Совершенствование стратегического анализа в организации
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы стратегического анализа организации
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа
1.2 Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды
предприятия 12
1.3 Современные тенденции проведения стратегического анализа 20
2. Анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть
предприятий питания» (ООО «СПП») 28
2.1 Производственно-экономическая характеристика деятельности
организации 28
2.2 Анализ внешней среды предприятия 40
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 48
3. Направления совершенствования стратегического анализа деятельности ООО
«СПП» как основы выработки стратегии его развития 62
3.1 Совершенствование подходов к проведению стратегического анализа
деятельности предприятия б2
3.2 Внедрение элементов стратегического анализа в систему управления
организацией 65
3.3 Разработка стратегических направлений развития организации и оценка
их эффективности 71
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения
1. Теоретико-методологические основы стратегического анализа организации
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа
1.2 Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды
предприятия 12
1.3 Современные тенденции проведения стратегического анализа 20
2. Анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть
предприятий питания» (ООО «СПП») 28
2.1 Производственно-экономическая характеристика деятельности
организации 28
2.2 Анализ внешней среды предприятия 40
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 48
3. Направления совершенствования стратегического анализа деятельности ООО
«СПП» как основы выработки стратегии его развития 62
3.1 Совершенствование подходов к проведению стратегического анализа
деятельности предприятия б2
3.2 Внедрение элементов стратегического анализа в систему управления
организацией 65
3.3 Разработка стратегических направлений развития организации и оценка
их эффективности 71
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования стратегического анализа предприятий и организаций, деятельность которых в современных условиях характеризуется самостоятельностью и полной ответственностью за свои производственные результаты. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем предвидения и прогнозирования.
Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития. Стратегический анализ выступает важнейшим средством преобразования информационной базы данных, полученных в результате оценки внешней, внутренней и конкурентной среды, путем их аналитической обработки в хозяйственную стратегию организации.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития.
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий и организаций в связи с их переходом на стратегию устойчивого роста, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость стратегического анализа.
Существенный вклад в развитие стратегического анализа, как науки, принадлежит И. Ансоффу, Ж.-Ж. Ламбену, Г. Минцбергу, М. Портеру, А. Стрикленду, А. Дж. Томпсону. Среди современных ученых заслуживают внимания работы Ю.А. Витиной, Г.Л. Григорян, Л.Ф. Бердниковой, О.В. Баженову, Д.В. Арутюновой и др.
Объектом исследования выступает система стратегического анализа ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»).
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе стратегического анализа предприятий.
Цель дипломной работы состоит в разработке мероприятий совершенствования стратегического анализа.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- раскрыть содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа;
- изучить методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия и современные тенденции проведения стратегического анализа;
- провести анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»);
- разработать меры совершенствования подходов к проведению стратегического анализа деятельности предприятия;
- разработать мероприятия внедрения элементов стратегического анализа в систему управления организацией;
- разработать стратегические направления развития организации и оценить их эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления. Были также использованы информационные материалы научных конференций и данные полученные в ходе практики.
В работе нашли применение такие общенаучные методы исследования, как системный подход, анализ и синтез, историко-сравнительный метод, способы графического представления данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем предвидения и прогнозирования.
Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития. Стратегический анализ выступает важнейшим средством преобразования информационной базы данных, полученных в результате оценки внешней, внутренней и конкурентной среды, путем их аналитической обработки в хозяйственную стратегию организации.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития.
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий и организаций в связи с их переходом на стратегию устойчивого роста, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость стратегического анализа.
Существенный вклад в развитие стратегического анализа, как науки, принадлежит И. Ансоффу, Ж.-Ж. Ламбену, Г. Минцбергу, М. Портеру, А. Стрикленду, А. Дж. Томпсону. Среди современных ученых заслуживают внимания работы Ю.А. Витиной, Г.Л. Григорян, Л.Ф. Бердниковой, О.В. Баженову, Д.В. Арутюновой и др.
Объектом исследования выступает система стратегического анализа ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»).
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе стратегического анализа предприятий.
Цель дипломной работы состоит в разработке мероприятий совершенствования стратегического анализа.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- раскрыть содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа;
- изучить методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия и современные тенденции проведения стратегического анализа;
- провести анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»);
- разработать меры совершенствования подходов к проведению стратегического анализа деятельности предприятия;
- разработать мероприятия внедрения элементов стратегического анализа в систему управления организацией;
- разработать стратегические направления развития организации и оценить их эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления. Были также использованы информационные материалы научных конференций и данные полученные в ходе практики.
В работе нашли применение такие общенаучные методы исследования, как системный подход, анализ и синтез, историко-сравнительный метод, способы графического представления данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение представленной выше дипломной работы необходимо остановиться на ряде выводов, полученных в процессе исследования.
Современная стратегия предприятия представляет собой стратегию комплексной системы эффективных бизнес-стратегий. В их взаимодействии достигается системный синергетический эффект.
В работе были рассмотрены толкования различных российских и зарубежных авторов понятий сущности стратегического анализа и его места в системе управления компанией, определена роль стратегического анализа в области стратегического планирования развития компании.
Также в теоретической части работы были рассмотрены наиболее широко используемые методы стратегического анализа, проведена их сравнительная характеристика с учетом преимуществ и недостатков.
ООО «СПП» является франчайзи глобальной сети Макдональдс и поддерживает требования и принципы сети.
Внешняя среда, на которую предприятие не может оказать влияние, в целом оценивается положительно, сильное отрицательное влияние оказывает общее состояние экономики России, влияющее на спрос потребителя. Тем не менее, отрицательное влияние сглаживается высоким технологичным развитием предприятия, четким пооперационным разделением труда, что влияет на скорость выполнения заказа и роста проходимости точек сети в г.Казань.
Кроме того, благоприятны, как политико-правовая, социокультурная и техническая области влияния, что в итоге показывает оценку внешней среды на высоком уровне - 0,92 из максимального балла «единица».
Внутренняя среда предприятия имеет слабые стороны в финансовом отношении, что обусловлено политикой переоснащения ряда ресторанов сети, в соответствии с направлением сети - роста экологической направленности.
Это потребовало вложений в оформление интерьера ресторанов, которые, как франчайзи, должны неукоснительно соблюдать принципы общей сети.
К слабым сторонам относится также психологический климат коллектива, в котором сотрудники работают недолгое время, в основном, на время обучения в высших и средних учебных заведениях. Однако, данная отрицательная сторона сглаживается ООО «СПП» наличием инструктора по персоналу в каждом отдельном ресторане, который оперативно реагирует на отрицательные проявления коллектива и поддерживает общую идеологию лучшего работодателя.
В итоге, исследуемое предприятие грамотно использует сильные стороны предприятия для снижения отраслевых рисков, которые значительно повлияли на финансовое состояние ООО «СПП».
Для совершенствования системы стратегического анализа и планирования в ООО «СПП» предлагается формализовать процедуры проведения анализа и разработки стратегии для предприятия и управляемых ею сети ресторанов McDonald’s.
В работе было предложено создать и ввести в организационную структуру ООО «СПП» отдел по стратегическому развитию.
Также в рамках представленной работы были определены основные подходы для стратегического планирования, которые должен будет использовать отдел по стратегическому развитию ООО «СПП» в своей деятельности.
Далее в работе были описаны и охарактеризованы основные принципы, на которых должна будет строится стратегия дальнейшего развития, включая особенности проведения рекламной кампании, а также обучения персонала.
Принципиальный выбор был сделан в пользу стратегии концентрированного роста, включающую стратегию развития товара, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции.
Стратегия усиления позиции ресторанов McDonald’s должна включать следующие основные действия:
- позиционирование - необходимо придать особое место ресторану
McDonald’s в сознании потребителей: лучшие стандарты обслуживания;
- «клубные» традиции;
- брендинг - существующий знак обслуживания McDonald’s требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие ресторана в различных мероприятиях (например, спонсорство детских и студенческих праздников, соревнований на уровне регионов и т.п.).
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий представлен в двух вариантах согласно пессимистическому и оптимистическому сценариям. Сценарии основаны на качественном прогнозировании (опросе специалистов и экспертов на специализированных форумах).
Общие затраты по проекту мероприятий в области стратегии развития складываются из расходов на рекламную кампанию, расходов на маркетинговые инструменты и расходов на развитие персонала и составляют 3 358 800 руб.
Представленные расчеты обосновывают отсутствие экономической эффективности предлагаемых мероприятий, направленных на увеличение объема продаж в условиях пессимистического сценария.
В то же время, шаги, предпринимаемые руководством в рамках стратегического планирования, позволяют говорить о возможности реализации оптимистического сценария (прирост объема продаж в размере 4,87% от объема продаж предыдущего года). При оптимистическом сценарии мероприятия характеризуется высокой эффективностью.
Кроме того, за счет программы обучения удастся обеспечить высокий уровень обслуживания и возможность формирования постоянного круга клиентов через специальные акции и мероприятия.
Прогнозная оценка эффективности выбранных направлений
свидетельствует об успешной деятельности ресторана McDonald’s в будущем.
Современная стратегия предприятия представляет собой стратегию комплексной системы эффективных бизнес-стратегий. В их взаимодействии достигается системный синергетический эффект.
В работе были рассмотрены толкования различных российских и зарубежных авторов понятий сущности стратегического анализа и его места в системе управления компанией, определена роль стратегического анализа в области стратегического планирования развития компании.
Также в теоретической части работы были рассмотрены наиболее широко используемые методы стратегического анализа, проведена их сравнительная характеристика с учетом преимуществ и недостатков.
ООО «СПП» является франчайзи глобальной сети Макдональдс и поддерживает требования и принципы сети.
Внешняя среда, на которую предприятие не может оказать влияние, в целом оценивается положительно, сильное отрицательное влияние оказывает общее состояние экономики России, влияющее на спрос потребителя. Тем не менее, отрицательное влияние сглаживается высоким технологичным развитием предприятия, четким пооперационным разделением труда, что влияет на скорость выполнения заказа и роста проходимости точек сети в г.Казань.
Кроме того, благоприятны, как политико-правовая, социокультурная и техническая области влияния, что в итоге показывает оценку внешней среды на высоком уровне - 0,92 из максимального балла «единица».
Внутренняя среда предприятия имеет слабые стороны в финансовом отношении, что обусловлено политикой переоснащения ряда ресторанов сети, в соответствии с направлением сети - роста экологической направленности.
Это потребовало вложений в оформление интерьера ресторанов, которые, как франчайзи, должны неукоснительно соблюдать принципы общей сети.
К слабым сторонам относится также психологический климат коллектива, в котором сотрудники работают недолгое время, в основном, на время обучения в высших и средних учебных заведениях. Однако, данная отрицательная сторона сглаживается ООО «СПП» наличием инструктора по персоналу в каждом отдельном ресторане, который оперативно реагирует на отрицательные проявления коллектива и поддерживает общую идеологию лучшего работодателя.
В итоге, исследуемое предприятие грамотно использует сильные стороны предприятия для снижения отраслевых рисков, которые значительно повлияли на финансовое состояние ООО «СПП».
Для совершенствования системы стратегического анализа и планирования в ООО «СПП» предлагается формализовать процедуры проведения анализа и разработки стратегии для предприятия и управляемых ею сети ресторанов McDonald’s.
В работе было предложено создать и ввести в организационную структуру ООО «СПП» отдел по стратегическому развитию.
Также в рамках представленной работы были определены основные подходы для стратегического планирования, которые должен будет использовать отдел по стратегическому развитию ООО «СПП» в своей деятельности.
Далее в работе были описаны и охарактеризованы основные принципы, на которых должна будет строится стратегия дальнейшего развития, включая особенности проведения рекламной кампании, а также обучения персонала.
Принципиальный выбор был сделан в пользу стратегии концентрированного роста, включающую стратегию развития товара, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции.
Стратегия усиления позиции ресторанов McDonald’s должна включать следующие основные действия:
- позиционирование - необходимо придать особое место ресторану
McDonald’s в сознании потребителей: лучшие стандарты обслуживания;
- «клубные» традиции;
- брендинг - существующий знак обслуживания McDonald’s требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие ресторана в различных мероприятиях (например, спонсорство детских и студенческих праздников, соревнований на уровне регионов и т.п.).
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий представлен в двух вариантах согласно пессимистическому и оптимистическому сценариям. Сценарии основаны на качественном прогнозировании (опросе специалистов и экспертов на специализированных форумах).
Общие затраты по проекту мероприятий в области стратегии развития складываются из расходов на рекламную кампанию, расходов на маркетинговые инструменты и расходов на развитие персонала и составляют 3 358 800 руб.
Представленные расчеты обосновывают отсутствие экономической эффективности предлагаемых мероприятий, направленных на увеличение объема продаж в условиях пессимистического сценария.
В то же время, шаги, предпринимаемые руководством в рамках стратегического планирования, позволяют говорить о возможности реализации оптимистического сценария (прирост объема продаж в размере 4,87% от объема продаж предыдущего года). При оптимистическом сценарии мероприятия характеризуется высокой эффективностью.
Кроме того, за счет программы обучения удастся обеспечить высокий уровень обслуживания и возможность формирования постоянного круга клиентов через специальные акции и мероприятия.
Прогнозная оценка эффективности выбранных направлений
свидетельствует об успешной деятельности ресторана McDonald’s в будущем.
Подобные работы
- Стратегический анализ деятельности организации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Калужский филиал))
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование стратегического анализа в менеджменте
на примере ПАО «Казаньоргсинтез»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Совершенствование стратегического анализа в менеджменте
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Стратегический анализ деятельности организации в сфере налогообложения
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Стратегический анализ и управление развитием энергетической компании (на примере филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»)
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию стратегических маркетинговых решений компании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Стратегический анализ и оценка перспектив развития страховой компании (Российский Экономический Университет)
Магистерская диссертация, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018



