Художественные приемы в современной документалистике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ И ИГРОВЫМ КИНО 6
1.1. Документалистика как вид образной публицистики 6
1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального
кино 9
1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения
художественных приемов в документальном фильме 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ 20
2.1. Пластическая выразительность кадра 20
2.2. Динамика экрана 34
2.3. Изобразительно-звуковой образ 42
ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ОСТРОВ» 48
3.1. Концепция короткометражного фильма "Остров" 48
3.2. Использование художественных приемов в фильме "Остров" 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ФИЛЬМОГРАФИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ И ИГРОВЫМ КИНО 6
1.1. Документалистика как вид образной публицистики 6
1.2. Взаимодействие документального и игрового кино. Жанры документального
кино 9
1.3. Методы создания документальных фильмов. Целесообразность применения
художественных приемов в документальном фильме 13
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ 20
2.1. Пластическая выразительность кадра 20
2.2. Динамика экрана 34
2.3. Изобразительно-звуковой образ 42
ГЛАВА 3. РАБОТА АВТОРА НАД ФИЛЬМОМ «ОСТРОВ» 48
3.1. Концепция короткометражного фильма "Остров" 48
3.2. Использование художественных приемов в фильме "Остров" 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ФИЛЬМОГРАФИЯ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Документальные фильмы являются особенным жанром в киноиндустрии. Если художественный (или игровой) фильм - это воссоздание действительности в игровой форме, то документальный - это и есть сама реальность.
Документальный фильм - вид кинематографа. Документальным называется такой фильм, в основу которого легли съемки подлинных лиц и событий.
Именно поэтому данный жанр был востребован во все времена.
Первый документальный фильм появился еще в 19 веке, когда братья Люмьер сняли короткометражную картину "Прибытие поезда на вокзал Ла- Сьота". Собственно, именно с документалистики и взял свое начало весь кинематограф. На сегодняшний день только в России существует более десятка фестивалей, посвященных именно документальным лентам. Это говорит о неослабевающей, а только возрастающей популярности данного жанра у зрителей.
В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (географические, исторические, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: "рассказать нам о мире, в котором мы живем". Таким образом, первостепенной миссией документалистики является информирование. Однако с развитием жанра стало ясно, что документальные фильмы призваны не только документировать реальность, но и за счет специфики своего создания формировать отношение людей к освещаемой теме.
Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино занимает одно из лидирующих мест в создании образа своего времени. Почти каждый телеканал имеет в своей сетке вещания документальные фильмы или проекты. В зависимости от жанра документальной ленты, в ней превалируют те или иные средства художественной выразительности, которые документалистика почерпнула из игрового кино. Изучение этих приемов важно как для теории, так и для практики создания документальных фильмов.
Новизна исследования заключается в том, что в работе систематизированы методы и приемы создания художественного образа, используемые в современной документалистике, выявлены особенности этих приемов, а также их смысловая и художественная целесообразность. Кроме того, новизной данной работы стало создание собственного короткометражного документального фильма "Остров", в котором автор применил некоторые из художественных приемов.
Цель работы - выявить, описать и охарактеризовать приемы, направленные на создание художественного образа в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере собственного фильма показать их значимость в создании художественного образа на экране.
Поставленная цель определила следующие задачи:
[ исследовать традиции использования в документалистике художественных приемов;
[ выявить предпосылки и факторы, влияющие на использование художественных приемов в современных
отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также рассмотреть их на целесообразность использования;
[ типологизировать основные художественные приемы,
используемые в структуре документальных фильмов;
[ обосновать использование художественных приемов
в собственном документальном проекте.
Объект исследования - отечественные и зарубежные документальные фильмы, созданные в период с 2000 по 2016 год, в которых активно используются художественные приемы.
Предмет исследования - целесообразность использования художественных приемов в современной отечественной и зарубежной документалистике.
Научно-теоретическую базу работы составили труды Нечай О.Ф. и Ратникова Г.В., Горюновой Н.Л., Беляева И.К., М.Рабинера, А.Розенталя, Дробашенко С.В. и др. Исследование было бы неполным без обращения к опыту известных режиссеров как документального, так и игрового кино. Среди них стоит выделить Д.Вертова, С.Эйзенштейна, А.Митта и других.
Эмпирическую базу составили такие отечественные фильмы как "Счастливые люди" (2008), "Написано Сергеем Довлатовым" (2012) и др. А также зарубежные документальные ленты: "Самсара" (2011), "Коммуналка" (2008), "Эми" (2015) и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений
Документальный фильм - вид кинематографа. Документальным называется такой фильм, в основу которого легли съемки подлинных лиц и событий.
Именно поэтому данный жанр был востребован во все времена.
Первый документальный фильм появился еще в 19 веке, когда братья Люмьер сняли короткометражную картину "Прибытие поезда на вокзал Ла- Сьота". Собственно, именно с документалистики и взял свое начало весь кинематограф. На сегодняшний день только в России существует более десятка фестивалей, посвященных именно документальным лентам. Это говорит о неослабевающей, а только возрастающей популярности данного жанра у зрителей.
В задачи документалистики входят: обучение и просвещение (учебные фильмы), исследование (географические, исторические, этнографические и т.д.), пропаганда (науки, религии, политической системы и т.д.), хроника, а также публицистика. По словам Хью Бэдли все эти задачи объединяет главная: "рассказать нам о мире, в котором мы живем". Таким образом, первостепенной миссией документалистики является информирование. Однако с развитием жанра стало ясно, что документальные фильмы призваны не только документировать реальность, но и за счет специфики своего создания формировать отношение людей к освещаемой теме.
Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино занимает одно из лидирующих мест в создании образа своего времени. Почти каждый телеканал имеет в своей сетке вещания документальные фильмы или проекты. В зависимости от жанра документальной ленты, в ней превалируют те или иные средства художественной выразительности, которые документалистика почерпнула из игрового кино. Изучение этих приемов важно как для теории, так и для практики создания документальных фильмов.
Новизна исследования заключается в том, что в работе систематизированы методы и приемы создания художественного образа, используемые в современной документалистике, выявлены особенности этих приемов, а также их смысловая и художественная целесообразность. Кроме того, новизной данной работы стало создание собственного короткометражного документального фильма "Остров", в котором автор применил некоторые из художественных приемов.
Цель работы - выявить, описать и охарактеризовать приемы, направленные на создание художественного образа в современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере собственного фильма показать их значимость в создании художественного образа на экране.
Поставленная цель определила следующие задачи:
[ исследовать традиции использования в документалистике художественных приемов;
[ выявить предпосылки и факторы, влияющие на использование художественных приемов в современных
отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также рассмотреть их на целесообразность использования;
[ типологизировать основные художественные приемы,
используемые в структуре документальных фильмов;
[ обосновать использование художественных приемов
в собственном документальном проекте.
Объект исследования - отечественные и зарубежные документальные фильмы, созданные в период с 2000 по 2016 год, в которых активно используются художественные приемы.
Предмет исследования - целесообразность использования художественных приемов в современной отечественной и зарубежной документалистике.
Научно-теоретическую базу работы составили труды Нечай О.Ф. и Ратникова Г.В., Горюновой Н.Л., Беляева И.К., М.Рабинера, А.Розенталя, Дробашенко С.В. и др. Исследование было бы неполным без обращения к опыту известных режиссеров как документального, так и игрового кино. Среди них стоит выделить Д.Вертова, С.Эйзенштейна, А.Митта и других.
Эмпирическую базу составили такие отечественные фильмы как "Счастливые люди" (2008), "Написано Сергеем Довлатовым" (2012) и др. А также зарубежные документальные ленты: "Самсара" (2011), "Коммуналка" (2008), "Эми" (2015) и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений
Исследование специфики использования художественных приемов в документальных фильмах позволяет сделать вывод о том, что знание правильного вплетения их в структуру картины имеют крайне важное значение для профессиональной деятельности режиссера-документалиста, а также журналиста (автора), который намерен осветить общественнозначимую проблему посредством документального фильма.
Выбор каждого художественного приема обусловлен задачами и целью, которые преследует автор документального фильма. Кроме того, в зависимости от выбора жанра документального фильма напрямую зависит возможность использования конкретных приемов создания экранного образа. Исходя из рассмотренных примеров современных документальных фильмов, можно сделать вывод, что один и тот же художественный прием может по- разному раскрыть замысел автора: усилить его позицию, а также акцентировать внимание зрителя на отдельной детали.
Кроме того, можно утверждать, что с развитием технических возможностей расширилась и палитра приемов создания художественного образа в документальном фильме. Наряду с этим возросли и требования зрителей, предъявляемые к аудиовизуальным произведениям. Теперь автору- документалисту недостаточно просто зафиксировать факт и показать его на экране, соблюдая причинно-следственные связи. Успех современного документального фильма у публики зависит и от умения режиссера заинтересовать зрителей драматургией фильма, его композицией, экранными образами, насыщенностью художественными приемами. Так как, исходя из утверждения, что рамки между игровым и документальным фильмом с каждым годом становятся все более незаметными, критерии зрителя к выполнению документальной картины не менее жесткие, чем к художественному фильму.
Таким образом, цель данной работы была достигнута за счет выполнения поставленных задач. Мы структурировали основные художественные приемы на несколько групп, что позволило нам сделать вывод об особой специфике употребления каждого из приемов. Также мы рассмотрели использование каждого приема на примерах современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере создания собственного проекта. Это позволило сделать вывод о том, что в практике киношкол по всему миру использование тех или иных художественных приемов имеет практически одни и те же цели. Поэтому тщательное изучение каждого художественного приема имеет важное значение как для теоретиков кино и телевидения, так и для практиков. Так как от целесообразного их использования напрямую зависит мнение зрителей об освещаемой теме.
Выбор каждого художественного приема обусловлен задачами и целью, которые преследует автор документального фильма. Кроме того, в зависимости от выбора жанра документального фильма напрямую зависит возможность использования конкретных приемов создания экранного образа. Исходя из рассмотренных примеров современных документальных фильмов, можно сделать вывод, что один и тот же художественный прием может по- разному раскрыть замысел автора: усилить его позицию, а также акцентировать внимание зрителя на отдельной детали.
Кроме того, можно утверждать, что с развитием технических возможностей расширилась и палитра приемов создания художественного образа в документальном фильме. Наряду с этим возросли и требования зрителей, предъявляемые к аудиовизуальным произведениям. Теперь автору- документалисту недостаточно просто зафиксировать факт и показать его на экране, соблюдая причинно-следственные связи. Успех современного документального фильма у публики зависит и от умения режиссера заинтересовать зрителей драматургией фильма, его композицией, экранными образами, насыщенностью художественными приемами. Так как, исходя из утверждения, что рамки между игровым и документальным фильмом с каждым годом становятся все более незаметными, критерии зрителя к выполнению документальной картины не менее жесткие, чем к художественному фильму.
Таким образом, цель данной работы была достигнута за счет выполнения поставленных задач. Мы структурировали основные художественные приемы на несколько групп, что позволило нам сделать вывод об особой специфике употребления каждого из приемов. Также мы рассмотрели использование каждого приема на примерах современных отечественных и зарубежных документальных фильмах, а также на примере создания собственного проекта. Это позволило сделать вывод о том, что в практике киношкол по всему миру использование тех или иных художественных приемов имеет практически одни и те же цели. Поэтому тщательное изучение каждого художественного приема имеет важное значение как для теоретиков кино и телевидения, так и для практиков. Так как от целесообразного их использования напрямую зависит мнение зрителей об освещаемой теме.
Подобные работы
- Художественные приемы в документалистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Художественные приемы в документалистике
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2016 - Метод наблюдения в современной документалистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА С.В. ЛОЗНИЦЫ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Метод наблюдения в современной документалистике
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - Специфика художественного образа в современной теледокументалистике
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАРГИНАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ДОКУМЕНТАЛИСТИКИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция телевизионной документалистики: мокьюментари, докудрама, трэш
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Композиционно-сюжетная структура сценария
художественной программы
(на примере цикла «И дольше века длится год...» телеканала «МОСТ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



