Введение
1. Теоретические основы управления организацией на основе ключевых
факторов успеха и показателей эффективности 5
1.1 Сущность и типы ключевых факторов успеха 5
1.2 Взаимосвязь КФУ и системы сбалансированных показателей 11
1.3 Методика управления организацией на основе КФУ 13
1.4 Методы оценки выполнения КФУ 22
2. Анализ управления предприятием на основе КФУ на примере QOQ «Деколь» 25
2.1 Зарубежный и отечественный опыт управления предприятием на основе
КФУ 25
2.2 Общий экономический анализ производственно -хозяйственной
деятельности QOQ «Деколь» 34
2.3 Анализ эффективности бизнес-процессов в QOQ «Деколь» 47
3.1 Рекомендации по внедрению системы сбалансированных показателей 54
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности компании путем
построения ключевых показателей эффективности (KPI) 67
Заключение 82
Список использованных источников 85
Успех на рынке является главным критерием оценки деятельности организаций, а их рыночные возможности зависят от правильно разработанной и последовательно осуществляемой стратегии организации.
С целью повышения рыночных возможностей в условиях острой конкурентной борьбы у организации появляется острая необходимость в стратегическом планирование и применении современных методов и элементов, позволяющих управлять бизнес-процессами организации. Такими элементами для повышения эффективности деятельности и измерения результативности являются ключевые факторы успеха.
Следует отметить, что в настоящее время все больше и больше компаний, интересуются использованием эффективных методов управления бизнесом для достижения своих стратегических целей, в частности системой сбалансированных показателей (ССП) и ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Актуальность темы исследования определяется необходимостью перехода к новой парадигме управления на основе использования современных моделей, концепций, инструментов управления эффективностью, популяризации КПЭ и ССП в силу высокой практической востребованности - обеспечение повышения эффективности деятельности субъектов рынка. На это есть несколько причин.
Во-первых, существует острая проблема неструктурированного потока информации, которая часто может быть запоздалой и противоречивой. Для решения данной проблемы необходимо использование системы сбалансированных показателей и системы ключевых показателей эффективности.
Во-вторых, современный руководитель понимает важность
нефинансовых показателей деятельности организации и необходимость в системе, которая способна отражать такие показатели.
В-третьих, в значительной мере, эффективность деятельности организации зависит от направленных действий всех сотрудников, а для успешного направления их деятельности необходимы определенная система мотивации персонала, методика и средства измерения степени приближения к желаемому результату, т.е. механизм последовательного доведения до каждого сотрудника стратегических целей компании и вовлечения его в соответствующие бизнес-процессы.
Цель исследования состоит в анализе теоретических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления OOO «Деколь» на основе ключевых факторов успеха. Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
1. Изучить теоретические основы управления организацией на основе ключевых факторов успеха и показателей эффективности;
2. Провести анализ управления организацией на основе ключевых факторов успеха на примере QOQ «Деколь»;
3. Разработать план мероприятий для повышения эффективности управления в QOQ «Деколь» .
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Деколь», специализирующееся на продаже строительных материалов и производстве конструкций из дерева.
Предметом исследования является управление на основе ключевых факторов эффективности OOO «Деколь».
Степень разработанности темы. Вопросы и задачи совершенствования управления на основе ключевых факторов успеха рассматриваются в работах российских и зарубежных ученых. Это работы Q.C. Виханский, С.И. Ожегов, Г.Я. Гольдштейн, Майкл Портер, Ф. Котлер и др., материалы периодических изданий, посвященные вопросам определения стратегии развития предприятия, (Г.Л. Азоев, А.Н. Белковский, С. Виханский, Е.П. Голубков, А.Т. Зуб, А.Г. Поршнев и др.).
Рынок строительных материалов призван обеспечить оптовых и розничных покупателей строительными материалами, учитывая изменения архитектурно-строительных систем, типов зданий и строительных технологий. Рынок строительных материалов должен обеспечивать строительные и ремонтно-строительные организации качественными, экологически чистыми и современными стройматериалами и изделиями.
Одним из таких рынков, который соответствует всем потребностям покупателей, является рынок строительных материалов ООО «Деколь», который специализируются на продаже строительных материалов и производстве конструкций из дерева (деревянные срубы, двери, окна и т.п.).
Миссия торгового оптово-розничного организация ООО «Деколь» - достижение весомых финансовых результатов, удержание контрольного показателя рентабельности капитала.
Оптово-розничное организация ООО «Деколь» уделяет особое внимание улучшению качества обслуживания всех категорий своих клиентов и совершенствованию системы продаж строительных материалов.
Цель деятельности организации - расширение ассортимента товаров и услуг, осуществление производственных и торговых расчётов с потенциальными клиентами. Как результат - получение прибыли.
К стратегическим целям развития ООО «Деколь» относится расширение сферы деятельности, увеличение рыночной доли, выявление наиболее перспективных целевых групп (сегментов). Для достижения этой цели руководство организации проводит маркетинговые исследования рынка строительных материалов.
Рынок строительных материалов будет всегда востребован. Стройматериалы всегда покупали, и будут покупать, важно уметь ориентировать покупателя на себя.
Анализ основных технико-экономических показателей показал, что в целом ООО «Деколь» успешно функционирует на рынке и получает прибыль. При этом, судя по снижению валовой прибыли и производительности труда, можно сказать, что в 2015 году организация столкнулась с проблемами, такими как: снижение объема заказов, увеличение себестоимости, высокий темп инфляции, конкуренция на рынке. Это привело к снижению эффективности деятельности организации, следовательно, для дальнейшей деятельности требуются преобразования в управлении организации для увеличения показателей рентабельности.
Для эффективного функционирования ООО «Деколь» нами предложены мероприятия по разработке и внедрению ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) - это система, которая позволяет организации провести оценку своего состояния, проанализировать реализацию стратегии, а также позволяет контролировать бизнес-процесс в реальном времени.
Грамотно разработанная и внедренная КПЭ позволяет установить порядок между важными процессами в организации.
Внедрение системы ключевых показателей эффективности на ООО «Деколь» каждым из вышеперечисленных способов является трудоемким и энергозатратным мероприятием. Но необходимо помнить, что самостоятельное внедрение системы КПЭ снижает эффективность достижения результата по ряду причин:
- некомпетентность руководящего состава ООО «Деколь»;
- увеличение риска неудачи почти вдвое, за счет неверных расчетов и нечеткого составления плана внедрения;
- неверного распределения обязанностей и ответственности и т.д.
Предложенные нами мероприятия по внедрению и использованию системы ключевых показателей эффективности необходимы ООО «Деколь», но исполнение данного проекта только силами руководства организации не
83
приведут к желаемому результату. Поэтому, данные мероприятия необходимо проводить с привлечением сторонних экспертов и специализирующихся на внедрении новых систем управления организаций.
Данный проект потребует определенных финансовых вложений, данная процедура обойдется QOQ «Деколь» в 387778 рублей. Срок окупаемости составит 11 месяцев.
Правильно подобранная методика внедрения системы ключевых показателей эффективности обязательно даст положительный результат и окупит финансовые затраты за короткий промежуток времени.
1. Афитов Э.А. Планирование на предприятии / Афитов Э.А. М.:
2012. 224 с.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 2013. 249 с.
3. Бондарев О.И. Экономика организации / Бондарев О.И. М.: Дашков и Ко, 2012.
4. Бушуев В.В. Планирование деятельности организации / Бушуев В.В. - М.: Финансы и статистика, 2008. 210 с.
5. Васенев К.Н., Копелев И.В. Стратегическое управление. М.: Финансы, 2014. 165 с.
6. Вебер Ю. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии / Вебер Ю. М.: «Финансы и статистика», 2013. 193 с.
7. Вершигора В.Н. Менеджмент / Вершигора В.Н. М.: Феникс, 2013. 223 с.
8. Виханский О.С. Проблемы диагностики системы управления / Белых М. М.: Эконом-инфо, 2011. 32 с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление / Виханский О.С. М.: Гардарика, 2013. 321 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа,
2013.
11. Герчикова И.Н. Система сбалансированных показателей / Герчикова И.Н. М.: Весть, 2014. 186 с.
12. Голубушкин Л.М. Основы управления организацией / Голубушкин Л.М. М.: «ВВАГС», 2006. 205 с.
13. Голубушкин Л.М. Стратегический менеджмент / Голубушкин Л.М. М.: «НОК», 2006. 143 с.
14. Голубь Н.Н., Букреева, И.Н. Контроль качества процессов
управления. М.: Дело, 2014. 33 с.
15. Громов А.И. Ключевые факторы успеха организации / Громов А. И. М.: Велби, 2012. 423 с.
16. Грудкин А. Система стратегического управления. // Проблемы теории и практики управления. № 2, 2006. с. 104-112
17. Доронина О. Компетенции как инструмент менеджмента, ориентированный на практическую деятельность в организации // Консультант. - 2010 - №23 - С. 59 - 63.
18. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Егоров Ю.Н. М.: ИНФРА-М, 2014. 424 с.
19. Заварзин А.А. Готовность организации к конкурентной борьбе. // Инновации, № 7, 2013. с. 91-94.
20. Звягинцев Ю.Е. Стратегическое планирование и организация работы компании / Звягинцев Ю.Е. М.: Стрелок, 2014. 149 с.
21. Карташова Л.В. Поведение в организации / Карташова Л.В. М.: ТОМСК, 2009. 135 с.
22. Козловский В.А. Стратегический менеджмент / Козловский В.А. М.: СПб, 2013. 336 с.
23. Котлер Ф. Управление маркетингом / Котлер Ф. М.: Экономика, 2008. 197 с.
24. Курочкин А.С., Кулыкин В.В. Организация управления. М.: Родина, 2013. 249 с.
25. Л.С. Васильева, М.В. Петровская. Финансовый анализ пpедпpиятия. М.: КНОРУС, 2007. 816 с.
26. Летенко В.А, Гуровец О.Г. Организация управления: теория и практика. М.: Стрелок, 2013. 214 с.
27. Летенко В.А., Гаврилов Д. О. Стратегическое планирование. М.: Дело, 2013. 146 с.
28. Макаренко М.В., Махалина О.М. Стратегический менеджмент. М.: 2012. 148 с.
29. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение / Молл. Е.Г. М.: ГЕРДА, 2008. 210 с.
30. Никитин С.А. Внедрение системы KPI в организации. // Известия Тульского государственного университета, № 14, 2012. с. 81-86.
31. Новосельцев Д.В. Нововведения - основа конкурентоспособного продукции // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России, №4, 2012. с. 9-11.
32. Павлов О.В., Рясная Т.Н. Решение проблем управления. М.: Королев, 2012. 214 с.
33. Переверзев М.Р., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент 2-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2008. 330 с.
34. Пищик А.А., Аникин Б.А. Система сбалансированных показателей. М.: Знание, 2011. 142 с.
35. Плоткин Н.В., Якушкевич О.П. Организация и планирование в организации. М.: Вера, 2013. 201 с.
36. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А., Управление организацией. М.: Инфра-М, 1999. 547 с.
37. Пустовит Н. Финансовое моделирование - свежий взгляд на знакомый инструмент. / Консультант / №5, 2013. с. 23-27.
38. Рязанова В.А., Люшина Э.Ю. Организация и планирование
управления. М.: Академия, 2010. 272 с.
39. Саломатин, Н.А. Управление персоналом / Саломатин Н.А. М.: КНОРУС, 2013. 219 с.
40. Сергеев И.В. Экономика предприятия / Сергеев И.В. М.: «Финансы и статистика», 2012. 187 с.
41. Сердюк Т.М., Каталенцев В.Г. Эффективное управление. М.: «Воронеж», 2004. 238 с.
42. Слодкевич Н.И. Ключевые факторы успеха / Слодкевич Н.И. М.: Знание, 2012. 24 с.
43. Слодкевич Н.И. Пути совершенствования управления / Слодкевич Н.И. М.: Знание, 2011. 123 с.
44. Стивенсон Дж. Вильям Управление организацией / Пер. с англ. М.: «Издательство знаний», 2011. 728 с.
45. Тирон Г.Г. Особенности стратегического и оперативного управления. / Тирон Г.Г. М.: НИИУМС. г.Пермь. 2013.
46. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М.: ВЕСТА, 2010. 268 с.
47. Эмерсон Г. Повышение эффективной деятельности организации / Эмерсон Г. М.: Экономика, 2012. 103 с.
48. Яковлев Н., Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики. М.: Феникс, 2014. 143 с.
49. http:// stroimaterial-kazan.ru
50. Материалы ООО «Деколь»