78.
37. Лобанова И.Т. Финансовая доступность: проблема понимания // Банковское обозрение. 2014. №1. С.3.
38. Москвин В.А. Виды обеспечения при долгосрочном кредитовании предприятий// Банковское дело. 2010 . №32. С. 19-25.
39. АО «Инвестиционный холдинг «Финам». Режим доступа: http://www.finam.ru (дата обращения 02.03.2016).
40. АО «Открытие». Режим доступа: http://open-broker.ru (дата обращения 02.03.2016).
41. Банк России. Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения
25.04.2016).
42. Банки.ру. Режим доступа: http://www.banki.ru (дата обращения
02.03.2016).
43. Библиотека ресурсов Интернет индустрии. Режим доступа: http://www.i2r.ru (дата обращения 20.12.2015).
44. Гильдия независимых финансовых советников. Режим доступа: http://www.gnfs.ru (дата обращения 10.02.2016).
45. Институт финансового планирования. Режим доступа: www.infinplan.ru (дата обращения 13.04.2016).
46. Консалтинговая группа «Мастерская семейных финансов». Режим доступа: http://fin-fam.ru/ (дата обращения 02.03.2016).
47. Министерство экономики РТ: программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/SEPrognoz.html (дата обращения 12.12.2015).
48. Национальное агентство финансовых исследований: доступность в России - взгляд потребителя. Режим доступа: http://nacfin.ru/otchety-po-cgap/ (дата обращения 02.03.2016).
49. Национальная ассоциация участников фондового рынка. Режим доступа: http://www.naufor.ru (дата обращения 22.04.2016).
50. ООО «Брокеркредитсервис». Режим доступа: http://www.bcs.ru (дата обращения 02.03.2016).
51. ПАО «Сбербанк»: персональное финансовое планирование. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/person/sbpremier/services/pfr (дата обращения 12.04.2016).
52. Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru (дата обращения 12.04.2016).
53. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 10.02.2016).