Введение 3
1. Теоретико-методологические основы стратегического анализа организации
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа
1.2 Методы стратегического анализа внешней и внутренней среды
предприятия 12
1.3 Современные тенденции проведения стратегического анализа 20
2. Анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть
предприятий питания» (ООО «СПП») 28
2.1 Производственно-экономическая характеристика деятельности
организации 28
2.2 Анализ внешней среды предприятия 40
2.3 Анализ внутренней среды предприятия 48
3. Направления совершенствования стратегического анализа деятельности ООО
«СПП» как основы выработки стратегии его развития 62
3.1 Совершенствование подходов к проведению стратегического анализа
деятельности предприятия б2
3.2 Внедрение элементов стратегического анализа в систему управления
организацией 65
3.3 Разработка стратегических направлений развития организации и оценка
их эффективности 71
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования стратегического анализа предприятий и организаций, деятельность которых в современных условиях характеризуется самостоятельностью и полной ответственностью за свои производственные результаты. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной стратегии развития в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Изменения во внешней и внутренней среде существенно повышают разнообразные риски в деятельности предприятия. Для уменьшения воздействия любого из видов риска с одновременным устойчивым ростом предприятию необходимо знание о тенденциях своего развития путем предвидения и прогнозирования.
Подобная информация позволяет предприятию достичь желаемых результатов, а также является ориентиром для принимаемых управленческих решений. Предвидение будущих целей и задач развития предприятия, а также разработка средств их достижения в длительной перспективе в широком смысле представляет собой сущность стратегии развития. Стратегический анализ выступает важнейшим средством преобразования информационной базы данных, полученных в результате оценки внешней, внутренней и конкурентной среды, путем их аналитической обработки в хозяйственную стратегию организации.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у многих российских предприятий достаточного опыта и необходимой информационной базы для формирования стратегии развития.
Особую актуальность настоящему исследованию придает существующая необходимость в стабилизации экономического положения многих российских предприятий и организаций в связи с их переходом на стратегию устойчивого роста, максимально используя имеющийся стратегический потенциал. С учетом того, что каждое предприятие уникально и обладает своими специфическими особенностями и индивидуальным стратегическим профилем, возрастает значимость стратегического анализа.
Существенный вклад в развитие стратегического анализа, как науки, принадлежит И. Ансоффу, Ж.-Ж. Ламбену, Г. Минцбергу, М. Портеру, А. Стрикленду, А. Дж. Томпсону. Среди современных ученых заслуживают внимания работы Ю.А. Витиной, Г.Л. Григорян, Л.Ф. Бердниковой, О.В. Баженову, Д.В. Арутюновой и др.
Объектом исследования выступает система стратегического анализа ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»).
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе стратегического анализа предприятий.
Цель дипломной работы состоит в разработке мероприятий совершенствования стратегического анализа.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- раскрыть содержание, цели, задачи и принципы стратегического анализа;
- изучить методы стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия и современные тенденции проведения стратегического анализа;
- провести анализ проблем стратегического анализа в ООО «Региональная сеть предприятий питания» (ООО «СПП»);
- разработать меры совершенствования подходов к проведению стратегического анализа деятельности предприятия;
- разработать мероприятия внедрения элементов стратегического анализа в систему управления организацией;
- разработать стратегические направления развития организации и оценить их эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления. Были также использованы информационные материалы научных конференций и данные полученные в ходе практики.
В работе нашли применение такие общенаучные методы исследования, как системный подход, анализ и синтез, историко-сравнительный метод, способы графического представления данных.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение представленной выше дипломной работы необходимо остановиться на ряде выводов, полученных в процессе исследования.
Современная стратегия предприятия представляет собой стратегию комплексной системы эффективных бизнес-стратегий. В их взаимодействии достигается системный синергетический эффект.
В работе были рассмотрены толкования различных российских и зарубежных авторов понятий сущности стратегического анализа и его места в системе управления компанией, определена роль стратегического анализа в области стратегического планирования развития компании.
Также в теоретической части работы были рассмотрены наиболее широко используемые методы стратегического анализа, проведена их сравнительная характеристика с учетом преимуществ и недостатков.
ООО «СПП» является франчайзи глобальной сети Макдональдс и поддерживает требования и принципы сети.
Внешняя среда, на которую предприятие не может оказать влияние, в целом оценивается положительно, сильное отрицательное влияние оказывает общее состояние экономики России, влияющее на спрос потребителя. Тем не менее, отрицательное влияние сглаживается высоким технологичным развитием предприятия, четким пооперационным разделением труда, что влияет на скорость выполнения заказа и роста проходимости точек сети в г.Казань.
Кроме того, благоприятны, как политико-правовая, социокультурная и техническая области влияния, что в итоге показывает оценку внешней среды на высоком уровне - 0,92 из максимального балла «единица».
Внутренняя среда предприятия имеет слабые стороны в финансовом отношении, что обусловлено политикой переоснащения ряда ресторанов сети, в соответствии с направлением сети - роста экологической направленности.
Это потребовало вложений в оформление интерьера ресторанов, которые, как франчайзи, должны неукоснительно соблюдать принципы общей сети.
К слабым сторонам относится также психологический климат коллектива, в котором сотрудники работают недолгое время, в основном, на время обучения в высших и средних учебных заведениях. Однако, данная отрицательная сторона сглаживается ООО «СПП» наличием инструктора по персоналу в каждом отдельном ресторане, который оперативно реагирует на отрицательные проявления коллектива и поддерживает общую идеологию лучшего работодателя.
В итоге, исследуемое предприятие грамотно использует сильные стороны предприятия для снижения отраслевых рисков, которые значительно повлияли на финансовое состояние ООО «СПП».
Для совершенствования системы стратегического анализа и планирования в ООО «СПП» предлагается формализовать процедуры проведения анализа и разработки стратегии для предприятия и управляемых ею сети ресторанов McDonald’s.
В работе было предложено создать и ввести в организационную структуру ООО «СПП» отдел по стратегическому развитию.
Также в рамках представленной работы были определены основные подходы для стратегического планирования, которые должен будет использовать отдел по стратегическому развитию ООО «СПП» в своей деятельности.
Далее в работе были описаны и охарактеризованы основные принципы, на которых должна будет строится стратегия дальнейшего развития, включая особенности проведения рекламной кампании, а также обучения персонала.
Принципиальный выбор был сделан в пользу стратегии концентрированного роста, включающую стратегию развития товара, стратегию развития рынка и стратегию усиления позиции.
Стратегия усиления позиции ресторанов McDonald’s должна включать следующие основные действия:
- позиционирование - необходимо придать особое место ресторану
McDonald’s в сознании потребителей: лучшие стандарты обслуживания;
- «клубные» традиции;
- брендинг - существующий знак обслуживания McDonald’s требует постоянного поддержания уровня известности и узнаваемости, формирования лояльности потребителей. Это предполагает участие ресторана в различных мероприятиях (например, спонсорство детских и студенческих праздников, соревнований на уровне регионов и т.п.).
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий представлен в двух вариантах согласно пессимистическому и оптимистическому сценариям. Сценарии основаны на качественном прогнозировании (опросе специалистов и экспертов на специализированных форумах).
Общие затраты по проекту мероприятий в области стратегии развития складываются из расходов на рекламную кампанию, расходов на маркетинговые инструменты и расходов на развитие персонала и составляют 3 358 800 руб.
Представленные расчеты обосновывают отсутствие экономической эффективности предлагаемых мероприятий, направленных на увеличение объема продаж в условиях пессимистического сценария.
В то же время, шаги, предпринимаемые руководством в рамках стратегического планирования, позволяют говорить о возможности реализации оптимистического сценария (прирост объема продаж в размере 4,87% от объема продаж предыдущего года). При оптимистическом сценарии мероприятия характеризуется высокой эффективностью.
Кроме того, за счет программы обучения удастся обеспечить высокий уровень обслуживания и возможность формирования постоянного круга клиентов через специальные акции и мероприятия.
Прогнозная оценка эффективности выбранных направлений
свидетельствует об успешной деятельности ресторана McDonald’s в будущем.
1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
3. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 2002.
4. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учеб пособие / Д. В. Арутюнова. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. 122 с.
5. Баженов О. В. Методика формирования прогнозных данных на основе результатов стратегического анализа (на примере предприятий медной промышленности) / О. В. Баженов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2015. Т. 14. № 3. С. 413-431.
6. Балабанова Т. В. Обоснование управленческого анализа в учетно-аналитическую систему прибылеобразующих факторов предприятия / Т. В. Балабанова // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 84-89.
7. Бердникова Л. Ф. Этапы стратегического анализа ресурсного потенциала организации / Л. Ф. Бердникова // Вестник СамГУПС. 2014. № 4 (26). С. 28-32.
8. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2011. 263 с.
9. Витина Ю. А. Отдельные методические подходы к стратегическому анализу для малого и среднего бизнеса / Ю. А. Витина // СМАЛЬТА. 2015. №3. С. 87-91.
10. Гавель О. Ю. Перспективы бизнес-моделирования в стратегическом анализе / О.Ю. Гавель // Инновационное развитие экономики.
2014. №4. С. 101-102.
11. Григорян Г. Л. К вопросу о возможности применения pest-анализа в стратегическом менеджменте / Г. Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-4. С. 74-76.
12. Джексон Л. Т. Как заставить стратегию работать / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2011. 248 с.
13. Евдокимова Н. А. Место стратегического анализа в системе управления предприятием / Н. А. Евдокимова // Наука и общество. 2015. № 2 (21) С. 78-81.
14. Желтова А. А. Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации / А. А. Желтова, Е. И. Фомичева // Контентус. 2015. № 6 (35). С. 142-149.
15. Зимин А. В. Информационно-аналитическая система анализа динамики трендов и выбора стратегических альтернатив развития предприятий и организаций / А. В. Зимин, О. В. Логиновский // Известия высших учебных заведений. 2014. № 6. С. 44-55.
16. Илышева Н. Н. Методологический подход к анализу и формированию риск-системы стратегического управления предприятием / Н. Н. Илышева Е. В. Каранина //Дайджест-финансы. 2011. № 8. С. 33-42.
17. Илышева Н. Н. Стратегический анализ риск-системы предприятия как новое направление экономического анализа / Н. Н. Илышева // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 14 (317). С. 12-19.
18. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 2012. - 399 с.
19. Ковалева Т.В. Методологические основы оценки стратегического потенциала предприятия в условиях риска и неопределенности внешней среды. М., 2011. С.88.
20. Комельчик С. Информационные ресурсы в обеспечении стратегического анализа деятельности организации / С. Комельчик, С. Лапаев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. - № 4, Ч. 2. С. 770-777.
21. Корчагин А. П. Стратегическое планирование: учеб. пособие / А. П. Корчагин, В.В. Соловьев. М.: МИИТ, 2011. 176 с.
22. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 2011. 364 с.
23. Линкевич В. А. Эффективность управления организационно-производственным потенциалом компании: стратегический аспект, концепция и оценка / В. А. Линкевич, С. Дж. Гульманов // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 5. С. 58-66.
24. Лубков В. А. Объект и этапы стратегического анализа организации / В. А. Лубков // Российское предпринимательство. 2013. № 8 (230). С. 46-51.
25. Мамонова О. А. Стратегический подход к анализу системы оценки эффективности менеджмента на промышленном предприятии / О. А. Мамонова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 2 (35). С. 249-252.
26. Маркетинговый анализ предприятия [Электронный ресурс]:
Маркетинговый анализ. М., 2012. Режим доступа: http://center-
yf.ru/data/Marketologu/marketingovyyanaliz-predpriyatiya.php
27. Медков А. Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне / А. Д. Медков // Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259). С. 145-154.
28. Менеджмент организации: учеб пособие / В. Е. Ланкин. Таганрог: ТРТУ, 2011. 304 с.
29. Оценка и анализ внешней среды [Электронный ресурс]: Изучаем менеджмент. М., 2011. Режим доступа: http://www.learnmanage.ru/lmans-485- 1.html
30. Поделинская И. А. Стратегическое планирование: учеб пособие / И. А. Поделинская, М. В. Бянкин. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2011. С.55.
31. Постюшков А.В. Стратегический подход к оценке бизнеса. М., 2012. С.46-50.
32. Портер М. Конкуренция. М.:Вильямс, 2011.
33. Проблемы разработки и реализации стратегии предприятия: монография. Книга 2 / Чернов С.С. и др. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. 382 с.
34. Радченко Ю. В. Предпосылки и условия реализации процедур стратегического анализа / Ю. В. Радченко, О. А. Бражка / Учет и статистика.
2015. № 1 (37). С. 61-66.
35. Резникова О. С. Методы стратегического анализа управления организации / О. С. Резникова // Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 168-172.
36. Романова С. В. Концептуальный подход к стратегическому анализу предприятий строительной отрасли / С. В. Романова // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 169-174.
37. Романова С. В. Методология использования инструментария аналитического инжиниринга в стратегическом анализе / С. В. Романова // Глобальный научный потенциал. 2012. №19. С. 106-112.
38. Слуцкин М. Л. Управленческий анализ на российских предприятиях: становление и перспективы [Текст] / М. Л. Слуцкин, Д. В. Блохин // Аудитор. 2014. № 7. С. 39-49.
39. Сорвина О. В. Использование методов стратегического анализа производственных затрат предприятия / О. В. Сорвина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С.62-69.
40. Старикова Т. В. Применение методологии системного анализа к процессу стратегического бюджетного планирования / Т. В. Старикова, О. И. Богомазова // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-2. С. 395-400.
41. Стратегическое планирование и управление / Под ред. профессора Петрова А.И. Часть 2. - СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 275 с.
42. Сюлина С. П. Стратегический и оперативный анализ как составляющие управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции / С. П. Сюлина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 22. С. 42-48.
43. Тарасов Д. И. Современные инструменты стратегического анализа / Д. И. Тарасов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. - № 10 (70). С. 37.
44. Томпсон-мл. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Вильяме,
2011. 928 с.
45. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. М., 2012. - 298 с.
46. Филобокова Л. Ю. Методологическое и методическое обеспечение стратегического анализа в управлении малым предпринимательством / Л. Ю. Филобокова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2015. Т. 6. № 2. С. 132-153.
47. Фомченкова Л. В. Задачи стратегического анализа в условиях организационно-экономического кризиса / Л. В. Фомченкова // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 159-160.
48. Хасси, Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. Под ред. Л. А. Трофимовой. СПб: Питер, 2011. 384 с.
49. Хисаева А. И. Новые подходы к стратегическому анализу в менеджменте / А. И. Хисаева, И. Ш. Рахманкулов / Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 621.
50. Шамгунов Р. Н. Миссия и видение компании [Электронный ресурс] / Р. Н. Шамгунов // Энциклопедия маркетинга. 2011. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/mission.htm.
51. Шаталов А. А. Современные подходы к разработке аналитического инструментария стратегического анализа / А. А. Шаталов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 8. С. 114-118.
52. Шевелева А. В. Комплексный стратегический подход к анализу негативного воздействия на окружающую среду предприятий нефтегазового комплекса / А. В. Шевелева // TerraEconomicus. 2013. Т. 11. № 4-3. С. 199-203.
53. Шигаев А. И. Реализация парадигмы позитивных перемен и контроль допущений в стратегическом анализе / А. И. Шигаев // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 21. С. 23-33.
54. Эльчуджян А. Л. Современные подходы к стратегическому анализу международных компаний / А. Л. Эльчуджян // Транспортное дело России. 2011. №9. С. 26-28.
55. SWOT-анализ. Основные положения SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс]: Стратегическое управление и планирование. М., 2014. Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/swot.htm.