Введение...................................................................................................................3
1. Становление психологии в Советской России в 20-30 гг................................6
1.1. Развитие психоневрологических дисциплин в Советском Союзе в 1920-е годы как предпосылки становления психологии как науки................................6
1.2. Зачатки психологии как науки в условиях тотальной мобилизации И.В. Сталина...................................................................................................................17
1.3. Основные характеристика сформировавшейся в 20-30 гг. психологии как науки.......................................................................................................................29
Выводы по первой главе.......................................................................................35
2. Научные школы советской психологии в 20-30 гг.........................................38
2.1. Зарождение отечественных научных психологических школ в 20-30 гг..38
2.2. Московская психологическая школа............................................................50
2.3. Б.Г. Ананьев — основатель ленинградской психологической школы.....61
2.4. Ярославская психологическая школа...........................................................75
Выводы по второй главе...................................................................................... 78
Заключение.............................................................................................................82
Глоссарий………………………………………………………………………...86
Список использованной литературы и источников….......................................87
...
Объект исследования - развитие советской психологии в 20-30 гг. XX в.
Предмет исследования – анализ основных школ и направлений советской психологии 20-30 –х гг.
Гипотеза исследования – наследие 20-30-ых годов XX в. отечественной психологии представляет собой целостную систему научных разработок, послуживших фундаментом для дальнейшего развития психологической науки.
Цель исследования – выявить особенности развития советской психологии в 20-30 гг.
Задачи исследования:
...
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая автором гипотеза, а именно: наследие 20-30-ых годов XX в. отечественной психологии представляет собой целостную систему научных разработок, послуживших фундаментом для дальнейшего развития психологической науки.
Можно охарактеризовать 1920-е годы как период становления оригинальных научных школ и интеграции советской психологии в мировую науку. Кроме того, это был период фундаментальных междисциплинарных исследований, как теоретических, так и практических, которые советские психологи и педологи проводили в тесном сотрудничестве со специалистами из области медицины, педагогики, инженерии, искусствоведения, языкознания и др. В итоге можно говорить о формировании к концу 1920-х годов иерархической системы психоневрологических наук, в которой мостом от философии к практике служили теории общего и среднего уровня, а также прикладные дисциплины.
...
1. Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журн. -2000. - N3. - С. 5-9
2. Богданчиков С. А. Отечественная идеалистическая психология 1920-х годов // Вопр. психологии. – 2007. - N2. - С. 152-160
3. Богданчиков С. А. Советская психология в мировом историко-психологическом контексте // Психолог. журн. – 2006. - Т.27. - N1. - С. 89-96
4. Богданчиков С. А. Советская психология накануне 1936 года // Вопр. психологии. - 2008. - N1. - С. 156-164
5. Боринг Э. Г. История психологии. Период открытого кризиса / Э. Г. Боринг. – М. : Изд–во МГУ , 1992. – 364 с.
6. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б. С. Братусь. – М. : МПСИ; Флинта , 2000. – 87 с.
7. Великие психологи. - Ростов н/Д : Феникс , 2000. - 575 с.
...