Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЬЯ И БРАК В АФИНАХ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Работа №58631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
808
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВО В АФИНАХ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
1.1. Основные черты афинского государства и общества 12
1.2. Образ афинской женщины и ее положение в обществе 17
ГЛАВА II. БРАК
2.1. Цель брака и брачные отношения в древних Афинах 29
2.2. Свадебные церемонии и бракоразводные обряды в Афинах 35
ГЛАВА III. СЕМЬЯ
3.1. Взаимоотношения и быт в афинской семье 43
3.2. Дети в афинской семье и их воспитание 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Все знают ставшую уже «крылатой» фразу: «Семья - это ячейка общества». Семья является основным видом «организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . Семья - основа любого государства и отдельно каждого человека.
Семья осуществляет самые значимые функции, необходимые для построения цивилизованного общества: воспитательную и социальную - в виде подготовки новых членов общества, обладающими социальными нормами, хозяйственно-бытовую и духовную, заключающуюся в удовлетворении не только материальных потребностей членов семьи, но и удовлетворении во взаимном общении и духовном обогащении, сексуально - эротическую, обеспечивая регулирование сексуального поведения и воспроизводство общества. Поэтому за всю историю человечества не было ни одного общества, которое не имело бы семейного устройства.
С изменением времени и социальных условий происходят и изменения функций семьи - некоторые утрачивают свою значимость и на их месте появляются другие. Семейные ценности забываются, уровень терпимости к отклонениям от норм поведения повышается, искажается смысл семейных связей и взаимоотношений.
В настоящее время все более открыто стали говорить о семье нетрадиционной, а традиционную семью находить устаревшей и малоинтересной. Сторонники нетрадиционных семейных отношений считают не применимым понятие нормы и часто, оправдывая свой выбор, приводят примеры из опыта древних великих цивилизаций. Но не знают или не хотят знать о том, что прекращению существования древних цивилизаций, считавшихся великими, способствовали не только войны, перевороты, а и моральное разложение человека. И первым шагом к исчезновению - было разрушение семьи.
Поэтому, говоря о семье и браке, обязательно нужно взглянуть, какой была семья, какие взаимоотношения связывали родственников, и какое влияние общество оказывало на семью, во времена древнего мира.
Самым ярким примером становления института семьи является Древняя Греция в период образования греческих полисов. По этой теме современному человечеству осталось большое количество фактов, подтверждающихся художественными, документальными и материальными свидетельствами.
Действительно, в отдельных древнегреческих источниках указывается на порочные связи, имевшие место в полисах, но согласно традиции каждый свободный и особенно гражданин обязан был вступить в брак и иметь семью.
Для древнегреческого полиса семья являлась залогом будущего существования, гарантом обеспечения военных сил полиса, экономического и религиозно-эстетического развития полиса (соблюдение религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам).
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества необходимо более внимательно изучать и осмысливать факты, касающиеся формирования семейных отношений, воспитания детей, обеспечения эмоциональной поддержки членов семьи, так как семья имеет влияние на все остальные институты общества - политические, религиозные и экономические. Без анализа истории начального этапа отношений в семье невозможно понять, под воздействием, каких факторов проходило становление статуса мужчины и женщины в обществе, зависимости членов семьи и их влияние друг на друга.
Кроме этого, обобщая исследования можно получить направления для дальнейшего развития семьи.
Целью дипломной работы является осмысление и оценка развития и функционирования института брака и семьи в Афинах.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования будут решены следующие задачи:
- рассмотрение вопроса о понятии брака и семьи;
- изучение устройства афинской семьи, основных обрядов и церемоний, связанных с брачным процессом и семейной жизнью;
- выяснение роли мужчины и женщины в афинской семье и обществе;
- определение главных целей заключения брака в древних Афинах.
Объектом исследования является семья.
Предметом исследования является семья и брак в Афинах в классический период.
Хронологические рамки дипломной работы достаточно широки, они охватывают период с конца V в. до н.э. по IV в. до н.э. Данный период времени развития Древней Греции вошел в историю как классический период , ознаменовавшийся временем подъема и расцвета афинской демократии. Еще одной причиной обратиться к продолжительному отрезку времени является стремление к более полному и объективному освещению темы дипломной работы, в связи с тем, что ход смены традиций, норм и законов протекает медленно.
Кроме хронологических рамок в данной работе определены пространственные рамки, которые включают только Афинский полис.
Наибольший интерес представляет афинский полис, прежде всего, потому что Афины в большей части определили основу института семьи, а афинские философы и писатели в своих произведениях отводили не маловажное место брачно-семейным отношениям и домашнему быту.
При написании данной дипломной работы были использованы общенаучные методы исследования: изучение, сравнение и анализ
художественной, исторической и учебной литературы, обобщение научных выводов. А так же специальные методы. Историко-генетический метод, который применялся при изучении исторических явлений, происходящих в классический период. Историко-типологический метод применялся для изучения массовых исторических объектов и явлений, основной задачей данного метода является - выявление и анализ социально-экономических и социально-культурных исторических типов.
Тема семьи и брака в древних Афинах не нова. Изучение данной темы берет свое начало еще с античной эпохи. В настоящее время историческая наука имеет достаточное количество источников, описывающих все стороны жизни древних греков. Для исторической науки основными источниками по теме исследования являются: памятники письменности, мифы, законы и установления древнегреческих полисов, художественные произведения древнегреческих авторов, которые позволяют восстановить ход событий. Кроме этого, много информации об устройстве древнегреческой семьи дают археологические находки - надписи, вазопись, которые содержат разнообразную информацию практически по всем сферам жизни, остатки строений, бытовые предметы и др.
База источников дипломной работы представлена опубликованными материалами, которыми являются литературные произведения древнегреческих авторов и исторические сочинения.
Литературные произведения авторов тех лет дают неоценимую информацию о жизни граждан в Афинах в классический период. Основой этих произведений было многовековое народное творчество.
В дипломной работе семья и брак рассматривались, прежде всего, по литературным произведениям афинских лириков, комедиографов, трагиков и по работам философов.
Так как, философией и литературой в классический период в основном занимались мужчины, то это и определило характер произведений, особенно отношение к женщинам. Все женские образы и их душевные качества отражены только с мужской точки зрения.
Не смотря на то, что античной истории известны женщины - философы и женщины - поэты, все же большого авторитета и признания они не получили. И поэтому, в ходе исследования по данной теме, провести сравнение мужского взгляда на происходящие события с женским мнением является затруднительным.
Степень достоверности информации, имеющейся в письменных свидетельствах, можно поставить под сомнение. Особенно это относится к художественным произведениям. Их авторы, испытывая симпатию или антипатию, могли оценивать поступки и изображать личность не совсем объективно. Кроме того, некоторые сведения дошли до нашего времени в форме очень сложной для восприятия.
Считающимися одними из первых литературных источников известных нам являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» . В данных произведениях история раннего периода Древней Греции описана наиболее достоверно.
Наиболее важными в освещении данного вопроса являются трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит» , Эсхила «Просительницы» . В данных произведениях можно увидеть описание повседневного быта древних Афин, семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой. Кроме этого, авторы этих произведений красочно описывают женские образы, их характеры, мотивы поведения и поступков. К тому же, в указанных трагедиях показаны чувства героев, их страдания, подняты проблемы семьи и брака.
В комедии Семонида Аморгского «Поэма о женщинах» можно увидеть примеры ненависти к женщинам, рассмотрение женских образов через сатиру.
Кроме художественных произведений о жизни древней Греции и в Афинах много информации дают нам исторические сочинения.
Одним из ярких представителей древнегреческих историков был Ксенофонт. В своих произведениях Ксенофонт очень часто излагал личные наблюдения, писал ясным и правильным языком. Для изучения темы диплома наибольшее значение имеет сочинение «Экономика» (или «Домострой») , в котором дана характеристика афинского быта, отражены принципы и методы ведения семейного хозяйства.
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха , представляющие
биографии знаменитых греков - Солона, Перикла и др., включают рассмотрение женских образов в роли жены, дочери, матери.
К сожалению, не сохранились до нашего времени в подлиннике законы Солона, который одним из первых определил на законодательном уровне не только права и обязанности супругов, но и правила поведения. Содержание законов Солона можно увидеть в некоторых произведениях авторов классического периода.
Интересным источником так же являются «Наставления супругам» Плутарха. В данном произведении Плутарх поднимает проблемы нравственности, взаимоотношений, описывает, как должны поступать мужчина и женщина в реальной жизни. «Наставления супругам» являются своеобразными правилами семейной жизни.
Тема семьи и брака в Афинах, хотя и не является новой, но она очень популярна. Поэтому существует немало исследований, которые включают в себя рассмотрение различных сторон жизни афинских семей в классический период.
Глубоко изучением темы семьи и брака в Афинах занимались и занимаются многие ученые.
Зарубежная историография представлена работами Гиро П.10 , Винничук Л. , Боннара А. , Брюле П , Вардиман Э. .
Более полную и живую историческую картину дает нам книга Л. Винничук «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» . Книга состоит из отдельных разделов, каждый из которых, дает представление о быте, нравах и материальной культуре Древней Греции.
Книга П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков» повествует о жизни греческого населения во времена античности, начиная с рождения и заканчивая смертью.
В своих книгах «Повседневная жизнь женщин в классическую эпоху» П. Брюле, «Греческая цивилизация» Антонио Боннар и «Женщина в древнем мире» Э. Вардиман18 19 рассказывают о горожанках, рабынях и гетерах. Авторы раскрывают отношения между мужчиной и женщиной, а так же повествуют о повседневной жизни женщин в Древней Греции, их месте в организации семьи и воспитании детей.
Зарубежными исследователями наравне с изучением общечеловеческих сторон жизни древних греков уделялось внимание сексуально-этическим нормам поведения. К таким работам относятся «Таинство любви сквозь призму истории» Б.Картленд и «Сексуальная жизнь Древней Греции» Г.Лихт .
В отечественной историографии по исследованию Древних Афин не менее интересными являются работы Мухаев Р.Т. , Михайлова Н.В. , Крашенинникова Н.В. , А.Е. Савельева и В.И. Кузищина . В своих работах отечественные авторы в основном поднимали вопросы семейно - брачных отношений, а так же имущественных, процесса воспитания и образования детей, в части рассматриваемых социально-экономических проблем и при изучении рабства и рабовладельческих отношений. Повседневная жизнь женщины и мужчины, мода, развлечения и межличностные отношения супругов не были предметами особых изучений.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что материалы и выводы настоящей работы могут быть использованы:
- при подготовке лекционных курсов и уроков по истории Древнего мира, методических пособий;
- в дальнейших исследованиях семейно-брачных отношений.
Структура дипломной работы определяется логикой исследования, его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья, какую мы ее видим в настоящее время, была такой не во все времена. Возникновение семьи уходит далеко в древность, она прошла большое количество периодов времени, прежде чем принять современную форму.
В ходе развития мира у человечества была жизненная необходимость в семье, а жизненный путь человека в большей части связан с семейными взаимоотношениями. Поэтому многие вопросы, затрагивающие брак и семью, можно считать «вечными»: это вопросы о роли мужчины и женщины, о моральном долге, об ответственности перед собой и обществом, о значении семьи для государства.
Семья представляет собой социальные связи и отношения, элемент структуры общества. Являясь структурой общества, на семью воздействуют все происходящие в нем процессы. Под влиянием времени и происходящих процессов изменяется структура семьи, ее функции, внутрисемейные связи и связи с обществом.
Но происходит и обратный процесс: влияние семьи на общество, так как, через семью происходит адаптация личности в обществе, передача от поколения поколению нравственных, культурных и других ценностей. Семья развивает личность человека, воспитывает гражданина. В семье у человека формируются взгляды, качества характера, убеждения и отношение к обществу.
В древних Афинах наибольшее освещение получили вопросы, связанные с браком и семьей, именно в классический период времени.
Древнеафинских авторов, как мыслителей, конечно же, в первую очередь волновали философские вопросы бытия, но как ответственные граждане своего государства они не могли оставаться в стороне от насущных проблем. Поэтому, вопросы семьи и брака очень часто затрагивали в своих произведениях авторы древних Афин, пытаясь дать на них ответы. Свидетелями многих событий, описанных в произведениях, были они сами.
Анализируя сведения о жизни в древних Афинах, мы можем убедиться, что семья занимала существенное место в религиозном развитии, с помощью семьи поддерживалась нравственная сторона, традиции и соблюдение обрядов жертвоприношения. Кроме этого, семья являлась гарантом экономического и военного развития государства.
В настоящее время, имея свободу практически во всем, нам трудно представить, что в древних Афинах государством регламентировались все стороны жизни, будь это одежда, поведение в обществе или воспитание детей. Под влияние государства в классический период попал и институт брака.
Древне афинский полис стремился создать для человека из семьи ценность. Так как, чем сильнее связи между членами семьи, тем сильнее развита солидарность между людьми в обществе.
В классический период в древних Афинах в семье наблюдается четкое разделение обязанностей и прав между мужем и женой, между детьми и отцом с матерью.
Семейные нормы в классический период не претерпели значительных изменений по сравнению с предыдущим периодом времени, но стоить отметить, что брак стал менее надежным союзом, связывающим мужчину и женщину.
Заключение брака и рождение детей, считавшиеся в более раннее время обязательным долгом для каждого гражданина, могли им быть проигнорированы. Такое изменение было вызвано тем, что людей покидало чувство «рода» и они открывали в себе свое собственное «я».
В классический период все более стали иметь место бракоразводные процессы. Развод уже был скорее нормой, чем исключением. Даже женщина, приравненная в правах с рабами, могла стать инициатором расторжения брака. Поэтому перед Афинским государством того времени стояла задача: обеспечить прочность семейного союза. Данная проблема была решена по средствам имущественной заинтересованности супругов.
Но, даже претерпев некоторые изменения, основной целью заключения брака и создания семьи осталось - воспроизведение рода.
Конечно, в любом типе семьи были и есть свои недостатки и свои достоинства.
Значительным достоинством древней афинской семьи можно назвать то, что семья являлась моногамной, один муж и одна жена. В дальнейшем, в мире именно тип моногамной семьи получил наибольшее распространение.
Существенным недостатком афинской семьи являлось отсутствие тесной связи между личной жизнью жены и жизнью мужа. Мужчина всегда стоял выше женщины, она в свою очередь была у него в подчинении.
В древнеафинской семье было четкое разделение прав и обязанностей между мужем и женой. Если женщина была лишь скромной хранительницей очага, то мужчина был не только главой семьи, но и гражданином своего полиса. А право считаться гражданином имел ограниченный круг лиц. Кроме этого, статус гражданина необходимо было всячески поддерживать. Поэтому, в основном жизнь мужчины проходила в полисном обществе, в общении с другими гражданами, в решении государственных и политических вопросов.
Поскольку женщина не была наделена столь широкими правами и свободами, то она не могла участвовать в общественных делах древних Афин. Кроме того, большинство мужчин представляли ее как черствое, коварное создание. Но, не смотря на это, уменьшать ее значение в жизни мужчины и полиса нельзя, так как от женщины зависела его судьба. Рождение детей - было оправданием существования женщины.
В отношениях мужчина и женщина в основном не испытывали романтических чувств и уж тем более большой любви. Однако, долг обязывал мужа обращать внимание на свою жену, но лишь для того что бы воспроизвести потомство, тем самым обеспечив государство новыми гражданами, а после своей смерти гарантию проведения религиозных обрядов и поддержания домашнего очага.
Жена, как друг или собеседник, не интересовала своего мужа. Одной из причин отсутствия интереса супругов друг к другу, было наличие возможности у мужчин воспользоваться услугами гетер или сожительствовать с другой женщиной. В гетерах мужчин привлекала в первую очередь их образованность, умение вести беседу. В классический период очень редко образование замужней женщины могло сравниться со знаниями, которыми обладали гетеры.
Конечно, образованию женщин не уделяли особого внимания. И это было ошибкой Афинского полиса. Ошибочность данного решения состоит в том, что, не имея должного образования, женщина, в первую очередь, не могла помочь мужчине в его делах, обеспечить воспитание своих детей, ну и конечно, быть интересной личностью для своего мужа.
Но, не смотря на это, стоит обратить внимание на то, что, все таки, женщина являлась своеобразным стержнем афинской семьи. На женщине, которой приходилось испытывать холодность отношения со стороны мужа и чувство обиды от измены, лежала обязанность создания уюта, гармонии в доме, а самое главное обеспечение чистоты домашнего очага. И только от женщины зависело, будет ли семья крепкой, объединенной семейными обрядами и соблюдающей ритуалы.
Семья в древних Афинах представляла собой уменьшенную копию полиса. Так же как полис регламентировал практически все стороны жизни граждан, так и в семье все ее члены находились полностью под властью отца.
Начиная с рождения и заканчивая вступлением в брак, все самые важные решения по отношению к ребенку принимал отец. Только от отца зависела жизнь ребенка и его дальнейшая судьба.
Наряду с рождением детей, еще одной не маловажной целью афинской семьи было воспитание послушных сыновей и дочерей, почитающих предков и традиции своей семьи. Осуществлению данной цели семья уделяла большое внимание.
Процесс воспитания и образования проходил в соответствии с афинскими традициями. Афиняне старались создать все необходимые условия для получения хорошего образования, но лишь сыновьям. Так как считалось, что только отец, давший своему сыну необходимые знания, мог рассчитывать в будущем на хорошее отношение и поддержку со стороны детей.
В процессе воспитания в первую очередь детям прививалась обязанность заботы о родителях. Почитание старших и предков признавалось достоинством человека, а отсутствие таких качеств - грехом. Через обязанность заботиться о родителях, послушание родителей, в ребенке воспитывалось чувство долга перед государством.
В настоящее время, не смотря на все перемены в обществе, патриархальная семья все же остается важнейшей основой государства. Как и много лет назад она выступает хранительницей традиций, норм жизни и отношений. Все это способствует тому, что семья является большой ценностью.
Сохранение семьи, и в первую очередь семьи традиционной, является сильной стороной любой страны. Такая семья может свободно решать возникающие задачи, не перекладывая их на общество.
Но, в настоящее время, люди особо не стремятся законно связать свою судьбу с другим человеком, создать семью. В основном они заняты поиском своего собственного «я» и смыслом жизни. Тогда как нельзя лучше простые семейные ценности - долг перед родителями, ответственность за детей, взаимопонимание между супругами, дают человеку чувство счастья и ощущение гармонии.



1. Аристотель. Политика. -
URL: http://royallib.eom/read/aristotel/politika.html#0 (Дата обращения:
06.04.2017)
2. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. - URL: http: //royallib. eom/read/aristofan/genshehini na prazdnike fesmoforiy. html #40960 (дата обращения 04.04.2017) 

URL:http://kostov.ru/Works%20on%20Art%20in%20Russian/Edoki.htm (Дата обращения: 19.03.2017)
4. Гесиод. Работы и дни. - URL:
http://royallib.com/read/gesiod/raboti i dni.html#0 (дата обращения 04.04.2017)
5. Гомер. Иллиада. Одиссея. // Хрестоматия по античной литературе: для высших учебных заведений Т.1. [Текст] / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. М.:Учпедгиз 1947. - 631 С.
6. Еврепид. Алкеста. -
URL: http://lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid1_1.txt (Дата обращения
17.04.2017)
7. Еврепид. Ипполит. URL:https://profilib.com/chtenie/33443/evripid- ippolit-7.php (Дата обращения: 21.03.2017)
8. Еврепид. Медея. // Античная драма. [Текст] / сост. С.Апт. - М.: Худ. литература, 1970. - 287с.
9. Еврепид. Трагедия. Т.1 Еврепид. Ифигения в Тавриде. [Текст] / Пер. И. Анненского, С Апта. - М.: Искусство, 1980, - 549 с.
10. Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт. [Текст] / Пер. С. И.
Соболевского под ред. А. А. Столярова. - 2001. URL:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348108000 (дата обращения: 23.04.2017)
11. Ксенофонт. Афинская полития. [Текст] // Пер. и прим. С.И. Радцига. М.: Гос. соц.- экон. из-во, 1937.
URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1342165208 (Дата обращения:
04.04.2017)
12. Платон. Сочинение. [Текст] / Пер. под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1971. - 622 с.
13. Платон. Государство. Законы. Политик. / Платон. [Текст] /
Предисл. Е.И.Темнова - М.: Мысль, 1998. - 798 с.
14. Плавт Тит Макций. Клад. // Пер. А. Артишков -
URL: http: //royallib.com/read/plavt_tit_maktsiy/pessi. html#2499733 (дата
обращения: 12.04.2017)
15. Плутарх. Моралии. Сочинения. [Текст]. / Пер. Э.Г. Юнца. - М.: «Эсмо-пресс», 1999. URL: http://ancientrome.rU/antlitr/t.htm7aM438012000 (Дата обращения: 05.04.2017)
16. Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. Т.1. [Текст] / Сост. М. Томашевская, И.В. Медведев. - М.: Правда, 1987. - 592 с.
17. Семонид Аморгский. Поэма о женщинах. // Античная лирика. [Текст] / Сост. С. Апт, Ю Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. с. 122 - 124
18. Софокл. Электра. [Текст] / Пер. С. Шервинский. - Из-во.: ФТМ, 2008. - 37 с.
19. Фукидид. История. [Текст] // Пер. и прим. Г.А. Стратановского. - М.: Ладомир, 1987. - 731с.
20. Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов. [Текст] // Пер. Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева,
URL: http: //royallib. com/read/fukidid/iz rechi perikla nad mo gilami voinov. html #0 (03.04.2017)
21. Эсхил. Просительницы. // Эсхил. Трагедии. [Текст] / пер. С. Апта. - М.: Худ. литература, 1971. - 383 с.
II. Литература
1. Боннар А. Греческая цивилизация. / А. Боннар. - М.: Искусство, 1992 - 269 с.
2. Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху. [Текст] / П. Брюле. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 264 с.
3. Вардиман Э. Женщина в древнем мире [Текст] / Э. Вардиман / пер. М. Харитонов - М.: Наука, 1990.- 354 с.
4. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. [Текст] / А.А. Вологдин. - М.: Высш. шк., 2005. - 275 с.
5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней греции и Рима. [Текст]/ Л. Винничук. / пер. В.К. Ронина - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.
6. Всемирная история государства и права: энциклопедический словарь. [Текст] / под. ред. А.В. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2001. - 398 с.
7. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. [Текст] / П. Гиро /пер. Н.И. Лихаревой - Петроград: Издание т-ва О.Н. Поповой, 1915. - 495 с.
8. Женщина в античном мире: Сборник статей / Отв. ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин - М.: Наука, 1995. - 275 с.
9. История государства и права зарубежных стран: учебник для ВУЗов Т.1. [Текст] / Под общ. ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.
- М.: Норма, 2004. - 624 с.
10. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». [Текст] / Н.В. Михайлова и др., под ред. Н.В. Михайловой. М.: ЮНИТА-ДАНА 2008.
- 559 С.
11. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. [Текст] / Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. - Гос. учеб.-педагог. из-во минист. просвещ. РСФСР Ленинградское отделение, Л., 1959. - 165 с.
12. Картленд Б. Таинство любви сквозь призму истории» [Текст] / Б.Картленд. - М.: Центрполиграф, 2001. - 102 с.
13. Куланж Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. [Текст] / Ф. Куланж. / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Издательство Центраполиграф, 2010. - 414 с.
14. История Древней Греции: учебное пособие. [Текст] / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996 - 398 с.
15. Лихт Г. Сексуальная жизнь древней Греции [Текст] / Г. Лихт. / Пер. с англ. В.В. Федорина. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 400 с.
16. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. [Текст] / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 863 С.
17. Савельев А.Е. Культура Древней Греции. Учебное пособие. [Текст] / А.Е. Савельев. - М.: Высшая школа, 2008. - 461 с.
18. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. [Текст] / Н.Я. Соловьёв. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 256 С.
19. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Учебное пособие [Текст] / В.М. Строгецкий. Н.Новгород: НГПТ им. М. Горького, 1991. - 244 с.
20. Хрестоматия по античной литературе: для высших учебных заведений Т.1. [Текст] / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. М.:Учпедгиз, 1947. - 631 С.
III. Интернет ресурс
1. Энциклопедии и словари. URL: http: //enc-dic. com/legal/Demokratij a- 4112.html (дата обращения: 23.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ