Введение 4
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Системные аналитики и бизнес аналитики 8
1.2. Должностные функции и обязанности системного аналитика .... 12
1.3. Компетенции системного аналитика 19
1.4. Сообщество системных аналитиков 22
1.5. Анализ рынка труда 23
1.5.1. Описание источника данных 23
1.5.2. Результаты выборки 27
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРЕБОВАНИЙ К
КОМПЕТЕНЦИЯМ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 28
2.1. Анализ образовательных программ 28
2.2. Обзор существующих образовательных курсов 31
3. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ 33
3.1. Основные идеи образовательного модуля 33
3.2. Образовательный модуль 35
3.3. Методика проектирования заданий и спроектированные примеры
36
3.4. Пример заданий образовательного модуля 42
3.5. Интеграция в учебный процесс 43
3.5.1. Форма контроля 44
3.5.2. Методические рекомендации студентам 44
3.5.3. Методические рекомендации преподавателям и тьюторам .... 46
3.5.4. Структура занятия 46
3.5.5. Метаданные образовательного модуля 47
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение
Профессия системный аналитик появилась в 60-е годы в США, Европе и СССР[1]. В то время под ней понимались специалисты по решению широкого круга организационно-технических проблем, имеющих сложную междисциплинарную природу. Профессия системный аналитик в области информационных технологий и систем возникла совсем недавно. Ее появление связано напрямую с повышением спроса на автоматизацию процессов в крупных фирмах.
Ключевая задача системного аналитика заключается в разработке непротиворечивой и полной модели требований к внедряемому программному обеспечению. Он собирает информацию у всех участников производственного процесса, обрабатывает ее и досконально описывает функционал программного обеспечения.
Компетенции и трудовые функции системного аналитика были зафиксированы в Федеральном стандарте Системного аналитика [2], который был утверждён министром труда РФ 28 октября 2014 года.От специалиста требуются знания в сфере информативных технологий, менеджмента, экономики и сферы деятельности компании, для которой решаются задачи.
Как показывают практика и опросы работодателей, на текущий момент выпускники ВУЗов, работая системными аналитиками не способны правильно применять компетенции, полученные в ходе обучения.
Целью данной работы является проектирование специализированного образовательного модуля, предназначенного естественным образом для обучения аналитиков. Для этого будут рассмотрены различные источники требований к компетенциям аналитика, будет проведен анализ рынка, для чего будет применен специальный разработанный инструмент. Далее будут рассмотрены типовые блоки задания данного модуля и принципы их конструирования. Само описание модуля приведено в приложении.
В ходе работы была изучена профессия системный аналитик и государственный стандарт профессии. Был составлен список компетенций системного аналитика, распределенных по группам и уровням. Были исследованы должностные обязанности и трудовые функции.
Также был проведен анализ требований рынка труда и образовательных программ. Для этого был разработан инструмент для автоматизированного получения требований рынка труда. Проведен сравнительный анализ компетенций, требуемых на рынке труда и компетенций, формируемых образовательными программами высших учебных заведений.
Реализован образовательный модуль, развивающий интегральные компетенции (приложение А).Разработан план внедрения образовательного модуля в учебный процесс.
Пояснительная записка к профессиональному стандарту [Электронный ресурс] URL: http://school.system-analysis.ru/wp-content/uploads/profstandart/ Profstandart.RF .Sistemnyj .Analitik. pdf
ПРИКАЗ Минтруда РФ от 28.10.2014 N 809н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "СИСТЕМНЫЙ АНАЛИТИК" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2014 N 34882) [Электронный ресурс] [2014]. URL: https://minjust.consultant.ru/files/12357
IIBA, International Institute of Business Analysis. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledger. International Institute of Business Analysis, 2009. 272 pp.
Бариленко В.И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция., Т. 4, 2012. С. 202-207.
Иванова В.А., Перерва А.Д. Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста. 2-е изд. Питер, 2016. 304 с.
Системный аналитик: Описание профессии [Электронный ресурс] // Министерство Труда и Социальной Защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions/1670
IEEE Computer Society. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (Swebok(r)): Version 3.0. IEEE Computer Society Press, 2014. 348 pp.
Смирнова О.О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации // ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ 49
. РОССИИ, Т. 4 (57), 2011. С. 32-39.
Гудов А.М., Завозкин С.Ю., Трофимов С.Н. Технологии разработки . программного обеспечения // ЭУМК ТРПО. 2009. URL: http://
unesco. kemsu.ru/study_work/method/po/UMK/index.html
Devis A.M. Just Enough Requirements Management: Where Software 0. Development Meets Marketing. Just Enough Requirements Management: Where Software Development Meets Marketing, 2013. 144 pp.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
1. общение: учебник для вузов. Питер, 2003.
Шабанов О.А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках
2. компетентностного подхода в образовании // Человек и образование, Vol. 3 (44), 2015.
Computer Systems Analysts [Электронный ресурс] // U.S. Bureau of
3. Labor Statistics: [сайт]. [2016]. URL: https://www.bls.gov/ooh/computer-and- information-technology/computer-systems-analysts.htm
Вузы по специальности «Системный анализ и управление»
4. [Электронный ресурс] // Учёба.ру: [сайт]. URL: https://www.ucheba.ru/for- abiturients/vuz/spec/55216
Илюшечкин Т. Основы использования и проектирования баз данных.
5. Юрайт, 2017. 214 с.
ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. [Электронный ресурс] // Электронный фонд
6. правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. [2016]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-19-201-78
ГОСТ ISO 9000-2011 [Электронный ресурс] // Электронный фонд
7. правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. [2016]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200093424
UML® Version 2.0 Specifications [Электронный ресурс] [2005]. URL:
8. http: //www.omg.org/spec/UML/2.0/
Ильин М.В., Калицкий Э.М., Шкляр А.Х. Педагогика
9. профессионального образования. РИПО, 2012. 374 с.
Сафонова Е.И. Рекомендации по использованию в учебном процессе 0. интерактивных технологий. Москва: Электронная библиотека РГГУ, 2015. 88 с.