ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОГО КРИЗСА НА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Причины ухудшения взаимоотношений между Россией и Германией.
§1.1. Основные причины возникновения политического кризиса на Украине 8
§1.2. Предпосылки ослабления двусторонних российско-германских связей на фоне украинского кризиса 12
§1.3. Экспертные мнения о развитии внешней политики Берлина по отношению
к России 14
Глава 2. Российский и германский подходы к урегулированию кризиса.
§2.1. Позиция российского правительства на политический кризис на Украине 19
§2.2. Точка зрения правительства и элиты Германии на политический кризис на
Украине 22
§2.3. Украинский кризис в зеркале общественного мнения России и Германии 24
§2.4. Информационная война как способ конфронтации между государствами 28
Глава 3. Механизмы урегулирования кризиса и преодоление разногласий между Россией и Германией.
§3.1. Последствия влияния Украинского кризиса на Российско-Германские отношения 32
§3.2. Пути преодоления разногласий между Россией и Германией 34
§3.3. «Нормандская четверка» и перспективы развития российско-германских отношений 37
Заключение 40
Список используемых источников и литературы
Глава 1. Причины ухудшения взаимоотношений между Россией и Германией.
§1.1. Основные причины возникновения политического кризиса на Украине 8
§1.2. Предпосылки ослабления двусторонних российско-германских связей на фоне украинского кризиса 12
§1.3. Экспертные мнения о развитии внешней политики Берлина по отношению
к России 14
Глава 2. Российский и германский подходы к урегулированию кризиса.
§2.1. Позиция российского правительства на политический кризис на Украине 19
§2.2. Точка зрения правительства и элиты Германии на политический кризис на
Украине 22
§2.3. Украинский кризис в зеркале общественного мнения России и Германии 24
§2.4. Информационная война как способ конфронтации между государствами 28
Глава 3. Механизмы урегулирования кризиса и преодоление разногласий между Россией и Германией.
§3.1. Последствия влияния Украинского кризиса на Российско-Германские отношения 32
§3.2. Пути преодоления разногласий между Россией и Германией 34
§3.3. «Нормандская четверка» и перспективы развития российско-германских отношений 37
Заключение 40
Список используемых источников и литературы
Актуальность темы. На 2014 год приходится пик перемен, особенно в международных отношениях, связанных непосредственно с Россией. Начавшийся Евромайдан на Украине закончился обострением в российско-украинских отношениях и присоединением Крыма к России. Украинский кризис стал не только главным событием последних лет, но и одной из главных проблем, оказывающих непосредственное влияние на европейскую безопасность и всю систему международных отношений. Началось противостояние двух крупнейших постсоветских держав — России и Украины, которое осложнило двусторонние отношения и обнажило целый ряд серьезных проблем, связанных с международной безопасностью.
Украинский политический кризис, также привел к ухудшению отношений между Россией и Западом. Кризис открывает новый этап в развитии отношений между Россией и Европой, в которых наблюдается соперничество и конфронтация, как во времена «холодной войны».
Сложившаяся политическая ситуация стала для России, Украины, Европейского Союза и США во многом непредсказуемой, так как до этого момента назревание кризиса и ухудшение атмосферы в отношениях между Россией и Западом не привлекало особого внимания.
До украинского кризиса самым важным европейским партнером России на европейском континенте оставалась Германия. Но возникшие изменения в политической сфере, а также, заметное давление на Европу со стороны Вашингтона из-за происходящих событий на Украине, создали между двумя государствами довольно напряженную обстановку. Из-за украинского кризиса США обретает все большее влияние на европейские страны, а Россия теряет свой авторитет в этой сфере влияния.
Предметом исследования данной работы являются взаимоотношения между Россией и Германией в период украинского кризиса и дальнейшее их развитие.
Степень изученности проблемы. Российско-германские отношения неоднократно становились предметом специального научного анализа. Так, Васильев В. И. занимается изучением современных отношений между РФ и ФРГ. Кроме того, изучает становление и функционирование двух стран, их адаптацию к внешним угрозам, вызовам глобализации, европейской интеграции и принятию важнейших решений на политической арене. Также как и Павлов Н. В., он акцентирует необходимость поддержания диалога между двумя странами. Васильев В. И. изучает российско-германские отношения, на которые влияет США. Доктор политических наук приходит к выводу, что на сегодняшний момент Европа, а в частности Германия, готова больше сотрудничать с США, нежели с Россией. Берлин находится в политической зависимости от мнения Вашингтона. При этом Васильев анализирует германское общество, которое разделилось на три группы, каждая из которых имеет свое мнение на исход событий со странами Восточной Европы, в том числе и с Россией. В работе нет конкретного заключения по поводу того, что ожидает государства в будущем, вопрос остается открытым, но при этом исход событий зависит от трансатлантического фактора, который является ценностным как военно-политическим, так и экономическим ориентиром во внешней политике государств Западной Европы.
С точки зрения известного российского профессионального дипломата и ученого Максимычева И. Ф., украинский кризис является заранее спланированным и направленным против внешней политики России. «Именно со стороны Украины находится российское «мягкое подбрюшье», наиболее уязвимое для силового воздействия извне», - считает политолог. Последующие действия со стороны России по присоединению Крыма изменили планы европейских стран, которые представляет Германия. При всех враждебных действиях, «Европе рано или поздно прийдется налаживать отношения, так как Россия является важным поставщиком энергоресурсов и экономическим партнером, которого не выгодно терять», - считает Максимычев И.Ф.
Политолог Гущин А. В. изучает экономическую и внутриполитическую ситуацию на Украине в 2014-2015 гг. Александр Владимирович уделяет особое внимание проблемам в отношениях между украинскими политическими силами и олигархами, и их влиянию на экономическое положение страны. Возникает вопрос об эффективном использовании финансовой помощи для осуществления реформ, с чем нынешнее правительство Украины пока не справляется. Приходит к выводу, что Украина находится перед лицом экономической катастрофы, и от украинского правительства и западных государств зависит, удастся ли не допустить ее. Потому что именно решение экономических задач сегодня необходимо Украине и для сохранения государственности, и для обеспечения национальной безопасности, и для выстраивания отношений с Россией.
Гушер А. И. анализирует влияние украинского кризиса 2013-2014 гг. на европейские страны и их действия в отношении России. В его работах также изучается развитие событий в самой Украине и вокруг нее, действия российского правительства на своей территории и за ее пределами, и отображается реакция западных государств.
Доктор исторических наук Шумилов М. М. анализирует роль международного сообщества в урегулировании конфликта на Украине. Особое внимание уделяет рассмотрению действий «нормандской четверки» и таких инструментов ОБСЕ, как Специальная мониторинговая миссия международных наблюдателей и Трехсторонняя контактная группа на Украине. Профессор анализирует достигнутые результаты, проблемы и перспективы мирного переговорного процесса, и дальнейшего урегулирования ситуации.
Немецкий взгляд на изучаемую проблему представил в своих работах Штефан Майстер, который, применительно к 2016 году, считает, что наметилась явная тенденция к тому, что Запад идет на сближение с Россией. РФ вышла из изоляции, в которой оказалась из-за украинского политического кризиса, и что ЕС и США на данный момент заинтересованы в нормализации отношений. Исследователь считает, что правительство РФ может проявить гибкость в отношении украинского вопроса, если события будут развиваться в выгодном для него направлении. Однако, ясно, что Москва имеет свои определенные цели и не проявит достаточной гибкости, пока не добьется своих целей.
Известный немецкий политолог Александр Рар имеет противоположную точку зрения на перспективы российско-германских отношений. Он считает, что ситуация между двумя государствами становится взрывоопасной. Немецкое правительство отдает предпочтение укреплению связей с США, с которой ведется создание свободной экономической зоны ЕС — Америка. Усиление «американизации» Европы ведет к осложнению отношений с Россией. Тем не менее, политолог говорит о том, что для стабилизации ситуации в Европе Германия и Россия должны найти общий язык и выстроить доверительные отношения. В целом можно отметить, что влияние украинского кризиса на российско-германские отношения не стало еще предметом научного анализа.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить влияние Украинского кризиса на российско-германские отношения. Проследить их дальнейшее сотрудничество в экономической и политической сферах деятельности государств. Исходя из цели исследования, можно определить задачи данной работы:
• Проанализировать причины ухудшения взаимоотношений между Россией и Германией.
• Определить подходы России и Германии на происходящие события на Украине и сопоставить их.
• Рассмотреть последствия влияния Украинского кризиса на российско- германские отношения.
• Выяснить перспективы дальнейшего сотрудничества между странами.
Хронологические рамки исследования охватывают период с ноября 2013 г. по настоящее время.
Методы исследования. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специальные гуманитарные методы: анализ, синтез, интерпретация источников, сравнительный метод.
Источниковую базу работы составил комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп:
• Первую группу образуют документы, посвященные урегулированию конфликта между государствами, например, резолюция СБ ООН, Минские договоренности, Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и др.
• Вторую группу образуют материалы органов государственной власти Российской Федерации, Германии и Украины, например, постановления, соглашения, декларации.
• Третью группу составляют речи и интервью государственных деятелей - В.В. Путина, Д.А. Медведева, А. Меркель, П. Порошенко и др.
• Четвертая группа - опросы общественного мнения и материалы новостных агентств, которые отражают реакцию на происходящие события в исследуемых странах.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что эта тема не нашла комплексного изучения, так как данные события начались относительно недавно и на сегодняшний день не имеют окончательного решения проблемы.
Структура работы.
Первая глава посвящена изучению причин возникновения украинского кризиса, анализу предпосылок ухудшения в отношениях между РФ и ФРГ из-за кризиса.
Во второй главе рассматриваются позиции правительства и элиты России и Германии, их точки зрения на украинский кризис и на действия своих оппонентов. Кроме того, особое внимание уделяется информационной войне между Россией, Германией и Украиной.
Третья глава посвящается проблемам урегулирования украинского кризиса и вопросам преодоления разногласий между РФ и ФРГ
Украинский политический кризис, также привел к ухудшению отношений между Россией и Западом. Кризис открывает новый этап в развитии отношений между Россией и Европой, в которых наблюдается соперничество и конфронтация, как во времена «холодной войны».
Сложившаяся политическая ситуация стала для России, Украины, Европейского Союза и США во многом непредсказуемой, так как до этого момента назревание кризиса и ухудшение атмосферы в отношениях между Россией и Западом не привлекало особого внимания.
До украинского кризиса самым важным европейским партнером России на европейском континенте оставалась Германия. Но возникшие изменения в политической сфере, а также, заметное давление на Европу со стороны Вашингтона из-за происходящих событий на Украине, создали между двумя государствами довольно напряженную обстановку. Из-за украинского кризиса США обретает все большее влияние на европейские страны, а Россия теряет свой авторитет в этой сфере влияния.
Предметом исследования данной работы являются взаимоотношения между Россией и Германией в период украинского кризиса и дальнейшее их развитие.
Степень изученности проблемы. Российско-германские отношения неоднократно становились предметом специального научного анализа. Так, Васильев В. И. занимается изучением современных отношений между РФ и ФРГ. Кроме того, изучает становление и функционирование двух стран, их адаптацию к внешним угрозам, вызовам глобализации, европейской интеграции и принятию важнейших решений на политической арене. Также как и Павлов Н. В., он акцентирует необходимость поддержания диалога между двумя странами. Васильев В. И. изучает российско-германские отношения, на которые влияет США. Доктор политических наук приходит к выводу, что на сегодняшний момент Европа, а в частности Германия, готова больше сотрудничать с США, нежели с Россией. Берлин находится в политической зависимости от мнения Вашингтона. При этом Васильев анализирует германское общество, которое разделилось на три группы, каждая из которых имеет свое мнение на исход событий со странами Восточной Европы, в том числе и с Россией. В работе нет конкретного заключения по поводу того, что ожидает государства в будущем, вопрос остается открытым, но при этом исход событий зависит от трансатлантического фактора, который является ценностным как военно-политическим, так и экономическим ориентиром во внешней политике государств Западной Европы.
С точки зрения известного российского профессионального дипломата и ученого Максимычева И. Ф., украинский кризис является заранее спланированным и направленным против внешней политики России. «Именно со стороны Украины находится российское «мягкое подбрюшье», наиболее уязвимое для силового воздействия извне», - считает политолог. Последующие действия со стороны России по присоединению Крыма изменили планы европейских стран, которые представляет Германия. При всех враждебных действиях, «Европе рано или поздно прийдется налаживать отношения, так как Россия является важным поставщиком энергоресурсов и экономическим партнером, которого не выгодно терять», - считает Максимычев И.Ф.
Политолог Гущин А. В. изучает экономическую и внутриполитическую ситуацию на Украине в 2014-2015 гг. Александр Владимирович уделяет особое внимание проблемам в отношениях между украинскими политическими силами и олигархами, и их влиянию на экономическое положение страны. Возникает вопрос об эффективном использовании финансовой помощи для осуществления реформ, с чем нынешнее правительство Украины пока не справляется. Приходит к выводу, что Украина находится перед лицом экономической катастрофы, и от украинского правительства и западных государств зависит, удастся ли не допустить ее. Потому что именно решение экономических задач сегодня необходимо Украине и для сохранения государственности, и для обеспечения национальной безопасности, и для выстраивания отношений с Россией.
Гушер А. И. анализирует влияние украинского кризиса 2013-2014 гг. на европейские страны и их действия в отношении России. В его работах также изучается развитие событий в самой Украине и вокруг нее, действия российского правительства на своей территории и за ее пределами, и отображается реакция западных государств.
Доктор исторических наук Шумилов М. М. анализирует роль международного сообщества в урегулировании конфликта на Украине. Особое внимание уделяет рассмотрению действий «нормандской четверки» и таких инструментов ОБСЕ, как Специальная мониторинговая миссия международных наблюдателей и Трехсторонняя контактная группа на Украине. Профессор анализирует достигнутые результаты, проблемы и перспективы мирного переговорного процесса, и дальнейшего урегулирования ситуации.
Немецкий взгляд на изучаемую проблему представил в своих работах Штефан Майстер, который, применительно к 2016 году, считает, что наметилась явная тенденция к тому, что Запад идет на сближение с Россией. РФ вышла из изоляции, в которой оказалась из-за украинского политического кризиса, и что ЕС и США на данный момент заинтересованы в нормализации отношений. Исследователь считает, что правительство РФ может проявить гибкость в отношении украинского вопроса, если события будут развиваться в выгодном для него направлении. Однако, ясно, что Москва имеет свои определенные цели и не проявит достаточной гибкости, пока не добьется своих целей.
Известный немецкий политолог Александр Рар имеет противоположную точку зрения на перспективы российско-германских отношений. Он считает, что ситуация между двумя государствами становится взрывоопасной. Немецкое правительство отдает предпочтение укреплению связей с США, с которой ведется создание свободной экономической зоны ЕС — Америка. Усиление «американизации» Европы ведет к осложнению отношений с Россией. Тем не менее, политолог говорит о том, что для стабилизации ситуации в Европе Германия и Россия должны найти общий язык и выстроить доверительные отношения. В целом можно отметить, что влияние украинского кризиса на российско-германские отношения не стало еще предметом научного анализа.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить влияние Украинского кризиса на российско-германские отношения. Проследить их дальнейшее сотрудничество в экономической и политической сферах деятельности государств. Исходя из цели исследования, можно определить задачи данной работы:
• Проанализировать причины ухудшения взаимоотношений между Россией и Германией.
• Определить подходы России и Германии на происходящие события на Украине и сопоставить их.
• Рассмотреть последствия влияния Украинского кризиса на российско- германские отношения.
• Выяснить перспективы дальнейшего сотрудничества между странами.
Хронологические рамки исследования охватывают период с ноября 2013 г. по настоящее время.
Методы исследования. В качестве методов исследования применялись общенаучные и специальные гуманитарные методы: анализ, синтез, интерпретация источников, сравнительный метод.
Источниковую базу работы составил комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп:
• Первую группу образуют документы, посвященные урегулированию конфликта между государствами, например, резолюция СБ ООН, Минские договоренности, Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и др.
• Вторую группу образуют материалы органов государственной власти Российской Федерации, Германии и Украины, например, постановления, соглашения, декларации.
• Третью группу составляют речи и интервью государственных деятелей - В.В. Путина, Д.А. Медведева, А. Меркель, П. Порошенко и др.
• Четвертая группа - опросы общественного мнения и материалы новостных агентств, которые отражают реакцию на происходящие события в исследуемых странах.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что эта тема не нашла комплексного изучения, так как данные события начались относительно недавно и на сегодняшний день не имеют окончательного решения проблемы.
Структура работы.
Первая глава посвящена изучению причин возникновения украинского кризиса, анализу предпосылок ухудшения в отношениях между РФ и ФРГ из-за кризиса.
Во второй главе рассматриваются позиции правительства и элиты России и Германии, их точки зрения на украинский кризис и на действия своих оппонентов. Кроме того, особое внимание уделяется информационной войне между Россией, Германией и Украиной.
Третья глава посвящается проблемам урегулирования украинского кризиса и вопросам преодоления разногласий между РФ и ФРГ
Украинский кризис внес заметные изменения в международную обстановку. Изменил взаимоотношения между странами.
В ходе работы был проведен анализ причин обострения взаимоотношений между Россией и Германией на фоне украинского кризиса. Причины возникновения сложностей и недопонимания между странами связаны с тем, что Россия стремится обезопасить свои территории как в военном, так и в политическом и экономическом отношении, связанном непосредственно с Украиной. Так, например, поставки газа в Европу проходят через территорию Украины, базирование военного Черноморского флота РФ, также находилось на территории Украины. Данные свидетельствует о том, что Украина являлась уязвимым объектом в международных отношениях и неким политическим посредником между Россией и Западом.
Мнения государств разделилось по поводу принадлежности Украины к Российскому-братскому государству или же к странам Запада. Произошедший кризис трансформировал взгляды России и Запада в противостоящие друг другу стороны. В итоге, это привело к свертыванию взаимовыгодного сотрудничества РФ и ЕС по важнейшим направлениям не только в области политики, но и в области экономики.
С точки зрения российского правительства, между РФ и Украиной не было достигнуто устойчивого политического урегулирования, кроме того, Украина являлась ненадежным и слабым партнером, который мешал транзиту продукции «Газпрома» на протяжении последних лет. Кроме того, правительство Украины некорректно повело себя в отношении сотрудничества с РФ, когда приняло сторону Запада и решило вступить в ЕС, что в дальнейшем послужило катализатором в развитии украинского кризиса и забастовкам на Майдане. Украинский кризис усилил глубину противоречий между Россией и Западом, в особенности между РФ и США. Несмотря на все трудности в налаживании отношений и санкций против России, правительство РФ предприняло ряд дипломатических шагов для урегулирования украинского политического кризиса. Русский мир испытывают на прочность, что исключает для него философский подход к происходящему на Украине. Тем не менее, Россия не способна абстрагироваться от реальности и закрыть глаза на отношения Европы и США и выдвинутым ими санкциям.
Союз России и Германии является важным, учитывая, что каждая из стран имеет влияние на поведение ближних и дальних соседей нашей страны. Сформированные на протяжении длительного времени политические, экономические и культурные узы связывают РФ с ведущими европейскими странами вне зависимости от того, какие политические цели преследует каждая из участвующих. Россия находится в европейском окружении, которое требует соответствовать определенным нормам и участвовать в ведении политического диалога. И чтобы остаться в качестве глобального игрока на международной арене, России необходимо тесно сотрудничать со странами, олицетворяющими «старую Европу», в особенности с Германией.
Для Германии действует несколько иные факторы, влияющие на ее внешнеполитические направления. Насколько можно судить, главным из них является претензия на официальное признание лидерства в Европе, особенно в области политики. Таким образом, вес ФРГ в Европе обусловливает необходимость для Берлина играть более активную роль в формировании единой внешней политики ЕС.
Украинский кризис не затронул жизненно важных интересов ФРГ в такой степени, чтобы резко менять свою внешнюю политику. Если объективно оценивать ситуацию происходящих действий на Украине, то опытному политику становится ясно, что не Россия стоит у истоков украинского кризиса. Вероятными причинами кризиса стали стремительно приближающийся развал национальной экономики в результате ее криминализации и конкурентной борьбы местных олигархов. Вооруженный переворот в Киеве, который стер все возможные легитимные границы на украинской территории, что в дальнейшем привело к дискриминации и нарушению прав человека на Востоке и Юге Украины.
Германия пытается избежать резких высказываний в адрес России, чтобы сохранить политические и экономические отношения. Тем не менее, ФРГ продолжает играть на разных фронтах, так как цель государства является поддержание отношений со всеми дружественными странами, в особенности с РФ. В связи с этим, политика германского правительства направленна на переговорные процессы, дабы избежать маргинализации внешней политики и международной изоляции российского государства.
Украинский кризис свидетельствует о том, что Украина не смогла трансформироваться и стать полностью независимым государством с устойчивой и дееспособной политической системой. Основные противоречия украинского общества и несогласованность правительства и граждан вылились в политический кризис. Кризис сопровождался нарастающим социально-экономическим истощением граждан, которое не видели олигархи, борющиеся за главенствующие позиции в правительстве. Либерально-олигархическая модель, насаждаемая в Украине, показала свою неэффективность и должна была быть заменена другой системой, которая смогла бы обеспечить большую социальную и экономическую поддержку.
Одним из важных итогов украинского кризиса стало единение российского общества и ускорение процесса формирования элиты, ориентированной на отечественные ценности и приоритеты развития. Кроме того, выдвинутые санкции против России послужили масштабным импортозамещением, которое способствовало улучшению отечественного производства и развитию внутренней экономики страны.
Как и в любом конфликте, так и в украинском кризисе есть возможные варианты решения этой проблемы. Для этого необходимо лишь сотрудничество России и Германии, умение выслушать друг друга и прийти к общему компромиссному решению. Урегулирование конфликта при помощи ОБСЕ может вывести государства на новый этап развития в международных отношениях. Безусловно, подорванные отношения между РФ и ФРГ могут не стать прежними, но путем проб и ошибок выйти на новый уровень развития и сотрудничества не только в политической сфере, но также в экономической и дальнейшем развитии культурной сферы влияния на международной арене, основанных на взаимопонимании и доверие. Кроме того, у стран имеется достаточное количество точек соприкосновения, чтобы преодолеть кризис. Государствам необходимо осознать серьезность всей происходящей ситуации, объективно оценить позиции каждой из сторон и понять, что данная конфронтация не принесет пользы. Для стран важно восстановить отношения и восполнить ущерб, нанесенный безрассудными действиями со стороны не только Германии, но и всего Европейского Союза.
В ходе работы был проведен анализ причин обострения взаимоотношений между Россией и Германией на фоне украинского кризиса. Причины возникновения сложностей и недопонимания между странами связаны с тем, что Россия стремится обезопасить свои территории как в военном, так и в политическом и экономическом отношении, связанном непосредственно с Украиной. Так, например, поставки газа в Европу проходят через территорию Украины, базирование военного Черноморского флота РФ, также находилось на территории Украины. Данные свидетельствует о том, что Украина являлась уязвимым объектом в международных отношениях и неким политическим посредником между Россией и Западом.
Мнения государств разделилось по поводу принадлежности Украины к Российскому-братскому государству или же к странам Запада. Произошедший кризис трансформировал взгляды России и Запада в противостоящие друг другу стороны. В итоге, это привело к свертыванию взаимовыгодного сотрудничества РФ и ЕС по важнейшим направлениям не только в области политики, но и в области экономики.
С точки зрения российского правительства, между РФ и Украиной не было достигнуто устойчивого политического урегулирования, кроме того, Украина являлась ненадежным и слабым партнером, который мешал транзиту продукции «Газпрома» на протяжении последних лет. Кроме того, правительство Украины некорректно повело себя в отношении сотрудничества с РФ, когда приняло сторону Запада и решило вступить в ЕС, что в дальнейшем послужило катализатором в развитии украинского кризиса и забастовкам на Майдане. Украинский кризис усилил глубину противоречий между Россией и Западом, в особенности между РФ и США. Несмотря на все трудности в налаживании отношений и санкций против России, правительство РФ предприняло ряд дипломатических шагов для урегулирования украинского политического кризиса. Русский мир испытывают на прочность, что исключает для него философский подход к происходящему на Украине. Тем не менее, Россия не способна абстрагироваться от реальности и закрыть глаза на отношения Европы и США и выдвинутым ими санкциям.
Союз России и Германии является важным, учитывая, что каждая из стран имеет влияние на поведение ближних и дальних соседей нашей страны. Сформированные на протяжении длительного времени политические, экономические и культурные узы связывают РФ с ведущими европейскими странами вне зависимости от того, какие политические цели преследует каждая из участвующих. Россия находится в европейском окружении, которое требует соответствовать определенным нормам и участвовать в ведении политического диалога. И чтобы остаться в качестве глобального игрока на международной арене, России необходимо тесно сотрудничать со странами, олицетворяющими «старую Европу», в особенности с Германией.
Для Германии действует несколько иные факторы, влияющие на ее внешнеполитические направления. Насколько можно судить, главным из них является претензия на официальное признание лидерства в Европе, особенно в области политики. Таким образом, вес ФРГ в Европе обусловливает необходимость для Берлина играть более активную роль в формировании единой внешней политики ЕС.
Украинский кризис не затронул жизненно важных интересов ФРГ в такой степени, чтобы резко менять свою внешнюю политику. Если объективно оценивать ситуацию происходящих действий на Украине, то опытному политику становится ясно, что не Россия стоит у истоков украинского кризиса. Вероятными причинами кризиса стали стремительно приближающийся развал национальной экономики в результате ее криминализации и конкурентной борьбы местных олигархов. Вооруженный переворот в Киеве, который стер все возможные легитимные границы на украинской территории, что в дальнейшем привело к дискриминации и нарушению прав человека на Востоке и Юге Украины.
Германия пытается избежать резких высказываний в адрес России, чтобы сохранить политические и экономические отношения. Тем не менее, ФРГ продолжает играть на разных фронтах, так как цель государства является поддержание отношений со всеми дружественными странами, в особенности с РФ. В связи с этим, политика германского правительства направленна на переговорные процессы, дабы избежать маргинализации внешней политики и международной изоляции российского государства.
Украинский кризис свидетельствует о том, что Украина не смогла трансформироваться и стать полностью независимым государством с устойчивой и дееспособной политической системой. Основные противоречия украинского общества и несогласованность правительства и граждан вылились в политический кризис. Кризис сопровождался нарастающим социально-экономическим истощением граждан, которое не видели олигархи, борющиеся за главенствующие позиции в правительстве. Либерально-олигархическая модель, насаждаемая в Украине, показала свою неэффективность и должна была быть заменена другой системой, которая смогла бы обеспечить большую социальную и экономическую поддержку.
Одним из важных итогов украинского кризиса стало единение российского общества и ускорение процесса формирования элиты, ориентированной на отечественные ценности и приоритеты развития. Кроме того, выдвинутые санкции против России послужили масштабным импортозамещением, которое способствовало улучшению отечественного производства и развитию внутренней экономики страны.
Как и в любом конфликте, так и в украинском кризисе есть возможные варианты решения этой проблемы. Для этого необходимо лишь сотрудничество России и Германии, умение выслушать друг друга и прийти к общему компромиссному решению. Урегулирование конфликта при помощи ОБСЕ может вывести государства на новый этап развития в международных отношениях. Безусловно, подорванные отношения между РФ и ФРГ могут не стать прежними, но путем проб и ошибок выйти на новый уровень развития и сотрудничества не только в политической сфере, но также в экономической и дальнейшем развитии культурной сферы влияния на международной арене, основанных на взаимопонимании и доверие. Кроме того, у стран имеется достаточное количество точек соприкосновения, чтобы преодолеть кризис. Государствам необходимо осознать серьезность всей происходящей ситуации, объективно оценить позиции каждой из сторон и понять, что данная конфронтация не принесет пользы. Для стран важно восстановить отношения и восполнить ущерб, нанесенный безрассудными действиями со стороны не только Германии, но и всего Европейского Союза.



