Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №58689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Развитие речи и ее особенности в младшем дошкольном возрасте 5
1.2 Ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного
возраста 12
1.3 Педагогические основы применения ролевой игры в как средства
речевого развития детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация исследования 27
2.2 Реализация работы по развития речи детей младшего дошкольного
возраста посредством использования ролевых игр 34
2.3 Результаты работы и их анализ 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Актуальность работы обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [53].
В то же время актуально изучение ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает ролевая игра. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ролевая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: ролевая игра является эффективным
средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством ролевых игр и выявить эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной [42] «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития».
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами при развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
База исследования: МБДОУ №78 «Лейсан»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение первой задачи исследования показало, что на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Педагог во время игры много разговаривает с детьми младшего дошкольного возраста, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
Для этого нами была использована методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития». Диагностика включала в себя 4 стороны речи:
1) развитие словаря;
2) грамматика;
3) фонетка;
4) связная речь.
Констатирующая диагностика показала, что низкий уровень развития речи в экспериментальной группе показали все 10 детей, в контрольной группе 8 детей. Остальные дети показали средний уровень развития речи.
Выявленный низкий уровень развития речи у младших дошкольников указал на необходимость проведения специальной коррекционной работы. Нами была составлена программа из 9 ролевых игр, направленных на развитие речи детей. В процессе формирующего этапа мы развивали умение вступать в процесс общения, обращать внимание на других детей, затем учили детей выполнять различные роли, развивали заботу к партнерам по общению. Формировали активный словарь детей в соответствии с тематикой ролевых игр.
Сравнение результатов констатирующей и контрольной диагностики показало, что многие дети из экспериментальной группы повысили свой уровень по всем параметрам развития речи, а в контрольной группе не так много детей и по некоторым параметрам. В экспериментальной группе повысили общий уровень развития речи с низкого до среднего 7 детей (Роберт Р., Арина П., Марат К., Диляра Е., Динар А., Айрат Л., Рустам Е.), а в контрольной группе общий уровень развития речи значительно не повысился.


1. Адилова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте / Л. Адилова //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 54-57.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2010. -400с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В.П. Арсентьева. - М. : Форум, 2013. - 143 с.
4. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ,
2015. - с. 4-16.
5. Бахарева, К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста / К.С. Бахарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 218 с.
6. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. — 2012. — №
7. — С. 66-70
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
8. Васильева, Е. Д. Проблема развития устной русской речи у детей
дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Д. Васильева // Предшкольное и начальное образование: стратегия партнерства:
материалы науч.-практ. конф. / [сост.: А. В. Николаева, к. п. н., Н. И. Захарова, Н. Г. Афанасьева]. - Якутск : Изд-во ИПКРО, 2011. - С. 54-55.
9. Винничук, А. В. Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности с учителем-логопедом / А. В. Винничук // Логопед в детском саду. — 2012. — № 2. — С. 29-35
10. Гвоздева, Е.О. Педагогическая поддержка внедрения ФГОС дошкольного образования средствами игры / Е. О. Гвоздева // Современный детский сад. — 2015. — № 1. — С. 18-21.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2014. — 168 с.
12. Горячевских, Г. В. Игровая деятельность детей раннего возраста: система работы в первой младшей группе детского сада / Г. В. Горячевских // Детский сад. Все для воспитателя!. - 2014. - № 1. - С. 27-34.
13. Горячевских, Г. В. Игры в первой младшей группе / Г. В. Горячевских // Детский сад. Все для воспитателя!. - 2015. - № 2. - С. 26-33.
14. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.
15. Емельянова, И.Д. Развитие словесно-художественного творчества у дошкольников: из опыта работы экспериментальной площадки / И.Д. Емельянова Л. В. Мосягина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 4. — С. 75-80
16. Емельянова, Т.В. Моделирование и ролевая игра в процессе обучения младших дошкольников / Т.В. Емельянова // Сборники конф. НИЦ Социосфера. - 2014. - № 21. - С. 127-129.
17. Захарова, Т.Н. Ролевые игры в детском саду: этические понятия, доброжелательное поведение, решение конфликтных ситуаций, эмоциональный мир человека, способность сопереживать, социальная активность конспекты занятий с детьми от 4 до 7 лет / Т.Н. Захарова. - Ярославль : Акад. развития, 2012. - 159 с.
18. Игры и упражнения по развитию речи: (из опыт а работы) : практическое пособие / М-во образования, науки и культуры Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост.: О. В. Седякина, С. А. Евсеева, Е. А. Коротяев]. - Архангельск : АО ИННК РО, 2011. - 89 с.
19. Колесник О. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников / О. Колесник // Учитель. - 2014. - № 4. - С. 75-78.
20. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Феникс,
2011. - 251 с.
21. Лемяскина, Н.А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника : (на материале речевого поведения учащихся 1-4 кл.) / Н.А. Лемяскина ; Воронеж. гос. ун¬т. - Воронеж, 2014. - 329 с.
22. Макарова, Е. Д. Игра в жизни современного дошкольника / Макарова Елена Дмитриевна // Детский сад: теория и практика. - 2011. - N 1. - С. 96-103.
23. Маркова, В. «Машина времени»: игра-путешествие / В. Маркова, Т. Нещеретова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 8. — С. 42-45
24. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко //Дошкольное воспитание. - 2005. - N 4. - С. 119-123.
25. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 91 с.
26. Набатникова, Е. В. Сюжетно-ролевая игра на логопедических
занятиях с младшими школьниками
/ Е.В. Набатникова // Логопед. - 2012. - № 4. - С. 96-103.
27. Никитичева, О. Наблюдения и игры на прогулке : дети младшей группы / О. Никитичева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 1. — С. 44-48
28. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. - Москва : [ГНОМ и Д],
2012. - 127 с.
29. Нисская, А. К. Современное дошкольное детство - территория игры = Contemporarychildhood - territoryofplay / А. К. Нисская // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 52-57.
30. Обченко, Н.А. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста / Н.А. Обченко [и др.] // Сюжетно - ролевые игры дошкольников. - Киев :Радянська школа, 2012. - 111 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html (20.12.2011)
31. Ожогина, Н.А. Развитие речи младших дошкольников / Н.А. Ожогина // Начальное образование. - 2012. - № 6. - С. 31-35.
32. Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников:
[методическое пособие]. - Москва : Школьная пресса, 2011. - Кн. 1:
Младшая и средняя группы. - 2012. - 110 с.
33. Петрусинский, В. В. Развитие и воспитание в играх / В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанова. - М. : Владос, 2010. - 106 c.
34. Раевская, Ж.Г. Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж. Г. Раевская, Е. М. Воронова // Логопед в детском саду. — 2012. — № 4. — С. 54-57
35. Рычагова, Е.С. Игры, способствующие формированию у дошкольника предпосылок грамотности / Е. С. Рычагова, М. Ю. Пыткова // Современный детский сад. — 2014. — № 1. — С. 24-28
36. Сайко Э. В. Современный дошкольник как феномен развития / Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2010. — № 1. — С. 3-10
37. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2013. — № 2.— С. 15-23
38. Смирнова, Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева// Психологическая наука и образование. - 2005. - N 2. - С. 76-86.
39. Стрельцова, С.Н. Развитие познавательной деятельности дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры / С. Н. Стрельцова, Е. В. Завалина // Управление качеством образовательной системы в современных условиях : [сборник подготовлен по материалам XI международных педагогических чтений и XVI студенческой научной конференции] / Ком. по науке и проф. образованию Арханг. обл., Гос. образоват. учреждение сред. проф. образования "Арханг. пед. колледж". - Архангельск : КИРА, 2012. - С. 326-330.
40. Тоотс, Н.О некоторых особенностях ролевых игр / Н.О. Тоотс // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - Тарту, 2014. - Вып. 873. - С. 106-110.
41. Трифонова, Е. Игровое пространство детства / Екатерина Трифонова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С. 3 - 6.
42. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для
учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание» — М.:
Просвещение, 1989, - 239 с.
44. Шарабарова, А.Е. Тематические прогулки летом / А. Е. Шарабарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 6. — С. 42-47
45. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада : Из опыта работы/ Г. С. Швайко; Под ред. В. В. Гербовой. - 2-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 2011. - 63 с.
46. Шлеина, Е. Занимательные игрушки / Е. Шлеина, Е. Христенко // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 6. — С. 66-68
47. Юрченко, К.С. Сюжетно-ролевая игра как средство
формирования социально-коммуникативной компетентности
дошкольников и младших школьников / К.С. Юрченко, Е.В. Аладатова, Н.А. Бесулина // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 2-17 нояб. 2010 г. : в 2 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2010. - Ч. 2. - С. 79-86.
48. Янге, Е. Ролевые игры для детей / Елена Янге. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 174 с.
49. Яшина, В. И. Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре / В. И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : [Учеб. пособие для дошк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. заведений] / Составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва : Академия, 2012. - С. 184-185.
50. Журавлева, С.Г. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Все для детского сада : сайт Иванищина Алексея. - Волгоград, [б. г.]. - URL: http://www.moi- detsad.ru/konsultac262.html (20.12.2011).
51. Максимова, Л. А. Значение игры в развитии младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А. Максимова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - 2003 - 2015. - URL: http: //festival .1 september.ru/articles/510459/ (03.09.2015)
52. Трушкова, Н. Л. Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Н.Л. Трушкова //
Социальная сеть работников образования nsportal.ru : [портал]. - [Б.м.], 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
rabota/2014/08/04/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-syuzhetno (03.04.15).
53. ФГОС ДО [Электронный ресурс] /
http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8/3447/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2280/13.06.14- %D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (03.04.15).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ