ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса школьной адаптации 8
1.1. Сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы 8
1.2. Психолого-педагогические особенности ребенка в период
перехода со ступени начального на ступень основного общего образования 17
1.3. Специфика психологической помощи, направленной на
эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене 24
Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости течения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе от целенаправленной психологической помощи 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 40
2.3. Система работы школьного психолога по адаптации
пятиклассников к средней школе 49
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 59
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 72
Глава 1. Теоретические основы процесса школьной адаптации 8
1.1. Сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы 8
1.2. Психолого-педагогические особенности ребенка в период
перехода со ступени начального на ступень основного общего образования 17
1.3. Специфика психологической помощи, направленной на
эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене 24
Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости течения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе от целенаправленной психологической помощи 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 40
2.3. Система работы школьного психолога по адаптации
пятиклассников к средней школе 49
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 59
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 72
Актуальность проблемы исследования особенностей адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю обусловлена сложной социальной ситуацией взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько приспособления, сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности.
Переход с младшей ступени на среднюю является важным моментом в жизни младшего школьника. В средней школе абсолютным образом изменяются условия обучения: дети переходят от единственного учителя к системе «классный руководитель - педагоги-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иной становится и форма обучения, появляются новые требования.
Именно эти коренные изменения, важность такого перехода, не могут не отразиться на психологическом состоянии школьника. Данный переход нередко связан с некоторыми трудностями привыкания к новым условиям. Период приспосабливания к новой среде получил в педагогике название «адаптация».
С адаптационным периодом нередко связаны многочисленные заболевания детей, для которых характерен психомоторный характер. Усложнить адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных учителей, так и то, что педагоги средней школы нередко не делают различий между пятиклассниками и иными учащимися средней школы, предъявляя ко всем равные требования. Сложности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке адаптироваться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого педагога.
Поэтому немаловажной при адаптации школьников является роль психологической службы школы.
Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста были рассмотрены в работах таких исследователей, как Л.И. Божович[9], Н.В. Бордовская[10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12] и др.
Сущность адаптации проанализирована в трудах Ф.З. Меерсона[23], А.А. Реана[31], Л.Д. Столяренко [33] и др.
В свою очередь, исследованиями адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе занимались такие ученые, как В. Штрасмайер[38],С.П. Баранов[4], С.А. Козлова[19], В.М. Коротов[20] и др.
Все выше перечисленное подтверждает, что проблема адаптации пятиклассниковк обучению на этапе основногообщего образования является сложной теоретической и практической проблемой, при этом особенно актуальной в настоящее время.
Следовательно, выбор темы исследования «Психологическая помощь учащимся пятых классов в период адаптации к средней школе» обусловлен противоречием между необходимостью реализации успешной адаптации пятиклассников к новому этапу обучения и недостаточным количеством исследований по изучению содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней ступени обучения.
Все изложенное выше, позволяет нам выделить проблему исследования: каковы должны быть содержание, формы и методы
психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней школе.
Цель исследования - раскрыть и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период их адаптации к обучению в среднем звене.
Объект исследования - процесс психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
Гипотеза исследования: психологическая помощь в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе будет успешной, если:
- опираться на психолого-педагогические особенности ребенка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования,
- учитывать специфику психологической помощи, направленной на эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене,
- разработать и внедрить специальную систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия « школьная адаптация» и ее механизмы.
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности младшего подростка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования.
3. Определить возможности психологической помощи,
направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, а также труды таких известных ученых, как Л.И. Божович [9], Н.В. Бордовская [10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12], В. Штрасмайер [38], С.П. Баранов [4], С.А. Козлова [19], В.М. Коротов [20], Ф.З. Меерсона [23], А.А. Реана [31], Л.Д. Столяренко [33] и т.д.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 50детей в возрасте 11-12 лет.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент;
• статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования результатов.
На первом этапе исследования были проанализированы следующие теоретические вопросы: сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы, психолого-педагогические особенности младших подростков и возможности психологической помощи, направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование зависимости течения процесса адаптации к обучению в средней школе от психологической помощи, направленной на формирование внутренних познавательных мотивов у обучающихся, развитие коммуникативных навыков и снижение школьной тревожности.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что была разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности психологической помощи пятиклассникам в процессе их адаптации к обучению в среднем звене.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, раскрывающие особенности и риски адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 40 источников, и приложений. Общий объем работы 72 страницы (без приложений).
Переход с младшей ступени на среднюю является важным моментом в жизни младшего школьника. В средней школе абсолютным образом изменяются условия обучения: дети переходят от единственного учителя к системе «классный руководитель - педагоги-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иной становится и форма обучения, появляются новые требования.
Именно эти коренные изменения, важность такого перехода, не могут не отразиться на психологическом состоянии школьника. Данный переход нередко связан с некоторыми трудностями привыкания к новым условиям. Период приспосабливания к новой среде получил в педагогике название «адаптация».
С адаптационным периодом нередко связаны многочисленные заболевания детей, для которых характерен психомоторный характер. Усложнить адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных учителей, так и то, что педагоги средней школы нередко не делают различий между пятиклассниками и иными учащимися средней школы, предъявляя ко всем равные требования. Сложности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке адаптироваться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого педагога.
Поэтому немаловажной при адаптации школьников является роль психологической службы школы.
Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста были рассмотрены в работах таких исследователей, как Л.И. Божович[9], Н.В. Бордовская[10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12] и др.
Сущность адаптации проанализирована в трудах Ф.З. Меерсона[23], А.А. Реана[31], Л.Д. Столяренко [33] и др.
В свою очередь, исследованиями адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе занимались такие ученые, как В. Штрасмайер[38],С.П. Баранов[4], С.А. Козлова[19], В.М. Коротов[20] и др.
Все выше перечисленное подтверждает, что проблема адаптации пятиклассниковк обучению на этапе основногообщего образования является сложной теоретической и практической проблемой, при этом особенно актуальной в настоящее время.
Следовательно, выбор темы исследования «Психологическая помощь учащимся пятых классов в период адаптации к средней школе» обусловлен противоречием между необходимостью реализации успешной адаптации пятиклассников к новому этапу обучения и недостаточным количеством исследований по изучению содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней ступени обучения.
Все изложенное выше, позволяет нам выделить проблему исследования: каковы должны быть содержание, формы и методы
психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней школе.
Цель исследования - раскрыть и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период их адаптации к обучению в среднем звене.
Объект исследования - процесс психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
Гипотеза исследования: психологическая помощь в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе будет успешной, если:
- опираться на психолого-педагогические особенности ребенка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования,
- учитывать специфику психологической помощи, направленной на эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене,
- разработать и внедрить специальную систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия « школьная адаптация» и ее механизмы.
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности младшего подростка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования.
3. Определить возможности психологической помощи,
направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, а также труды таких известных ученых, как Л.И. Божович [9], Н.В. Бордовская [10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12], В. Штрасмайер [38], С.П. Баранов [4], С.А. Козлова [19], В.М. Коротов [20], Ф.З. Меерсона [23], А.А. Реана [31], Л.Д. Столяренко [33] и т.д.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 50детей в возрасте 11-12 лет.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент;
• статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования результатов.
На первом этапе исследования были проанализированы следующие теоретические вопросы: сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы, психолого-педагогические особенности младших подростков и возможности психологической помощи, направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование зависимости течения процесса адаптации к обучению в средней школе от психологической помощи, направленной на формирование внутренних познавательных мотивов у обучающихся, развитие коммуникативных навыков и снижение школьной тревожности.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что была разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности психологической помощи пятиклассникам в процессе их адаптации к обучению в среднем звене.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, раскрывающие особенности и риски адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 40 источников, и приложений. Общий объем работы 72 страницы (без приложений).
Переход из начального звена в среднее традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе
- одним из труднейших периодов школьного обучения.
На переходе от одной образовательной ступени к другой происходят резкие внешние изменения в укладе жизни школьников, которые субъективно переживаются как жизненный кризис. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Психологические и психофизиологические исследования показывают, что в начале пятого класса школьники переживают период адаптации во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней
- все это серьезное испытание для психики.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т.е. адаптация проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», часто к кабинетной системе. Под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.
В рамках данного исследования была осуществлена попытка раскрыть особенности психологической помощи в период адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Психологическая помощь - это профессиональная деятельность психолога, взаимодействующего с ребенком в школьной среде. Она направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения младшего подростка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, может, с одной стороны, помочь младшему подростку максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Мы предполагали что, работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в средней школе.
Формирование нужного опыта, развитие необходимых личностных качеств осуществлялись нами с помощью психологических средств в специальной тренинговой обучающей деятельности.
В процессе реализации тренинговой программы наиболее важной являлась ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить пути их развития и совершенствования.
Еще одним направлением психологической помощи являлась работа с педагогами во время адаптационного периода, обсуждение с ними индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе.
Результаты, полученные до и после оказания психологической помощи пятиклассникам в период адаптации, были подвергнуты статистическому анализу с использование t-критерия Стьюдента. Полученные показатели доказывают нашу гипотезу о том, что психологическая помощь, направленная на снижение школьной тревожности и развитие коммуникативной и мотивационной сфер способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель достигнута.
- одним из труднейших периодов школьного обучения.
На переходе от одной образовательной ступени к другой происходят резкие внешние изменения в укладе жизни школьников, которые субъективно переживаются как жизненный кризис. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Психологические и психофизиологические исследования показывают, что в начале пятого класса школьники переживают период адаптации во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней
- все это серьезное испытание для психики.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т.е. адаптация проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», часто к кабинетной системе. Под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.
В рамках данного исследования была осуществлена попытка раскрыть особенности психологической помощи в период адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Психологическая помощь - это профессиональная деятельность психолога, взаимодействующего с ребенком в школьной среде. Она направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения младшего подростка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, может, с одной стороны, помочь младшему подростку максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Мы предполагали что, работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в средней школе.
Формирование нужного опыта, развитие необходимых личностных качеств осуществлялись нами с помощью психологических средств в специальной тренинговой обучающей деятельности.
В процессе реализации тренинговой программы наиболее важной являлась ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить пути их развития и совершенствования.
Еще одним направлением психологической помощи являлась работа с педагогами во время адаптационного периода, обсуждение с ними индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе.
Результаты, полученные до и после оказания психологической помощи пятиклассникам в период адаптации, были подвергнуты статистическому анализу с использование t-критерия Стьюдента. Полученные показатели доказывают нашу гипотезу о том, что психологическая помощь, направленная на снижение школьной тревожности и развитие коммуникативной и мотивационной сфер способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель достигнута.



