Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Духовный свет Н.В. Гоголя.....................................................................5
1.1. Духовная биография Н.В. Гоголя...................................................................5
1.2. Место религии в жизни Н.В. Гоголя............................................................16
Глава 2. Философские идеи в творчестве Н.В. Гоголя («Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки»)....................................................................19
2.1. Духовно-нравственные сочинения Н.В. Гоголя..........................................19
2.2. «Мертвые души» - тупик эволюции.............................................................22
Заключение.............................................................................................................28
Список используемой литературы.......................................................................29
Актуальность исследования. Гоголь — одна из самых аскетических фигур в русской литературе. Его жизнь, в особенности последнее ее десятилетие, проходила под знаком все усиливающейся тяги к земному претворению христианского идеала. В этом стремлении он черпал и душевные, и физические силы, в нем он видел спасение от своих недугов. Здоровая душа, по Гоголю, — это душа живая, свободная от страстей и от греха. И в наши дни с неменьшей актуальностью звучит гоголевский завет, данный им своим соотечественникам: «Будьте не мертвые, а живые души». Писатель воплощал в своей жизни важнейшие обеты монашества — целомудрия и нестяжания, в конце жизни несколько раз ездил в Оптину Пустынь и собирался на Афон. Но подлинный трагизм его положения заключался в том, что монашеский склад был только одной и, вероятно, ...
Сегодня имя Гоголя нередко можно встретить в исследованиях по русской философии и даже истории русской Церкви. Выходят коллективные монографии и сборники статей, посвященные философским аспектам мировоззрения и творчества Гоголя. Вместе с тем во многом остается справедливым замечание протопресвитера профессора В. В. Зеньковского, что время «для исторически справедливой оценки Гоголя как мыслителя еще не настало».
Миросозерцание Гоголя отличается удивительной цельностью и единством. В лекции о багдадском калифе Ал-Мамуне (IХ в. по Р. Х.), на которой присутствовали А. С. Пушкин и В. А. Жуковский (опубл. в 1835 ...