ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка 9
1.1. Понятие «лингвистическая компетенция» 9
1.2. Теория русской пунктуации как основа формирования лингвистической компетенции учащихся 13
Глава 2. Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации 24
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы 24
2.2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса в процессе изучения пунктуации (УМК «Начальная школа XXI века») 31
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка 9
1.1. Понятие «лингвистическая компетенция» 9
1.2. Теория русской пунктуации как основа формирования лингвистической компетенции учащихся 13
Глава 2. Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации 24
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы 24
2.2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса в процессе изучения пунктуации (УМК «Начальная школа XXI века») 31
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Научно-познавательный аспект содержания курса «Русский язык» сосредоточен на знакомстве учащихся с системой русского языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков.
Современное языковое образование как явление, включающее языковой, речевой, личностно-развивающий аспекты, обусловливает наличие взаимосвязи языкового образования школьника и воспитания его как языковой личности. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является формирование наряду с коммуникативной и культуроведческой, лингвистической (языковой) компетенции. Поскольку вопрос о разграничении лингвистической и языковой компетенции спорный, решается неоднозначно, мы не будем разграничивать эти понятия. О необходимости формировать названные типы компетенций говорится в нормативных документах (прежде всего в «Концепции модернизации российского образования», в «Учебных стандартах школ России»), в учебных пособиях, в многочисленных публикациях по методике русского языка.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Соответственно лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о языке, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение способами действий, обеспечивающими распознавание языковых явлений и употребление их в речи.
Ведущим разделом курса русского языка в формировании лингвистической компетенции является пунктуация.
Особо, на наш взгляд, следует остановиться на пунктуационных нормах, то есть правилах постановки знаков препинания, которые служат для смыслового, интонационного и грамматического оформления письменной речи. Усвоение пунктуационных норм является основой формирования пунктуационных навыков. По определению Г.И. Блинова, пунктуационные навыки - осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменение условий пунктуационной нормы требует и изменения действий, их сочетания и последовательности.
Формирование у школьников прочных пунктуационных навыков как основы грамотного письма - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Из практики обучения известно, что пунктуационная грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3- 4 классах, 9, 11 классах, результаты ЕГЭ, часть заданий которого связана со знанием пунктуации.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой пунктуационной грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Ситуация осложняется тем, что в основном пунктуация изучается в среднем звене общеобразовательной школы, на начальную школу приходится лишь минимум пунктуационных правил.
Основой лингвистической компетенции являются пунктуационные навыки. Безусловно, формирование пунктуационного навыка представляет собой процесс длительный, требующий серьезной работы и учителя, и учащихся, важно, чтобы он не превратился в автоматическое зазубривание и постоянное списывание текстов, в которых требуется расставить знаки препинания. На наш взгляд, вариативность программ, усложнение учебного материала позволяют вести работу по формированию у учащихся пунктуационных навыков достаточно эффективно. Заслуживает внимания УМК «Начальная школа XXI века», в котором самое серьезное внимание обращено на пунктуацию. Однако методических рекомендаций, опыта работы учителей явно недостаточно для полноценной работы по усвоению учащимися пунктуационных норм, по формированию лингвистической компетенции учащихся.
Таким образом, актуальность данной темы определяется как объективными потребностями развития образования, требованиями общества к грамотным носителям языка, так и необходимостью решения внутренних задач методики русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности изучения пунктуации в формировании лингвистической компетенции младших школьников.
Цель работы - решение данной проблемы.
Объект исследования - методика изучения пунктуации в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации (по УМК «Начальная школа XXI века»).
Гипотеза. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что формирование лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации будет эффективным при соблюдении ряда условий, если:
1) использовать специальные пунктуационные упражнения и задания на разных этапах урока;
2) применять разнообразные методы и приемы изучения пунктуации в тесном единстве с изучением синтаксиса.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования для определения теоретической базы.
2. Провести анализ программ и учебников для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы.
3. Выявить возможности УМК «Начальная школа XXI века» в формировании лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения пунктуации.
4. Изучить опыт методистов и учителей-практиков по данной теме.
5. Разработать систему упражнений и заданий по формированию лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации.
Методы исследования:
- наблюдение;
- анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
- изучение передового педагогического опыта;
- количественная и качественная обработка данных;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Теоретической базой исследования стали работы лингвистов Л. А. Булаховского, А. Б. Шапиро Г. П., Фирсова, Н. С. Валгиной, и др.; психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, С. П. Баранова, а также работы методистов С. И. Абакумова, М. Т. Баранова, Г. И. Блинова, Л. Т. Григорян, Г. А. Фомичёвой и др.
В качестве практического материала для описания опыта, формирования выводов и обобщений нами использованы научно-методические статьи из журналов «Начальная школа», «Русский язык в школе», «Русская словесность, наблюдения за педагогическим процессом и опыт работы в качестве учителя начальных классов.
Апробация работы проходила в выступлениях методологического семинара, на учительских конференциях, в сообщениях на заседании педсовета школы.
Структура выполненной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка» рассматриваются вопросы, связанные с понятием компе- тентностного подхода в обучении, сущностью пунктуационных навыков, с теорией русской пунктуации как основы формирования пунктуационных навыков. Рассматриваются функции и употребление знаков препинания в русском языке.
Во второй главе «Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации» проанализированы программы и учебники по русскому языку с точки зрения изученной проблемы, обобщен опыт работы учителей и методистов по изучению пунктуации в школе, организована и описана экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса (по программе «Начальная школа XXI века»).
В заключении представлены выводы по работе, намечены перспективы дальнейшего исследования.
В приложении представлены планы-конспекты уроков по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации, упражнения и задания, наглядный материал по пунктуации.
Современное языковое образование как явление, включающее языковой, речевой, личностно-развивающий аспекты, обусловливает наличие взаимосвязи языкового образования школьника и воспитания его как языковой личности. В процессе осуществления указанной взаимосвязи определяющим является формирование наряду с коммуникативной и культуроведческой, лингвистической (языковой) компетенции. Поскольку вопрос о разграничении лингвистической и языковой компетенции спорный, решается неоднозначно, мы не будем разграничивать эти понятия. О необходимости формировать названные типы компетенций говорится в нормативных документах (прежде всего в «Концепции модернизации российского образования», в «Учебных стандартах школ России»), в учебных пособиях, в многочисленных публикациях по методике русского языка.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Соответственно лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о языке, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение способами действий, обеспечивающими распознавание языковых явлений и употребление их в речи.
Ведущим разделом курса русского языка в формировании лингвистической компетенции является пунктуация.
Особо, на наш взгляд, следует остановиться на пунктуационных нормах, то есть правилах постановки знаков препинания, которые служат для смыслового, интонационного и грамматического оформления письменной речи. Усвоение пунктуационных норм является основой формирования пунктуационных навыков. По определению Г.И. Блинова, пунктуационные навыки - осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменение условий пунктуационной нормы требует и изменения действий, их сочетания и последовательности.
Формирование у школьников прочных пунктуационных навыков как основы грамотного письма - одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Из практики обучения известно, что пунктуационная грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3- 4 классах, 9, 11 классах, результаты ЕГЭ, часть заданий которого связана со знанием пунктуации.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой пунктуационной грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Ситуация осложняется тем, что в основном пунктуация изучается в среднем звене общеобразовательной школы, на начальную школу приходится лишь минимум пунктуационных правил.
Основой лингвистической компетенции являются пунктуационные навыки. Безусловно, формирование пунктуационного навыка представляет собой процесс длительный, требующий серьезной работы и учителя, и учащихся, важно, чтобы он не превратился в автоматическое зазубривание и постоянное списывание текстов, в которых требуется расставить знаки препинания. На наш взгляд, вариативность программ, усложнение учебного материала позволяют вести работу по формированию у учащихся пунктуационных навыков достаточно эффективно. Заслуживает внимания УМК «Начальная школа XXI века», в котором самое серьезное внимание обращено на пунктуацию. Однако методических рекомендаций, опыта работы учителей явно недостаточно для полноценной работы по усвоению учащимися пунктуационных норм, по формированию лингвистической компетенции учащихся.
Таким образом, актуальность данной темы определяется как объективными потребностями развития образования, требованиями общества к грамотным носителям языка, так и необходимостью решения внутренних задач методики русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности изучения пунктуации в формировании лингвистической компетенции младших школьников.
Цель работы - решение данной проблемы.
Объект исследования - методика изучения пунктуации в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации (по УМК «Начальная школа XXI века»).
Гипотеза. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что формирование лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации будет эффективным при соблюдении ряда условий, если:
1) использовать специальные пунктуационные упражнения и задания на разных этапах урока;
2) применять разнообразные методы и приемы изучения пунктуации в тесном единстве с изучением синтаксиса.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования для определения теоретической базы.
2. Провести анализ программ и учебников для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы.
3. Выявить возможности УМК «Начальная школа XXI века» в формировании лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения пунктуации.
4. Изучить опыт методистов и учителей-практиков по данной теме.
5. Разработать систему упражнений и заданий по формированию лингвистической компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения пунктуации.
Методы исследования:
- наблюдение;
- анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
- изучение передового педагогического опыта;
- количественная и качественная обработка данных;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Теоретической базой исследования стали работы лингвистов Л. А. Булаховского, А. Б. Шапиро Г. П., Фирсова, Н. С. Валгиной, и др.; психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, С. П. Баранова, а также работы методистов С. И. Абакумова, М. Т. Баранова, Г. И. Блинова, Л. Т. Григорян, Г. А. Фомичёвой и др.
В качестве практического материала для описания опыта, формирования выводов и обобщений нами использованы научно-методические статьи из журналов «Начальная школа», «Русский язык в школе», «Русская словесность, наблюдения за педагогическим процессом и опыт работы в качестве учителя начальных классов.
Апробация работы проходила в выступлениях методологического семинара, на учительских конференциях, в сообщениях на заседании педсовета школы.
Структура выполненной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации русского языка» рассматриваются вопросы, связанные с понятием компе- тентностного подхода в обучении, сущностью пунктуационных навыков, с теорией русской пунктуации как основы формирования пунктуационных навыков. Рассматриваются функции и употребление знаков препинания в русском языке.
Во второй главе «Методика формирования лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации» проанализированы программы и учебники по русскому языку с точки зрения изученной проблемы, обобщен опыт работы учителей и методистов по изучению пунктуации в школе, организована и описана экспериментальная работа по формированию лингвистической компетенции учащихся 3 класса (по программе «Начальная школа XXI века»).
В заключении представлены выводы по работе, намечены перспективы дальнейшего исследования.
В приложении представлены планы-конспекты уроков по формированию лингвистической компетенции младших школьников в процессе изучения пунктуации, упражнения и задания, наглядный материал по пунктуации.
Известно, что уровень лингвистической компетенции учащихся недостаточно высокий. Пунктуационные навыки как компонент лингвистической компетенции многих выпускников средней школы остаются неудовлетворительными. Среди многих причин такого явления основной является слабая разработанность практической методики обучения детей пунктуации, начиная с начальной школы. В практике обучения пунктуации сложилась традиция: пунктуацию в школе рассматривать слишком узко (только в плане правописания) и изучать попутно с синтаксисом. Кроме того, принято считать, что пунктуационные знаки используются только в предложении, то есть мы не обращаем внимание учащихся на знаки препинания в упражнениях, состоящих из разрозненных слов. Таким образом, актуальность темы очевидна.
Анализ методической литературы убедил нас в том, что, наряду с использованием традиционных методик при обучении пунктуации (графических схем, алгоритмов, членения текста на предложения, интонационное наблюдение за текстом, заданий на логическое мышление и др.), учителя внедряют в практику обучения и современные технологии. На наш взгляд, поворот современной школы в сторону внедрения компьютерных технологий позволяет вести работу по усвоению учащимися пунктуационных норм достаточно эффективно. В этом нас убедил анализ опыта работы учителей и апробированная на уроках русского языка в третьем классе компьютерная программа по изучению пунктуации в предложениях с однородными членами.
Анализ проведённых уроков русского языка по данной теме позволил сделать вывод о том, что предложенные задания повышают уровень восприятия нового материала, развивают интерес к изучаемой теме, способствуют поэтапному формированию пунктуационного навыка.
Экспериментальная работа позволила сделать выводы о том, что
1. У большинства учащихся начальной школы самыми употребительными и «знакомыми» являются точка и запятая, с остальными знаками препинания учащиеся знакомы номинально и о функциях многих из них не знают.
2. Учащиеся допускают ошибки на известные им пунктуационные правила, что говорит о том, что пунктуационный навык достигается только при условии целенаправленной каждодневной работы.
3. Учащиеся должны увидеть знаки препинания в тексте, знать их состав, а также смысловые отношения между словами и предложениями в составе текста;
4. Использование в практике обучения пунктуации компьютерных программ способствует эффективности усвоения материала.
5. Результат констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о повышении уровня пунктуационной грамотности учащихся экспериментальных классов.
6. Для прочного формирования пунктуационных навыков учащихся необходимо использовать разнообразные методы и приемы.
7. Следует обращать внимание на пунктуацию в художественных текстах.
8. Работа по формированию пунктуационных навыков должна проводиться не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях с целью развития интереса к такому важному разделу.
9. Формирование лингвистической компетенции - длительный процесс. Мы рассмотрели лишь часть его - формирование пунктуационных навыков учащихся.
В рамках одной работы невозможно показать все особенности изучаемой темы, поэтому наша работа не претендует на полноту изложения данной проблемы, а представляет лишь частный случай анализа.
Анализ методической литературы убедил нас в том, что, наряду с использованием традиционных методик при обучении пунктуации (графических схем, алгоритмов, членения текста на предложения, интонационное наблюдение за текстом, заданий на логическое мышление и др.), учителя внедряют в практику обучения и современные технологии. На наш взгляд, поворот современной школы в сторону внедрения компьютерных технологий позволяет вести работу по усвоению учащимися пунктуационных норм достаточно эффективно. В этом нас убедил анализ опыта работы учителей и апробированная на уроках русского языка в третьем классе компьютерная программа по изучению пунктуации в предложениях с однородными членами.
Анализ проведённых уроков русского языка по данной теме позволил сделать вывод о том, что предложенные задания повышают уровень восприятия нового материала, развивают интерес к изучаемой теме, способствуют поэтапному формированию пунктуационного навыка.
Экспериментальная работа позволила сделать выводы о том, что
1. У большинства учащихся начальной школы самыми употребительными и «знакомыми» являются точка и запятая, с остальными знаками препинания учащиеся знакомы номинально и о функциях многих из них не знают.
2. Учащиеся допускают ошибки на известные им пунктуационные правила, что говорит о том, что пунктуационный навык достигается только при условии целенаправленной каждодневной работы.
3. Учащиеся должны увидеть знаки препинания в тексте, знать их состав, а также смысловые отношения между словами и предложениями в составе текста;
4. Использование в практике обучения пунктуации компьютерных программ способствует эффективности усвоения материала.
5. Результат констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о повышении уровня пунктуационной грамотности учащихся экспериментальных классов.
6. Для прочного формирования пунктуационных навыков учащихся необходимо использовать разнообразные методы и приемы.
7. Следует обращать внимание на пунктуацию в художественных текстах.
8. Работа по формированию пунктуационных навыков должна проводиться не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях с целью развития интереса к такому важному разделу.
9. Формирование лингвистической компетенции - длительный процесс. Мы рассмотрели лишь часть его - формирование пунктуационных навыков учащихся.
В рамках одной работы невозможно показать все особенности изучаемой темы, поэтому наша работа не претендует на полноту изложения данной проблемы, а представляет лишь частный случай анализа.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( на материале Универсального словаря)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (НА ПРИМЕРЕ «ЯНДЕКС. УЧЕБНИКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ
ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование языковой игры как средства развития лингвистической
компетенции младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



