Практическая часть работы сделана на примере Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа №16».
Название этого объекта можно поменять и тогда данная работа подойдет для любого города и вуза.
Есть приложения
Введение 3
Для решения поставленных задач, были определены методы исследования: метод теоретического анализа; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение литературных источников. 4
1 Теоретические аспекты технологии развивающего обучения 5
1.1 Сущность теории развивающего обучения 5
1.2 Система методов правового образования в рамках развивающего
обучения 8
2 Описание организации и проведения исследования 14
2.1 Современные требования к построению урока права 14
2.2 Организация развивающего обучения при изучении права в
10-11 классах 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Приложение 4 37
В процессе изучения основ правовых знаний, учащиеся должны получать самые необходимые знания о праве и его отраслях, об устройстве государства, о правовых процедурах решения проблем и т.д. Обладая перечисленными знаниями, выпускник станет компетентным гражданином. Учащиеся должны уметь использовать полученные знания на практике в реальной жизни, поэтому в процессе преподавания правовых дисциплин необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой образования, в этом случае, можно назвать развивающее обучение.
Необходимость применения данной формы продиктована требованиями современного общества к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Применение данной технологии способствует самостоятельной работе учащихся, в результате которой происходит интеллектуальное развитие личности школьника. Данным фактом объясняется актуальность темы.
Цель работы – изучить процесс применения технологии развивающего обучения на уроках права.
Объектом работы является уроки права в старших классах общеобразовательной школы.
Предметом – технология развивающего обучения на уроках права в старших классах общеобразовательной школы.
Гипотеза работы: применение технологии развивающего обучения на уроках права способствует более глубокому освоению правовых знаний.
Задачи работы:
1. Определить сущность развивающего обучения;
2. Выявить основные методы технологии развивающего обучения;
3. Обозначить требования к построению урока права;
4. Проанализировать организацию развивающего обучения на уроках
права в 10-11 классах школы.
Для решения поставленных задач, были определены методы исследования: метод теоретического анализа; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение литературных источников.
В качестве эмпирической базы работы был определен 11 класс (25 учащихся) школы №16 города Омска.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: результаты работы могут быть использованы в процессе подготовки педагогов, с целью повышения качества подготовки студентов, а также студентами для профессионального совершенствования.
Технология развивающего обучения впервые появилась в 60-е годы ХХ столетия и до настоящего времени продолжает совершенствоваться. Несмотря на столь долгое существование данной системы, до сих пор нет четкого ее определения. На основании существующих характеристик этого процесса, был сделан вывод, что данная технология представляет собой процесс, в котором большое внимание уделяется интеллектуальному развитию школьников. Содержание обучение нацелено на потенциальные возможности и их реализацию. Цель достигается путем использования различных методов и приемов обучения.
Было выявлено существование различных методов, которые в соответствии с общей дидактикой делятся на следующие группы: стимулирования и мотивации, организации и осуществления деятельности, контроля и самоконтроля. К развивающим методам, применяемым в правовом образовании, можно отнести: проблемный метод, эвристический, метод проектов, мозговой штурм, дидактические игры
Перечисленные методы объединяет то, что ученики самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними вопросы.
При выборе методов и приемов для развивающего обучения, необходимо учитывать следующие моменты: наличие комплекса базовых знаний, необходимых для творчества; сложный материал дается с помощью объяснительно-иллюстративного метода, учет потенциальных возможностей учеников, личные способности педагога.
Специфика школьного правового образования заключается в том, что обучение праву осуществляется либо в рамках интегративного курса, либо как самостоятельный модульный курс. Основной формой обучения основам права остается урок, как вариативная форма организации учебного процесса для решения задач правового образования. Целям развивающего обучения более всего отвечают нетрадиционные занятия, структура которых включает: подготовительный период, собственно урок и анализ урока.
Практическое применение форм и методов развивающего обучения изучалось на базе Бюджетного общеобразовательного учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа №16».
В результате был сделан вывод об эффективности развивающего обучения при изучении правовых вопросов. На основании результатов опроса, который показал недостаточный уровень правовой культуры, были запланированы уроки по изучению семейного и трудового права.
Акцент был сделан на организацию самостоятельной деятельности учеников, которая выражается в работе с юридическими документами на уроке. В частности, учащиеся изучали такие документы, как законодательные акты, судебные документы, договорная документация и т.д. При этом были использованы следующие приемы: комментированное чтение, решение ситуационных задач, составление схем, поиск ошибок в тексте. Такие методы позволили глубже усвоить материал, поскольку теоретические знания они получали самостоятельно.
Для иллюстрации применения методов развивающего обучения был представлен конспект урока по семейному праву.
В результате проделанной работы, работы было доказано, что применение технологии развивающего обучения правовых вопросов способствует более глубокому знанию материала, формированию у них умений применять теоретические знания при анализе событий и решении задач. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы нашла свое подтверждение.
1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.01.2019)
2. Аракчеева З. В., Типы развивающего обучения// Молодой ученый. – 2017. - №9. - С. 297
3. Воробьева С.В. Организационно-методологический аспект модернизации правового образования// Вестник ТГУ.- 2012.- Вып. 3.- С. 34
4. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию - один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. - с. 4
5. Долбнев В. В. Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 134
6. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников// Вестник КГУ.- 2099.- №3.- С. 34
7. Ибрагимова Е.М. Особенности преподавания права в средних
общеобразовательных организация// Вестник ТГПУ.- 2014.- Вып.6.- С. 45
8. Казарина Л.А. Реализация проектной и исследовательской
деятельности учащихся// Вестник ТГПУ.- 2011.- Вып.6.- С. 45
9. Комарницкий А.В. К вопросу о необходимости повышения
правовой культуры// Вестник Герценовского университета.- 2012.- №2.- С. 45
10. Кукушкина А. С. Проектная и исследовательская деятельность в
образовательном комплексе // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 148
11. Куприянов А.Ю. Преподавание уголовного права в школе:
инновации и традиции// Мир науки и образования.-2016.- №1.- С. 56
12. Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент цивилизационной
специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума // Гуманитарные науки и образование.- 2014. - № 1 (17). - С. 141
13. Лебедева О.В. ФГОС школьного образования: проектирование и
организация исследовательской деятельности в учебном процессе// Вестник Нижегородского ун-та.- 2013.-№5.- С. 112
14. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с. – (Современная школа: управление и вос- питание)
15. Махова А.В. Использование креативных технологий на уроках
права в 10-11 классах// Международный научный журнал «Инновационная наука».- 2015.- №8.- С.67
16. Маюрова Л. В. Современные подходы к организации учебно-
исследовательской деятельности школьников// Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 660
17. Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения //
Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1138
18. Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм
развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 160
19. Мушкина И.А. Основы учебно-исследовательской деятельности:
учебн. пособие для СПО. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:Юрайт, 2017.- 181с.
20. Насырова Н. Р. Возможности применения метода эвристических
вопросов в преподавании правовых дисциплин // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 809-811
21. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
22. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ // Юридический журнал директора школы. – 2011. – № 6. − С.
23. Соболева Н.Д. Об интегративном характере исследовательской
деятельности школьников// Информационные компьютерные технологии образовании.- 2014.- №4.- С. 45
24. Старовиков М.И. Учебная исследовательская деятельность
школьника: определения, место и значение в учебном процессе// Информационные компьютерные технологии образовании.- 2014.- №3.- С.67
25. Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания
правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии)/ К.С. Ядрышников // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 150
26. Белянкова Е.И. Методические аспекты использования юридических
документов на уроках права и обществознания//Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.- 2016. № 8 (26). –http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440
27. Креативные методы обучения в компетентностном подходе к
Образованию: сайт.- http://www.openclass.ru/pages/173485
28. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .-
http://президент.рф/news/6683
29. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной
школе//Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.-2012.- №2.- www.vestnik.nspu.ru