Введение 3
Понятие биографического метода в психологии 5
История развития биографического метода в психологии 9
Биографический метод в отраслях психологии 12
Биографические источники 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всём протяжении её жизни в масштабе исторической эпохи, в связи, с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. Им посвящены разделы в учебниках и руководствах по методологии психологии и других гуманитарных наук. Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методических средств исследования жизни как естественноисторического процесса на уровне личности, взаимосвязи личностно-биографического и общественно-исторического времени.
Целью данной работы является анализ биографического метода в психологии. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать биографический метод в психологии;
3. Проанализировать историю развития биографического метода в психологии;
4. Рассмотреть биографические источники.
Объектом является биографический метод в психологии.
Предметом – анализ биографического метода в психологии.
В работе использовались такой метод исследования, как изучение и анализ литературы.
В качестве методологической основы использовались труды современных отечественных психологов.
Реферат состоит из содержания, введения, основной части (4 параграфа), заключения и списка использованных источников.
Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.). Этот метод еще недостаточно разработан в психологии и даже в таких областях, как психология личности, характерология, психология искусства, пока отсутствуют разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути.
За век существования биографического метода в прикладной психологии и психологической практике стала очевидной незаменимость биографической информации о личности и её развитии в целях психодиагностики и психокоррекции, а также саморегуляции личностью времени и характера её жизненного пути. Но ещё более заметным стала необходимость развития этого метода в будущем. При этом должна развиваться и генетическая персоналистика, представляющая развитие личности в широком жизненном и историческом контексте.
Психологу систематическое изучение огромного числа биографий поможет, в первую очередь, понять человеческую личность в целом, так как опытное, экспериментальное изучение обычно связано с какой-то отдельной стороной данной личности. Целостный, внутренний мир единой самой в себе человеческой личности ускользает обычно от такого опытного изучения раздробленных элементов этой личности.
1. Бороздина, Г.В. Основы педагогики и психологии: Учебник для СПО / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
3. Логинова Н. А. Некоторые итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке // Методология и история психологии. – 2006. - №2. – С. 67-82.
4. Рыбников Н. Биографический метод в психологии // Развитие личности. – 2010. - №2. – С. 230-243.
5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Уч. пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2015. - 464 c.