Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса школьной адаптации 8
1.1. Сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы 8
1.2. Психолого-педагогические особенности ребенка в период
перехода со ступени начального на ступень основного общего образования 17
1.3. Специфика психологической помощи, направленной на
эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене 24
Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости течения процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе от целенаправленной психологической помощи 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 40
2.3. Система работы школьного психолога по адаптации
пятиклассников к средней школе 49
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 59
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 72
Актуальность проблемы исследования особенностей адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю обусловлена сложной социальной ситуацией взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько приспособления, сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности.
Переход с младшей ступени на среднюю является важным моментом в жизни младшего школьника. В средней школе абсолютным образом изменяются условия обучения: дети переходят от единственного учителя к системе «классный руководитель - педагоги-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иной становится и форма обучения, появляются новые требования.
Именно эти коренные изменения, важность такого перехода, не могут не отразиться на психологическом состоянии школьника. Данный переход нередко связан с некоторыми трудностями привыкания к новым условиям. Период приспосабливания к новой среде получил в педагогике название «адаптация».
С адаптационным периодом нередко связаны многочисленные заболевания детей, для которых характерен психомоторный характер. Усложнить адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных учителей, так и то, что педагоги средней школы нередко не делают различий между пятиклассниками и иными учащимися средней школы, предъявляя ко всем равные требования. Сложности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке адаптироваться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого педагога.
Поэтому немаловажной при адаптации школьников является роль психологической службы школы.
Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста были рассмотрены в работах таких исследователей, как Л.И. Божович[9], Н.В. Бордовская[10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12] и др.
Сущность адаптации проанализирована в трудах Ф.З. Меерсона[23], А.А. Реана[31], Л.Д. Столяренко [33] и др.
В свою очередь, исследованиями адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе занимались такие ученые, как В. Штрасмайер[38],С.П. Баранов[4], С.А. Козлова[19], В.М. Коротов[20] и др.
Все выше перечисленное подтверждает, что проблема адаптации пятиклассниковк обучению на этапе основногообщего образования является сложной теоретической и практической проблемой, при этом особенно актуальной в настоящее время.
Следовательно, выбор темы исследования «Психологическая помощь учащимся пятых классов в период адаптации к средней школе» обусловлен противоречием между необходимостью реализации успешной адаптации пятиклассников к новому этапу обучения и недостаточным количеством исследований по изучению содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней ступени обучения.
Все изложенное выше, позволяет нам выделить проблему исследования: каковы должны быть содержание, формы и методы
психологической помощи пятиклассникам в период адаптации к средней школе.
Цель исследования - раскрыть и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность содержания, форм и методов психологической помощи пятиклассникам в период их адаптации к обучению в среднем звене.
Объект исследования - процесс психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
психологической помощи учащимся пятых классов в период адаптации к обучению в среднем звене.
Гипотеза исследования: психологическая помощь в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе будет успешной, если:
- опираться на психолого-педагогические особенности ребенка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования,
- учитывать специфику психологической помощи, направленной на эффективность процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене,
- разработать и внедрить специальную систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия « школьная адаптация» и ее механизмы.
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности младшего подростка в период перехода со ступени начального на ступень основного общего образования.
3. Определить возможности психологической помощи,
направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить систему работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, а также труды таких известных ученых, как Л.И. Божович [9], Н.В. Бордовская [10], Л.С. Выготский[11], С.Б. Гнедова[12], В. Штрасмайер [38], С.П. Баранов [4], С.А. Козлова [19], В.М. Коротов [20], Ф.З. Меерсона [23], А.А. Реана [31], Л.Д. Столяренко [33] и т.д.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 50детей в возрасте 11-12 лет.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
• эмпирические: тестирование, констатирующий эксперимент;
• статистические: математическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования результатов.
На первом этапе исследования были проанализированы следующие теоретические вопросы: сущность понятия «школьная адаптация» и ее механизмы, психолого-педагогические особенности младших подростков и возможности психологической помощи, направленной на повышение эффективности процесса адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование зависимости течения процесса адаптации к обучению в средней школе от психологической помощи, направленной на формирование внутренних познавательных мотивов у обучающихся, развитие коммуникативных навыков и снижение школьной тревожности.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что была разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система работы школьного психолога по адаптации пятиклассников к средней школе.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности психологической помощи пятиклассникам в процессе их адаптации к обучению в среднем звене.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, раскрывающие особенности и риски адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 40 источников, и приложений. Общий объем работы 72 страницы (без приложений).
Переход из начального звена в среднее традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе
- одним из труднейших периодов школьного обучения.
На переходе от одной образовательной ступени к другой происходят резкие внешние изменения в укладе жизни школьников, которые субъективно переживаются как жизненный кризис. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Психологические и психофизиологические исследования показывают, что в начале пятого класса школьники переживают период адаптации во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней
- все это серьезное испытание для психики.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т.е. адаптация проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», часто к кабинетной системе. Под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются.
В рамках данного исследования была осуществлена попытка раскрыть особенности психологической помощи в период адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Психологическая помощь - это профессиональная деятельность психолога, взаимодействующего с ребенком в школьной среде. Она направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения младшего подростка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, может, с одной стороны, помочь младшему подростку максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Мы предполагали что, работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в средней школе.
Формирование нужного опыта, развитие необходимых личностных качеств осуществлялись нами с помощью психологических средств в специальной тренинговой обучающей деятельности.
В процессе реализации тренинговой программы наиболее важной являлась ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить пути их развития и совершенствования.
Еще одним направлением психологической помощи являлась работа с педагогами во время адаптационного периода, обсуждение с ними индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе.
Результаты, полученные до и после оказания психологической помощи пятиклассникам в период адаптации, были подвергнуты статистическому анализу с использование t-критерия Стьюдента. Полученные показатели доказывают нашу гипотезу о том, что психологическая помощь, направленная на снижение школьной тревожности и развитие коммуникативной и мотивационной сфер способствует адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, цель достигнута.
1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Система работы с детьми, родителями, педагогами/ сост. С.А. Коробкина.- Волгоград:Учитель,
2015. - 261 с.
2. Азарова Т.Д. Дорога в пятый класс /Т.Д. Азарова..//Школьный психолог. -2012. -№19, №20, №21.
3. Андрияхина Н.В. Как помочь пятикласснику. Занятие для учителей /Н.В. Андрияхина. //Школьный психолог.-. 2013. -№30. - С.14-17.
4. Баранов С.П. Сущность процесса обучения/С.П. Баранов.- М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
5. Баранова Н.Н. Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы / Н.Н. Баранова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal- slovo.ru/pedagogy/37952.php.
6. Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин.- М.: Знание, 1987.
- 111 с.
7. Битянова М.Р. В споре рождаются требования. Круглый стол /М.Р. Битянова // Школьный психолог. - 2000. -№35. - С.17-24
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/М.Р. Битянова.- М.: Генезис, 2000. - 298 с.
9. Божович Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51 .php.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2006. - 304 с.
11. Выготский Л.С. О подростковом кризисе /Л.С. Выготский [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/5 0. php.
12. Гнедова С.Б. Когниции и личность как цели психологического воздействия (сравнение заочного и очного консультирования) / С.Б. Гнедова.
- Москва, 2011 // Психологическая помощь социально незащищенным лицам
с использованием дистанционных технологий: интернет-консультирование и дистанционное обучение: материалы межведомственной научно¬
практической конференции 24-25.02.2011 Москва / ред. Б.Б. Айсмонтас, В.Ю. Меновщиков. - Москва: МГ11ПУ, 2011. - С. 53-56.
13. Данилова Е. Четвероклассники /Е. Данилова.//Школьный психолог. - 2012. -№12. - С.13-16.
14. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Адаптация учащихся пятых классов к процессу обучения в средней школе. /Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова.//Школьный психолог. -2015. -№12. - С.21-23.
15. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования /И.В. Дубровина. — М.:МПСУ, 2014. - 450 с.
16. Журавлев Д.И. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д.И. Журавлев.//Народное образование. - 2002.- №8. -С. 99-105.
17. Земских Т. Стучи, поезд, стучи /Т. Земских.//Школьный психолог. - 2000. -№12. - С.11-13.
18. Коблик Е.Г. Первый раз в 5 класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик - М.: Генезис, 2013.
19. Козлова С.А. Первые уроки математики - уроки адаптации к школе /С.А. Козлова //Начальная школа плюс До и После.- 2005. -№8. -с.30-38.
20. Коротов В.М. Введение в педагогику: учебное пособие / В.М. Коротов. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 256с
21. Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов /И.Ю. Кулагина. // Психологическая наука и образование.- 2014. - том 19. -№ 1. - С. 99-110.
22. Лукьянова М.И., Пантелеева В.Г. Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю/ М.И. Лукьянова, В.Г. Пантелеева //Психологические знания в помощь учителю. Заочный семинар школьных психологов. Вып. III, Ульяновск, 2011.
23. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. -М.: Наука, 1981. - 280 с.
24. Меттус Е.В., Литвина А.В.. Программа «Адаптация» / Е.В. Меттус, А.В.Литвина //Завуч начальной школы. -2015. -№1. - С. 15-19.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 1996. -148 с.
26. Практическая психология образования: учеб. /под ред. Дубровиной И.В.
- М.: ТЦ «Сфера» ,2000. - 529 с.
27. Прихожан А. Пятиклассники / А. Прихожан //Школьный психолог. - 2012. - №12. - С.17-20.
28. Прихожан А. Учебные трудности пятиклассников/ А. Прихожан //Школьный психолог. -2012. -№13.-С.15-19.
29. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное
психологическое исследование / под ред. В.В Давыдова.- М: Педагогика, 1990.- 160 с.
30. Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И.В. - М.: «Просвещение»,1991. - 148 с.
31. Реан А.А. Психология подростка: полное руководство/А.А. Реан - СПб: Прайм-Еврознак, 2008. -512 с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пос. / Е.И. Рогов- М.: ВЛАДОС,2006. - 480 с.
33. Столяренко Л.Д. Психология: учеб. /Л.Д. Столяренко -СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
34. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: «Просвещение», 1993. - 288 с.
35. Харкевич О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения / О.Г. Харкевич // Начальная школа. - 2012. -№8. - С.26-29.
36. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1998. -№3. - С.23-27.
37. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. В. Мудрика. — М.: «Академия», 2004. — 272 с.
38. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Г.Никанен.- М.: Академия, 2002.- 208 с.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика ,1989. - 634 с.
40. Яркова О.В. Адаптации учащихся при переходе на следующую ступень
обучения /Яркова О.В. [Электронный ресурс].Режим
доступа: http://psyhoinfo.ru/adaptacii-uchashchihsya-pri-perehode-na- sleduyushchuyu-stupen-obucheniya.