ПРАВО НА ЗЕМЛЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Список сокращений 3
Введение
Глава 1. Становление и развитие прав на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в России 9
1.1. Правовое положение коренных малочисленных
народов в Российской Империи 9
1.2. Становление и развитие прав коренных
малочисленных народов России в XXв. 17
1.3. Законодательное регулирование права коренных
малочисленных народов на земли в современной России 26
Глава 2. Совершенствование законодательства в России о правах на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока___46
2.1. Международно-правовое понимание и зарубежный
опыт защиты права коренных народов на землю 46
2.2. Пути решения проблемы права коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на землю 56
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Становление и развитие прав на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в России 9
1.1. Правовое положение коренных малочисленных
народов в Российской Империи 9
1.2. Становление и развитие прав коренных
малочисленных народов России в XXв. 17
1.3. Законодательное регулирование права коренных
малочисленных народов на земли в современной России 26
Глава 2. Совершенствование законодательства в России о правах на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока___46
2.1. Международно-правовое понимание и зарубежный
опыт защиты права коренных народов на землю 46
2.2. Пути решения проблемы права коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на землю 56
Заключение
Список литературы
Российская Федерация с исторических времён сложилась как многонациональное государство. Конституция РФ 1993 г., провозгласив новые приоритеты государства, гарантирует коренным народам РФ права ориентируясь с общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 69) .
Коренные малочисленные народы в РФ составляют небольшую часть населения страны. Но при этом, в полном объёме располагают правами, которые все люди России, независимо от их численности, места проживания, что отвечает преамбуле Конституции РФ, зафиксировавшим общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. В Российской Федерации правовым статусом из коренных малочисленных народов наделены 46 народностей. Наибольшая часть из них - 40 народностей, относится к коренным малочисленным народам (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В РФ насчитывается около двести тысяч человек, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, 158,5 тыс. из которых обитает в северных регионах, в сельской местности. Занимается в той или иной степени традиционными, их видами хозяйствования. Особенности традиционного образа жизни КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ связаны, прежде всего, с состоянием облегающей среды и возможностью применения природных ресурсов. Проживание в труднодоступных местах с суровым климатом и узкими возможностями для личного потребления природных ресурсов, определяет надобность выделения в отдельную категорию коренные малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Наделяя КМН рядом особенных прав, законодатели РФ учитывают и особенности нынешней экономической обстановки в стране, и поэтому, в условиях перехода всего государства к рыночной экономике для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должен быть сформирован специальный подход к правовой рассогласованности их традиционного природопользования.
Право КМН на владение и пользование земли - одно из важнейших вопросов России, который требует острую дискуссию и зачастую оживлённое противодействие. Российская Федерация в данном отношении не исключение, следует предположить, что подобное связано с незнанием специфики образа жизни коренных малочисленных народов, некоторыми другими причинами, но основная из которых состоит в том, что земли коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, как правило, богаты природными ископаемыми (нефтью, газом и другими). И как следствие, определение права коренных малочисленных народов на земли их извечного проживания противопоставляется взгляды органов государственной власти, не хотящей утратить контроль над этими территориями и природными богатствами, не желанием брать на себя обязанности считаться с точкой зрения коренных народов, нести ответственность перед ними и функционировать под их контролем. Существуют, безусловно, и небезосновательные опасения, связанные с тем, что особые права способны привести к образованию привилегированной социальной группы, которую в последствии придётся защищать от других, зачастую столь же бедствующих социальных групп. Вместе с тем проблема права землепользования является актуальной для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ что объясняется, прежде всего, тем, что земля для них, живущих охотой, рыболовством, оленеводством, собирательством, образует материальное и духовное начало их жизнедеятельности. Без этого КМН будут обречены на исчезновение или в лучшем случае - на утрату своей самобытной культуры. Следует учитывать и тот факт, что в местах своего расселения КМН являются первопоселенцами и лишать их возможности жить и хозяйствовать на этих землях, особенно если подобное происходит не добровольно и вне правовых процедур, - это несправедливость, неприемлемая для государства, претендующего называться демократическим и правовым.
Право КМН на землю в значимой степени выступает системообразующей основой их государственно-правового статуса, и с этим правом связана осуществление прав на самоуправление, на участие в пользовании недрами, создаются предпосылки для объединения народа, лучшего развития языка, культуры и в решении социальных вопросов. В настоящий момент земельный вопрос для КМН приобретает особую актуальность, что становится понятным, если учитывать современные реалии России такие как - приватизация, получение земель в аренду и на правах частной собственности. Без надлежащих гарантий может произойти сужение возможностей в использовании природных ресурсов или вытеснение коренных малочисленных народов с занимаемых территорий. Отдельные факты свидетельствуют о том, что земельные наделы порой получают люди, далёкие от традиционного хозяйствования, выделяемые участки зачастую несоизмеримы потребностям одного хозяина, происходит подмена целей землепользования, даётся разрешение на пользование землёй иностранным фирмам без согласия коренного малочисленного населения. Обеспечение права коренных малочисленных народов на земли имеет не только локально-этническое значение, но это и средство рационального использования природных богатств и в целом защитить экологическую систему. В связи с этим представляет интерес изучение права на землю КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Объект исследования: правовые отношения в области права на землю, субъектами которых выступают КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
основа исследования: комплекс правовых норм, фиксирующих права на землю коренных малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, регулирующих последовательность его осуществления, и устанавливающий механизм защиты прав и интересов данных субъектов.
Цель исследования: комплексное исследование проблемы права на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и поиск путей их решения.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• рассмотреть правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Империи;
• охарактеризовать становление и развитие прав коренных малочисленных народов России в XX в.;
• рассмотреть законодательное регулирование права коренных малочисленных народов на земли в современной России
• охарактеризовать международно-правовое понимание и зарубежный опыт защиты права коренных народов на землю;
• определить пути решения проблемы права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на землю.
Методологическая основа исследования: общенаучные методы знания (диалектический, логический, исторический, системный) а также особые и личные методы теории государства и права (формально-юридический, сравнительный, конкретно-социологический, государственно-правового моделирования). Также употреблены научные методы историко, сравнительно-правового исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды российских учёных, прямо или косвенно разрешающихся проблемами правового статуса коренных малочисленных народов: Р.Ш. Гарипова, Н.В. Даниловой, В.А. Кряжкова, П.Н. Павлова и других. При работе над исследованием также были выучены труды в сферы теории государства и права, международного, конституционного, гражданского, земельного, экологического права: С.С. Алексеева, С.А. Боголюбова, Т.Д. Матвеевой, Т.Я. Хабриевой и других.
Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ, федеральные законы, правовые акты органов государственной власти. Также законы и другие правовые акты субъектов РФ, в которых проживают КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В протяжении работы анализировались тезисы международного права в поданной области, исторические правовые акты Российской империи и Советского Союза.
Структура работы установлена исходя из поставленных задач исследования. Работа заключается из двух глав, соединяющих пяти параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.
Коренные малочисленные народы в РФ составляют небольшую часть населения страны. Но при этом, в полном объёме располагают правами, которые все люди России, независимо от их численности, места проживания, что отвечает преамбуле Конституции РФ, зафиксировавшим общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. В Российской Федерации правовым статусом из коренных малочисленных народов наделены 46 народностей. Наибольшая часть из них - 40 народностей, относится к коренным малочисленным народам (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В РФ насчитывается около двести тысяч человек, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, 158,5 тыс. из которых обитает в северных регионах, в сельской местности. Занимается в той или иной степени традиционными, их видами хозяйствования. Особенности традиционного образа жизни КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ связаны, прежде всего, с состоянием облегающей среды и возможностью применения природных ресурсов. Проживание в труднодоступных местах с суровым климатом и узкими возможностями для личного потребления природных ресурсов, определяет надобность выделения в отдельную категорию коренные малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Наделяя КМН рядом особенных прав, законодатели РФ учитывают и особенности нынешней экономической обстановки в стране, и поэтому, в условиях перехода всего государства к рыночной экономике для коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должен быть сформирован специальный подход к правовой рассогласованности их традиционного природопользования.
Право КМН на владение и пользование земли - одно из важнейших вопросов России, который требует острую дискуссию и зачастую оживлённое противодействие. Российская Федерация в данном отношении не исключение, следует предположить, что подобное связано с незнанием специфики образа жизни коренных малочисленных народов, некоторыми другими причинами, но основная из которых состоит в том, что земли коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, как правило, богаты природными ископаемыми (нефтью, газом и другими). И как следствие, определение права коренных малочисленных народов на земли их извечного проживания противопоставляется взгляды органов государственной власти, не хотящей утратить контроль над этими территориями и природными богатствами, не желанием брать на себя обязанности считаться с точкой зрения коренных народов, нести ответственность перед ними и функционировать под их контролем. Существуют, безусловно, и небезосновательные опасения, связанные с тем, что особые права способны привести к образованию привилегированной социальной группы, которую в последствии придётся защищать от других, зачастую столь же бедствующих социальных групп. Вместе с тем проблема права землепользования является актуальной для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ что объясняется, прежде всего, тем, что земля для них, живущих охотой, рыболовством, оленеводством, собирательством, образует материальное и духовное начало их жизнедеятельности. Без этого КМН будут обречены на исчезновение или в лучшем случае - на утрату своей самобытной культуры. Следует учитывать и тот факт, что в местах своего расселения КМН являются первопоселенцами и лишать их возможности жить и хозяйствовать на этих землях, особенно если подобное происходит не добровольно и вне правовых процедур, - это несправедливость, неприемлемая для государства, претендующего называться демократическим и правовым.
Право КМН на землю в значимой степени выступает системообразующей основой их государственно-правового статуса, и с этим правом связана осуществление прав на самоуправление, на участие в пользовании недрами, создаются предпосылки для объединения народа, лучшего развития языка, культуры и в решении социальных вопросов. В настоящий момент земельный вопрос для КМН приобретает особую актуальность, что становится понятным, если учитывать современные реалии России такие как - приватизация, получение земель в аренду и на правах частной собственности. Без надлежащих гарантий может произойти сужение возможностей в использовании природных ресурсов или вытеснение коренных малочисленных народов с занимаемых территорий. Отдельные факты свидетельствуют о том, что земельные наделы порой получают люди, далёкие от традиционного хозяйствования, выделяемые участки зачастую несоизмеримы потребностям одного хозяина, происходит подмена целей землепользования, даётся разрешение на пользование землёй иностранным фирмам без согласия коренного малочисленного населения. Обеспечение права коренных малочисленных народов на земли имеет не только локально-этническое значение, но это и средство рационального использования природных богатств и в целом защитить экологическую систему. В связи с этим представляет интерес изучение права на землю КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Объект исследования: правовые отношения в области права на землю, субъектами которых выступают КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
основа исследования: комплекс правовых норм, фиксирующих права на землю коренных малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, регулирующих последовательность его осуществления, и устанавливающий механизм защиты прав и интересов данных субъектов.
Цель исследования: комплексное исследование проблемы права на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и поиск путей их решения.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• рассмотреть правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Империи;
• охарактеризовать становление и развитие прав коренных малочисленных народов России в XX в.;
• рассмотреть законодательное регулирование права коренных малочисленных народов на земли в современной России
• охарактеризовать международно-правовое понимание и зарубежный опыт защиты права коренных народов на землю;
• определить пути решения проблемы права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на землю.
Методологическая основа исследования: общенаучные методы знания (диалектический, логический, исторический, системный) а также особые и личные методы теории государства и права (формально-юридический, сравнительный, конкретно-социологический, государственно-правового моделирования). Также употреблены научные методы историко, сравнительно-правового исследования.
Теоретической основой исследования послужили труды российских учёных, прямо или косвенно разрешающихся проблемами правового статуса коренных малочисленных народов: Р.Ш. Гарипова, Н.В. Даниловой, В.А. Кряжкова, П.Н. Павлова и других. При работе над исследованием также были выучены труды в сферы теории государства и права, международного, конституционного, гражданского, земельного, экологического права: С.С. Алексеева, С.А. Боголюбова, Т.Д. Матвеевой, Т.Я. Хабриевой и других.
Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ, федеральные законы, правовые акты органов государственной власти. Также законы и другие правовые акты субъектов РФ, в которых проживают КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В протяжении работы анализировались тезисы международного права в поданной области, исторические правовые акты Российской империи и Советского Союза.
Структура работы установлена исходя из поставленных задач исследования. Работа заключается из двух глав, соединяющих пяти параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. рассмотрено становление правового положения коренных малочисленных народов с момента присоединения Российской Империей северных территории со второй половины XVI в. до начала XX в. Проанализировано законодательство Российской империи в отношении коренных малочисленных народов, а именно Устав «Об управлении инородцами» 1822 г. как наиболее прогрессивный на данном историческом этапе правовой документ, имевший влияние на политическую, социально-экономическую, культурную жизнь и развитие КМН в царской России. В соответствии с данным Уставом, а также на основании норм обычного права традиционное землепользование, осуществлялось в специальном порядке. Собственником земли было государство, форма владения землёй - единоличная или общая, и зависела от хозяйственного назначения земельного участка.
2. Также проведён анализ становления и развития прав КМН России в XX в.: советского периода, определившего переход к новой коллективной системе хозяйствования, в том числе и традиционного. Это с одной стороны, содействовало сохранению КМН, с другой - приводило к их отходу от привычного традиционного образа жизни, что повлекло утрату традиций, обычаев, способности выживания за счёт традиционного природопользования. Взгляд государства на сохранение традиционного природопользования КМН изменился лишь в конце 80-х гг. XX в. Предпосылкой дальнейшего формирования законодательства в данной области стало Постановление Верховного Совета СССР 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», закреплявшее рекомендации по созданию ТТП КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В 1990-е гг. XX в. правовое урегулирование земельных отношений с участием представителей КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока руководствовалось следующим:
- Допускалось многообразие имущественных прав на земельные участки, такие как - аренда, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного бессрочного пользования, а также право собственности в случае создания крестьянского фермерского или личного подсобного хозяйства;
- Субъектами прав на земельные участки могли быть отдельные граждане - представители КМН, семьи, общины, а также коммерческие организации различных организационно-правовых форм;
- При определении права на землю принимался во внимание лишь статус субъекта, однако не учитывалась принадлежность земельных участков к категории земель;
- Земельные участки предоставлялись в пользование субъектам традиционной хозяйственной деятельности бесплатно, также они освобождались от платы за землю;
- Практика наделения КМН земельными участками (территориями традиционного природопользования) значительно отличалась в субъектах РФ, что было определено особенностями проводимой национальной политики и развития законодательства в регионах.
3. Рассмотрено законодательное регулирование права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на земли в современной России. Анализ сложившейся правовой базы на примере субъектов РФ Севера, Сибири и Дальнего Востока, позволяет сделать вывод о том, что региональное законодательство формируется на базе федеральных стандартов. И направлено на закрепление за КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ дополнительных (специальных) прав и обязанностей в области права пользования землёй, распространённые на некоторых представителей КМН, а только на тех, кто ведёт традиционный образ жизни и занимается традиционными видами хозяйственной деятельности. Но основная проблема в том, что большинство норм права пользования землёй КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, продолжают оставаться декларативными. И их реализации мешает ряд факторов, сначала имеющиеся пробелы в законодательстве на федеральном уровне, что, затрудняет развитие регионального нормотворчества в этой сфере.
4. Рассмотрен зарубежный опыт регулирования отношений в области ТТП в таких странах, как Канада, Норвегия, США и других. На фоне неимения, на международном уровне единой оптимальной модели обеспечения прав КМН на земли и использование других природных ресурсов, при этом, не ущемляя прав и интересов других членов национального сообщества, государства самостоятельно ищут пути решения данной задачи.
В Соединённых Штатах Америки политика в отношении коренных малочисленных народов основана на разработанном в 1934 г. направлении, которое заключается в предоставлении им национально-территориальной автономии - создании специальных резерваций. В пределах отведенной территории общинные советы собственнолично решают имманентную жизнь, природные ресурсы здесь присущи и могут находиться в коллективной собственности общин. В Канаде также применяется практика создания резерваций для коренных малочисленных народов. В последние десятилетия в стране активно развивается процесс возвращения КМН исконных земель, включающий возможность распоряжения всеми природными ресурсами в их пределах. Основным законодательным актом, регулирующим земельные отношения коренных малочисленных народов (индейцев и метисов), является Акт об индейцах 1985 г., устанавливающий следующее: земли резерваций не участвуют в гражданском обороте, внутри резервации члены общины могут обладать правом собственности на землю, запрещено передавать или завещать землю не членам племени и др. В Норвегии и Швеции земельные права аборигенов связываются с политикой государства в сфере оленеводства. Только те народы, которые занимаются оленеводством, обладают специальными правами на землю и водные ресурсы.
5. Анализ действующего законодательства права на землю коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (на примере ряда субъектов РФ) и практики функционирования правовых норм позволил сделать вывод о необходимости включения ряда положений в федеральное законодательство для результативного развития таких территорий. С принятием в 2001 г. ЗК РФ ситуация в области правового регулирования отношений в области использования земель КМН кардинально изменилась. Анализ субъектного состава и содержания предусмотренных ЗК РФ титулов на земельные участки показывает, что ни одно их них в настоящее время не может быть применено для оформления безвозмездного права пользования на землю КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Но на ряду с тем, действующий ЗК РФ позволяет устанавливать особый правовой режим использования земель местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН РФ и этнических общностей (п. 3 ст. 7). Как показывает практика, такой режим на право использования земель КМН может строиться на одной из двух взаимоисключающих концепциях.
Первую концепцию чаще называют публично-правовой. Суть, которой состоит в том, что соответствующие земли выводятся из имущественного оборота. Субъекты традиционной хозяйственной деятельности на таких территориях получают право бесплатно пользоваться земельными участками и другими природными ресурсами, не в силу получения ими имущественных прав, а в силу прямого указания закона. Такой подход во многом упрощает решение проблемы наделения КМН землями, так как он не требует оформления правоустанавливающих документов на земельные участки. Фактически данный подход был реализован в ФЗ «О территориях традиционного природопользования...» (в первоначальной редакции). По мнению исследователей, данная концепция наиболее совершенно отражает особенности нормативной культуры коренных малочисленных народов. Внесённые в 2007 г. в ст. 11 указанного закона изменения, исключают в настоящее время возможность реализации этой концепции.
Второй подход можно выделить как частноправовой, который основывается на предоставлении имущественных прав субъектам традиционной деятельности. Реализация этой концепции требует внесения изменений в ЗК РФ. Проблема может быть решена различными способами. Один из которых - использование существующих земельно-правовых титулов, права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования. Другим способом может быть создание новой юридической конструкции (например, договора безвозмездного пользования).
При этом особое значение необходимо придать решению следующих вопросов: 1. предоставление земель КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ необходимо определить отказом от дальнейших земельных притязаний; 2. ограничить гражданский оборот предоставленных земель; 3. в законе и договорах зафиксировать, что земли предоставляются в местах фактического традиционного проживания КМН, и только в тех случаях, когда нельзя установить эти места или предоставить земли, допустить передачу других земель; 4. определить возможность использования КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока земель, принадлежащих иным лицам, если они необходимы для ведения традиционного образа жизни и жизнедеятельности.
Независимо от того, какое направление в решении земельно-правовых вопросов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ будет избрано, существенно унифицировать правовой режим предоставления земельных участков, относящихся к различным категориям. В юридико-техническом отношении это сделать, возможно, введя соответствующие отсылочные нормы в Лесной кодекс РФ, ФЗ «О территориях традиционного природопользования» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
1. рассмотрено становление правового положения коренных малочисленных народов с момента присоединения Российской Империей северных территории со второй половины XVI в. до начала XX в. Проанализировано законодательство Российской империи в отношении коренных малочисленных народов, а именно Устав «Об управлении инородцами» 1822 г. как наиболее прогрессивный на данном историческом этапе правовой документ, имевший влияние на политическую, социально-экономическую, культурную жизнь и развитие КМН в царской России. В соответствии с данным Уставом, а также на основании норм обычного права традиционное землепользование, осуществлялось в специальном порядке. Собственником земли было государство, форма владения землёй - единоличная или общая, и зависела от хозяйственного назначения земельного участка.
2. Также проведён анализ становления и развития прав КМН России в XX в.: советского периода, определившего переход к новой коллективной системе хозяйствования, в том числе и традиционного. Это с одной стороны, содействовало сохранению КМН, с другой - приводило к их отходу от привычного традиционного образа жизни, что повлекло утрату традиций, обычаев, способности выживания за счёт традиционного природопользования. Взгляд государства на сохранение традиционного природопользования КМН изменился лишь в конце 80-х гг. XX в. Предпосылкой дальнейшего формирования законодательства в данной области стало Постановление Верховного Совета СССР 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», закреплявшее рекомендации по созданию ТТП КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В 1990-е гг. XX в. правовое урегулирование земельных отношений с участием представителей КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока руководствовалось следующим:
- Допускалось многообразие имущественных прав на земельные участки, такие как - аренда, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного бессрочного пользования, а также право собственности в случае создания крестьянского фермерского или личного подсобного хозяйства;
- Субъектами прав на земельные участки могли быть отдельные граждане - представители КМН, семьи, общины, а также коммерческие организации различных организационно-правовых форм;
- При определении права на землю принимался во внимание лишь статус субъекта, однако не учитывалась принадлежность земельных участков к категории земель;
- Земельные участки предоставлялись в пользование субъектам традиционной хозяйственной деятельности бесплатно, также они освобождались от платы за землю;
- Практика наделения КМН земельными участками (территориями традиционного природопользования) значительно отличалась в субъектах РФ, что было определено особенностями проводимой национальной политики и развития законодательства в регионах.
3. Рассмотрено законодательное регулирование права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на земли в современной России. Анализ сложившейся правовой базы на примере субъектов РФ Севера, Сибири и Дальнего Востока, позволяет сделать вывод о том, что региональное законодательство формируется на базе федеральных стандартов. И направлено на закрепление за КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ дополнительных (специальных) прав и обязанностей в области права пользования землёй, распространённые на некоторых представителей КМН, а только на тех, кто ведёт традиционный образ жизни и занимается традиционными видами хозяйственной деятельности. Но основная проблема в том, что большинство норм права пользования землёй КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, продолжают оставаться декларативными. И их реализации мешает ряд факторов, сначала имеющиеся пробелы в законодательстве на федеральном уровне, что, затрудняет развитие регионального нормотворчества в этой сфере.
4. Рассмотрен зарубежный опыт регулирования отношений в области ТТП в таких странах, как Канада, Норвегия, США и других. На фоне неимения, на международном уровне единой оптимальной модели обеспечения прав КМН на земли и использование других природных ресурсов, при этом, не ущемляя прав и интересов других членов национального сообщества, государства самостоятельно ищут пути решения данной задачи.
В Соединённых Штатах Америки политика в отношении коренных малочисленных народов основана на разработанном в 1934 г. направлении, которое заключается в предоставлении им национально-территориальной автономии - создании специальных резерваций. В пределах отведенной территории общинные советы собственнолично решают имманентную жизнь, природные ресурсы здесь присущи и могут находиться в коллективной собственности общин. В Канаде также применяется практика создания резерваций для коренных малочисленных народов. В последние десятилетия в стране активно развивается процесс возвращения КМН исконных земель, включающий возможность распоряжения всеми природными ресурсами в их пределах. Основным законодательным актом, регулирующим земельные отношения коренных малочисленных народов (индейцев и метисов), является Акт об индейцах 1985 г., устанавливающий следующее: земли резерваций не участвуют в гражданском обороте, внутри резервации члены общины могут обладать правом собственности на землю, запрещено передавать или завещать землю не членам племени и др. В Норвегии и Швеции земельные права аборигенов связываются с политикой государства в сфере оленеводства. Только те народы, которые занимаются оленеводством, обладают специальными правами на землю и водные ресурсы.
5. Анализ действующего законодательства права на землю коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (на примере ряда субъектов РФ) и практики функционирования правовых норм позволил сделать вывод о необходимости включения ряда положений в федеральное законодательство для результативного развития таких территорий. С принятием в 2001 г. ЗК РФ ситуация в области правового регулирования отношений в области использования земель КМН кардинально изменилась. Анализ субъектного состава и содержания предусмотренных ЗК РФ титулов на земельные участки показывает, что ни одно их них в настоящее время не может быть применено для оформления безвозмездного права пользования на землю КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Но на ряду с тем, действующий ЗК РФ позволяет устанавливать особый правовой режим использования земель местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН РФ и этнических общностей (п. 3 ст. 7). Как показывает практика, такой режим на право использования земель КМН может строиться на одной из двух взаимоисключающих концепциях.
Первую концепцию чаще называют публично-правовой. Суть, которой состоит в том, что соответствующие земли выводятся из имущественного оборота. Субъекты традиционной хозяйственной деятельности на таких территориях получают право бесплатно пользоваться земельными участками и другими природными ресурсами, не в силу получения ими имущественных прав, а в силу прямого указания закона. Такой подход во многом упрощает решение проблемы наделения КМН землями, так как он не требует оформления правоустанавливающих документов на земельные участки. Фактически данный подход был реализован в ФЗ «О территориях традиционного природопользования...» (в первоначальной редакции). По мнению исследователей, данная концепция наиболее совершенно отражает особенности нормативной культуры коренных малочисленных народов. Внесённые в 2007 г. в ст. 11 указанного закона изменения, исключают в настоящее время возможность реализации этой концепции.
Второй подход можно выделить как частноправовой, который основывается на предоставлении имущественных прав субъектам традиционной деятельности. Реализация этой концепции требует внесения изменений в ЗК РФ. Проблема может быть решена различными способами. Один из которых - использование существующих земельно-правовых титулов, права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования. Другим способом может быть создание новой юридической конструкции (например, договора безвозмездного пользования).
При этом особое значение необходимо придать решению следующих вопросов: 1. предоставление земель КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ необходимо определить отказом от дальнейших земельных притязаний; 2. ограничить гражданский оборот предоставленных земель; 3. в законе и договорах зафиксировать, что земли предоставляются в местах фактического традиционного проживания КМН, и только в тех случаях, когда нельзя установить эти места или предоставить земли, допустить передачу других земель; 4. определить возможность использования КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока земель, принадлежащих иным лицам, если они необходимы для ведения традиционного образа жизни и жизнедеятельности.
Независимо от того, какое направление в решении земельно-правовых вопросов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ будет избрано, существенно унифицировать правовой режим предоставления земельных участков, относящихся к различным категориям. В юридико-техническом отношении это сделать, возможно, введя соответствующие отсылочные нормы в Лесной кодекс РФ, ФЗ «О территориях традиционного природопользования» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ И РАССЕЛЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав коренных малочисленных народов в РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ИСКУССТВО ЭВЕНКОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовая и внутригосударственная защита прав коренных народов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Правовое управление землеустройства
Курсовые работы, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2016 - Социально-экономическое развитие Севера в условиях глобализации и устойчивого развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019



