РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Развитие речи и ее особенности в младшем дошкольном возрасте 5
1.2 Ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного
возраста 12
1.3 Педагогические основы применения ролевой игры в как средства
речевого развития детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация исследования 27
2.2 Реализация работы по развития речи детей младшего дошкольного
возраста посредством использования ролевых игр 34
2.3 Результаты работы и их анализ 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Развитие речи и ее особенности в младшем дошкольном возрасте 5
1.2 Ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного
возраста 12
1.3 Педагогические основы применения ролевой игры в как средства
речевого развития детей младшего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация исследования 27
2.2 Реализация работы по развития речи детей младшего дошкольного
возраста посредством использования ролевых игр 34
2.3 Результаты работы и их анализ 41
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность работы обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [53].
В то же время актуально изучение ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает ролевая игра. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ролевая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: ролевая игра является эффективным
средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством ролевых игр и выявить эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной [42] «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития».
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами при развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
База исследования: МБДОУ №78 «Лейсан»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [53].
В то же время актуально изучение ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает ролевая игра. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ролевая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: ролевая игра является эффективным
средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения ролевой игры как средства речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством ролевых игр и выявить эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной [42] «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития».
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами при развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
База исследования: МБДОУ №78 «Лейсан»
Решение первой задачи исследования показало, что на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Педагог во время игры много разговаривает с детьми младшего дошкольного возраста, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
Для этого нами была использована методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития». Диагностика включала в себя 4 стороны речи:
1) развитие словаря;
2) грамматика;
3) фонетка;
4) связная речь.
Констатирующая диагностика показала, что низкий уровень развития речи в экспериментальной группе показали все 10 детей, в контрольной группе 8 детей. Остальные дети показали средний уровень развития речи.
Выявленный низкий уровень развития речи у младших дошкольников указал на необходимость проведения специальной коррекционной работы. Нами была составлена программа из 9 ролевых игр, направленных на развитие речи детей. В процессе формирующего этапа мы развивали умение вступать в процесс общения, обращать внимание на других детей, затем учили детей выполнять различные роли, развивали заботу к партнерам по общению. Формировали активный словарь детей в соответствии с тематикой ролевых игр.
Сравнение результатов констатирующей и контрольной диагностики показало, что многие дети из экспериментальной группы повысили свой уровень по всем параметрам развития речи, а в контрольной группе не так много детей и по некоторым параметрам. В экспериментальной группе повысили общий уровень развития речи с низкого до среднего 7 детей (Роберт Р., Арина П., Марат К., Диляра Е., Динар А., Айрат Л., Рустам Е.), а в контрольной группе общий уровень развития речи значительно не повысился.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях другими словами. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Педагог во время игры много разговаривает с детьми младшего дошкольного возраста, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
Для этого нами была использована методика О. С Ушаковой, Е.М. Струниной «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития». Диагностика включала в себя 4 стороны речи:
1) развитие словаря;
2) грамматика;
3) фонетка;
4) связная речь.
Констатирующая диагностика показала, что низкий уровень развития речи в экспериментальной группе показали все 10 детей, в контрольной группе 8 детей. Остальные дети показали средний уровень развития речи.
Выявленный низкий уровень развития речи у младших дошкольников указал на необходимость проведения специальной коррекционной работы. Нами была составлена программа из 9 ролевых игр, направленных на развитие речи детей. В процессе формирующего этапа мы развивали умение вступать в процесс общения, обращать внимание на других детей, затем учили детей выполнять различные роли, развивали заботу к партнерам по общению. Формировали активный словарь детей в соответствии с тематикой ролевых игр.
Сравнение результатов констатирующей и контрольной диагностики показало, что многие дети из экспериментальной группы повысили свой уровень по всем параметрам развития речи, а в контрольной группе не так много детей и по некоторым параметрам. В экспериментальной группе повысили общий уровень развития речи с низкого до среднего 7 детей (Роберт Р., Арина П., Марат К., Диляра Е., Динар А., Айрат Л., Рустам Е.), а в контрольной группе общий уровень развития речи значительно не повысился.
Подобные работы
- Использование игровых технологий в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Игра как средство гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
средствами народной педагогики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



