Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Портрет героя нашего времени на телеэкране

Работа №58645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК КАК ОДИН ИЗ ЖАНРОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ 7
1.1. Телевизионный портретный очерк: эволюция жанра и героя 7
1.2. Типология современного телевизионного фильма-портрета 19
Глава 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
СОЗДАНИИ ФИЛЬМА-ПОРТРЕТА 34
2.1. Драматургическое решение и композиционное построение
портретного очерка 34
2.2. Аудиовизуальные средства выразительности 43
Глава 3. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 51
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 1. Монтажный лист авторского фильма «На краю Ойкумены» 63
Приложение 2. Список документальных фильмов-портретов, изученных в ходе работы 75-76

Телевидение в наши дни выполняет не только развлекательную функцию, несмотря на обилие в сетке вещания телесериалов, шоу, игровых программ, но и формирует определенную систему ценностей. Как известно, создатели телепродукта используют ряд методов и приемов манипулятивного воздействия на аудиторию. Выбор темы, варианта подачи материала и демонстрирование определенных образов может на подсознательном уровне навязывать аудитории определенную модель поведения, ту или иную точку зрения на явления и события.
В этом контексте герой и то, каким он предстает перед зрителем на экране, становится эффективным инструментом для достижения не только коммуникативных стратегий, но и формирования в обществе определенных ценностных ориентиров.
Герой на современном телеэкране в корне отличается от того образа, который сначала воспевали былины и сказания, затем описывали великие русские классики и, наконец, изображали советские документалисты. В гонке за эксклюзивом, рейтингом и актуальностью журналисты, сценаристы и режиссеры наших дней все чаще делают фильмы и программы «под заказ». Портреты на современном телевидении посвящены в основном медийным личностям: звездам эстрады, спортсменам, актерам, общественным деятелям. В объектив видеокамеры попадают и обычные люди, но только при условии, что с ними произошло что-то невероятное, уникальное или показательное. Что касается современного документального кино, то оно, вероятно, для того чтобы дистанцироваться от телевидения, последние два десятилетия стремится выводить на экран асоциальных героев и крайне редко показывает людей социально активных, обаятельных, умных.
Степень разработанности проблемы
Среди авторов, чьи научные труды касаются проблематики портретного очерка можно назвать: Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров «Курс радиотелевизионной журналистики» (СПб., 2004 г.), «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат» (Ч. II СПб., 2003 г.); Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский «Телевизионная журналистика» (М., 2005 г.); С.А. Муратов «Документальный телефильм как социальное и эстетическое явление экранной журналистики» (М., 1990). «Документальный телефильм: незаконченная биография» (М., 2009 г.); Г.Ю. Никулина «Лица знакомые и незнакомые: заметки о телевизионном портрете» (М., 1980 г.);
B. Л. Цвик «Телевизионная журналистика» (М., 2004 г.).
Различные аспекты изучения портретного очерка стали предметом исследования диссертаций следующих авторов: Г.Ю. Никулина («Телевизионный очерк: жанровые признаки и тенденции развития», М., 1975 г.), К.А Шерговой («Эволюция жанров в документальном телевизионном кино», М., 2010 г.).
Поскольку тема диплома затрагивает различные сферы журналистского, литературного и экранного творчества, то в процессе работы анализировались источники, в которых рассматриваются: история возникновения и развития портретного очерка (Н.А. Голядкин, Г.В. Кузнецов, C. А. Муратов, Г.Ю. Никулина, В. Саппак, В.Л. Цвик); сценарное мастерство и телевизионная драматургия (Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский, С. М. Эйзенштейн, Л. Л. Геращенко); композиционные особенности очерка (Э.Г. Багиров, Т.В. Васильева, Г.В. Кузнецов, Г.Н. Петров, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский); операторское искусство и монтаж изображения (А.Д. Головня, С.Е. Медынский, А.Г Соколов).
Кроме того, проанализировать труды теоретиков и практиков кинематографа, в частности Д. Вертова, С.М. Эйзенштейна. Также изучены фундаментальные работы по документальному кино - труды И.К. Беляева, А.Ю. Юровского, Л.Н. Джулай, Г.С. Прожико, С.А. Муратова и других. О месте документального кино в современной структуре масс-медиа писали С.Сычев, К. Шергова.
Объект нашего исследования - документальные фильмы-портреты, вышедшие в эфир с 2000 года, а также признанные образцы советской документалистики.
Предмет исследования - портретный очерк о нашем современнике на отечественном телевидении
Цель исследования - определить специфику портретного очерка, выявив основные этапы его развития, типы телевизионного портрета и выразительные средства, используемые в этом жанре.
Для реализации этой цели были решены следующие задачи:
- выявить этапы становления портретного жанра и проанализировать эволюцию героя в телепередачах и фильмах-портретах;
- выделить типы современных портретных очерков и обозначить их особенности;
- рассмотреть палитру выразительных приемов, которые наиболее часто используются в портретном телеочерке;
- проанализировать собственный опыт создания фильма-портрета.
Научная новизна работы заключается в том, что автором предложена типология портретных телеочерков на основе проанализированных телепрограмм и документальных фильмов.
Теоретическая база нашей работы опирается на труды классиков отечественной школы тележурналистики. Это А.С. Вартанова, С.А. Муратов, Л.Н. Джулай, В.Л. Цвик, Г.В. Кузнецов, М.Н. Ким.
Методы исследования: историко-хронологический, описательный, сравнительный анализ, контент-анализ, эмпирический анализ.
Эмпирический материал: телевизионные документальные фильмы телеканалов «Культура», «Россия», «Первого», вышедшие в эфир с 2000 года. Также нами были изучены документальные проекты кинофестивалей, позже показанные в программах «Открытый показ», «Смотрим и обсуждаем». Кроме этого, во второй главе дипломной работы анализируется процесс создания собственного фильма-портрета «На краю Ойкумены».
Практическую значимость данного исследования состоит в типологизации фильмов-портретов, что может быть полезно для дальнейших исследований данной темы, а также в создании собственного документального фильма, в центре которого представлен портрет героя- современника.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений: список изученных документальных фильмов и авторского сценария собственного проекта.
Во введении описаны актуальность, цели и задачи исследования, а также объект и предмет работы.
Первая глава посвящена портретному очерку, как жанру художественной публицистики. В ней рассматриваются исторические предпосылки и этапы становления очерка на телевидении, а также анализируется эволюция героя, как центрального персонажа портрета и отражения своего времени. Далее классифицируются современные документальные фильмы-портреты.
Вторая глава описывает выразительные средства, которые использует автор при создании фильма-портрета. А именно, на примерах рассматривается драматургическое решение и композиционное построение эмпирического материала. Отмечаются некоторые аудиовизуальные средства, характерные телевизионному портрету.
Третья глава представляет анализ подготовки, съемки и монтажа авторского фильма-портрета «На краю Ойкумены».
В заключении подведены итоги исследования и представлены выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Телевизионный очерк появился на экране в 1950-х годах. Содержательно он повторял принципы литературного и газетного очерка, а структурно наследовал приемы киноочерка, который и стал впоследствии прародителем документалистики. То есть, портретный очерк и на телевидении, и в печати всегда выполнял одинаковую функцию — представлял человека, описывал его характер, судьбу, философию, мотивацию. Героями и в том, и в другом случае становились одни и те же типы людей, так как журналистика в принципе зависима и всегда выполняет чей-то «заказ». А с учетом специфики визуальной и аудиальной природы экранных искусств развитие жанра происходит в тесной связи с киноискусством.
Рассматривая эволюцию героя в очерке, мы доказали, что портрет является не просто отражением уникальности человека, но и представляет собой картину времени, в которой существует автор со своим героем. Так, в годы войны и первое десятилетие после в центре повествования оказывался не отдельный человек, а весь советский народ. Героизм личный уступал место героизму коллективному. В 50-60-е, в том числе и из-за развития телевизионных средств, возвращается интерес к индивидуальности. Портреты посвящены рекордсменам, передовикам, энтузиастам. Следующее десятилетие открывается эрой научных открытий. Героями становятся изобретатели, космонавты, люди с редкой профессией или с необычным хобби. Перестройка и распад Советского Союза модифицирует жанр таким образом, что очерк становится более аналитичным; герой же в этом случае становится «иллюстрацией» своего времени, нередко персонификацией социальной или иной проблемы. Демократизация страны позволила СМИ более-менее освободиться от пропагандистской функции. Но героями нашего времени на телевидении стали в основном медийные личности и известные деятели культуры. В творческом плане в таких фильмах-портретах царит однообразие. Лишь документальные фильмы независимых авторов в качестве альтернативы представляют героя другого типа и в другом ключе.
На основе проанализированных телепрограмм и документальных фильмов нами предложена следующая классификация портретных телеочерков. Выявлены биографические (как вариант - мемориальные), юбилейные, коллективные, политические, психологические и портретно-проблемные фильмы-портреты. Принцип разделения основан на назначении того или иного очерка, то есть определении, с какой целью он снимался автором. Самыми востребованными на телевидении остаются юбилейные портреты, а также пользуются популярностью коллективные портреты. Остальные же виды доходят до массового зрителя с помощью трансляции в специализированных программах про документальное кино.
Драматургическое решение и композиционное построение портретного очерка определяет автор. Важно понимать структуру будущего произведения еще до процесса съемок. Для того, чтобы выбрать эффективные инструменты визуализации истории про человека, на этапе разработки сценария определяют тему, идею, сверхзадачу, конфликт, прорабатывают возможные и запланированные события, прописывают действия, которые будут снимать.
Художественные средства выразительности как аудиальные, так и визуальные составляют основу публицистических жанров. Представить на телеэкране выразительный портрет героя требует от автора большого мастерства. Свет, цвет, музыка, речь, шумы, ресурсы оптики, методы съемки и монтаж создают образ в сочетании изображения и звука. Грамотное использование этих средств помогают автору воплотить режиссерскую задумку, а также усилить эмоциональное восприятие зрителей картины.
Таким образом, при съемке портретного очерка мы применили знания, полученные в ходе исследования жанра и его особенностей, которому посвящена первая глава диплома, во второй - разобрали основные выразительные средства, использованные в фильмах-портретах, а в практической - описали работу над творческой частью, представленной к защите.



1. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. Л., 1973. - 84 с.
2. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: 1987. - 238 с.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
4. Богданов В., Засурский Я. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: в 2 т. - М., 1998.
5. Булгаков Ф.И. Художественная энциклопедия. СПб., 1886-1887.
6. Бурмина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов, 1987.
7. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица: сборник статей / А. Вартанов. - М.: КДУ, 2009. - 480с.
8. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. пособие / Т.В. Васильева и др.; Под ред. С.Ю. Агапитовой, Е.П. Почкай. - СПб.: Специальная Литература, 2004. - 288с.
9. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект- Пресс, 2004. - 141 с. - (Серия «Телевизионный мастер-класс»).
10. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. - 374 с.
11. Ким М.Н. Очерк: теория и методология жанра: Учеб. пособие. - СПб., 2000. - 168 с.
12. Кисилев А.Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста. Спб.: Питер , 2011. - 400 с.
13. Короченский А.П. Журналистика и медиаобразование в ХХ1 веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 368 с. //Язык и стиль телевизионного очерка Анохин А.И. Казанский государственный университет.
14. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 256 с.
15. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма: - М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. - 220 с. - (Практическая журналистика).
16. Маркова П.А. Режиссёр // Театральная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1961 — 1965. — Т. 3.
17. Митта А.Н. Из опыта современной режиссуры. М. ВГИК, 1988.
18. Медынский С.Е. «Компонуем кинокадр». М.: Искусство, 1992. - 239 с.
19. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»).
20. Никулина Г. Лица знакомые и незнакомые: Заметки о телевиз. портрете. - М.: Искусство, 1980. - 142 с.
21.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие) под редакцией Я.Н.Засурского, М., Изд-во МГУ, 1999. - 288 с.
22. Почкай Е.П. Выразительные средства телевидения и радио: Учеб. пособие. - СПб., 2000. - 104 с.
23. Пронин А.А. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие для студентов-журналистов / А.А. Пронин. - СПб., 2008. - 130 с.
24. Пронин А.А. Сценарий документального телефильма: учеб. пособие / А.А. Пронин. - СПб., 2010. - 112 с.
25. Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы / В. Саппак. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 168 с. - (Серия «Золотой фонд ТВ-литературы»)
26. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. M.: Издатель А. Г. Дворников, 2003. Ч. III. - 206 с.
27. Телевизионная журналистика: Учебник./ Редакционная коллегия: Г.В Кузнецов, В.Л.Цвик, АЛ.Юровский. М.: ВШ, 2002. - 350с.
28. Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 368 с. - (Классический университетский учебник).
29. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В.Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
30. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л.П.
31. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
32. Ширман Р.Н. Алхимия режиссуры: мастер-класс. Киев: Телерадиокурьер, 2008. - 439 с. //Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966. С. 55.
33.Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6-ти томах / Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР, Центральный государственный архив литературы и искусства СССР; Гл. ред. С.И. Юткевич. - М.: Искусство, 1964 - 1971, Т. 2.
34.Эйзенштейн С.М. Сценарные разработки. Из дневников. - М.: Искусство, 1948. - 569 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
35. Геращенко Л.Л. Конфликт в отечественном документальном кино 90-х гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. М., 2003.
36. Муратов С.А. Документальный телефильм как социальное и эстетическое явление экранной журналистики. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. док. филологических наук. М., 1990.
37. Никулина Г.Ю. Телевизионный очерк (жанровые признаки и тенденции развития): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975.
38. Шергова К.А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. М., 2010.
Электронные ресурсы
39. Горизонтали маленького мира. Проблемы драматургии в документальном кино. Марина Разбежкина // Журнал «Искусство кино», 2007, №8. 1997. URL:http://kinoart.ru/archive/2007/08/n8-article13(дата обращения: 12.04.2016).
40. Дзига Вертов. Классика DOC // портал российского документального
кино. 1 9 9 6 . URL: http://vertov.ru/Dziga Vertov/index.htm(дата
обращения: 15.02.2016).
41. Журбина Е.И. Искусство очерка // сайт филологического факультета Пермского государственного университета. 2013. URL: http://psujourn.narod.ru/lib/zhurbina_sketch.htm(дата обращения: 12.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ