Введение 3
Глава1. Лингвометодические основы усвоения полисемии в
начальной школе 8
1.1. Лингвистическая природа полисемии 8
1.2. Методика ознакомления младших школьников с полисемией на
уроках русского языка 15
Глава2. Содержание работы по ознакомлению учащихся начальных
классов с полисемией 23
2.1. Анализ программ, учебников и методической литературы по
проблеме исследования 23
2.2. Экспериментальная работа по овладению многозначными
словами в начальной школе 31
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение
В последние годы исследователи особое внимание уделяют вопросам развития речи как одной из проблем воспитания коммуникативной личности. Необходимость формирования и совершенствования речевых умений на лексическом уровне в начальной школе сегодня не вызывает сомнений. Среди понятий семантического уровня важное место занимает полисемия, или многозначность слова. Данное языковое явление свидетельствует о широких возможностях словаря: богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность.
Полисемантичные слова требуют к себе особого внимания, так как ситуации, связанные с неумелым употреблением многозначных слов, возникают на уроках (например, при написании сочинений) и в повседневной жизни. Ошибки связаны прежде всего с тем, что учащиеся нередко не знают всех или отдельных значений того или иного слова, а значит, неправильно употребляют их в речи. Наблюдения за устной и письменной речью младших школьников показывают, что в большинстве случаев они не умеют употреблять слова в переносных значениях, не осознают оттенки отдельных значений многозначных слов. Сказанное подводит к мысли о том, что уже в начальной школе следует проводить работу по формированию умений адекватно воспринимать и грамотно использовать в речи явление полисемии.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Интерес к названной проблеме и актуальность ее разработки определяется преимущественно тем, что ее решение имеет практическое значение, поскольку запас значений, их характер и способ употребления находятся в тесной связи с уровнем интеллектуального развития ребенка и являются в известной степени его показателями. Обучение полисемии является средством познания лексических явлений, развития языкового чутья, расширения словарного запаса. Выявление сходств и различий в системе значений полисемантичного слова способствует прочному усвоению знаний о закономерностях сочетаемости слов с прямым и переносным значениями, а также выработке умений и навыков употребления их в спонтанной речи.
В школе обычно используются лишь отдельные уроки, на которых в качестве грамматической темы предложены многозначные слова, тогда как каждый урок чтения, развития речи, русского языка дает неограниченные возможности для работы над этим языковым явлением. Встреча с разного рода тропами, объяснение их учителем, самостоятельное толкование этих явлений детьми способствует углублению понимания любого текста. Такая работа позволяет пробудить эмоциональную сферу ребенка, заставляет его высказывать свои мысли, вызванные этими образами. Кроме того, целенаправленная работа с семантикой слова, с его разными значениями и оттенками значений будет способствовать работе по культуре речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения. Вопрос о том, как правильно употреблять многозначные слова с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться , - один из важнейших вопросов речевой культуры. Правила сочетаемости особенно важны при употреблении многозначных слов, так как определенные значения могут употребляться лишь в определенных конструкциях, в сочетаниях с определенными предложно-падежными формами. Именно в значении слова «запрограммирована» его потенциальная сочетаемость с другими словами, его валентность.
Однако в школьной практике значение полисемии языка явно недооценивается. Результатом этой недооценки становятся сочинения и творческие работы учащихся, в которых нет метафорики, нет сравнений, нет игры слов, а приводятся только сухо изложенные факты. Ребенок перестает мыслить и говорить образно, потому что этому его не учат. Особо следует сказать о том, что в работе над усвоением учащимися многозначных слов отсутствует преемственность между начальной и средней школой. Поэтому, на наш взгляд, проблема изучения многозначных слов, работа над образной стороной слова является особенно актуальной для современной школы.
Актуальность исследования связана с недостаточной разработкой методики изучения многозначных слов на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - методика изучения лексики в начальной школе.
Предмет исследования - процесс усвоения учащимися начальных классов полисемии.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в усвоении младшими школьниками полисемии.
Цель выпускной квалификационной работы: решение проблемы.
К поставленной цели мы шли через решение следующих задач.
1. Изучить и проанализировать лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. В ходе констатирующего эксперимента провести анализ владения детьми многозначной лексикой, выявить фактические трудности, которые испытывают дети при усвоении полисемии.
3. Разработать систему упражнений, направленную на активное усвоение многозначного слова и способствующую формированию умений правильного употребления многозначных слов.
4. Проверить эффективность разработанной системы упражнений.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что усвоение учащимися начальных классов полисемии будет способствовать повышению уровня речевого развития учащихся начальных классов, расширению их активного словаря, устранению ошибок и недочетов в устной и письменной речи.
Методической основой исследования является теория усвоения русской лексики, разработанная в трудах М.Р. Львова, С.И. Львовой, Т.Г. Рамзаевой, Н. Черноусовой и других ученых.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- анализ лингво-методической литературы по теме исследования;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- наблюдение за устной и письменной речью учащихся с целью выявления типичных ошибок в употреблении многозначных слов;
- эксперимент;
- метод обработки и анализа результатов эксперимента.
База исследования: 3 «А» класс, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», Ракитянского района, Белгородской области, классный руководитель Гончарова П.В.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, его предмет и объект.
В первой главе рассматриваются лингвометодические основы изучения многозначных слов в начальной школе. С этой целью мы выявляем лингвистическую природу полисемии и раскрываем основы методики ознакомления младших школьников с многозначными словами на уроках русского языка.
Во второй главе анализируется опыт учителей и методистов по проблеме исследования, а также учебники и программы по русскому языку. Описывается проведение эксперимента. Первый этап эксперимента посвящен описанию диагностики знаний детей о многозначных словах и умений определять их значение. Второй этап посвящен описанию формирования умений и навыков употребления многозначных слов. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Роль изучения явления полисемии в начальной школе для повышения культуры речи учеников трудно переоценить. Понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь школьника, не расширяя его количественно. Использование многозначных слов в связной речи увеличивает смысловую нагрузку на известные детям слова, а также предупреждает и исправляет недочеты устной и письменной речи. При правильно поставленном изучении многозначного слова расширяются синонимические ряды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, следовательно, обогащаются выразительные возможности языка учащихся. В результате знакомства с типами переносов наименований у школьников совершенствуется техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.
Проведенная экспериментальная работа показала, что выдвинутое в качестве гипотезы предположение подтвердилось. Действительно, систематически и планомерно организованная работа по овладению явлением многозначности способствует совершенствованию лексической подготовки учащихся начальных классов, повышению уровня их речевого развития, устранению ошибок и недочетов в устной и письменной речи.
Эксперимент показал, что формирование умений младших школьников в области многозначной лексики проходит более эффективно, осуществляется связь теоретического материала о полисемии с практическим овладением навыка определения значений многозначных слов и правильного их употребления в речи; проводится работа над многозначностью слова в процессе изучения всех разделов русского языка; используется языковое богатство художественной литературы как образец использования в языке явления многозначности, разнообразит урок использованием занимательного материала и дидактических игр; подбирается дидактический материал в соответствии с возрастным и индивидуальным развитием младших школьников.
1. Арбатский Д. И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения / Д.И. Арбатский // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - C. 32-37.
2. Архипова Е.А. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения выделены общие элементы смысловых ошибок учащихся / Е.А. Архипова // Начальная школа. - 2006. - №:7. - С. 34-37.
3. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. - М.: Просвещение, 2007. - 294 с.
4. Баранов М.Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка / Т.М. Баранов // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - C. 44-45.
5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2012. - №:6. - С. 76-80.
6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 47-52.
7. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. - 528 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
9. Зализняк А.А. Феномен многозначности и способы его описания / А.А. Зализняк // Вопросы языкознания. - 2009. - №2. - С. 20-46.
10. Калинин А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 231 с.
11. Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников / В.П. Канакина // Начальная школа. - 2015. - №6. - С. 72-77.
12. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 2015. - 152 с.
13. Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями / Н.М. Лаврова // Начальная школа плюс до и после. - 2015.- № 5. - С. 35-40.
14. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская. - М.: Просвещение, 2011. - 464 с.
15. Ларина Г.К. Обогащение речи - важнейший фактор развития и воспитания учащихся / Г.К. Ларина // Начальная школа. - 2011. - №8. -С. 56-60.
16. Левушкина О.Н. Закрепление лексики / О.Н. Левушкина // Начальная школа. - 2001. - №5. - С. 47-52.
17. Лексическое значение слова // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 2010. - С. 261-263.
18. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия,
2014. - 464 с.
19. Львов М.Р. Речевое развитие человека / М.Р. Львов // Начальная школа.
- 2000. - №6. - С. 98-105.
20. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
21. Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка / Л.В. Николенко. - М.: Академия, 2015. - 144 с.
22.Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 2016. - 921 с.
23. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Курс лекций / В.Н. Перетрухин. - Изд. Воронежского университета, 1973. - 360 с.
24. Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору / Н.Н. Полянских // Русский язык в школе. - 2010. - №5. - С. 18-23.
25. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века». - М.: Вентина-Графф, 2017. - 144 с.
26. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2017. - 256 с.
27. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка / А.В. Прудникова. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.
28. Раевская О.В. Метонимия в слове и тексте / О.В. Раевская // Филологические науки. - 2000. - №4. - С. 49-56.
29. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1999. - 431 с.
30. Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., испр.и доп. - М.: АспектПресс, 2010. - 464 с.
31. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку / Н.С. Рождественский, В. А. Кустарев. - М.: Просвещение, 2009. - 346 с.
32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2015. - 383 с.
33. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 131 с.
34. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 138 с.
35. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 131 с.
36. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 138 с.
37. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учебное пособие / под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Академия, 1997. - 219 с.
38. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1 - 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. - 143 с.
39. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2 - /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017.- 133 с.
40. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. -157 с.
41. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. - 118 с.
42. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 1. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. -158 с.
43. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы
Ч. 2. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.- М.: Вентана - граф. - 2017. - 172 с.
44. Русский язык: начальная школа: Программно-методические материалы. /Составитель Л. А. Вохмякина. М.: Дрофа, 2017.- 132с.
45. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений (5-й класс) / Под ред. М.М. Разумовской, П.А Леканта. - М., 2017.- 215 с.
46. Современный русский язык: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.,
2015. - 544 с.
47. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей / М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 1994. - №8. - С. 22-26.
48. Ткаченко Л.Б. Работа с омонимами и многозначными словами на уроках обучения грамоте / Л.Б. Ткаченко // Начальная школа. - 2009.- №6. - С. 11-13.
49. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов,
антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа,2013. - 152 с.
50. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - М.: Высшая школа, 2009. - 415 с.
51. Харченко В.К. Переносное значение слова / В.К. Харченко. - Воронеж, 1989. - 197 с.
52. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 344 с.
53. Шкуропацкая М.Г. Метонимические отношения в лексической системе русского языка / М.Г. Шкуропатская // Филологические науки. - 2013. - №4. - С. 69-77.
54. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. - М., 2017. - 336 с.