Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В 20-30-Е ГГ. XX В. В РСФСР

Работа №25497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы организации социального воспитания
подростков в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.1 Подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме
социального воспитания в 20-30-е гг. в РСФСР 8
1.2 Учет возрастных особенностей подростков при организации
социального воспитания 19
2 Организация социального воспитания подростков посредством
кинематографа в 20-30-е гг. в РСФСР 26
2.1 Детский кинематограф как средство социального воспитания
подростков 26
2.2 Использование опыта организации социального воспитания
подростков посредством кинематографа на современном этапе 37
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б

История социального воспитания в России - это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом. В исторической перспективе образование выполняет социальную функцию трансляции различного рода ценностей от поколения к поколению, но при этом, каждое новое поколение имеет свои собственные образовательные традиции, преемственность между которыми сохраняется не всегда.Особый интерес представляет период становления советского государства, когда в истории нашей страны происходила трансформация общественно-политического, социально-экономического и культурного развития, утверждались его новые устои.
В исследуемый период социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей среди которых П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Интерес к этой проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований в области организации социального воспитания в 20-30-е гг. ХХ в. Об этом свидетельствуют работы О.А. Бобылевой, М.Н. Гапоненко, Т.А. Ромм и др.
В 1920-1930-е гг. новое государство важным направлением своей деятельности считало идеологическую и культурно-просветительскую работу, результатом которой должно было стать воспитание «нового» человека. Для этих целей как никакой другой вид искусства подходил кинематограф. Проблемам развития кинематографа в период становления советского государства посвящены работы О.И. Горбатковой, В.А. Диканской, М.Е. Ковалевой, А.А. Князева, К.Ю. Мелконяна, Е.В. Мурюкиной, А.В. Федорова, А.В. Федюк, И.В. Челышевой и др. Авторы на обширном историческом материале подчеркивают, что в исследуемый период кинематограф был мощным средством воздействия на подрастающее поколение.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль кинематографа в социальном воспитании подростков в 20-30-е гг. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-х гг. ХХ в., когда кинематограф стал одним из важнейших средств социального воспитания подрастающего поколения. События исследуемого периода включают кинематограф в идеологическую, политическую и культурно- просветительскую работу, наделяя его новыми функциями и наполняя новым содержанием. В этот период была создана крепкая материально-техническая база для развития кинематографа, решены вопросы с его финансированием и проблемами обеспечения квалифицированными кадрами, в том числе и кинопедагогами.
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Объект исследования - социальное воспитание в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством кинематографа в РСФСР в 20-30-е гг. XX в.
Задачи:
- проанализировать подходы отечественных педагогов и психологов к проблеме социального воспитания в период становления советского государства;
- показать важность учета возрастных особенностей подростков при организации социального воспитания;
- охарактеризовать детский кинематограф как средство социального воспитания подростков в 20-30-е гг. XX в.;
- показать возможность использования опыта организации социального воспитания подростков в 20-30-х гг. ХХ в. посредством кинематографа на современном этапе.
Методы исследования: анализ историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сведения из данной работы могут быть использованы студентами при написании рефератов и курсовых работ по истории образования, при подготовке к семинарским занятиям по истории педагогике и истории социальной работы, а также по социальной психологии.
Апробация результатов исследования:основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в 15 публикациях, докладывались и обсуждались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге (в том числе при поддержке ККФНиНТД и Фонда М. Прохорова).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 48 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ историко-педагогической литературы показывает, что проблема социального воспитания является актуальной в разные исторические периоды. Особый интерес в этом направлении представляет период становления советского государства. События Октябрьской революции 1917 г. послужили толчком для преобразования всех сфер жизнедеятельности в нашей стране. Сразу же после установления советской власти началась активная деятельность партийных органов по формированию социалистических ценностей и идеалов нового общества. В связи с этим в период становления советского государства активно обсуждался вопрос о сущности социального воспитания, которое было объявлено наиболее значимым и ответственным участком во всей системе народного образования. Проанализировав идеи таких выдающихся педагогов 1920-1930-х гг. как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А. П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др., мы в нашей работе вслед за Н.К. Крупской, под социальным воспитанием понимаем общественное воспитание, которое направлено на формирование нового человека в условиях «истинно демократической» школы, готовящих людей «умеющих строить общественную жизнь».
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в любой исторический период подростковый возраст считался возрастом окончательного формирования личности. Поэтому именно в этом возрасте необходимо уделять большее внимание социальному воспитанию как одному из факторов становления личности. Чтобы подросток мог успешно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, необходимо с учетом возрастных особенностей этого периода организовывать такую воспитательную среду, в которой он бы мог впитывать нормы и ценности общества. Большая роль в организации социального воспитания подростков в период становления советского государства отводилась детскому кинематографу, поскольку он считался одним из эффективных средств воздействия на юного зрителя.
С первых лет Советской власти кинематограф начинает играть все более активную роль в воспитании нового человека. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи кинематограф в 20-30-е гг. ХХ в. становится эффективным средством просветительской работы. Созданная система просветительской работы посредством кинематографа успешно реализовывала идеологию советской власти, в русле этого осуществлялась и воспитательная работа с детьми. Кроме того, грамотно организованная работа с детьми-зрителями обеспечивала их духовно-нравственное развитие и социальное воспитание посредством посещения кинотеатров, просмотра и обсуждения художественных и научных картин. 20-30-е гг. стали периодом мощного развития кинематографа, посредством которого государство решало задачи социального воспитания детей и молодежи.
На наш взгляд, опыт организации социального воспитания подростков в 1920-1930-х гг. может быть с успехом использован в современных условиях в форме кинокружков, кинофакультативов при непосредственном участии педагогов. Это будет способствовать воспитанию гуманистической и творческой личности, личности с развитым критическим мышлением.
Таким образом, кинематограф как во время его становления в нашей стране (1920-е гг.), так и попрошествии почти столетия, был и остается уникальным и эффективным средством воздействия на зрителя, посредством которого осуществлялось и социальное воспитание подрастающего поколения.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П.П. Блонский. - Москва: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.
2. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. - Москва: Гос. учеб- пед. изд-во, 1934. - 356 с.
3. Вентцель, К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка / К. Н. Вентцель. - Москва: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев, 1918. - 16 с.
4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: АПН РСФСР, 1956. -519 с.
5. Гаврилина, Л.К. Психолого-педагогическая культура кинопросмотра - в год культуры и всегда / Л. К. Гаврилина// Человек. Культура. Образование. -2014. - №2. - С. 245-252.
6. Диканская, В.А. Педагогика и кино / В. А. Диканская // Педагогический театр. -1926. - № 2. - С. 36-39.
7. Залкинд, А. Б. Педология / А. Б. Залкинд, А.А. Файвуснович, В.М. Торбек, Е.И. Радина, Г.А. Фортунатов, А.Ф. Федосенко / Под ред. А.Б. Залкинда. - Москва: Учпедгиз, 1934. - 230 с.
8. Карабутина, Т.В. Развитие системы детского кинопроката в 20-30-е гг. XX в. [Электронный ресурс] / Т. В. Карабутина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3641-3645. - Режим доступа: http://ekoncept.ru/2015/85729.htm
9. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. -Изд. 2-е,перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2006. - 448 с.
10. Колодин, М. О самом важном из всех искусств / М. Колодин// Просвещение Сибири. - 1930. - №2. - С. 89-92.
11. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Электронный ресурс]. - 1954. - 22 с. - Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=782991
12. Костюкова, Т. А. Особенности отечественного опыта приобщения к традиции культуры в системе светского образования / Т. А. Костюкова // Вестник ТГПУ. - 2013. -№13. - С. 133-135.
13. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. / Под.ред. Н. К. Гончарова и др. - Москва: Академия пед. наук, 1959. - Т. 7. - 744 с.
14. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н. К. Крупская. - Москва: Просвещение, 1965. - 686 с.
15. Либерман, Л. Организация фото-кино дела в РСФСР / Л. Либерман // Народное просвещение. - 1929. - № 10. - С. 6-7.
16. Лобанова, О.Б. Развитие просветительской деятельности в Сибири в 20-30 е гг. ХХ в. [Электронный ресурс] / О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова, А.А. Шалабанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16756
17. Лобанова, О.Б. Роль кинематографа в организации идеологической и культурно-просветительской работы с подрастающим поколением в 20-30- Е гг. ХХ в. в Сибири / О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова,З. У. Колокольникова, Т. М. Гончарова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 9. - С. 100¬107.
18. Луначарский, А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский. - Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958.
19. Мазурицкая, М. А. Ценностные ориентации российской молодежи с 1920-х по 2000-е гг.: на примере литературы и кинематографа: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 /Мазурицкая Мария Александровна. - Москва, 2011.¬182с.
20. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко. - Москва: Издательство «Педагогика», 1983. - Т. 1. - 365 с.
21. Мелконян, К.Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства общества / К. Ю. Мелконян // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 1. -С. 259-263.
22. Менг, А.В. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям / А. В. Менг// Человек и образование. - 2012. - № 3. - С. 157-161.
23. Николаева, А. Е. Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков / А. Е. Николаева, Д.М. Майорова // Молодой ученый.- 2017. - №1. - С. 82-85.
24. Ольхова, Б.С. Пути кино. 1-ое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии [Электронный ресурс] / Б.С. Ольхова. - Москва: Теа-кино- печать, 1929. - 466 с.- Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/2022923/
25. Основные принципы единой трудовой школы. - Минск: «Университетское», 1988. - 29 с.
26. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / Под ред. А.Г. Калашникова. - Москва,1928. - Т. 2.-634 с.
27. Пинкевич, А. П. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX¬XX вв. / А. П. Пинкевич. - Москва: Ленинград, 1928. - 382 с.
28. Полонский, М. Внимание детской кино-работе / М. Полонский // Кино-репертуарный список фильм. - 1930.- № 6. - С. 33.
29. Ромм, Т.А. Социальное воспитание - феномен современной педагогики / Т. А. Ромм // Вестник Тувинского государственного университета. -2010. - №4. - С. 4-8.
30. Ромм, Т.А. Феномен социального воспитания: нормативно-интерпретативный подход / Т. А. Ромм // Психология и педагогика современного образования: возможности и границы: материалы к круглому столу. - 2009. - С. 11-14.
31. Семенова, А.К. Учебное кино: исторический аспект / А. К. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 143-150.
32. Словарь Л. С. Выготского / Е. Н. Высоцкая [и др.] - Москва: Смысл, 2007.
33. Смирнов, В.И.Главсоцвос Н.К.П. и детско-школьное кино / В. И. Смирнов // Детское кино. - 1930. - № 1.- С. 4-5.
34. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР [Электронный ресурс]. - Москва, 1943. - 626 с. - Режим доступа:http://istmat.info/node/38467
35. Советское кино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.kino-teatr.ru/kino/db/sov/movie/
36. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и
крестьянских депутатов [Электронный ресурс] / Рос. социал.-демократ. рабочая партия. - Петербург, 1918 - 99 с. - Режим доступа:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/10866-tretiy-vserossiyskiy-s-ezd-sovetov-rabochih- soldatskih-i-krestyanskih-deputatov-peterburg-1918#page/1/mode/grid/zoom/1
37. Федоров, А.В. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы: монография / А.В. Федоров,И. В.Челышева,Е. В.Мурюкина,О. И. Горбаткова[и др.]. - Москва: МОО «Информация для всех», 2014. -267 c.
38. Федюк, А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е-1930-е гг.: дис. ... канд. ист. наук:07.00.02 / Артем Владимирович Федюк. - Новосибирск, 2009. - 276 с.
39. Шацкий, С.Т. Школа и строительство жизни / С. Т. Шацкий // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. -Москва, 1980.
40. Шванева, В. В. Роль современного кинематографа в сфере детского и молодежного досуга / В. В. Шванева // Сборник материалов V международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов «Энергия науки». - 2015. - С. 347-349.
41. Яновский, М. И. Проблема изучения кинематографа в психологии / М.И. Яновский // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 5. - С. 79-88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ